КГП на ПХВ
«Павлодарский монтажный колледж»
«Кәмелетке
толмаған балалардың арасында құқық бұзуғушылықты алдын алу
жұмысының ұйымдастыруы»
«Организация работы
по профилактике правонарушений среди
несовершеннолетних»
Разработчик: Заместитель руководителя по
УВР –
Кабдельманов Руслан
Галямович
Павлодар, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитать человека
интеллектуально,
не воспитав в нем нравственное,
-
значит вырастить угрозу для
общества.
Теодор Рузвельт
Профилактика правонарушений среди
несовершеннолетних представляет собой одно из ведущих направлений
всей борьбы с преступностью. Их эффективное предупреждение является
существенным условием охраны нравственного здоровья подрастающего
поколения.
Профилактическая работа с учащимися – процесс
сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. Специфическая
задача колледжа в сфере предупреждения правонарушений заключается в
проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная
структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение
составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве
объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики
является создание условий, обеспечивающих возможность нормального
развития детей, своевременное выявление типичных кризисных
ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста. Однако
только семья была, есть и будет ведущим социальным институтом в
формировании личности. К сожалению, в настоящее время налицо кризис
семьи. Он характеризуется:
-
ростом
количества неполных семей;
-
насилием,
алкоголизмом в семье;
-
ухудшением
здоровья членов семей;
-
изменением
традиционных ролей членов семьи, особенно
женщины.
В связи с
этим все больше детей оказываются в трудных жизненных ситуациях.
Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в
поведении зачастую является следствием нарушений взаимосвязей с
микросферой. Практика
показывает, что увеличилось число правонарушений совершаемых
подростками и детьми из благополучных семей, где родители, заботясь
о материальных благах, не уделяют должного внимания духовному
развитию их детей, практически не общаются с ними, не доходят до их
внутренних проблем и противоречий. И эта задача на сегодняшний день
возложена на школу. Именно колледж, составляя социальный паспорт,
проводит планомерную и системную работу по изучению контингента
учащихся, контингента микрорайона.
Воспитательные функции колледжа, прежде всего,
направлены на развитие личности физически и морально здоровой,
умеющей реализовать свои интеллектуальные способности, воспитание
законопослушной личности. Вовремя замеченные отклонения в поведении
детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская
и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении
деформации личности растущего человека, которая приводит к
правонарушениям и преступлениям.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОФИЛАКТИКИ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРАВОВОГО
ВОСПИТАНИЯ
-
Конституция
Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме
30 августа
1995 г. с
изменениями и дополнениями по состоянию на
02 февраля
2011г.);
-
Кодекс Республики Казахстан «О браке
(супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 года № 518-IV (с изм. и
доп. по состоянию на 17 ноября 2014 г.)
-
Закон Республики
Казахстан «Об
образовании»
от 27 июля
2007 года № 319-III (с изменениями и дополнениями
по состоянию на 13 января
2015 г.);
-
Закон Республики Казахстан «О правах
ребенка в Республике Казахстан» от
8 августа 2002 года № 345-II (с изм. и доп. по состоянию на
29 декабря 2014 г.);
-
Закон Республики
Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных
объединениях» от 11 октября 2011 года № 483-IV
ЗРК;
-
Послание Президента Республики Казахстан
Н.А.Назарбаева народу Казахстана
«Стратегия Казахстан –2050: новый
политический курс состоявшегося
государства»;
-
Послание Президента Республики Казахстан
Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский
путь – 2050: «Единая цель, единые интересы, единое
будущее»;
-
Послание Президента Республики Казахстан
Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол – путь в
будущее»;
-
«Государственная программа развития
образования Республики Казахстан на 2011-2020
годы». Утверждена Указом
Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 (с
изм. и доп. по состоянию на 12 августа 2014
года);
-
Концепция по переходу Республики Казахстан к
«зеленой экономике» на 2013-2020 годы. Утверждена Указом Президента
Республики Казахстан от 30 мая 2013 года №
577;
-
Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан
на 2015-2025 годы. Утверждена Указом Президента Республики
Казахстан от 26 декабря 2014 года №
986.
-
Постановление Правительства Республики
Казахстан «Об утверждении Типового комплексного плана по
усилению воспитательного компонента процесса обучения во
всех организациях образования» от 29.06.2012 г. №
873;
-
Концепция
государственной молодежной политики Республики Казахстан до2020
года "Казахстан 2020: путь в будущее" одобрена постановлением
Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 2013 года
№191;
-
Концепция
воспитания в
системе непрерывного образования Республики Казахстан.
Утверждена приказом Министра образования и науки Республики
Казахстанот16 ноября 2009 года №
521;
ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
СТАТЬЯ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В
НАСТОЯЩЕМ ЗАКОНЕ
В
настоящем Законе используются следующие основные
понятия:
1)
безнадзорность - социальное явление, характеризующееся отсутствием
надлежащего контроля за поведением и образом жизни
несовершеннолетних, способствующее совершению ими
правонарушений;
2)
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого
отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения
обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со
стороны родителей или законных их представителей, а также
педагогов, воспитателей и других работников учебного,
воспитательного и иного учреждения, обязанного осуществлять надзор
за несовершеннолетними, либо вследствие самовольного ухода его из
дома или организаций, осуществляющих функции по защите прав
ребенка;
3)
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места
проживания;
4) дети,
находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, жизнедеятельность
которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые
не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с
помощью семьи;
5)
профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и
предупреждение детской безнадзорности и беспризорности (далее -
профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди
несовершеннолетних) - система правовых, педагогических, медицинских
и иных мер, направленных на предупреждение правонарушений,
безнадзорности, беспризорности и антиобщественных действий среди
несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им
способствующих, осуществляемых в совокупности с индивидуальной
профилактической работой с несовершеннолетними, а также родителями
или другими законными представителями несовершеннолетних, не
исполняющими обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию
либо отрицательно влияющими на их
поведение;
6)
индивидуальная профилактическая работа - деятельность
государственных органов, общественных объединений, организаций,
граждан по своевременному выявлению несовершеннолетних, находящихся
в трудной жизненной ситуации, и неблагополучных семей, их
социальной реабилитации и (или) предупреждению совершения ими
правонарушений;
7)
неблагополучная семья - семья, где родители или законные
представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по
их воспитанию, обучению, содержанию и (или) отрицательно влияют на
их поведение;
8)
воспитание несовершеннолетнего - непрерывный процесс воздействия на
ребенка со стороны родителей или других законных представителей, а
также работников государственных органов по привитию ему правил и
норм поведения, принятых в обществе и направленных на его духовное,
физическое, нравственное, психическое, культурное, интеллектуальное
развитие и защиту от отрицательного влияния социальной
среды;
9)
содержание несовершеннолетнего - создание родителями или другими
законными представителями несовершеннолетнего в пределах своих
финансовых возможностей и способностей условий для его здорового
развития, защиты его имущественных и неимущественных прав и
интересов и государственных минимальных социальных
стандартов;
10)
социальная реабилитация - комплекс мер, осуществляемый органами и
учреждениями системы профилактики правонарушений, безнадзорности и
беспризорности среди несовершеннолетних, направленных на правовое,
социальное, физическое, психическое, педагогическое, моральное и
(или) материальное восстановление несовершеннолетнего, находящегося
в трудной жизненной ситуации.
СТАТЬЯ 12. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ
ОБРАЗОВАНИЯ
Органы образования в пределах своей
компетенции:
1) осуществляют меры по развитию сети специальных
организаций образования и организаций образования с особым режимом
содержания для несовершеннолетних с девиантным поведением, а также
иных организаций, осуществляющих функции по защите прав
ребенка;
2) участвуют в организации летнего отдыха, досуга
и занятости несовершеннолетних;
3)
выявляют и ведут учет несовершеннолетних, не посещающих по
неуважительным причинам общеобразовательные учебные заведения,
проводят с ними и их родителями или законными представителями
индивидуальную профилактическую работу;
4)
разрабатывают и внедряют в практику работы организаций образования
программы и методики, направленные на формирование законопослушного
поведения несовершеннолетних, привитие им основ нравственности
здорового образа жизни;
5) создают
психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют
несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении,
проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по
определению форм их дальнейшего обучения и
воспитания;
6) участвуют в выявлении несовершеннолетних
с девиантным поведением, неблагополучных семей, постановке их
на учет в органы внутренних дел и проведении с ними индивидуальной
профилактической работы;
7) обеспечивают организацию в общеобразовательных
учебных заведениях доступных спортивных секций, технических и иных
кружков, клубов и вовлекают в них
несовершеннолетних.
Документация по профилактике правонарушений и
правовому воспитанию
-
Приказ о создании совета
профилактики.
-
Положение о совете
профилактики
-
Положение о постановке на внутриколледжный
профилактический учет
-
План работы на учебный год по профилактике
правонарушений среди
несовершеннолетних.
-
План совместной работы колледжа с ОДН по
профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
.
-
План работы совета
профилактики.
-
План работы психолога с состоящими на всех видах
учета.
-
План по профилактике суицидального
поведения.
-
План по профилактике бытового
насилия.
-
План социально-психологической службы колледжа по
профилактике правонарушений и преступлений, пресечения фактов
вымогательства и насилия среди учащихся.
-
График проведения советов
профилактики.
-
Социальный паспорт
колледжа.
-
Анализ состояния детской преступности (за 3
года).
-
Анализ профилактической работы за
год.
-
Дневники работы с состоящими на всех видах учета,
неблагополучными семьями.
-
Материалы психолого-педагогического просвещения
педагогов (семинары, тренинги и
т.п.).
-
Рассмотрение вопросов по профилактике
правонарушений среди несовершеннолетних на педагогических советах,
совещаниях при руководителе, заседаниях методических объединений
классных руководителей.
-
Списки неблагополучных
семей.
-
Списки учащихся, состоящих на внутриколледжном
учете, учете ОДН, группа риска.
-
Акты обследования условий
жизни.
-
Анализ занятости детей в летнее
время.
-
Докладные,
объяснительные.
-
Характеристики.
-
Проколы совета
профилактики.
-
Материалы совета
профилактики.
-
Материалы, выносимые колледжем на комиссию по
делам несовершеннолетних и защите их
прав.
Организационно-управленческая структура
системы профилактической работы
Направления работы по профилактике
правонарушений всех участников образовательного
процесса
Профилактическая
работа
-
Выявление учащихся, склонных к
правонарушениям.
-
Составление банка данных учащихся,
склонных к правонарушениям и состоящим на всех видах
учета.
-
Проведение индивидуальной работы с
несовершеннолетними и родителями.
-
Проведение тематических групповых
часов, бесед, лекций.
-
Проведение информационной,
пропагандистской и консультационной работы по профилактике
правонарушений.
-
Ведение дневников
наблюдений.
-
Совместная работа с участковым
инспектором.
-
Деятельность совета
профилактики.
-
Взаимодействие с государственными
органами и организациями по вопросам профилактики
правонарушений.
Правовое образование и
воспитание
-
Организация правового всеобуча для
учащихся, педагогов, родителей.
-
Проведение внегрупповых мероприятий по
правовой тематике.
-
Взаимодействие с государственными
органами и организациями по вопросам правового
воспитания.
-
Мониторинг уровня сформированности
правовых знаний.
Социально-психологическая
служба
-
Проведение
индивидуальной коррекционной работы с детьми, состоящими на всех
видах учета.
-
Психолого-педагогическое консультирование
педагогов, родителей, детей.
-
Проведение
психолого-педагогических
консилиумов.
-
Организация и проведение психологического
всеобуча для родителей.
-
Организация и проведение
рейдов.
-
Проведение
акций: «Забота», «Дорога в колледж»
-
Взаимодействие с органами социальной
защиты
Организация внеурочной
занятости
-
Организация работы кружков и
секций.
-
Деятельность ученического
самоуправления
-
Проведение
групповых и общеколледжных
мероприятий.
-
Взаимодействие с государственными органами и
организациями по вопросам досуга и отдыха
студентов.
-
Организация летнего отдыха и
занятости.
-
Содействие
в овладении информационными технологиями для организации
интеллектуального досуга.
-
Мониторинг
занятости во внеколледжных кружках и
секциях.
Работа с родительской
общественностью
-
Проведение родительских собраний,
лекций, лекториев, бесед.
-
Организация работы Попечительского
совета.
-
Посещение
квартир.
-
Взаимодействие в вопросах организации
учебно-воспитательного процесса.
-
Участие родителей в работе Совета
профилактики.
Работа с педагогическим
коллективом
-
Внедрение
системы информационного обеспечения образовательного процесса
(образовательные программы, методические разработки, тестовые
задания, учебные пособия, методическая литература и
др.).
-
Оказание
помощи учителям (консультации, практикумы