«Нравственное воспитание
студентов»
Из всех наук, которые должен знать
человек,
главнейшая есть наука о том, как
жить,
делая как можно меньше
зла
и как можно больше
добра».
Л.Н.Толстой
В настоящее время, в соответствии с
государственными образовательными стандартами среднего
профессионального образования содержание учебных дисциплин и
профессиональных модулей предусматривает формирование не только
профессиональных компетенций-знаний и умений, но и общих –
понимание социальной значимости выбранной профессии, работа в
коллективе, эффективное общение с коллегами , бережное отношение к
историческому наследию и культурным ценностям, уважение к
социальным, культурным и религиозным различиям, ведение здорового
образа жизни, развитие духовности как неотъемлемой части
профессионального облика работника. Духовно-нравственное развитие и
воспитание студентов являются первостепенной задачей современной
образовательной системы и представляют собой важный компонент
социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая
роль в духовно-нравственной консолидации российского
общества.
Духовность – свойство души, состоящее в
преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов
над материальными.
Нравственность – принятие на себя
ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно
своей совести.
Духовно-нравственное воспитание –
педагогически организованный процесс усвоения и принятия
обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы
общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных
ценностей многонационального народа В Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
сказано, что важнейшей целью современного отечественного
образования и одной из приоритетных задач общества и государства
является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления
и развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданин РК.
Основным содержанием духовно-нравственного
развития и воспитания являются базовые национальные ценности,
хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях
народа, передаваемые от поколения к поколению.
В Концепции выделены базовые национальные
ценности:
патриотизм — любовь к России, к своему
народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и
национальная, доверие к людям, институтам государства и
гражданского общества, справедливость, милосердие, честь,
достоинство;
гражданственность — служение Отечеству,
правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок,
поликультурный мир, свобода совести и
вероисповедания;
семья— любовь и верность, здоровье,
достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота
о продолжении рода;
труд и творчество — уважение к труду,
творчество и созидание, целеустремлённость и
настойчивость;
наука— ценность знания, стремление к
истине, научная картина мира;
традиционные российские религии —
представления о вере, духовности, религиозной жизни человека,
ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на
основе межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота,
гармония, духовный
мир человека, нравственный выбор, смысл жизни,
эстетическое
развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля,
заповедная природа, планета Земля, экологическое
сознание;
человечество — мир во всём мире,
многообразие культур и народов, прогресс человечества,
международное сотрудничество. Перед педагогами колледжа стоят
задачи духовно - нравственного воспитания как процесса содействия
духовно-нравственному становлению студентов, формированию у
них:
–
нравственных чувств (совесть, честь, чувство
долга, вера, ответственность, гражданственность,
патриотизм);
–
нравственного облика (терпение, милосердие,
честность, надежность, правдивость);
–
нравственной позиции (способность к различению
добра и зла, проявлять самоотверженность, любовь, готовность к
преодолению жизненных испытаний),
–
нравственного поведения (готовность служить людям
и Отечеству, проявлять духовную рассудительность, добрую
волю).
Для реализации данных задач воспитательной работы
в колледже систематически проводятся следующие
мероприятия:
тематические мероприятия и классные часы, беседы,
конкурсы, дискуссии, акции, соревнования, викторины, выставки,
субботники, встречи, экскурсии и т.д. Вот некоторые из
них:
-воспитание гражданственности, прав и законов
-встреча с правоохранительными органами;
-воспитание патриотизма, изучение истории
Отечества;
-экологическое воспитание, прививать любовь к
природе родного края;
-воспитание здоровой, физически-развитой
молодежи;
- изучение истории колледжа, района, родного
края;
-воспитание патриотизма, любови к России,
служение Отечеству;
- прививать любовь и заботу о
младших;
-воспитание трудолюбия;
-уважение старшего поколения-оказание шефской
помощи ветеранам труда.
Для молодых людей очень важно проявление
инициативы, повышение собственной самооценки, значимости, понимание
того, что от них что-то зависит в этом мире. Но любовь к избранной
профессии, гуманное отношение к человеку не приходят сами собой.
Как бы это ни казалось, на первый взгляд, просто, но воспитание
студента в нравственном духе начинается со знакомства с
преподавателями колледжа, с их тесного ежедневного взаимодействия.
Совершенно очевидно, что даже форма беседы преподавателя со
студентами обладает большой силой воздействия. Личность
преподавателя сама по себе является для студентов воспитательным
элементом. Если будущий специалист, в процессе профессиональной
подготовки вступает в контакт с эрудированным,
высокоинтеллектуальным, культурным преподавателем, создающим
нравственный образец, он получает мощный стимул для своего
дальнейшего развития. К личностным качествам, необходимым для
эффективного осуществления процесса духовно-нравственного
воспитания, относят
морально-волевые качества:
целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного
воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых
ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях,
справедливость, рассудительность, спокойствие и самообладание как
проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных
ситуациях;
эмоционально-нравственные качества:
чуткость, эмоциональная отзывчивость, педагогический такт,
терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации
и внутриличностным ориентирам, живость и энергичность,
приветливость, достоинство;
мировоззренческие качества: любовь к
студентам, патриотизм, гуманизм.
Воспитывать в наших студентах
духовно-нравственные ценности мы стараемся на уроках, на
практических занятиях и во внеклассной деятельности. Таким образом,
образовательная и воспитательная деятельность в нашем колледже
направлена на воспитание нравственных качеств личности,
формирование профессиональных компетенций, и развитие духовности
как неотъемлемой части профессионального облика будущего
специалиста. Только объединив наши усилия, мы сможем возродить
утраченные духовно- нравственные ценности, что позволит решить
социально-экономические проблемы развития страны, подготовить детей
к будущей жизни .
«В человеке все должно быть
прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»
А.П.Чехов.
Куратор : Джантасова Р.У.