Особенности применения ИКТ
в обучении студентов с ограниченными возможностями
здоровья.
«Расскажи мне - и я
забуду, покажи мне – и я запомню, дай
мне
действовать самому –
я научусь»
(Древняя китайская
мудрость)
Получение образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из
основных и неотъемлемых условий их успешной социализации,
обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной
самореализации в различных видах профессиональной и социальной
деятельности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это
«особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ вне специальных условий обучения.
Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют
для обучения принципиально новые возможности. Они могут
использоваться на всех этапах обучения:
Использование в обучении новых информационных
технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с
различными познавательными способностями, позволяет делать уроки
более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения
обучения и развития учащихся, и способствует формированию ключевых
компетенций учащихся. Использование ИКТ позволяет педагогу
привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку,
нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном
объёме. Наглядное отображение информации способствует повышению
эффективности любой деятельности человека. Но в специальном
(инклюзивном) образовании оно приобретает особенно большую
значимость.
Компьютерные технологии дают широкие возможности
для развития творческого потенциала студента. Благодаря
использованию информационных технологий у студентов с ОВЗ
зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к
положительному результату обучения и развития данной категории
детей.
Использование ИКТ на различных уроках с
студентами со сложными дефектами позволяет развивать умение
учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
овладевать практическими способами работы с информацией; развивать
умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных
технических средств.
Кроме того, применение ИКТ
позволяет сделать занятие привлекательным, современным,
осуществлять индивидуализацию и дифференциацию
обучения.
Организация образования лиц с ООП на основе
внедрения новых информационных технологий связана с реализацией
следующих основных принципов
обучения:
1. Активизация самостоятельной познавательной
деятельности учащихся, повышение ее эффективности и
качества.
Основой реализации данного
принципа является применение инновационных методов обучения. Они
позволяют создать открытую систему обучения, при которой
обучающемуся предоставляется возможность выбора подходящей ему
программы и технологии обучения.
Данная особенность
обусловлена необходимостью повышения адаптивности системы обучения
к индивидуальным психофизическим особенностям ребенка с ООП. При
такой организации учебного процесса обучение становится гибким, не
связанным с жестким учебным планом и обязательными аудиторными
мероприятиями.
2. Интерактивность системы компьютерного
обучения с использованием новых информационных
технологий.
Использование компьютерных средств обучения
позволяет обучающемуся получать информацию вне зависимости от
пространственных и временных ограничений, находиться в режиме
постоянной консультации с различными источниками информации,
осуществлять различные формы самоконтроля. Это в значительной мере
способствует созданию условий для социальной реабилитации лиц с
ООП
3. Мультимедийность компьютерных систем
обучения.
Организация обучения лиц с ООП на основе ИКТ
позволяет активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на
основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсорного
подхода к преодолению нарушений в развитии. Другими словами,
применение принципа мультимедийности не только активизирует внимание,
пространственную ориентацию, наблюдательность у учащихся с ООП, но
и корректирует их логическое мышление, зрительное восприятия,
зрительную память, цветовое восприятие.
При этом нельзя забывать и
об остальных принципах обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья с использованием ИКТ:
Принцип системности и последовательности
обучения. Компьютерные
технологии позволяют использовать полученные ранее знания в
процессе овладения новыми, переходя от простого к
сложному.
Принцип доступности
обучения. Компьютерные
технологии и методы их предъявления соответствуют возрастным
особенностям школьников. Задания предъявляются детям в игровой или
занимательной форме.
Принцип индивидуального
обучения. Компьютерные
технологии предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий
и позволяет построить коррекционную работу с учётом их
индивидуальных образовательных потребностей и
возможностей.
Принцип воспитывающего
обучения. Использование
компьютерных технологий позволяет воспитывать у детей с ООП волевые
и нравственные качества. Этому способствует и деятельность ребёнка,
направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь
необходимого результата на повышенной мотивации
деятельности.
Принцип интерактивности компьютерных
средств обучения. Использование компьютерных программ происходит
одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации
образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки
результатов деятельности.
Использование ИКТ при обучении детей с ООП имеет
ряд преимуществ.
Одним из главных
преимуществ использования компьютерных средств обучения в
образовании детей с ООП является их большие возможности в
визуализации предоставляемого
учебного материала. Использование в педагогической деятельности ЦОР
помогает педагогу значительно сократить время на
трансляцию учебного материала,
увеличив объем продуктивных видов деятельности на уроке; создавать
интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные
и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных
коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и
дополнительные учебные материалы по теме урока или для
факультативных курсов.
При
любом обучении необходимо создавать мотивацию и активизировать
познавательную деятельность учащихся. Это условие становится
определяющим для достижения успеха при коррекционном обучении.
Повышение эффективности познавательной деятельности детей с
ограниченными возможностями здоровья посредством применения новых
информационных технологий в коррекционном процессе во многом
зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе
обучения. Важным фактором является подбор материала, составление
заданий, конструирование педагогических и коррекционных задач с
учетом индивидуальных психолого-возрастных особенностей
детей.
В
современных условиях, когда к учебникам предъявляются новые
требования (наличие электронной версии), учитель получает очень
хороший инструмент. Электронные учебные пособия могут
использоваться:
-
в виде
презентаций;
-
как учебник и рабочая
тетрадь;
-
как толковый
словарь;
-
как справочник с учебными
видеофильмами;
-
как тренажер для
закрепления новых знаний;
-
как практическое
пособие.
Однако возникает необходимость
корректировать предложенную информацию для учащихся с
ограниченными возможностями здоровья и в ход урока включать
адаптированные фрагменты. В разработке заданий и подготовке текстов
для учеников с ограниченными возможностями здоровья
учитываются общие закономерности и специфику развития таких детей,
логику построения специального обучения и базовые
принципы коррекционной педагогики.
Таким образом, при внедрении ИКТ при обучении
детей с ООП большая роль отводится преподавателю, и появляются
особые требования к квалификации педагога. Преподаватель должен
знать психолого-педагогические особенности работы с детьми с ООП и
методику работы с данной категорией детей и учитывать их в своей
работе; иметь навыки продвинутого пользователя информационными и
коммуникационными технологиями; обладать ключевыми
профессиональными компетентностями, такими, как информационная
компетентность; использовать специальное программное обеспечение,
электронные учебники, тренажеры, практикумы, ЦОР, энциклопедии,
Интернет; знать состав и особенности учебно-методических комплексов
и дидактических материалов, в том числе на электронных
носителях; должен уметь создавать свои электронные образовательные
ресурсы; постоянно обучаться новым информационным
технологиям.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что
реализация возможностей современных информационных технологий
расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет
совершенствовать существующие и порождает новые организационные
формы и методы обучения. Урок с использованием современных
информационных технологий для детей с ограниченными возможностями
здоровья способствует решению одной из основных задач
коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его
способностей ориентироваться и адаптироваться в современном
обществе.
Макулбекова Д.М
Усть-Каменогорский колледж сферы
обслуживания