Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
«Нурсултан Назарбаев: феномен Лидерства»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Актуальной проблемой в области обучения и воспитания, которая сейчас больше всего заботит наше общество, является подготовка высокообразованного специалиста. И главная роль в решении этой проблемы принадлежит педагогическим кадрам. Здесь будет уместно процитировать народную мудрость: "Скажи, кто твой наставник, и я скажу, какое у тебя будущее"[1].
Возросшая роль правовой культуры в обществе в целом, а также для будущих специалистов – сегодняшних студентов требует, повышенного внимания к средствам ее формирования и развития, то есть правовому воспитанию.
Правовая культура общества нуждается в систематическом, рациональном формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание [2].
Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Правовое воспитание – сложная и многоаспектная система деятельности. Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные, не правовые формы и каналы формирования общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создания специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращения их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения [3, С. 623].
Правовое воспитание представляет систему элементов, образующих правовоспитательный процесс. Его основными элементами являются: принципы правового воспитания, субъекты воспитания (государство и его органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане); объекты воспитания (отдельные индивиды, группы населения — молодежь, военнослужащие и т. д.); формы, методы правового воспитания.
Ныне общепризнаными принципами правового воспитания являются:
- учет особенностей восприятия правовых норм различными группами населения;
- наличие осознания воспитуемыми социальной значимости и моральной ценности правовых норм, а также усвоения важнейших прав и обязанностей, устанавливаемых законом. Эффективность правового воспитания во многом зависит от того, насколько оно опирается на требования нравственных норм;
- развитие правовой активности граждан, воспитания у них непримиримости к любым нарушениям законности и правопорядка.
К формам правового воспитания относят:
-
правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);
-
правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);
-
правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);
-
юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).
Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др.
В правовом воспитании студентов, в качестве основных элементов, будут выступать: субъект – преподаватель, объект – студент, форма – правовое обучение, методы – убеждение, личный пример и др.
Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной деятельности призвано сформулировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, симулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное осознание, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение.
Для большинства студентов, особенно неюридических профессий основной формой правового воспитания выступает правовое обучение, которое, как правило, ограничивается рамками учебных занятий. Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно - провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами. Поэтому ценностное, эмоционально-волевое воздействие в свою очередь очень сильно ограничено реальной окружающей обстановкой, правовой практикой, то есть правовой социализацией. Студент «воспиты вается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере, средствами массовой информации, такими как газетная, журнальная статья, театральные постановки, кино и телевидение. Однако большинству журналистских публикаций и сценариев фильмов не хватает глубины и всесторонности при исследовании проблемы воспитания чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснения новых юридических видов социализации человека. Законы жанра, характерные для средств массовой информации, предполагают сенсационность при отборе материала. «Это приводит к определённому смещению ракурса, рассматриваемого журналистом события на «кровавые разборки», описание патологии преступника, утрирование изощрённости или жестокости совершённого преступления» [4, 319]. О какой правовой культуре может идти речь, когда газеты и журналы изобилуют сценами криминальной жизни, на экранах телевизоров грабёж и убийства на фоне сладкой, беспечной жизни богатых людей. В последнее время появилась тенденция принятия отрицательного опыта зарубежных стран в деле правового воспитания через кинофильмы и журналы. Помимо развития нездоровых тенденций, подражания криминальным элементам в молодёжной среде, «общество оказалось лишённым объективной картины, отражающей не только преступления и его генезис, но также и все следующие за преступлением этапы правоприменительной деятельности». При этом у граждан, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), представителей средств массовой информации, нет прямой цели оказать, правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Таким образом, правовое обучение, оставаясь для студента на определенное время основной формой правового воспитания, призвано не только передавать правовые знания, прививать умения и навыки, но и целенаправленно воздействовать на него с целью повышения его правовой культуры. В силу чего на преподавателя ложится огромная нагрузка и выполняется роль, может быть единственного воспитателя в правовом формировании личности студента.
Отсюда требования к преподавателю заметно возрастают. Раскрытие правовой терминологии, языка юридических актов, разъяснение содержания законов являются составной частью правового обучения. От преподавателя требуется умение правильно, грамотно и юридически обоснованно говорить, употреблять в своей речи правильные в этическом смысле слова. Не позволительно выражаться языком публицистики, которая зачастую внедряет в народное сознание элементы так называемого «жаргонного языка». «Этого рода «практика» ведёт к нравственному и правовому разрушению личности, культурной деградации личности» [5, 450]. Для преподавателя также крайне важна объективная передача материала.
По этой причине основной упор в деле развитии студента правовой культуры должен быть сделан на правовое обучение. Очень важно ознакомление с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры выше, чем в России. Правовая культура является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.
Список литературы:
-
С.Д. Долгинов Актуальные проблемы правового воспитания студентов Материалы областной конференции "Пути совершенствования и развития воспитательной системы вуза"
-
Гурова А.А. Правовое воспитание как средство формирования и развития правовой культуры студентов http://wap.pspu.ru
-
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Изд. «Юрист». Москва, 2005 г. 767с.
-
Васильев В.А. Юридическая психология. Изд. «Питер Ком». СПб, 1998. 360с.
-
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Изд. «Юрист». Москва, 1997 г. 512с.
-
Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики. Под редакцией доктора юридических наук, профессора Ф.М. Рудинского. Второе издание – Москва, ЗАО «ТФ «Мир», 2006 – 477с.
-
Ковалева И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX- начала XX веков.- Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. -160с.
-
Никитин. А.Ф. Что такое правовая культура? Изд. «Просвещение». Москва, 1988 г. 150с.
-
Педагогика: Учебное пособие/ В.Г. Рындак, И.В. Алехина, И.В. Власюк, и др.; Под ред. Профессора В.Г. Рындак. – М.: Высшая школа – 2006 – 495с.
-
Подласый И.П. Педагогика: Учебник – М.: Издательство «Высшее образование», 2008. – 540с.