А перед тем как мы перейдем к теме
урока давайте вспомним тему прошлого урока «Зрительный
анализатор».
У
доски работают два ученика. Синквейны по темам «Глаза», «Уши».
После заполнения учащиеся садятся на
место.
Учитель: -
Представим, что мы находимся на приеме у врача – окулиста. Вы
являетесь Врачами и должны внимательно выслушать жалобы, поставить
диагноз и предложить меры профилактики этих
заболеваний.
Жалобы
больных.
- Я
живу далеко от школы, добираться приходиться на транспорте. Люблю
читать в автобусе. Замечаю, зрение становиться хуже.
Почему?
- С
наступлением сумерек начинаю плохо видеть, иду сразу домой. Дома
везде включаю свет. Что со мной?
-
Просыпаюсь утром, не могу открыть глаза от гноя. Промываю, глаза
красные. Что это такое?
-
Перехожу улицу на красный цвет, кажется, что зеленый.
Почему?
- Плохо вижу цены в магазине.
Почему?
-
Читаю книгу – держу далеко, а близко – все расплывается.
Почему?
- Что такое анализатор? (Это сложная
система, обеспечивающая восприятие, передачу и анализ
раздражений).
Молодцы
ребята!
Учитель:
Итак, продолжим.
- Ребята, мы с вами в начале урока
слушали музыку, в течение урока обменивались информацией. Нас
постоянно окружают всевозможные звуки. Как и зрение, слух является
дистантным органом чувств, то есть с его помощью можно воспринимать
звуки на значительном расстоянии. Но иногда, по тем или иным
причинам, люди теряют слух.
Но давайте сначала познакомимся со
строением уха.
А поможет мне в объяснении нового
материала наши исследовательские группы. Три группы учащихся
получают инструктивные карточки, по которым они будут работать.
Задание записано в карточке. Через 10 минут каждая проектная группа
представит свою работу в форме таблицы. На работу вам дается 10
минут.
Итак, проектные группы,
приступайте.
Наружный
отдел: ушная раковина, слуховой проход.
Как вы
думаете с какой ушной раковиной я буду лучше слышать и
почему? (
учитель вставляет себе в ушные раковины бумажные «уши»: одно-
свёрнутое воронкой, другое- трубочкой). Воронкообразной, т.к.
площадь улавливания звуков больше.
Учитель:
Ну что, устали? Самое время отдохнуть! (Физ.
минутка)
Чем же ещё
особенна наша ушная раковина? В
ушной раковине происходит «скопление главных линий», при помощи
которых наружное ухо связано с другими органами -
акупунктурные точки. Иннервируя эти точки, мы
благотворно влияем на работу наших
органов. Давайте помассируем наши ушки, чтоб внутренние органы
получили положительный заряд.
(Рассказ сопровождается музыкой
Бетховена «Лунная соната»)
Выдающиеся композитор Бетховен, ученый
Циолковский были глухи. Но, тем не менее, они продолжали творить,
создавать гениальные произведения. Иногда глухие могут танцевать,
воспринимая ритм музыки благодаря колебаниям пола. При некоторых
формах глухоты, когда слуховой нерв не поврежден, звук проходит
через кости. Известно, что великий композитор Людвиг ван Бетховен,
будучи глухим, слушал музыку с помощью трости, одним концом которой
он опирался на рояль, держа другой в
зубах.
Вы
слушаете произведение этого композитора, которое называется «Лунная
соната»: он сочинил эту сонату, начиная глохнуть, т.е. будучи
частично уже глухим.
Вслушайтесь в звуки этой музыки. Мне кажется, что
композитор хотел выразить много мыслей, одной из которых была
такая: возможности человека беспредельны, даже тяжелый недуг не
помеха, человек постоянно, изо дня в день должен стремиться к
вершинам мастерства, к поиску нового, к
совершенству.
Учитель:
Итак, продолжим.
Предлагаю вам посмотреть
видеоролик «Анатомия уха
человека».
Выполнение лабораторной
работы «Исследование особенностей слухового восприятия
(определение остроты слуха)».
Школьники, работая в парах,
выполняют лабораторную работу
№6 «Определение остроты слуха» по предложенному
видеоролику .
Формулируют вывод о значении
слуха .
|