Тема:
«Многообразие
мира животных»
Цели:
1.Познакомить учащихся с основными группами
животного мира и классификацией животных по их групповым признакам.
Закрепить пройденный
материал
2.Развивать умения находить отличительные
черты животных, группировать их на основе анализа характерных
признаков; расширить круг известных детям животных, развивать
наблюдательность; прививать желание познавать мир
животных.
3. Воспитывать внимательное отношение к
природе
Тип
урока: открытия нового
знания.
Оборудование:
презентация «Разнообразие животных»,
компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник для 2 класса
«Окружающий мир», дидактическая тетрадь, выставка книг о
животных.
Ход
урока.
-
Организационный
момент.
А сейчас проверь,
дружок,
Ты готов начать
урок?
Всё ль на
месте,
Всё в
порядке,
Ручка, книжка и
тетрадка?
Все ли правильно
сидят,
Все ль внимательно
глядят?
Каждый хочет
получать:
Только лишь оценку
"5".
Проверка
пройденного :
- На прошлых уроках мы знакомились с
растительным миром.
Давайте проверим, что вы знаете из
пройденного материала.
А)
Тест.
1. Как называется наука о
растениях?
а)
ботаника.
б)
астрономия.
в)
почвоведение.
2. Что относится к хвойным
растениям?
а)
липа.
б)
сосна.
в)
одуванчик.
3. Что содержит плод
растения?
а)
цветок.
б)
семена.
в)
стебель.
4. Орган растения, который находится в
почве?
а)
цветок.
б)
лист.
в)
стебель.
г)
корень.
6. Какие растения заносят в Красную
книгу?
А)
редкие
Б) самые
красивые
В)
лекарственные
-Какую большую тему мы закончили
изучать? (Многообразие растительного
мира)
Введение и
сообщение темы урока с использованием компьютерной
презентации.
- Сегодня мы покидаем царство растений и
переходим к изучению новой темы. А какой, вы узнаете, если
отгадаете кроссворд.
Кроссворд
В жаркой Африке
гуляет,
Длинной шеей
удивляет,
Сам высокий, будто
шкаф,
Жёлтый, в пятнышках …
(жираф).
2. С желтой грудкой у
окошка
Собирает шустро
крошки
Отгадайте что за
птица?
Называется
(Синичка)
Все время по лесу он
рыщет,
Он в кустах кого-то
ищет.
Он из кустов зубами
щелк,
Кто скажите это -
…(волк)
Ест траву, жуёт,
молчит…
А потом полдня
мычит:
- Мне погладите бока
–
Дам парного молока!
(Корова)
На полянке, на
пенечке
Как-то выросли
грибочки,
Очень дружные ребята
-
Настоящие
(опята)
Эта птица всем знакома
-
Важно ходит возле
дома
Кар-Кар-Кар вдруг
закричит,
И спокойно
улетит.
Очень хитрая
персона,
А зовут её
(Ворона)
Стоял на крепкой
ножке,
Теперь лежит в
лукошке
Летом ходит без дороги (белый
гриб)
Возле сосен и
берез,
А зимой он спит в
берлоге,
От мороза прячет
нос.(Медведь)
- О ком идет
речь?
- Тема нашего урока - «Многообразие
животных». На уроке мы рассмотрим классификацию животных, их
групповые признаки. Эпиграфом нашего урока будут слова известного
писателя Н. Сладкова.
"Главное богатство природы - её тайны и
красота, они ведут к встрече с прекрасным, удивительным и
таинственным".
Николай
Сладков
- Ребята, существует целая наука, которая
изучает животных. Может кто-нибудь знает, как она называется? Нет,
тогда я вам дам подсказку: во многих городах есть парки, где
собраны животные со всего мира. В этом парке вы можете и посмотреть
на животных, и сфотографироваться, и просто отдохнуть. Что это за
парк? (зоопарк) Из каких двух частей состоит слово
«зоопарк»?
- Зоо...(от греч. zoon — животное, живое
существо
- Если перевести слово –УЧЕНИЕ- с русского
языка на греческий язык, то получим слово lógos (от греч. lógos —
слово, учение)
- Соединим 2 части в одно слово, что получим?
(зоология)
- Действительно, наука о животных называется
– ЗООЛОГИЯ
- А чем занимаются ученые в этой науке?
(рассматривают, исследуют, изучают
животных)
3. Работа над
темой урока
Итак, как я уже сказала, на этом уроке пойдет
речь о животных.
Но, прежде всего, давайте вспомним, на какие
две части можно разделить всю окружающую нас
природу?
Игра "Живая -
неживая"
Я предлагаю вам сыграть в игру. Если вы
услышите слово, относящееся к живой природе, хлопните в ладоши,
если к неживой - соответственно, не
хлопайте.
(Снег, облака, лошадь, вода, Солнце, орёл,
горы, человек, Луна, кошка)
Итак, что же относится к неживой
природе?
А к
живой?
Сегодня нас интересуют
животные.
А кого мы отнесём к
животным?
Животные: насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы,
звери.
Работа по учебнику стр 70. Попробуйте по
силуэтам определить
животных.
Ребята, а что вы знаете о
насекомых?
Самые многочисленные обитатели нашей планеты
– насекомые. Они легко приспосабливаются к любой среде и поэтому
встречаются повсюду: в земле и в водоёмах, в раскалённых песках
пустынь и у кромки вечных снегов. Но преимущественно насекомые-
обитатели суши. К насекомым относятся бабочки и стрекозы, пчёлы,
осы и шмели, жуки и клопы, кузнечики, богомолы и саранча, муравьи и
термиты и многие другие. Некоторые насекомые очень досаждают
человеку. Но в природе нет ничего бесполезного. Медоносные пчёлы
обеспечивают нас мёдом и
воском.
О
земноводных?
Само название «земноводные» говорит о том,
что живут эти животные и на земле, и в воде. Второе их название-
амфибии. Большинство земноводных имеет две пары ног. Земноводные
очень полезны. Они истребляют многих вредителей лесов, полей и
огородов, а также возбудителей заболеваний- мух, комаров и др. У
большинства земноводных имеется длинный язык. Сами земноводные
служат пищей рыбам, пресмыкающимся, птицам и даже
зверям.
О
пресмыкающихся?
К пресмыкающимся относятся ящерицы, змеи,
черепахи и крокодилы. Своё названия они получили за способ
передвижения. Передвигаться ползком, волоча брюхо по земле –
означает пресмыкаться. Другое их название- рептилии. У все рептилий
–чешуйчатая кожа, а у черепахи есть
панцирь.
Физминутка.
О
рыбах?
Рыбы живут в реках, ручьях, озёрах, морях и
океанах. У многих рыб ярка расцветка и необычная форма. Причудливые
полосы и пятна на чешуе помогают пёстрым рыбам прятаться среди
камней и водорослей. Кроме того, у некоторых из них цвет чешуи
выражает настроение. Плавники и сильный хвост помогают им быстро
плавать. Всё тело у рыбы покрыто особой слизью, чтобы легче было
скользить в воде. А от врагов рыбу защищает, словно броня,
чешуя.
О
птицах?
Птиц на Земле довольно много - около девяти
тысяч видов. Есть птицы большие, чуть ли не двухметровой величины,
есть и совсем крошечные, как небольшие бабочки или стрекозы и
весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше
облаков, а есть и такие, которые, вовсе не могут
летать.
О зверях? Как ещё называют зверей?
Млекопитающие. Почему? Животные - живые
существа.
Млекопитающих называют молочными братьями
человека. Все они рождают своих детёнышей и вскармливают их
молоком. У большинства млекопитающих четыре ноги. Значение
млекопитающих разнообразно. Многие из них имеют ценный мех, другие
являются источником мяса и шкур. Рога оленей используют для
получения лекарств.
Игра
«Верно-неверно»
1. Слон – это млекопитающее. (+)
2. Кошка относится к млекопитающим, потому что она любит
молоко. (–)
3. Петух – это птица, потому что он умеет петь. (–)
4. Тело млекопитающих покрыто перьями. (–)
5. У насекомых 6 ног. (+)
6. Все насекомые умеют летать. (–)
7. Признаки птиц – клюв и перья. (+)
8. Стрекоза – это птица, так как она умеет летать. (–)
9. У пингвина есть клюв и перья, но он не умеет летать.
Значит, он не птица. (–)
Мы много говорили с вами о том, чем питаются
животные, разделили их на группы по способу питания. И у меня
возник такой вопрос: " А можно ли разделить животных на такие
группы: хорошие и плохие?" А
почему?
Стихотворение "Все на свете
нужны"
Все-все,
На свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мёд
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все,
На свете,
На свете нужны.
И это все дети
Запомнить должны!
(Б.
Заходер)
Все они, даже те, которые нам кажутся
безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу.
Кроме того, все они - живые существа. Вспомните об этом, когда
просто так, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика,
подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните,
что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые
хищники становятся добрыми и ласковыми со своими
детьми.
Все животные: и травоядные и хищники,
нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и
только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека
за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Люди
создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но
продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: "Люди, пожалуйста,
помните, что вы - люди! Не убивайте зверей Слайд
№25
Для дружбы, для улыбок и для
встреч
В наследство получили мы
планету
Нам этот мир завещано
беречь
И землю удивительную
эту.
Рефлексия
-У вас на столах лежат лошадки .Разукрасьте
их красным, если урок понравился, был интересен, вы всё поняли;
синим-если вам было не всё понятно, но интересно; зеленым-если вам
было скучно и вы ничего не
поняли
IХ. Домашнее
задание:
Подготовить рассказ о любом животном. По
учебнику стр 70 – 73