Материалдар / Особенности работы школьников специальной медицинской группы на уроках физической культуры
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Особенности работы школьников специальной медицинской группы на уроках физической культуры

Материал туралы қысқаша түсінік
СРС на курсах усовершенствования Г. Петропавловск 2016 г
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
16 Қараша 2018
478
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады












Особенности работы школьников специальной медицинской группы на уроках физической культуры.










Выполнил: Малиновский В.Э






















Архангелка

2016 г



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1.Особенности работы школьников специальной медицинской группы на уроках физической культуры

11. Здоровьесберегающая направленность школьного курса физической культуры

1.2. Специальные медицинские группы в системе обучения физической культуре.

1.3. Содержание занятий СМГ.

1.4. Организация занятий СМГ.

1.5. Организация врачебно-педагогического контроля.

2. Ожидаемая результативность.

3.Приложения.

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ






























Здоровьесберегающая направленность школьного курса физической культуры.

Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статические напряжения. Повышенные учебные нагрузки увеличивают степень вероятности возникновения у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточной массы тела, что, в свою очередь, формирует предрасположенность к различным заболеваниям сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушению обмена веществ и др.

Педагогические и медико-биологические исследования и повседневные наблюдения свидетельствуют о том, что на всех этапах школьного обучения физическое воспитание способствует должному структурному, функциональному и двигательному развитию не только здоровых, но и в силу различных причин ослабленных детей. Им, по моему мнению, особенно необходимы правильно организованные занятия физической культурой, поскольку мышечная работа способствует активной мобилизации жизненно важных свойств организма – выносливости, силы, быстроты, гибкости, а также воспитанию волевых качеств, необходимых для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений.

Специальные медицинские группы в системе обучения физической культуре.

Согласно Положению о врачебном контроле за физическим воспитанием населения, к специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного (группа Б) или временного (группа А) характера, требующими существенного ограничения физических нагрузок, определенных учебной программой.

В процессе физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ, решаются следующие задачи:

  • укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;

  • расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение;

  • повышение иммунитета;

  • освоение основных двигательных навыков и качеств;

  • воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;

  • разъяснение значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе;

  • обучение элементарным навыкам самоконтроля.

Содержание занятий СМГ.

Проработав нормативные документы и научно-методическую литературу по организации деятельности СМГ, изучив опыт педагогов физического воспитания других школ города и области мы приходим к выводам, которые подтверждаются на практике.

Содержание занятий специальной медицинской группы имеет ряд специфических черт. Согласно программе по СМГ дополнительно включаем раздел “Дыхательные упражнения”. Дыхательные упражнения используются в течение всего периода обучения с целью выработки у детей глубокого дыхания, усиления вдоха; в сочетании с различными движениями рук, ног, туловища. В течение первого года обучения на занятиях необходимо обучать детей различным типам дыхания: грудному, брюшному и смешанному (полному) дыханию. Так мы разучиваем различные комплексы упражнений с одновременной работой рук, ног и дыхательного аппарата (приложение № 1).

В течение I и IV четвертей в хорошую погоду рекомендуется выходить заниматься на свежий воздух. Это особенно важно для детей с хроническими заболеваниями органов дыхания. Чтобы не было переохлаждения, необходимо строго следить за соответствием одежды учащихся температуре воздуха.

Особое внимание на занятиях уделяется упражнениям на формирование правильной осанки и упражнений на укрепление мышц спины и живота. Учащиеся самостоятельно и совместно с родителями выполняют домашние задания по изготовлению карточек как с комплексами упражнений, которые могут выполняться учащимися с разными отклонениями в состоянии здоровья, так и с комплексами, используемыми при конкретных заболеваниях. Упражнения для профилактики нарушения осанки приведены в приложении № 2. Эти два комплекса дополняют друг друга. Упражнения довольно просты, не требуют большого количества специального инвентаря и могут выполняться учащимися как вместе, так и раздельно в течение дня.

Обязательным условием работы СМГ является строгое соблюдение всех ограничений, предусмотренных в программе. Так, в свои занятия я не включаю упражнения, связанные с натуживанием, продолжительным статическим напряжением, вызывающим длительную задержку дыхания. Ограниченно включаются упражнения на скорость, силу и выносливость, уменьшены дистанции в ходьбе и беге. Полностью исключается лазанье по канату, подтягивание и акробатические упражнения. Подвижные и спортивные игры используются уже в первой четверти. Время игры сокращено. Проводятся игры ближе к заключительной части урока.

Очень важным считается создание на занятиях благоприятного психологического микроклимата. Для достижения этой цели используется музыка: при выполнении ОРУ – уже знакомых учащимся, а в заключительной части занятия – очень приятные мелодии для релаксации. Это создает у детей хороший настрой для дальнейшей деятельности, снимает возбуждение и усталость.

Работа СМГ не ограничивается только специальными занятиями. Для учащихся, отнесенных к СМГ, очень важно правильно выбрать и строго соблюдать режим учебного дня.

Организация занятий СМГ.

В связи со специфичностью занятий СМГ всю систему занятий условно разделяем на два периода:

  • подготовительный период (I четверть) – это постепенная подготовка сердечно-сосудистой и дыхательной систем и всего организма к выполнению физических упражнений, воспитание потребности к занятиям физической культурой, изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, обучение правильному дыханию;

  • основной период (II – IV четверть) – освоение двигательных умений и навыков.

Занятия СМГ организуются следующим образом:

I четверть.

  1. Подготовительная часть (20 минут): построение, ЧСС, опрос о самочувствии, ознакомление с содержанием занятия, дыхательные и общеразвивающие упражнения. Необходимо постоянно напоминать о необходимости сохранения правильной осанки во время движений, особенно во время ходьбы. На первых уроках не злоупотреблять строевыми упражнениями.

  2. Основная часть (10 минут): изучение одного из видов программы, подвижные игры на 25 – 32-й минутах урока (продолжительность игры – 3 – 7 минут). После проведения игры – медленная ходьба и отдых сидя – не менее 1 минуты.

  3. Заключительная часть (10 минут): простые упражнения для рук, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление мышц лежа под музыкальное сопровождение, дыхательные упражнения и отдых сидя, измерение ЧСС, подведение итогов урока.

II четверть.

Со второй четверти продолжительность частей урока изменяется: подготовительная часть – 5 – 10 минут, основная часть – 15 – 20 минут, заключительная часть – 5 минут.

Организация врачебно-педагогического контроля.

В системе осуществляется врачебно-педагогический контроль:

  • Проводятся систематические наблюдения за реакцией учащихся на предлагаемые нагрузки по внешним признакам утомления, по ЧСС;

  • при выставлении оценки учитывается качество выполнения упражнений;

  • используются тесты: прыжок в длину с места, метание мягкого мяча, измерение силы (тесты проводятся в декабре и апреле (I год обучения), сентябре и мае (II год обучения).

Ожидаемая результативность обучения учащихся в СМГ.

  • повышение интереса учащихся к занятиям в СМГ.

  • изменение отношения учащихся к самим себе: комплекс ограниченности физических способностей должен стереться из их сознания, они должны считать себя нужными, востребованными;

  • старшеклассников, занимающихся в СМГ, подключать к судейству различных кроссов, эстафет и других соревнований, проводимых в школе;

  • повысить степень доверия родителей к занятиям в СМГ;






Приложение 1

Примерный комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки

1.

Исходное положение

Полуприсед, руки вперед – вниз, выпр. скрестно.


1:

Выпрямить ноги, мах левой в сторону, руки дугами наружу в стороны вверх;


2:

Исходное положение


3:

То же с правой ногой. Свободная ходьба (20 –30) с выпрямленной спиной, несколько прогнутой в шейно-грудном отделе, подбородок поднять.

2.

Исходное положение:

Стоя, руки вдоль тела. Отвести руки назад с легким прогибом в грудном отделе позвоночника и одновременно отставить ногу назад на носок. Вдох. Вернуться в исходное положение. Выдох.

Повторить 3 раза каждой ногой.

3.

Исходное положение:

Стоя, руки перед грудью. Резко развести руки в стороны, вдох. Вернуться в исходное положение – выдох 5 – 6 раз.

4.

Исходное положение:

Лежа на спине, руки вдоль тела, ноги полусогнуты.


1:

Приподнять таз до положения полумост, вдох.


2:

Вернуться в исходное положение – выдох 5 – 6 раз.

5.

Исходное положение:

Лежа на спине, руки согнуты в локтевых суставах.


1:

Прогнуться в позвоночнике (в грудном отделе), с опорой на локти, вдох.


2:

Вернуться в исходное положение – выдох 5 раз.

6.

Исходное положение:

Лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах.


1:

Опираясь на предплечья, прогнуть корпус в грудном отделе, вдох.


2:

Вернуться в исходное положение – выдох 5 – 6 раз.

7.

Исходное положение:

Лежа на животе, руки на поясе.


1:

Прогнуться всем корпусом с одновременным разведением ног, вдох.


2:

Вернуться в исходное положение – выдох 5 – 6 раз.

8.

Исходное положение:

Лежа поперек гимнастической скамейки лицом вниз, ноги зафиксированы, руки в упоре на предплечьях.


1:

Слегка вытянув шею, одновременно выпрямить руки.


2:

Руки согнуть к плечам и прогнуться в позвоночнике (в грудном отделе).


3:

Вернуться в исходное положение – выдох 6 – 8 раз. Следить за дыханием.

9.

Исходное положение:

Стоя на четвереньках, попеременно вытягивать левую руку и правую ногу и возвращаться в исходное положение. То же другой ногой и рукой. При вытягивании руки выдох. Повторить 2 –3 раза каждой рукой.

10.

Исходное положение:

Стоя, руки сцеплены за спиной, вывернуть локти назад и сильно потянуть руками.

11.

Исходное положение:

Стоя, свободно опустить руки вдоль туловища. Приподнять плечи до уровня ушей, затем опустить как можно ниже.

Приложение 2

Примерный комплекс упражнений для динамической паузы

1.

Стойка на носках, руки на поясе, на голове книга (или мешочек с песком) – ходьба по одной линии, сохраняя прямое положение тела.

2.

То же в полуприсяде, ходьба выпадами, широким шагом, танцевальными шагами (вальсовый шаг вперед, в сторону, с поворотом).

3.

Стоя спиной к стене и касаясь ее выступающими частями тела, медленно присесть, не отходя от стены, так же медленно выпрямиться.

4.

Лежа на спине, ноги согнуты, выпрямить ноги вперед (по отношению к туловищу), согнуть, опустить (не отрывая плеч от пола и не поднимая головы).

Комплекс упражнений для корригирующей утренней гимнастики

1.

Стоя у спины, проверить правильность прямого положения тела. Сделать 3 шага вперед, руки на пояс. Соединить лопатки, подняться на носки (живот втянут), опуститься на всю ступню, расслабиться. Руки за голову (плечи развернуть), подняться на носки, принять исходное положение. Проверить правильность прямого положения тела, стоя у стены (живот втянут, подбородок приподнят, смотреть прямо перед собой).

2.

Стойка ноги врозь, гимнастическая палка на плечах, взяться руками за ее концы. Приподняться на носки, руки вверх (палка в горизонтальном положении), принять исходное положение. Полуприсед, руки вверх, принять исходное положение.

3.

Стойка ноги врозь, гимнастическая палка на плечах, поворот направо, руки вверх (смотреть на палку), принять исходное положение. То же – в другую сторону.

4.

Стойка ноги врозь, гимнастическая палка на плечах. Подняться на носки, руки вверх (палка горизонтально), наклон вправо, палку за голову, принять исходное положение.

5.

Сидя ноги врозь, руки вверх (палка горизонтально). Наклон вперед, прогибаясь в грудной части позвоночника, палку за спину, выпрямиться (палка на полу), упор лежа, сзади прогнувшись, принять исходное положение.

6.

Лежа на спине, руки вверх (палка в горизонтальном положении на полу по отношению к туловищу). Перекат вправо, в положение лежа на животе. Прогнуться (голова выше палки), расслабиться, принять исходное положение. То же – в другую сторону.

7.

Сидя ноги врозь, руки вверх (палка горизонтально). Сидя углом ноги врозь (коснуться носками палки, спина прямая). Принять исходное положение.

8.

Лежа на животе, руки согнуты на уровне груди. Выпрямить руки (тело прямое, лопатки свести, живот втянуть). Принять исходное положение.






Литература


  1. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М., 2002.

  2. Попова Е. Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. – М., 2010.

  3. Рипа М. Д., Велитченко В. К., Волкова С. С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. – М., 2009.

  4. Программа по физической культуре для школьников, отнесенных к СМГ, 2010.


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!