Материалдар / Открытый урок "Антонимы"

Открытый урок "Антонимы"

Материал туралы қысқаша түсінік
Дополнительный источник информации для учителей русского языка и литературы
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Желтоқсан 2017
578
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

5-класс

Тема урока: Антонимы. Урок-путешествие.

Форма: нетрадиционная

Цели: Образовательные:

ознакомление с антонимами, их ролью в языке, формирование умений подбирать антонимы, находить их в тексте, употреблять антонимы в своей речи с определенными целями.

Развивающая:

  • развить творческое мышление, активность учащихся.

Воспитательная:

  • привить любовь к антонимам, повысить интерес к русскому языку.

Оборудование:

  • карта страны Лексикология,

  • мультимедиа.

Ход урока

  1. Орг.момент.

  2. Постановка цели урока

Сегодня нам предстоит необычный урок: мы отправимся в путешествие, в гости к Незнайке. А почему? Потому что он живет в городе Антонимы.

А в какой стране находится этот город? (Лексика)

3. Проверка знаний.

1).Первый город Лексика

Что такое лексика?

(Лексика – словарный состав языка).

А в каком словаре можно узнать лексическое значение слова?

(в толковых словарях) А какие толковые словари вы знаете?

2). Второй город Однозначные и многозначные слова.

Почему так называется город?

Какие слова называются однозначными, какие многозначными?

(Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Слова, имеющие несколько лексических значений – многозначными).

Сколько лексических значений имеет слово игла? 1) инструмент для шитья; 2) лист хвойного дерева; 3) колючки на теле животных).

Сколько значений слово айсберг? (плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника).

3). Перемещаемся в город Омонимы.

О чем говорит название города?

(Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению).

Выполним следующее задание.

Объясните лексическое значение слов лук и лук

Как называются эти слова? Какие словари омонимов вы знаете?

4). Город Прямое и переносное значение слова.

Что значит прямое и переносное значение слова?

К данному прилагательному подберите два существительных, чтобы с первым из них словосочетание имело прямое значение, а со вторым переносное.

Тяжелый (камень, характер), горячая (вода, голова), острый (нож, язык), сладкий (чай, сон), золотые (украшения, руки), свежие (цветы, газеты), веселые (люди, песни).

Как в литературе называется переносное значение слова? (метафора).

5). Следующий город Синонимы.

Что же такое синонимы? (синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи) Подберите синонимы к слову .

4. Изучение нового.

6). Город Антонимы.

Наконец мы со Звездочкой в гостях у Незнайки. Что же такое Антонимы?

Тема урока: “Антонимы”.

Работа с учебником. Сравнить два рисунка .Опишите признаки ранней и поздней осени. Посмотрите на картинки. Скажите, на какой из них изображено начало осени, на какой конец? Как вы это определили? Опишите признаки ранней и поздней осени.

Запишите слова:

Начало – конец

Ранняя – поздняя

Начинаться – заканчиваться

Обратите внимание, какое значение имеют эти слова?

Слова одной и той части речи с противоположным лексическим значением называются антонимы. У одного и того же слова в зависимости от того, в каком значении оно употребляется, могут быть разные антонимы.

(легкая задача – сложная, легкая ноша – тяжелая, старый охотник – молодой, старый дом – новый)

5. Проверка понимания. Работа со слайдами.

            Как видите, антонимами могут быть и существительные, и прилагательные, и глаголы. Ребята, как мы увидели, антонимы обычно употребляются в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть противоположность каких-то понятий, явлений. Но у них есть и другая функция.

- Прочитайте предложения, найдите антонимы, подчеркните их как члены предложения. Какую роль здесь выполняют эти слова?

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели день и ночь.

(Антонимы помогают нам представить эту картину: тёплая сторона, очевидно, очень далеко, и птицам пришлось долго-долго быть в пути)

В литературе слова с противоположным значением называется антитеза(греч. противоположный).

Например:Рано утром гость желанный,

День и ночь так долгожданный,

Издалеча наконец

Воротился царь-отец.

Найдите антитезу. Из какой сказки? (Пушкин “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”).

Можно ли к слову яблоко подобрать антоним? Какой вывод можно сделать из этого?

(Значит, не все слова русского языка имеют сова с противоположным значением)

- А есть такие слова, к которым можно подобрать не одно, а несколько противоположных по смыслу. Попробуем это сделать и попытаемся ответить на вопрос, почему так получается.

Мелкий пруд - ...пруд.

Мелкий дождь - ...дождь.

Свежий хлеб -... хлеб.

Свежий огурец - ... огурец.

Свободный стул - ... стул.

Сладкое яблоко - ... яблоко.

Сладкое лекарство - ... лекарство.

(Несколько антонимов можно подобрать тогда, когда слово имеет не одно, а несколько значений.)

- В каких антонимах одинаковые корни, а в каких они разные?

(Антонимы могут быть как разнокорневые, так и однокорневые)

6.Закрепление. Дифференцированная групповая работа

А сейчас предлагаю вам поупражняемся в подборе антонимов.

Работать будем по группам на карточках:

1-ая группа: Алишер, Алихан, Аида, Алина

1-группа

Задание №1. К словам из левого столбика подберите слова, противоположные по значению, из правого столбика. Соедините линиями.



Север

болезнь

Высокий

ленивый

Улететь

польза

Загадка

легкий

Завязать

закрыть

Прилежный

юг

Светлый

низкий

Вред

прилететь

Здоровье

темный

Открыть

отгадка

Тяжелый

развязать.













2) Устно подберите к данным словам слова с противоположным значением.

Зной - ...                                          белый - ...                                          короткий - ...

Горячий - ...                                    яркий - ...                                           высокий – …

Твердый - широкий - ...

Большой- Добрый-

2-ая группа: Адеми, Айгерим, Мадина

1)Подбери антонимы к словосочетаниям. Запиши пары

Лёгкий чемодан  - …… чемодан.

Свежий огурец - ….      огурец.

Молодой человек-…… человек.

Старая газета - ……….газета

Умный человек - …. человек

2)Найдите антонимы в пословицах. Выпишите пары.

Сытый … не разумеет.

Умный себя винит, а … винит своего товарища.

3-я группа: Асем, Аружан, Мукай

1)Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях. Записываем в тетрадь.

Добрый друг - …………..

Теплый день - …………

Хорошее начало - ……….

2) Упр.120с. 52 Прочитать. Определить тему текста. Озаглавить.

Выпишите слова с противоположным значением.

Составьте предложения

7.      Домашнее задание.

Упражнения 121,124,127. Объяснить условие выполнения

8.      Подведение итогов.

- Вот  мы и познакомились с новыми словами - антонимами. Что же это за слова?

- Где мы с ними встречаемся?

(они имеются в загадках, пословицах, поговорках, некоторых рассказах и стихотворениях, в народных сказках. Они помогают ярче, образнее представить ту или иную картину, сделать нашу речь выразительной, занимательной)

- Какие антонимы называются однокорневыми, а какие - разнокорневыми?

- Все ли слова в русском языке имеют противоположное значение? Может ли иметь слово несколько антонимов? Чем отличаются антонимы от синонимов ?

9.Комментирование оценок.










МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ОСШ №42 с ДМЦ














Открытый урок в 5- классе

по теме: «Антонимы»


Учитель русского языка и литературы

Избагамбетова А.Н
















2015год












1-группа

Задание №1. К словам из левого столбика подберите слова, противоположные по значению, из правого столбика. Соедините линиями.


Север

болезнь

Высокий

ленивый

Улететь

польза

Загадка

легкий

Завязать

закрыть

Прилежный

юг

Светлый

низкий

Вред

прилететь

Здоровье

темный

Открыть

отгадка

Тяжелый

развязать.














2) Устно подберите к данным словам слова с противоположным значением.


Зной - ...                                          белый - ...                                          короткий - ...

Горячий - ...                                    яркий - ...                                           высокий – … Твердый - широкий - ...

Большой- Добрый-






2-ая группа:

1)Подбери антонимы к словосочетаниям. Запиши пары


Лёгкий чемодан  - …… чемодан.

Свежий огурец - ….      огурец.

Молодой человек-…… человек.

Старая газета - ……….газета

Умный человек - …. человек


2)Найдите антонимы в пословицах. Выпишите пары.

Сытый … не разумеет.

Умный себя винит, а … винит своего товарища.


3-я группа:

1)Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях. Записываем в тетрадь.

Добрый друг - …………..

Теплый день - ………….

Хорошее начало - ……….


2) Упр.120с. 52 Прочитать. Определить тему текста. Озаглавить.

Выпишите слова с противоположным значением.

Составьте предложения






1-группа

Задание №1. К словам из левого столбика подберите слова, противоположные по значению, из правого столбика. Соедините линиями.


Север

болезнь

Высокий

ленивый

Улететь

польза

Загадка

легкий

Завязать

закрыть

Прилежный

юг

Светлый

низкий

Вред

прилететь

Здоровье

темный

Открыть

отгадка

Тяжелый

развязать.














2) Устно подберите к данным словам слова с противоположным значением.


Зной - ...                                          белый - ...                                          короткий - ...

Горячий - ...                                    яркий - ...                                           высокий – … Твердый - широкий - ...

Большой- Добрый-






2-ая группа:

1)Подбери антонимы к словосочетаниям. Запиши пары


Лёгкий чемодан  - …… чемодан.

Свежий огурец - ….      огурец.

Молодой человек-…… человек.

Старая газета - ……….газета

Умный человек - …. человек


2)Найдите антонимы в пословицах. Выпишите пары.

Сытый … не разумеет.

Умный себя винит, а … винит своего товарища.

3-я группа:

1)Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях. Записываем в тетрадь.

Добрый друг - …………..(злой враг)

Теплый день - …………..(холодная ночь)

Хорошее начало - ……….(плохой конец)


2) Упр.120с. 52 Прочитать. Определить тему текста. Озаглавить.

Выпишите слова с противоположным значением.

Составьте предложения




















1-группа

Задание №1. К словам из левого столбика подберите слова, противоположные по значению, из правого столбика. Соедините линиями.


Север

болезнь

Высокий

ленивый

Улететь

польза

Загадка

легкий

Завязать

закрыть

Прилежный

юг

Светлый

низкий

Вред

прилететь

Здоровье

темный

Открыть

отгадка

Тяжелый

развязать.














2) Устно подберите к данным словам слова с противоположным значением.


Зной - ...                                          белый - ...                                          короткий - ...

Горячий - ...                                    яркий - ...                                           высокий – … Твердый - широкий - ...

Большой- Добрый-



2-ая группа:

1)Подбери антонимы к словосочетаниям. Запиши пары


Лёгкий чемодан  - …… чемодан.

Свежий огурец - ….      огурец.

Молодой человек-…… человек.

Старая газета - ……….газета

Умный человек - …. человек


2)Найдите антонимы в пословицах. Выпишите пары.

Сытый … не разумеет.

Умный себя винит, а … винит своего товарища.





3-я группа:

1)Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях. Записываем в тетрадь.

Добрый друг - …………..(злой враг)

Теплый день - …………..(холодная ночь)

Хорошее начало - ……….(плохой конец)


2) Упр.120с. 52 Прочитать. Определить тему текста. Озаглавить.

Выпишите слова с противоположным значением.

Составьте предложения






1-группа

Задание №1. К словам из левого столбика подберите слова, противоположные по значению, из правого столбика. Соедините линиями.


Север

болезнь

Высокий

ленивый

Улететь

польза

Загадка

легкий

Завязать

закрыть

Прилежный

юг

Светлый

низкий

Вред

прилететь

Здоровье

темный

Открыть

отгадка

Тяжелый

развязать.














2) Устно подберите к данным словам слова с противоположным значением.


Зной - ...                                          белый - ...                                          короткий - ...

Горячий - ...                                    яркий - ...                                           высокий – … Твердый - широкий - ...

Большой- Добрый-




2-ая группа:

1)Подбери антонимы к словосочетаниям. Запиши пары


Лёгкий чемодан  - …… чемодан.

Свежий огурец - ….      огурец.

Молодой человек-…… человек.

Старая газета - ……….газета

Умный человек - …. человек


2)Найдите антонимы в пословицах. Выпишите пары.

Сытый … не разумеет.

Умный себя винит, а … винит своего товарища.

3-я группа:

1)Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях. Записываем в тетрадь.

Добрый друг - …………..(злой враг)

Теплый день - …………..(холодная ночь)

Хорошее начало - ……….(плохой конец)


2) Упр.120с. 52 Прочитать. Определить тему текста. Озаглавить.

Выпишите слова с противоположным значением.

Составьте предложения


1-группа Задание №1. К словам из левого столбика подберите слова, противоположные по значению, из правого столбика. Соедините линиями.


Север

болезнь

Высокий

ленивый

Улететь

польза

Загадка

легкий

Завязать

закрыть

Прилежный

юг

Светлый

низкий

Вред

прилететь

Здоровье

темный

Открыть

отгадка

Тяжелый

развязать.











2) Устно подберите к данным словам слова с противоположным значением.

Зной - ...                                          белый - ...                                          короткий - ...

Горячий - ...                                    яркий - ...                                           высокий – … Твердый - широкий - ...

Большой- Добрый-

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ