Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Открытый урок по истории Казахстана Тема: «Шокан Уалиханов – великий казахский ученый»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Общеобразовательная средняя школа №109
Открытый урок по истории Казахстана
8Б класс
Тема: «Шокан Уалиханов – великий казахский ученый»
Учитель истории: Шаэргешова М.С.
План-конспект урока по истории Казахстана 8Б класс
Тема: «Шокан Уалиханов – великий казахский ученый».
Цель урока: расширить знания о великом казахском ученом – Шокане Уалиханове.
Задачи урока:
1.
Обучающая: Дать расширенную
характеристику жизни и деятельности Шокана Уалиханова. Привести
учащихся к пониманию значимости Шокана, как ученого и гражданина, в
истории казахского народа.
2.
Развивающая: Способствовать
развитию навыков работы с текстом, умению анализировать, делать
выводы, работать в группе.
3.
Воспитательная: пробудить в
учащихся чувство гордости за своих предков. Содействовать
воспитанию активной жизненной позиции, чувства
патриотизма.
План урока:
-
Детство и юность ученого.
-
Годы учебы в Омске.
-
Научные исследования Шокана.
-
Место Ш. Уалиханова в истории Казахстана.
Оборудование урока: учебник, презентация, раздаточный материал, карта, портреты.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: групповая, самостоятельная.
Новые слова: Декабристы, кадет, кадетский корпус, корнет, кумир, патриот.
Структура и ход урока:
1. Организационная часть;
2. Опрос домашнего задания;
3. Объяснение нового материала;
4. Закрепление;
5. Подведение итогов урока, домашнее задание.
1. Приветствие: Здравствуйте ребята, садитесь! Кто дежурный в классе? Скажи, пожалуйста, кто отсутствует на сегодняшнем уроке?
2. Проверка домашнего задания: мы продолжаем изучать раздел «наука, образование и культура Казахстана в 19- начале 20 веков (работа с заданиями).
Тест на узнавание.
Учащимся на слайдовой доске предлагается цифровая сетка, в которой зашифрованы даты. Задача учащихся в каждой строке найти подходящую дату и дать ей соответствующее историческое значение.
Выделенные жирным цветом и есть зашифрованные даты, но для учащихся они не будут выделены. После каждого ответа проверять правильность, используя слайд.
А) 1836г. – Открыт интернат для казахов в Усть-Каменогорске
Б) 1825г. – военные училища стали готовить чиновников для российской правящей администрации
В) 1831г. – открытие училищ с русским языком обучения в Омской области, организовано одно из первых училищ в Семипалатинске
Г) 1850г. – открытие школ при Оренбургской комиссии, в которых для казахов велось преподавание на русском языке.
Д) 1841г. – В Ханской ставке в Букеевской Орде Жангир организовал школу на русском и татарском языках
Как и на прошлом уроке, учащиеся работают над заполнением следующей таблицы:
Вопросы
Пер. пол. ХІХ века
Втор. пол. ХІХ века
1
Влияющие факторы на развитие образования
Присоединение Казахстана к России, «Уставы» 1822г., 1824г.
Реформы 1867-1868гг., общественный прогресс, общественное движение.
2
Система народного образования
Мектебы, медресе, школы с русским языком обучения, специальные учебные заведения
Начальные учебные заведения, средние учебные заведения, учебные заведения со специальной подготовкой.
3
Проблемы, трудности в развитии народного образования
Игнорирование потребностей населения в светском образовании на родном языке, слабая материальная база
Слабая материальная база, нехватка профессиональных учителей
4
Положительные стороны в развитии народного образования
Обогащение культурного процесса, упрочение казахско-русских связей
Русско-казахские школы, небольшая плата за образование детей казахских шаруа
5
Казахская литература
Махамбет Утемисов, Шернияз, Шоже, Суюнбай Аронулы
Абай Кунанбаев, Ыбырай Алтынсарин
Средний столбец учащиеся выполняли на предыдущем уроке, поэтому работа ведется над заполнением последнего столбца таблицы. Каждый вопрос учащиеся разбирают самостоятельно, используя текст учебника. Дается время ознакомиться с текстом учебника §27 на стр.186. Т.к. эта форма работы уже знакома ребятам и они способны сосредоточиться на необходимой информации, то и времени, соответственно, дается немного. После знакомства с текстом ребятам предлагается дать ответы на все вопросы. Учащиеся по очереди высказывают свои мнения, затем правильные ответы записываются каждым учащимся в соответствующие ячейки своей таблицы. Тем временем на доске появляется слайд с готовым текстом в ячейке. Заполненные ячейки показываются после ответов на каждый вопрос.
3. Объяснение нового материала.
Ребята посмотрите, пожалуйста, на доску:
«Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения
потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии.
За неполных тридцать лет он сделал то, что другие
не смогли сделать за всю свою жизнь»
Н. И. Веселовский
Вам необходимо в течение 1 мин. в группе прочитать и уточнить, кому принадлежит данное описание, после обсуждения представителю от группы ответ обосновать (почему вы так решили?) и выяснить тему урока?
Каждый человек по - разному проживает эту нелегкую жизнь: кто-то уходит так и не успев сделать что-то задуманное, а кто-то за достаточно короткий промежуток времени успевает сделать множество хороших, добрых и полезных дел для своей родины, народа, оставив неизгладимый след. Именно таким человеком был Шокан Уалиханов. Он вошел в историю Казахстана как просветитель, демократ, этнограф, исследователь, литератор, топограф, дипломат, географ, путешественник. Сегодня мы поговорим об этом первом казахском ученом как о путешественнике. И я приглашаю вас совершить путешествие в Семиречье, на Иссык-Куль, Кашгарию, Петербург. Еще 700 лет назад шейх Саади из Шираза писал:
«Путешествуя, радуешь сердце, извлекаешь выгоды, видишь разные диковины, слышишь о чудесах, осматриваешь города, беседуешь с друзьями, расширяешь образование и познание, умножаешь богатство и состояние, знакомишься с людьми и испытываешь судьбу».
«Народ он свой любил... он хотел ему добра, и служить будущему своего народа было его мечтой».
Г.Н. Потанин.
Работа в группах.
Каждой группе учитель предлагает эпиграф, где учащиеся должны доказать и аргументировать тему урока.
1 эпиграф. «Только делами благими рождается доброе имя »
казахская народная пословица
учащиеся доказывают, что добро побеждает в жизни, а благие дела заслуживают у потомков добрую память.
2 эпиграф. «Вчитываясь в его труды, осмысливая его жизненный подвиг,
невольно приходишь к мысли, что он гений»
С. Муканов
Смысл высказывания доказывается легко и просто: результаты его трудовой деятельности очевидны и востребованы веками. Это «Очерки Джунгарии», «О состоянии Алтышара» и шести восточных городов Китайской провинции. Последний труд был высоко оценен востоковедами России и за ее пределами, и переведен на английский язык.
1. Детство и юность ученого. Казахский учёный Шокан Уалиханов (1835-1865 г.г.) родился в крепости Кусмурун. Имя, данное при рождении, было Мухаммед-Канапия, а Шокан так ласково назвала его мать. Детские годы прошли в Кусмуруне, а затем в ауле его предков – Сырымбете. Это красивые места, широко известные в степи. Духовные качества будущего учёного формировались с малых лет. Он был любознательным, рано научился писать и рисовать. Уже в начальной частной аульной школе в Кусмуруне Шокан овладел основами арабского, персидского, чагатайского языков. С юных лет он научился формулировать свои мысли, хорошо и образно говорить.
Шокана с детства привлекала наука. Интерес к ней зародился благодаря представителям русской интеллигенции. в формировании его мировоззрения большую роль сыграли и ссыльные декабристы, нередко гостившие у них дома. Они пробудили в любознательном мальчике неподдельный интерес к науке, литературе, искусству.
С ранних лет Чокан проявлял огромную любовь к национальной поэзии, народному фольклору. Уже в детские годы он записал несколько вариантов степных поэм «Козы Корпеш и Баян сулу», «Ер Кокше» и другие. Не случайно что к 12 годам он слыл хорошим знатоком степных традиций и обычаев.
2. Годы учебы в Омске. В 1847 году, в возрасте 12 лет, Чокан поступил в Сибирский кадетский корпус, находившийся в городе Омск. Чокан с интересом изучал военные дисциплины и общественные науки. Много читал дополнительной литературы. Благодаря своему усердию он стал любимцем кадетов и преподавателей. В годы учебы он подружился с Григорием Николаевичем Потаниным, ставшим впоследствии выдающимся русским ученым и общественным деятелем. В 1853 году Чокан закончил кадетский корпус в звании корнета. После окончания кадетского корпуса Чокан был назначен адъютантом генерал-губернатора Западной Сибири. За годы пребывания в Омске он познакомился с представителями русской интелегенции. Большая дружба связывала Чокана с ссыльным писателем Ф.М. Достоевским. Которая оказывала благотворное влияние на формирование личности будущего ученого, просветителя.
3. Научные
исследования Чокана Валиханова. Молодой ученый, получив прекрасное образование, начал
участвовать в различных научных экспедициях.
В 1855 году Чокан отправился в путешествие по Центральному
Казахстану, Тарбагатаю и Семиречью.
В 1857 году по рекомендации П. Семенова-Тянь-Шанского Чокан был
избран в члены Русского географического общества. Путешествие в
земли Восточного Казахстана и Семиречья принесли Чокану
известность, благодаря ему были записаны варианты древнейшего
кыргызского эпоса «Манас».
В 1858-1859 годах ученый совершил свою знаменитую поездку в Кашгар.
До Ч. Валиханова ни одному из европейцев не удалось посетить этот
край. В условиях строжайшей конспирации, рискуя своей жизнью, ему
удалось собрать ценнейшие сведения из истории, этнографии,
культуры, геологии, географии, ботаники этого ранее не изученного
края. Подготовленный им труд « О состоянии Алтышара или шести
восточных городов провинции Нан-Лу» получил высокую оценку в
научном мире.
Оценив высокие заслуги молодого султана, в 1860 году, царское
правительство наградило Чокана орденом и повышают в воинском
звании.
1859-1861 годы- Ч.Валиханов работает в различных военных и научных
учреждениях и становится кумиром российских
востоковедов, дипломатов, писателей и поэтов.
4. Место Чокана
Валиханова в истории Казахстана. Последний год жизни Чокана Валиханова проходит в ауле его
дальнего родственника. После продолжительной болезни 10 апреля 1865
года виднейший казахский ученый и просветитель
умер. ( в этом году 10 апреля
исполнилось 137 лет со сня смерти
Ч.Валиханова). На его могиле
были установлены памятник и надгробная плита из местного
мрамора.
Чокан Валиханов внес
огромный вклад в исследовании истории, культуры народов Казахстана
и Центральной Азии. Научное наследие богато и многообразно. Его
труды:
- «Аблай»
- «Киргизское родословие»
- «Записки о судебной реформе»
- « Следы шаманства у киргизов»
- « О состоянии Алтышара» и
другие.
До конца своих дней Чокан оставался патриотом своей
родины.
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
1. Если бы вы рисовали цветную радугу о роли и мировом значении Ш. Уалиханова, какие бы краски использовали?
2. Почему таким вы увидели ученого?
Шокан Уалиханов выдающийся казахский ученый с мировым именем. Он богат и разнообразен в значимости, своих делах и творениях, человек, оставивший добрый след в жизни, яркий пример для подражания.
Открой история нам том воспоминаний
И пусть пройдут сегодня перед нами
Дни жизни выдающего человека
Ученого и просветителя 19 века
Сыном своим ныне горд Казахстан
Имя ему Уалиханов Шокан.
Учитель предлагает ученикам объяснить смысл эпиграфа урока и ответить на вопрос: Почему Ч. Валиханова называют «промелькнувшим метеором»?
Давайте вернемся к нашему дереву достижений, во время всего урока оно наблюдало за нами, а сейчас подумайте были ли выполнены поставленные вами в начале урока задачи. Я предлагаю вам еще украсить наше дерево, выберете плоды, те кто считают что полностью усвоили сегодняшний материал, кому все понравилось прикрепите розовые плоды, а те кто еще не совсем овладели знаниями прикрепите зеленые плоды, вам еще есть к чему стремиться.
Домашнее задание: параграф 46 прочитать, составить хронологическую таблицу.
Творческое задание: написать эссе «Что значит быть патриотом?»