Олимпиадные заданияРусский язык в школах с казахским и уйгурским языками обучения9 классЗадания 1 (письменного тура):АБАЙ И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Абай любил русскую литературу и призывал свой народ овладевать передовой русской культурой.Великий поэт мастерски переводил басни Крылова, стихи Пушкина и Лермонтова.Абаю глубоко полюбилось одно из самых задушевных произведений Пушкина – «Евгений Онегин», в котором нашли воплощение заветные думы и чувства великого русского поэта, его размышления над современной ему жизнью. Поэтому Абай решил познакомить казахов с творчеством Пушкина, начав это знакомство с перевода «Евгения Онегина» на казахский язык.Особенно дорога была Абаю Татьяна – резко отличающаяся от обычных девушек своим характером, духовными интересами, полная искренности и чистоты в своих чувствах, близкая к народу, верная своему долгу. Абай не только перевел «Письмо Татьяны», но и переложил его на музыку.«Письмо Татьяны» стало одной из любимых песен казахской молодежи.Абай был первым из среднеазиатских переводчиков Пушкина.(123 слова).(Из календаря)Подробно изложите текст.Выполните полный синтаксический разбор одного из сложных предложений. Объясните знаки препинания.Произведите морфологический разбор одного прилагательного.
Изложение и грамматические задания оцениваются отдельно по 25 баллов. Максимально – 50 баллов.Русский язык в школе с казахским и уйгурским языками обучения9 класс
Задания 2 (устного школьного тура):
Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему поднимаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь ...Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал… Но старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка, они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью.1. Прочитайте выразительно отрывок из рассказа. Докажите, что это текст.2. Выпишите ключевые слова или словосочетания.3. Какие заимствованные слова встречаются в тексте?4. Озаглавьте текст.5. Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.
Каждое задание оценивается суммой в 10 баллов. Общая сумма баллов – 50.