"Наречие"
Цель:
-
познакомить учащихся с наречием как частью
речи; учиться упражняться находить наречия в тексте, учиться
задавать вопросы к наречиям и определять каким членом предложения
они являются;
-
развивать мышление, формировать учебные
умения и навыки.
Учитель:
|
Дети:
|
Руки -
|
на месте,
|
Ноги -
|
на месте,
|
Локти -
|
у края
|
Спина -
|
прямая!
|
Итак, урок русского
языка.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой для вас
частью речи, о ней упоминалось в учебнике русского языка в 3
классе. Будем учиться находить эту часть речи, задавать к ней
вопросы и определять каким членом предложения
является.
- Чтобы подойти к новой теме, давайте
повторим пройденное.
I. Повторение
пройденного.
Я прочитаю вам стихотворение, а вы найдите
известные части речи, назовите их.
Было тихо,
очень тихо:
Тихий час теней...
Лишь будильник робко тикал,
Мышь скреблась,
Сверчок пиликал,
Козлик мекал,
Кот мяукал,
Поросенок дерзко хрюкал.
В. Орлов.
- Какие части речи вам
знакомы?
(час,
будильник, мышь, сверчок, козлик, кот, поросенок — это имена
существительные)
- Назовите признаки имен
существительных.
(бывают мужского, женского и среднего рода,
изменяются по падежам, бывают I, II, III
склонения)
- Какие еще части речи
есть?
(тикал, скреблась, пиликал, мекал, мяукал,
хрюкал — это глаголы)
- Назовите признаки глаголов.
(изменяются по лицам, бывают 1 и II спряжения, имеют 3
наклонения)
- А прилагательное есть?
(тихий — имя прилагательное)
- Назовите признаки имен
прилагательных.
(изменяются по родам, по падежам).
II. Знакомство с
наречием.
- Вот мы с вами и определили тему
урока:
Наречие (открываю табличку
Наречие).
- Какая особенность слов?
- На какие вопросы
отвечают?
(как?, где?, куда?, откуда?, когда?, почему?,
зачем?) (открываю
вопросы)
- Попробуем изменить слово по
падежам.
И. п. есть кто? что? тихо.
Р. п. нет кого? чего? тихо.
П. п. думаю о ком? о чем? о тихо.
- изменяется по падежам? (нет).
- - Попробуем изменить слово тихо по
лицам.
Я тихо
Ты тихо
Он, она,
оно тихо
Мы тихо
Вы тихо
Они тихо
- - изменяются по лицам?
(нет).
См. Приложение
1.
- Не изменяются
никак —- неизменяемые
слова.
(открываю
табличку — неизменяемая часть
речи)
- Какая часть слова указывает на
изменяемость слов?
(окончание)
- Что такое окончание?
(изменяемая часть слова, которая служит для
связи слов в предложении)
- Какая часть слова служит для образования
новых слов?
(приставка,
суффикс)
- Какие знаете суффиксы?
(у
существительных, прилагательных,
глаголов)
- В наречиях тихо, темно суффикс
О.
Еще в наречиях есть суффиксы.
(открываю табличку
суффиксы о, а, е,
у)
- Суффикс доказывает, что наречие —
неизменяемая часть речи.
Вывод:
суффикс у наречия есть, а окончания
нет!
III . Выделение
наречий.
- Прочитайте предложения левого и правого
столбика
- С какой частью речи связано? От какого
слова зададим вопрос к наречию?
(чаще
всего наречие связано с глаголом, поясняет глагол и с другими
частями речи.)
Запишите словосочетания столбиком с
вопросами
Прекратился (когда?) вскоре.
Был (когда?) вчера.
(открываю табличку, поясняет
глагол)
- Спасибо, кто
написал.
- С какой частью речи
познакомились?
- Каковы ее особенности?
Наречие — неизменяемая часть речи, которая отвечает на
вопросы где?, куда?, когда?, откуда?, как?, зачем?, почему?,
поясняет глагол и имеет суффиксы а, о, у,
у.
IV. Работа но
учебнику.
- Откройте учебник на странице 36,
прочитаем правило.
См. Приложение
1.
V .
Физминутка.
Ночной
лес.
Лес ночной был полон звуков:
Кто-то выл,
А кто мяукал,
Кто-то хрюкал, . Кто-то топал,
Кто-то крыльями захлопал,
Кто-то ухал и кричал,
И глазищами вращал,
Но, а кто-то тихо — тихо,
Тонким голосом молчал.
С.
Пшеничных.
- Кто услышал
наречие?
(тихо - тихо)
VI. Дифференцированная
работа.
- А сейчас мы поработаем с
наречиями.
1 группа.
Напишите словосочетания, поставьте вопрос к
наречиям.
1)
играет (как?) весело
вернулся (когда?) поздно
2)
прыгали (куда?) вниз
приехал (откуда?) издалека
См. Приложение
2.
2 группа.
Будет работать в тетрадях, 1 ученик у
доски.
Разберите предложения по членам предложения, слова по
составу.
- О чем говорится в
предложении.
Свисток немного посвистел, махнул крылом
и улетел.
- Найдите наречия
Посвистел
(как?) немного
- Разберем по составу наречие Немного —
есть окончание? (нет)
3 группа.
- Послушайте стихотворение, найдите
наречия.
Но однажды
поутру (когда?)
Прискакала кенгуру
Закричала сгоряча (как?)
Неохотно(как?) и несмело.(как?)
К.
Чуковский.
- Молодцы! Вы уже умеете находить наречия
(напишите
наречия).
- Сколько услышали наречий? (5)
- А теперь проверим работу на
доске.
Немного
- Скажите, из каких частей состоит
наречие?
Наречия бывают без окончаний, нулевого
окончания у них нет.
- Для чего нужны наречия?
(если
уберем наречия, речь будет неточная и
невыразительная)
VII. Работа с
фразеологизмами.
- Сейчас я прочитаю вам фразеологические
сочетания, а вы будете записывать одним словом —
наречием.
Идти черепашьим шагом — (как?)
/медленно/
- как пишется это слово?
Все идет как по маслу — (как?)
/хорошо/
Встать чуть свет —-
(маме надо) /рано/
Рукой подать —-
(до магазина) /близко/
Яблоку негде упасть — -
(сегодня в классе) |тесно|
VIII. Работа по
учебнику.
- Найдите Упр. №4, стр. 38.
- Прочитайте задание. - Какая дана подсказка?
- Кто догадался, какие это дни.
- Затрудняетесь?
- Посмотрите на число.
- Как одним словом можно назвать это число?
- Когда это происходит?
(сегодня)
-18
февраля — пятница это — сегодня, то суббота будет
когда?
(завтра)
(вчера)
(позавчера)
(послезавтра)
- С этим заданием вы
справились.
IХ. Диагностическое
задание.
1. — Мы с вами 2 раза в год выполняем диагностические задания, а
сегодня будем готовиться к их выполнению.
- Перед вами карточки с заданиями.
Прочитайте внимательно задание.
- Отметьте Х” только те наречия, где надо писать букву
а. См. Приложение
3.
2. Прочитайте
предложение.
Определите, какой частью речи являются
искусственные слова в предложении на языке племени
Крокс.
Гл.
|
Сущ.
|
Когда?
|
Сущ.
|
Сяпала
|
Калуша
|
чвера
|
по напушке.
|
Чвера — какая часть речи?
Перестаньте буквы так, чтобы искусственное слово стало настоящим
наречием. (Вчера)
Х. Домашнее
задание. Правило стр. 36-38. №2,
стр.37