«Воспитание дружеских
отношений между детьми во время игр»
Игра – ведущая деятельность
детей дошкольного возраста. Дети создают игру силой воображения,
игровых действий и роли, способностью перевоплощаться в образ. В
играх нет реальной обусловленности обстоятельств, пространства,
времени.
Игра – средство воспитания,
когда она включена в целостный педагогический процесс. Руководя
игрой, оказывая влияние на её содержание организуя жизнь детей в
игре, их взаимоотношения, педагог воздействует на все стороны
личности ребенка: сознание, чувство, волю, отношения, поступки и
поведение в целом. Ценность игры как воспитательного средства
заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив
играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на
каждого из детей.
Игра в воспитательном
процессе – это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная
в условиях соответствующей предметно-развивающей среды детского
сада. Известно, что использование игровой методики позволяет
добиться устойчивого детского внимания, поддержания интереса на
протяжении всего занятия. Это особенно важно для детей,
отличающихся неустойчивым психоэмоциональным состоянием и быстрой
утомляемостью.
Дружба – один из видов
личных отношений. В отличие от функциональных, деловых отношений,
где один человек использует другого как средство для достижения
какой-то своей цели, дружба самоценна, она сама по себе является
благом; друзья помогают друг другу бескорыстно, «не в службу, а в
дружбу». В отличии от кровнородственной, семейной близости и от
товарищества, члены которого связаны общей принадлежностью и узами
групповой солидарности, дружба индивидуально-избирательна, свободна
и основана на взаимной симпатии.
Человечество всегда высоко
ценила дружбу. Трудно назвать философа, который бы не рассуждал о
ней. Но, говоря о дружбе, часто подразумевает разные
явления.
Во-первых, дружба –
определенный социальный институт, выполняющий определенные
социальные функции, изучением которых занимаются такие науки, как
социология, история и антропология.
Во-вторых, это
складывающиеся в повседневной жизни реальные личные отношения,
изучением которых занимается социальная психология.
В-третьих, это дружеские
чувства и переживания, в изучении которых ключевая роль принадлежит
психологии эмоций и психологии личности.
В-четвертых, дружба – важная
нравственная ценность, изучением которой занимается
этика.
Между детьми дошкольного
возраста во время игр, совместной трудовой деятельности и на
занятиях формируется достаточно широкий диапозон взаимоотношений. И
не всегда они складываются благополучно. Возникающие конфликтные
ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и
могут мешать воспитательно-образовательному процессу в
целом.
Поэтому педагог должен быть
внимательным и умело корректировать разногласия. Чувство симпатии,
дружелюбие проявляется у многих детей очень рано – уже на втором,
третьем году жизни. Характер детских взаимоотношений зависит в
основном от условий воспитания в семье и детском саду.
Пяти-семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим
желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в
игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские
отношения: они предпочитают играть, трудиться, разговаривать,
делиться радостями и огорчениями с определенными товарищами. С
целью воспитания у детей дружеских отношений педагогами широко
используется игра.
Потребность ребенка в
общении позволяет педагогам реализовать различные задачи, в
частности нравственного воспитания, формирования общественных
качеств личности. Ориентируясь на эти задачи, воспитатель поощряет
избирательную детскую дружбу и вместе с тем воспитывает такие
взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух-трех
дружащих собой ребят, а имеют большое значение для развития
товарищеских отношений всех воспитанников группы. При таком подходе
дружеские проявления дошкольников приобретают по-настоящему
гуманную направленность, способствуют их сплочению.
В игровой деятельности
многое обусловлено активностью самих детей. В игре есть возможность
проявить самодеятельные формы поведения. Для каждого ребенка очень
важно, что он может играть свободно (а не в определенных
организованных рамках, характерных, например, для занятий или
труда) .
Педагогическое руководство
самой игрой и детскими взаимоотношениями имеет свои особенности.
Здесь неприемлемы учебные методы. Даже в тех случаях, когда
воспитатель считает необходимым дать прямую рекомендацию, например,
по поводу распределения ролей, выбора игры и т. п., он должен
выступать не в качестве учителя, дающего указания, задания, а
скорее в роли старшего товарища, участника игры, предоставляющего
детям свободу выбора решений. На поведение ребенка, его
взаимоотношения с товарищем или группой сверстников педагог может
влиять не только (и, может быть, не столько) прямым образом, но и
через роль, опираясь на образ, передаваемый в игре.
Необходимо также развивать у
детей желание и умение самостоятельно объединяться для совместной
игры, проявляя дружелюбие, справедливость; воспитывать
коллективизм, основанный на гуманных, дружеских чувствах и
отношениях.
Чтобы успешнее решить эти
программные задачи, надо внимательно наблюдать за играми детей
(поскольку в играх дети чаще всего объединяются самостоятельно и
наиболее непосредственно себя проявляют) и другой их деятельностью;
выяснить, у кого какие есть достижения, недостатки, в чем они
испытывают затруднения. Наблюдение должно быть целенаправленным.
При этом руководствоваться можно следующими показателями дружбы
между детьми в группе:
Предпочтение, симпатия,
сочувствие и отзывчивость, особенно заметные между детьми, но
проявляющиеся не в ущерб другим;
Интерес к деятельности
сверстников, желание и умение договариваться о пользовании
игрушкой, материалом, о совместной игре и роли, считаться с
интересами товарищей;
Проявление заботы о товарище
по группе, об общем деле, о развитии хорошей, дружной игры; помощь
и взаимопомощь (желание и умение сделать что-нибудь нужное для
отдельных детей, группы, желание выручить товарища;
Известная объективность
оценок и самооценок, способность поступиться личным желанием в
пользу товарища (по справедливости, получая при этом
удовлетворение;
Выражение дружеских
отношений по собственному побуждению (а не только по указанию
взрослого, совету взрослого) ;
Дружеские отношения не
только в присутствии воспитателя, но и без него.
Детские высказывания и
поведение дошкольников в игре, которую организует воспитатель, еще
не главный показатель уровня их нравственной воспитанности.
Причиной правильного поведения может быть активность, догадливость
ребенка, его полноценное умственное развитие.