Материалдар / Обучение чтению детей 5-6 лет по методу Глена Домана в условиях детского сада
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Обучение чтению детей 5-6 лет по методу Глена Домана в условиях детского сада

Материал туралы қысқаша түсінік
Обучение чтению детей 5-6 лет по методу Глена Домана в условиях детского сада
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
29 Мамыр 2020
337
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ГККП «Ясли-сад №11»
Тимлер Ольга Александровна
«Обучение детей 5-6 лет чтению по методике Глена Домана в условиях детского сада»
(методические рекомендации)
г.Павлодар
2019 г.
Введение
Актуальность темы представленной работы бесспорна, поскольку предложенная
технология по методике Глена Домана по своему характеру является развивающеобучающей и направлена на формирование развитой личности, на пробуждение творческой
активности, мышления ребенка, а также на выявление способностей детей.
Так, как чтение - это главное умение человека в жизни, без которого он не может
постичь окружающий мир. Умение читать дает ребенку независимость.
Новизна данной работы заключается в том, что здесь применяются новые методы,
способы, приемы, овладение детьми беглому осознанному чтению. Эта методика позволяет
за короткий срок научиться читать с младшего возраста. Методика Глена Домана ставит
перед собой задачи: развитие артикуляционного аппарата для увеличения темпа чтения
вслух, усвоение большого объема информации, развитие творческого воображения, умение
сотрудничать с педагогом, родителями, детьми.
Глен Доман предлагает начинать обучение ребенка с чтения коротких слов (из трех –
пяти букв) и постепенно переходить к более длинным. Слова надо писать красным
фломастером на отдельных карточках (полосках картона длиной 50 сантиметров и шириной
10 сантиметров). Высота букв должна составлять 7,5 сантиметров. Показывать слова нужно
блоками – по пять слов в одном блоке. Желательно, чтобы слова, входящие в один блок,
начинались с разных букв. Первые уроки чтения выглядят следующим образом. Вместе с
карточкой слова ребенку показывают соответствующую картинку и громко произносят
написанное слово. Каждое слово показывается ребенку один раз в течение одной секунды,
затем делается перерыв на полчаса. После чтения блока ребенка следует похвалить. Это
поможет ребенку понять, что он справился с заданием. В течение дня блок демонстрируется
не менее 3 раз. Через пять–шесть дней ребенку можно показывать до трех–пяти блоков в
день. Постепенно в блоки можно вводить по одному новому слову, заменяя им одно старое.
Когда ребенок подрастет, его учат подкладывать карточку со словом под соответствующую
картинку. Ребенок должен прочесть слово, написанное на карточке и положить карточку под
нужную картинку. Можно «погрузить» малыша в мир слов, прикрепив скотчем карточки
слов к предметам быта, например к мебели (стол, стул, шкаф, диван). В течение дня их
показывают ребенку и громко произносят написанное слово.
Глен Доман предлагает учить ребенка читать слова тематическими группами: (части
тела, домашние предметы, личные вещи, продукты питания, животные, действия). Освоив
чтение разных слов, ребенок может начать читать словосочетания, которые составлены из
этих слов, а затем простые предложения. Например, когда ребенок сможет прочесть слова
кот, бык, идет, стоит, спит, можно составить из них варианты предложений: Кот идет. Кот
спит. Кот стоит. Бык идет. Бык стоит. Бык спит. Постепенно можно удлинять предложение,
добавляя по одному слову: Белый кот спит. Пушистый белый кот спит. Черный бык идет.
Большой черный бык идет.
По методике Глена Домана наиболее эффективно обучение детей первых трех лет
жизни. С возрастом у ребенка снижается способность запоминать слова, не анализируя
составные элементы. Опыт показывает: чем младше ребенок, тем проще для него и
родителей процесс обучения. В один год научить читать ребенка легче, чем в два, а два года
легче, чем в три.

1. Принципы методики
Основной принцип методики Глена Домана-карточки, на которых пишут слова, цифры,
приклеивают всякие картинки. В зависимости от тематики эти карточки раскладывают по
стопкам, а затем показывают малышу, в течение всего дня. Например, сначала берут десять
карточек с животными, и по десять секунд показывают ребёнку. Затем начинают
рассказывать про объекты на карточках -что это за животные, где они живут, что едят и
прочее в этом роде.
Кроме этого, к принципам системы Глена Домана можно отнести:
обучение нужно начинать как можно раньше – чем младше ребёнок, тем проще и
эффективнее его всему научить;
когда малыш станет показывать успехи, старайтесь радоваться за него и хвалить его;
научить ребёнка чему-либо можно лишь тогда, когда он сам того захочет: если ваше
дитя плачет и капризничает, отказываясь садиться за учёбу, не стоит его принуждать
– просто подождите, когда малыш остынет;
обстановка для учёбы должна быть соответствующей;
обязательно должен «входить» новый материл в обучение;
чуть ли не самое главное такого метода – регулярные занятия ребёнка;
знания ребёнка лучше не проверять;
уважайте своего малыша и доверяйте ему.
Требования к карточкам:
карточка должна быть чистой, желательно белого цвета;
карточка должна быть довольно большой; самый подходящий вариант – 28/28
сантиметров.
на карточке должен быть изображён только один предмет, и ребёнок не должен быть
с ним знаком.
все детали на карточке должны быть хорошо видны.
2. Этапы обучения
Отдельные слова

Словосочетания

Простые предложения

Распространенные предложения

Книги

Этапы
обучения

Отдельные слова
Первый этап – начинается с использования всего лишь 15 слов. Высота букв 7,5 см.
Используются прописные буквы только в том случае, когда пишутся имена собственные,
которые должны начинаться с заглавной буквы. Толщина шрифта 1,5см, используйте только
печатные буквы.
Показывая детям карточки, отчетливо произношу слово, которое написано печатными
буквами, количество предъявлений 3 раза, в первой половине дня, на фронтальном занятии,
на прогулке. На каждом занятии даю от 3 до5 слов. Слова подбираются более близкие
ребенку.
Например: Тема: «Семья» (дети учатся читать слова: мама, папа, дочь, сестра, внук,
сын)
Не следует одновременно предъявлять слова похожие по написанию, начинающиеся с
одинаковой буквы, например: внук-внучка.
По теме: «Части тела» ( рука, колено, голова, нос)
«Овощи, фрукты» (огурец ,помидор, репа, морковь);
«Игрушки» ( кукла, машина);
«Одежда» (сарафан, пальто, шуба);
«Посуда» ( нож, вилка, стакан)
Следующее занятие начинаю с повторения слов предыдущего, добавляя следующую
группу слов из той же лексической темы. Каждая группа слов читается 3 раза в день на
протяжении пяти занятий (одно занятие в неделю).
Далее, когда мы повторяем вышеназванные темы, ввожу таблички на которых написаны
слова, обозначающие цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый. Затем следует темы:
«Домашние и дикие животные», «Зимующие и перелетные птицы». Затем дети читают
слова по теме: «Мебель», «Профессии», «Транспорт», например: ( стол, диван, врач, кровать,
учитель, поезд, ракета автобус).
Когда изучаем темы: Осень,Зима,Весна,Лето даю такие таблички со словами (небо,
солнце, цветы, листья). В этом же время ввожу антонимы большой – маленький, длинныйкороткий, чистый – грязный.
На втором, третий день работы с новыми словами дети сами начинают читать называть
слова вместе со мной. Когда вижу, что им хочется продемонстрировать свои умения даю
задания: «Найди, покажи данное слово», предлагаю поиграть «Кто знает, тот слова
читает».

ТАБУРЕТКА
ЛЕЙКА

ПОЛОТЕНЦЕ

БУТЫЛКА
МИСКА
Задерживаться на чтении слов, обозначающие предметы долго задерживаться не нужно,
а как можно скорее вводить прилагательные и глаголы, то есть начинать читать
словосочетание.

Скука – сигнал опасности. Дети обучаются с молниеносной быстротой, но если вы
будете показывать ему наборы карточек больше трёх раз в день, малышу это наскучит.
Демонстрация каждой карточки больше одной-двух секунд может привести к потере
интереса ребёнка к обучению.
Вот какие результаты обещает Глен Доман после 3 дней следования его
рекомендациям:
малыш разовьет зрительный аппарат и научит мозг отличать один письменный знак
от другого;
он сможет прочитать слова.
Каждый раз вам нужно добавлять новые слова и убирать старые. Как это правильно
сделать? Для этого удаляйте по одному слову из каждого, уже освоенного в течение 5 дней,
набора, и заменяйте это слово новым. Поступайте так с каждым набором слов. Ставьте
карандашом дату демонстрации того или иного слова, и тогда вы будете точно знать, когда
его следует удалить, заменив новым. Постепенно добавляйте к списку группу, состоящую из
глаголов, например, обозначающих действие.
Таким образом, вы будете учить по 25 слов в день, разделенных на 5 наборов по 5 слов
в каждом. Ежедневно ваш ребенок будет знакомиться с 5 новыми словами, по 1 в каждом
наборе, а 5 старых слов будут вами удаляться. Если вы действуете верно, то в среднем ваш
ребенок будет выучивать по 5 слов в день, при максимуме в 10 слов.
Словосочетания
Второй этап в освоении чтения по методу Глена Домана очень важен и является
промежуточным звеном между чтением отдельных слов и целых предложений.
Итак, вам нужно проанализировать словарный запас своего ребёнка и подумать о том,
какие комбинации можно составить из выученных им слов. Причём, некоторые из них
придется видоизменить, чтобы получились осмысленные сочетания.
Одной из самых простых и востребованных групп слов является перечень основных
цветов. Дети учатся различать и называть цвета быстро и легко, получая большое
удовольствие от узнавания. Убедившись, что ребенок усвоил основные цвета, вы можете
предложить ему простые словосочетания: «чёрные волосы» или «жёлтый банан».
Через какое-то время вы почувствуете необходимость двигаться дальше. Тогда
познакомьте малыша с антонимами: «чистый-грязный», «правый-левый».
И снова, в зависимости от возраста и опыта ребенка, вы можете дополнить показ слов
яркими иллюстрациями на их обратной стороне. «Большой» и «маленький» — это очень
простые понятия даже для малыша. Они тесно связаны с его повседневной жизнью:«большая
ложка», «маленькая ложка».
На втором этапе переходим к составлению словосочетаний. На данном этапе работы
приобретает элементы творчества и занятости. Дети начинают
самостоятельно
манипулировать карточками, составить различные словосочетания. Они с удовольствием
находят карточки со словами и выкладывают предложенное словосочетание, например:
синее пальто, красивая кукла, маленький пальчик.

КОЛЮЧАЯ ЩЁТКА
Следует обратить внимание на одну особенность, которая очень важна в работе. Все
слова, обозначающие предметы напечатать в именительном падеже единственного числа,

глаголы - в третьем лице единственного числа, прилагательные - в именительном падеже
единственного числа, мужского рода.
Составление словосочетаний заканчивается в старшей группе.
Простые предложения
Третий этап – идет в подготовительной группе. Работа строится следующим образом. В
начале года закрепляются понятия «слова-предметы», «слова-признаки» и параллельно
вводятся карточки со словами – действиями.
Дети, научившись читать эти слова, переходят к составлению простых предложений
типа, например: « Мама шьет», «Дедушка лежит».
Одновременно они учатся ставить вопросы к существительным, глаголом.
Задания такого типа:
прочитай слово, называющее предмет, поставь вопрос к этому слову;
прочитай слово, обозначающее действие, поставь вопрос.
Затем дети учатся составлять и читать распространенные предложения: «Мама шьет
платье» – « Мама шьет новое платье»; «Старый дедушка лежит»; «Старый дедушка
лежит на диване». К этому времени на занятиях по обучению грамоте дети познакомились
уже с достаточным количеством букв. Тем детям, которые плохо запоминают буквы, могу
предложить следующее задание:
найди слова, в которых есть данная буква.
прочитай слова с данной буквой.
Этим самым дети закрепляют понятие: «предложение», «слово»; повторяют правила
написания предложения. Первое слово пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка.
Таким образом, привлекается внимание детей к раздельному написанию слов в предложении,
предлогу – как к служебной части речи.
Распространённые предложения
К этому этапу ребёнок уже сможет сделать второй по значимости шаг, после того, как
впервые научится различать отдельные слова. Теперь он в состоянии понимать полноценные
предложения, выражающие законченную мысль.
Узнавание отдельных слов и понимание того, что они обозначают — это первый и
основной шаг на пути обучения чтению.
В этом разделе Глен Доман пользуется теми же принципами, что и на третьем этапе,
постепенно увеличивая количество слов в предложении. Например, предложение типа «кот
спит» нужно дополнить: «кот крепко спит».
Четвертый этап – Составление и чтение сложных предложений. Типа: «Голубь воркует,
а воробей чирикает»; « Дедушка спит, а бабушка вяжет»
Книги
Пятый этап-это чтение книг. Здесь предлагается соблюдение следующих правил:
в книге должно быть от 50 до 100 слов.
в ней не должно быть не более одного предложения на одной странице.
высота букв – не менее одного см.
текст должен предшествовать иллюстрации или располагаться отдельно от нее.
содержание книги должно быть интересным и доступным для ребенка.
Ребенок читает и это прекрасно.
Есть несколько рекомендаций родителям, которые хотят научить своего малыша читать
книги по методу Глена Домана:

Рекомендации:
прежде чем приступать к чтению, разучите с малышом все новые словам, которые в
ней встречаются;
текст должен быть крупным и разборчивым;
убедитесь, что вашему ребенку придется сначала прочесть текст, а уже потом
перевернуть страницу, чтобы взглянуть на иллюстрации,
сядьте вместе и откройте книгу. Если малыш захочет прочитать некоторые слова сам прекрасно. Впрочем, это во многом зависит от его возраста и личных особенностей.
Чем младше ребёнок, тем меньше он хочет читать вслух. В таком случае читаете вы, а
он слушает;
прочитанную книгу ставьте к нему на полку - пусть он потом читает её сам столько
раз в день, сколько захочет.
После того, как все эти условия соблюдены, можно приступать к чтению. Нужно сесть
вместе с ребенком и начните читать ему книгу. Если он захочет прочитать некоторые слова
самостоятельно – прекрасно. Впрочем, это во многом зависит от его возраста и личных
особенностей. Чем моложе ребёнок, тем меньше он хочет читать вслух. В таком случае
читаете вы, а он слушает.
Ваш ребёнок начнёт собирать свою библиотеку. Прочитанную книгу ставьте к нему на
полку – пусть он потом читает её самостоятельно столько раз в день, сколько захочет.
Какое это великое открытие – умение читать! Лишь немногие вещи в последующей его
жизни сравнимы с ним. Он теперь всегда может иметь мудрого взрослого, разговаривающего
только с ним о новых интересных вещах в любое время, когда ему только хочется, стоит
лишь выбрать новую книгу.
Учение-это награда, а не наказание. Учение-это удовольствие, а не необходимость, это
привилегия, а не обязанность. Родителям необходимо всё время помнить об этом и не
предпринимать ничего, что могло бы разрушить такое естественное отношение ребёнка к
обучению.

3. Технология проведения занятия

Технология
проведения
занятий

1. Показ карточки со словами,
называющими предметы (1сек)
2. Произнесение напечатанного
слова
3. Чтение слов самими детьми
(прочитай слово, называющее
предмет и поставь вопрос)
4. Найди слова, в которых есть
данная буква (игра «Бинго»)
5. Выложи слово из кубиков и
прочти его
6. Впиши слова, обозначающие
предметы
на
картинках
(печатание)
7. Дорисуй недостающую букву,
прочти слово

1. Показ карточки со словами,
обозначающими действия
признаки (1сек)
2. Произнесение напечатанного
слова
3. Чтение слова самими детьми
4. Найди слова, обозначающие
данное действие, прочитай и
зачеркни (игра «Бинго»)
5. Выложи из карточек со
словами предложение
(составление словосочетаний)
6. Дорисуй недостающую букву,
прочти слово (работа над
словами, напечатанными
разными по высоте буквами)
7. Повторение правил написания
предложений

Правила проведения занятий на последнем этапе
1) Количество предъявлений -3 раза
2) На каждом занятии дается от 3-5 слов
3) По мере перехода к другим темам и добавление новых слов первые слова- карточки
убираются.
4) Каждая группа слов читается 3 раза в день на протяжении 5 занятий
5) В неделю проводится 1 занятие
6) Не предъявлять слова похожие по написанию, начинающиеся с одинаковой буквы
7) На 2-3 день работы целые слова читают сами

8) Все слова, обозначающие предметы даются в именительном падеже единственном числе,
глаголы в 3 лице единственном числа, прилагательные в именительном падеже
единственного числа, мужского рода.
9) Слова даются в определенной последовательности: слова – предметы, затем слова –
признаки и слова-действия
10) Подбор слов осуществляется на основе постоянных лексических тем:
1. «Семья»

6. «Цветы»

11. «Транспорт»

2. «Части тела»
3. «Овощи. Фрукты»
4. «Природа»
5. «Одежда»

7. «Игрушки»
8. «Домашние животные»
9. «Дикие животные»
10. «Мебель»

12. «Профессия»
13. «Почта»
14. «Магазин»
15. « Перелетные птицы»

Необходимо придерживаться следующей схемы обучения:
Набор слов – это группа из 5 слов, объединенных одной темой.
Заниматься необходимо по три раза ежедневно.
День первый. Продемонстрируйте ребенку один набор слов. Озвучивайте слова
четким, ровным голосом. На каждое слово нужно тратить не более 15 секунд. Получается 3
занятий с одним набором слов.
День второй. К уже показанному набору слов, добавьте еще один. Получим 6 занятий
в день (3 с изученным ранее набором слов, 3 с новым) и два набора слов.
День третий. Три набора слов и девять занятий.
День четвертый. Четыре набора слов и 12 занятий.
День пятый. Пять наборов слов и 15 занятий в течение дня.
День шестой. Вы добавляете еще один набор слов, но одновременно с этим из пяти
предыдущих наборов исключаете по одному слову.
Придерживаясь такой схемы, необходимо заменять наборы слов, добавляя каждый раз
новое. Сначала нужно демонстрировать слова, затем словосочетания, а далее надо
попробовать демонстрировать целые предложения.

Заключение
Предложенная методика определяет определенную последовательность обучения
чтению, включая элементы программы по этапам. Несомненным плюсом методики является
то, что ребенок усваивает большой объем информации, абсолютно не назойливо со стороны
взрослого. Обучение чтению по такой системе приносит очень хорошие и быстрые
результаты.
Методика Глена Домана может очень помочь родителям в развитии их детей и даже
вырастить гениев и вундеркиндов. Однако необходимо учитывать возрастные возможности
вашего малыша, подходить к занятиям грамотно, следить за состоянием здоровья ребенка,
учитывать его индивидуальные возможности. Помимо этого воспитываются и родители,
которые понимают, что с ребенком нужно много заниматься, чтобы достичь реальных
результатов. Но не заставлять ребенка заниматься. Лучше всего проводить комплексные
занятия в игровой форме и не забывать хвалить и поощрять за каждое, пусть даже маленькое
достижение.
В основе методики лежит обучение целыми словами. Эти методические рекомендации
предназначены воспитателям, родителям, всем, кто заинтересован развитию личности
ребенка, его интеллекта.

Приложение 1

Примерное перспективное планирование по обучению грамоте детей 5-6
лет (с применением методики Г. Домана)
Тема
«В
мире
звуков или
поможем
Буратино
говорить»
(2 часа)
«Что такое
слово»
(2часа)

Программное содержание
Методические приемы
Дифференциация звуков, определение Игра с мячом « Волшебное
звука в слове, подбор слов с заданным превращение слова»
звуком, определение ударного звука
Игра «Звук заблудился»
Игра «Найди для звука домик»
Игра «Спор звуков»
Игра «Уточка»
Выделение первого звука, деление слов Игра «Назови одним словом» Игра
на слоги и подбор слов с заданным «Составь из слогов слово «Игра»
слогом (количество слогов) Знакомство Игра
«Слог
за
слогом»
со схемой
(дифференциация:
чтение
и
Игра «Знакомство» с определением на составление
слов
из
слогов
схеме изолированного звука
отдельными детьми)
Игра «Путаница»
Игра–упражнение «Подбери нужное
слово»
Игра «Хлоп-хлоп»
«Путешест Деление
предложения
на
слова, Знакомство со схемами
вие
в закрепление правил выделения границ Игра
«Паровозик»
Упражнение
страну
предложения (прописная в начале «Составь предложение со словами»
слов»
предложения, точка и вопросительный, Игра «Хлоп-хлоп»
(3часа)
восклицательный знаки в конце через Игра «Покажи предложение»
введение
условных
обозначений) Игра с конвертами
Формирование представлений о том, Игра «Чего не стало»
что слова бывают короткие и длинные.
Игра «Уточки»
Игра «Назови пару»
Упражнение на выкладывание схемы
слова
Выкладывание словосочетания из
двух
карточек
и
чтение
словосочетаний (слова-предметы +
слова-действия или слова-признаки)
Звук и
Обозначение гласного звука буквами, Игра «Живые слова»
буква А
правила употребления звука А после Игра «Кто больше»
(1 час)
твердых и мягких согласных
Игра «Обозначь звук буквой»
Игра «Найди пропущенную букву»
Упражнение
на
составление
предложений с обобщающим слогом
по опорной картинке
Звук и
Словоизменение.
Употребление Игра «Выложи и прочти слог»
буква М
заглавной буквы в именах, кличках, Игра «Найди потерявшийся слог»
(2часа)
названиях городов и т.д.
Игра «Старший и младший брат»
Составление предложения.
Игра «Выложи слово, прочитай и
Составление из звуков слога, чтение, расскажи о всех звуках в этом слове»
выкладывание, пропечатывание слогов.
Работа над звуковыми дорожками.
Работа
с
полосками
по

Звук и
буква О
Звук и
буква Р
(2 часа)

звукобуквенному
анализу
(разноцветные схемы)
Обозначение гласного звука буквами,
правило употребление буквы, а после
твердых
и
мягких
согласных.
Словоизменение.
Составление
предложений. Составление из звуков
слогов,
чтение,
выкладывание,
пропечатывание слогов. Работа с
полосками по звукобуквенному анализу
(разноцветные схемы)

Звук и
буква И
Звук и
буква К
(2 часа)

Обозначение гласного звука буквами,
правило употребление буквы, а после
твердых
и
мягких
согласных.
Образование новых слов путем замены
отдельных звуков
(Словоизменение).
Составление предложений, замена слов
в предложение
Составление из звуков слога, чтение,
выкладывание слогов
Работа
с
полосками
по
звукобуквенному
анализу
(разноцветные схемы)

Звук и
буква У
Звук и
буква Л
(2 часа)

Производить звуковой разбор слова,
применение
известных
правил
написания гласных букв с выделением
ударного
слога.
Составление
предложений по заданной схеме.
Подбор к заданным моделям, печатание
слов. Чтение слов

Йотирован
ные звуки
Я, Е, Е, Й,
Ю
(3 часа)

Знакомство со случаями, когда два
звука. Составление звукобуквенных
моделей с применением изученных
правил обозначения звуков буквами.
Печатание
изученных
букв
и
составление из звуков слов, чтение,
выкладывание слов.

Игра «Живы слова»
Игра «Доскажи словечко»
Игра «Обозначь звуки буквой»
Упражнение
на
составление
предложений с обобщающим словом
по опорной картинке
Игра «Выложи и прочти слова –
предметы»
Игра «Старший и младший брат»
Игра «Выложи слово, прочитай»
Игра « Придумай рифму к слову»
Игра «Найди домик»
Игра «Доскажи словечко»
Игра «Обозначьте звуки буквой»
«Найдите и
пропечатайте
пропущенные буквы» Упражнение на
составление слова по опорной схеме
РАК, КОМАР, КУКЛА
Игра «Выложи и прочитай слово предмет»
Игра «Утка (мягкие и твердые
согласные)
Игра «Выложи слово, прочитай и
расскажи обо всех звуках в этом
слове» (Рассыпанные бусы)
Игра «Придумай рифму к словам»
Игра «Найди домик»
Игра «Доскажи словечко»
Игра «Обозначьте звуки буквой»
Игра «Найдите и пропечатайте
пропущенные буквы» Упражнение
на составление слова по опорной
схеме МАК, ЛУК, РУКА, МУКА,
КОМАР, найти к слову подходящую
звуковую модель и прочитать слова
Игра «Придумай рифму к словам»
Игра «Буква убежала»
Игра «Найди к слову подходящую
звуковую модель» Чтение слов (река,
море, люк, мера)
Игра «Плюс и минус»

Звук и
буква Ы
Звук и
буква С
(2 часа)

Составление звукобуквенных моделей с
применением
изученных
правил
обозначения звуков буквами. Печатание
изученных букв и составление из звуков
слов, чтение, выкладывание слов с
соблюдением правил. Составление
предложений с опорой на предметные
картинки и модели

Звук и
буква Э
Звук и
буква Н
(2 часа)

Составление звукобуквенных моделей с
применением
изученных
правил
обозначения звуков буквами. Печатание
изученных букв и составление из звуков
слов, чтение, выкладывание слов с
соблюдением правил. Составление
предложений с соединительным союзом

Звук и
буква Д
Звук и
буква Т
(2 часа)

Составление звукобуквенных моделей с
применением
изученных
правил
обозначения звуков буквами, правил
написания и произнесения слов с
йотированными звуками. Печатание
изученных букв и составление из звуков
слов, разных карточек

Звук и
буква Ж
Звук и
буква Ш
(2 часа)

Знакомство с правописанием гласных
звуков после звуков Ж, Ш. Правила
употребления звуков Ж, Ш.
Составление звукобуквенных моделей с
применением
изученных
правил
обозначения звуков буквами, правил
написания и произнесения слов с
йотированными звуками. Печатание
изученных букв и составление из звуков
слов, чтение, выкладывание слов.

Игра «Найди домик»
Игра «Найдите и пропечатайте
пропущенные буквы»
Упражнение на составление слова по
опорной схеме СЫР, ЛИМОН,
КУСОК, МЯСО, СЫН, ЛЕС, найди к
слову подходящую звуковую модель
и прочитать слово
Игра «Подбери недостающие слово в
предложения»
Игра «Придумай зимние слова»
Игра «Печатная машинка»
Игра «Соедини слоги со звуками»
Упражнение
«Найдите
и
пропечатайте пропущенные буквы
так, чтобы получилась целое слово,
прочитай и подчеркни в словах
новую букву»
Игра «Что лишнее?»
Упражнение на составление слова по
опорной схеме, найди к слову
подходящую звуковую модель, и
прочитай слово
ЭКРАН,
РИСУНОК, НОСКИ, МАЙКА Игра
«Подбери недостающее слово в
середине предложения»
Упражнение «Разбери слово по
схеме»
Напечатать
название
слова,
изображенного на картинке
Игра «Озвучь слово»
Игра «Что лишнее?»
Упражнение
на
составление слова по
опорной схеме, найди к
слову
подходящую звуковую модель и
прочитай слово ДЯТЕЛ, КЛЕСТ,
СОРОКА, АИСТ.
Игра «Разбери слово по схеме»
Напечатать
название
слова
изображенного на картинке
Игра «Озвучь слово»
Игра «Что лишнее?»
Упражнение на составление слова по
опорной схеме ,
Найди к слову
подходящую
звуковую модель и прочитай слово
ЖУК, КОШКА, ЛИСА, СЛОН,
ЕЖИК, МОРЖ, КУКУШКА

се

Звук и
буква Б
Звук и
буква П
(2 часа)

Знакомство
с
правописанием
употребления звуков (дифференциация
звуков)
Составление звукобуквенных моделей с
применением
изученных
правил
обозначения звуков буквами, правил
написания и произнесения слов с
йотированными звуками. Печатание
изученных букв и составление из звуков
слов, чтение, выкладывание слов

Игра «Разбери слово по схеме»
Напечатать
название
слова
изображенного на картинке
Игра «Озвучь слово»
Игра «Что лишнее?»
Упражнение на составление слова по
опорной схеме, найди к слову

подходящую звуковую модель и
прочитай
слово
ДУБ,
КЛЕН,
МАЛИНА,
ЕЛКА,
РЯБИНА,
ЯБЛОНЯ, СЛИВА
Придумывание
признаков
к
предметам.
Придумывание слов омонимов и
синонимов к словам
Звук и
Знакомство с сельскохозяйственным Напечатать
название
слова
буква В
трудом.
изображенного на картинке
Звук и
Знакомство
с
правописанием Игра «Озвучь слово»
буква Ф
употребления звуков (дифференциация Упражнение на составление слова по
(2 часа)
звуков)
опорной схеме, найди к слову
Составление звукобуквенных моделей с
применением
изученных
правил подходящую звуковую модель и
обозначения звуков буквами, правил прочитай слово МАШИНА, КРАН,
написания и произнесения слов с ТРАКТОР, ТРАМВАЙ, АВТОБУС
йотированными звуками. Печатание
изученных букв проставить ударение в
словах.
Подбор слов к моделям с помощью
наводящих вопросов
Звук
и Составление
Игра «Кто больше слов составит»
буква Ь
звукобуквенной модели
Игра «Вставь букву
Звук
и слов с разделительным твердым и так, чтобы получилось слово» Игра
буква Ъ
мягким знаком.
Печатание, чтение «Подбери слова с нужным знаком»
(2 часа)
выкладывание слов по схеме: слово- Чтение слов из рассыпавшихся букв
предмет + слово- признак
– картофель, свекла, помидор,
апельсин, редька,
морковь, красный, вкусное, сладкое,
румяное, наливное и т.д.
Звук и
Правописание сочетаний
Игра «Слово из слова»
буква Ч
ЧА-ЧУ, ЩА-ЩУ. Превращение одного Игра «Дополни слог»
Звук и
слова в другое путем замены буквы.
Игра «Путаница»
буква
Составление звукобуквенных моделей с Игра «Слова –перевертыши»
(2 часа)
применением
изученных
правил Чтение по схеме : слово –предмет
обозначения звуков буквами, правил +слово –признак.
написания и произнесения слов с Найди весенние слова, пропечатай их
йотированными звуками. Печатание согласно картинке
изученных букв проставить ударение в
словах
Звук и
Составление и чтение предложений с Игра «Соедини стрелками слова –
буква Ц
ориентацией на знаки
препинания друзья»
(подбор
омонимов,
Звук и
(соответственно содержанию
синонимов, антонимов, признаков)

буква Х
(2 часа)
Звук и
буква З
Звук и
буква Г
(2 часа)

Буквы
хотят
поиграть с
нами»
(2 часа)

и интонации).
Работа со звуковой
структурой слова. Изменение слова
путем замены звука. Печатание в
соответствии с изученными правилами.
Выкладывание
предложений
с
соблюдением всех правил.
Раздельное написание слов. Чтение по
схеме: слово-предмет +слово действие.
Чтение
простых
предложений.
Составление звукобуквенных моделей с
применением
изученных
правил
обозначения звуков буквами, правил
написания и произнесения. Составление
восклицательных
предложений
по
заданной схеме.
Умение производить слоговой анализ и
синтез (слоговой способ чтения).
Составление звукобуквенных моделей с
применением
изученных
правил
обозначения звуков буквами, правил
написания и произнесения слов. Чтение
простых предложений

Буквы
хотят
поиграть с
нами»
(2 часа)

Умения
прочитать
текст
без
предварительной подготовки (навыки
слитного и выразительного чтения)
Печатание в соответствие с изученными
правилами

Буквы
хотят
поиграть с
нами»
(2 часа)

Умения
прочитать
текст
без
предварительной подготовки (навыки
слитного и выразительного чтения)
Чтение
и
составление
распространенных предложений

Обобщени
е
(3часа)

Умения прочитать текст
без
предварительной
подготовки
(навыки слитного и выразительного
чтения).
Чтение и составление
распространенных предложений

Итого: 48часов

Игра «Кто что делает?»
Чтение по схеме слов РУКА, НОГА,
ВОЛОСЫ, ПАЛЬЦЫ, РЕСНИЦЫ.
Найти слова–действия,
слова–признаки к словам, прочитать
их
Найди слова – противоположные по
смыслу
Запиши слово, противоположное
написанному на карточке – ЗАЯЦ,
ТИГРЕНОК,
ЗУБР,
ЗЕБРА,
ОБЕЗЬЯНА, ЗВЕРИ.
Игра «Найди слова, обозначающие
данное действия (признак)»
Игра «Бинго»
Выложи из карточек со словами
предложение
(составление
словосочетаний).
Дорисуйте недостающие буквы.
Прочти предложение (работа над
словами, напечатанными разными по
высоте буквами)
Повторение
правил
написания
предложений
Обведи букву в кружок, прочитай
слова.
Соедини слова по смыслу
Игра «Да или нет»
Упражнение «Прочитай и скажи,
может ли такое быть?», расставь
буквы соответственно символам
Игра «Завтрак в кафе»
Игра «Унеси в норку»
Игра «Поставь плюсик»
Игра «Вычеркни один из элементов»
Чтение словесных лесенок
Чтение слов со стечением согласных
Игра «Помоги Незнайке»
Игра «Найди одинаковую часть
слова»
Игра «Подчеркни слова –близкие по
смыслу»
Игра «Найди все повторы слов»
Игра «Найди все овощи, все фрукты»
Игра «Да, нет»
Игра «Аукцион» (звуки
слова,
предложения, схемы и т.д)

Приложение 2
Примерный конспект занятия по обучению грамоте в группе предшкольной
подготовки с применением методики Г.Домана
Цель: формирование умения работать с шифрами, определять, сколько букв в слове с
помощью кружков, определять слова по первым и последним слогам. Продолжать работу по
методу г.Домана, конструировать слова с помощью графического диктанта и по первым
буквам слов, слышать правильные утверждения и их отмечать.
1.Утренний круг.
Все мы в группе, как семья
Рады все: и ты, и я
Очень любим вместе быть
С «Добрым утром!» говорить
Восп: Ребята, с каким настроением вы пришли на занятия, вы можете выразить жестом,
цветом или словами.
Воспитатель использует один из вариантов, выражая своё настроение.
Для правильного выполнения задания на занятии вам всегда нужны внимание,
наблюдательность, сообразительность.
1.
Я вам прочитаю стихотворение с зашифрованными словами.
Вам надо запомнить стихотворение и расшифровать слова.
«На солнце тёмный С, Е, Л (ЛЕС) зардел
В долине А, Р, П (ПАР) белеет тонкий
И песню раннюю П, Е, Л, З, А (ЗАПЕЛ)
В лазури жаворонок звонкий»
Контрольные вопросы:
1.
Какое слово расшифровали в первой строчке стихотворения, во второй, в третьей
2.
Кто может повторить первую строчку стихотворения
3. Ребята на столе лежат разлинованные листочки, на каждой линеечке мы напишем
слово, но не буквами, а кружочками. Сколько в слове букв, столько кружочков надо написать:
- О О О (ЛАК)
- О О О О (ПИЛА)
- О О О О (ЗВОН)
Контрольные вопросы:
1.
Подчеркните слово красным карандашом, которое начиналось на звук П, синим на З,
зелёным на Л.
2.
Какие слова мы записали
4. Приготовили две руки. В правую руку мы ловим первый слог слова, в левую – последний.
Те звуки, которые между первым и последним остаются у нас во рту
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!