Проектная деятельность на уроке
литературы
Раздел: Литература
Тема: Нравственные ценности на примере произведений
русской литературы.
Тип
проекта: исследовательский, лингвостилистический,
поисковый культурологический.
Профиль
знаний: интегрированный (русский язык, литература,
история, самопознание)
Форма
организации: групповая.
Краткая характеристика
проекта.
Цель: Показать нравственные ценности на примере
произведений русской литературы.
Гипотеза: обращение к этой проблеме нравственности
сейчас чрезвычайно актуально .
Задачи:
-
Рассмотреть морально-нравственные понятия:
любовь, милосердие, доброта, память.
-
Сделать вывод о том, почему Уроки нравственности
важны.
Ход
Цель: Развернуто показать нравственные ценности в
литературе 19 века (любовь, природа,
родина).
Задачи:
-
Донести объективный смысл
произведения,
-
Помочь войти в мир художественного
текста,
-
Осознать авторское отношение к
изображаемому,
-
Стимулировать субъективно-личностный подход к
проблеме (воспитательное влияние).
-
Создать творческий продукт – Урок
нравственности.
Методы:
Работа по
группам.
-
1
гр.- Нравственные ценности в творчестве А.С.Пушкина (Тема любви в
лирике и романе “Евгений Онегин”).
-
2
гр.- Нравственные ценности в творчестве М.Ю.Лермонтова (Тема
природы в лирике и романе “Герой нашего
времени”).
-
3
гр.- Нравственные ценности в творчестве Н.В.Гоголя (Тема Родины в
поэме “Мертвые души”).
Каждая группа определяет пути достижения
поставленной цели (библиотека, интернет, консультации учителя,
виртуальные экскурсии, просмотр
худ.фильмов)
Использование
приемов: кластер (художественно-выразительные средства),
синквейн (характеристика героя), интерактивная инсталляция
(проблемный вопрос), “тонкие” и “толстые”
вопросы.
Защита проектов
Заключительная
часть – создание проекта и его
реализация.
На
каждом этапе обязательна обратная связь – рефлексия. Один из
вариантов – при защите проекта – таблица оценки. После Урока
нравственности обсуждение зрителями на тему: “Какие уроки преподает
нам великая русская литература? ”
-
В
чем смысл понятия “нравственное здоровье”?
-
Можно ли образованного человека считать
неинтеллигентным?
-
Перечислите, какими чертами на ваш взгляд должен
обладать интеллигентный человек.
-
Согласны ли вы с тем, что “Социальный долг
человека – быть интеллигентным”?
-
Верно ли, что физикам и математикам не нужно
гуманитарное образование?
-
Существует ли связь между степенью
интеллигентности и жизненной активностью
человека?
-
Современный интеллигентный человек. Что вы
вкладываете в это понятие?