Начало
урока
|
Приветствие.
- Ребята, я рада видеть вас!
Покажите с помощью «Смайликов» ваше
настроение.
Эмоциональный
настрой – метод «Расскажи мне обо
мне…» (ученики записывают для следующего читающего одно слово -
добрый «отзыв» в «тетрадь пожеланий» и передают
дальше).
Актуализация
знаний
Индивидуальная
работа
АО: Метод «Математический
диктант».
-
Наименьшее натуральное
число;
-
Наибольшее натуральное
число;
-
Числа, которые делятся на
2;
-
Первые три нечетных числа ряда
натуральных чисел;
-
Наименьший делитель
натурального числа;
-
Наибольший делитель
натурального числа
-
Делители числа
8;
-
Первые три кратных числа
8.
ФО: Самопроверка по
представленному эталону, используя метод
«Смайлики» («зеленый» - полностью
справился с заданием, «желтый» - есть небольшие ошибки, «красный» -
нужна помощь, много ошибок).
Ответы:
-
1;
-
Неизвестно (ряд натуральных
чисел бесконечен);
-
Четные;
-
1, 3,
5;
-
1;
-
Само
число;
-
1, 2, 4,
8;
-
8, 16,
24.
Постановка темы и целей
урока.
Работа в
парах.
Задание
- Ребята, вы уже знаете
достопримечательности нашей столицы. Назовите
их.
А сейчас давайте узнаем какие
еще есть места в Астане, которые будет интересно посетить гостям
нашей столицы.
«В столице нашего государства
Астане 27 библиотек, 8 государственных музеев, 10 парков отдыха и
развлечений и 6 кинотеатров. Среди них Центральный концертный зал
«Казахстан», Центральный Театр Оперы и Балета им. К.Байсеитовой,
«Астана Опера», Национальный музей Казахстана, Музей современного
искусства, Музей Первого Президента Республики Казахстан,
«Атамекен» и мн.др.»
- Для того, чтобы узнать тему
нашего урока вам необходимо будет найти делители всех чисел из
данного текста.
Что у вас получилось? Сравните
с эталоном.
Д (27)
=
1, 3, 9,
27
|
Д (8)
=
1, 2, 4,
8
|
Д (10)
=
1, 2, 5,
10
|
Д (6)
=
1, 2, 3,
6
|
А теперь отгадайте
загадки:
-
Деревенька среди
леса-
Трое братцев
строились.
Наблюдал волк с
интересом,
Как они
поссорились. (Три
поросенка)
-
Синеглаза,
белолица-
Братьям-гномам, как
сестрица.
Эта сказка всем
знакома-
(Белоснежка и семь
гномов)
Посмотрите на картинки –
разгадки.
А теперь найдите делители
чисел, которые вам встретились в ответах к
загадкам.
Д (3)
= 1,
3
|
Д (7)
= 1,
7
|
-
ФО:
«Смайлики» («зеленого» цвета, если
выполнили задание верно, «желтого», если были допущены одна-две
ошибки, «красного» - если ошибок много)
ДО: Диалог и
поддержка.
-Ребята, чем отличаются
результаты от предыдущих? Все верно, количеством делителей
натурального числа. Как можно назвать такие
числа? Выслушиваем предположения и
затем вместе записываем тему урока «Простые и составные
числа».
- Давайте теперь сформулируем
цели урока.
Проговариваем цели
урока.
|
Сигнальные карточки
«Смайлики»
«Тетрадь
пожеланий»
Презентация.
Слайд
1.
Слайд
2.
Слайд
3.
Раздаточный
материал.
Слайд
4.
Слайд
5.
|
Середина
урока
|
Изучение нового
материала
Работа в группах с
использованием приема
«Подумай-Объединись-Разделись».
Деление на группы: ученики
выбирают предложенные карточки с заданиями на арифметические
действия в одно действие, записывают ответ (1 группа – однозначные
четные, 2 группа – однозначные нечетные, 3 группа – двузначные
четные, 4 группа – двузначные нечетные.)
Задание.
-
Вернемся к предыдущему
заданию. А точнее к его результатам.
-
Как можно охарактеризовать
простые числа?
-
Найдите в учебнике определение
простого числа. Запишите его.
-
А теперь подумаем, какое в
таком случае определение можно дать составным
числам?
-
Проверьте ваши предположения
по определению в учебнике.
-
Из чисел 1, 3, 6, 7, 9, 15,
23, 28, 37 выпишите числа, имеющие:
А) Только один
делитель;
Б) Только два
делителя;
В) Более двух
делителей.
ФО: конструктивный комментарий
учителя. Словесная поддержка.
Индивидуальная
работа
АО: Метод «Узнаю
сам»
- Каждый из вас сейчас сам
определит к простому или же составному числу относится дата его
рождения. Для этого запишите вашу дату рождения в числах, укажите
делители сначала числа, затем месяца вашего
рождения.
1)
05.08
|
Д(5) = 1,
5
Число 5 -
простое
|
Д(8) = 1, 2, 4,
8
Число 8 -
составное
|
2)
13.
04
|
Д(13) = 1,
13
Число 13 -
простое
|
Д(4) = 1, 2,
4
Число 4 -
составное
|
…
|
|
|
ФО: Взаимопроверка в парах по
эталону. При необходимости помощь учителя.
Обратная
связь.
Метод «Отказ не
принимается»
-
Дайте определение простого
числа.
-
Назовите все простые числа до
10.
-
Число 12 – простое или
составное?
-
Число 1 – простое или
составное?
-
Объясните свой
ответ.
ФО: словесная
оценка.
Физкультминутка
Потрудились –
отдохнем,
Встанем, глубоко
вздохнем.
Руки в стороны,
вперед,
Влево, вправо
поворот.
Три наклона, прямо
встать.
Руки вниз и вверх
поднять.
Руки плавно
опустили.
Всем улыбки
подарили.
- Ребята, как вы думаете, а
если число большое, то как определить простое оно или составное? В
помощь вам придет таблица простых чисел, которую вы можете найти на
обзаце учебника. Но, как вы уже успели заметить, в скобках указано
«до 1000». Что это значит? Идут
рассуждения.
Все верно, ряд натуральных
чисел бесконечен, поэтому, скорее всего, и ряд простых чисел тоже
бесконечен.
А еще вы можете заметить, что
есть такие соседние числа, между которыми можно записать только
одно составное число. Например, 5 6 7 или же
11 12 13. Такие числа
называются числами-близнецами. Назовите еще числа-близнецы,
которые вы можете найти в этой таблице? (29 и 31, 41 и 43, 101 и
103 и т.д.)
Работа в
группах.
АО: Метод «Следуй
инструкции»
Дифференциация по
сложности.
Задание:
-
Выбери из предложенных пунктов
два, в которых записаны числа-близнецы;
-
Запиши номера пунктов в виде
двузначного числа;
-
Найди все делители данного
числа;
-
Вычисли сумму всех делителей,
кроме самого числа.
Решение:
-
Карточки:
-
89 и
91
-
107 и
109
-
111 и
113
-
189 и
191
-
193 и
195
-
241 и
243
-
277 и
279
-
281 и
283
-
Получилось число
28.
-
Д(28) = 1, 2, 4, 7, 14,
28.
-
1+2+4+7+14=28.
- Посмотрите, ребята как
интересно, получилось в результате само число. Такие числа, сумма
меньших делителей которых равно самому числу,
называют совершенными числами.
Веринитесь к тем числам,
делители которых вы нашли в начале урока, и найдите среди них
совершенное число.
Д(6) = 1, 2, 3,
6.
1+2+3=6.
АО: Изучение и
исследование
КО:
- применяет определение
простого числа;
-
использует понятие
чисел-близнецов;
Дескрипторы:
-
Выбирает пункты, в которых
записаны числа-близнецы;
-
Определяет верно двузначное
число;
-
Находит делители
числа;
-
Вычисляет сумму меньших
делителей;
-
Находит другое совершенное
число.
ФО: взаимопроверка групповой
работы по дескрипторам, похвала учителя.
ДО: Диалог и
поддержка
Работа в
группе.
Задание.
Запишите все трехзначные
числа, которые можно составить из цифр 0, 1, 3, 7. Выпишите в два
столбца, отдельно простые и составные числа, используя таблицу
простых чисел.
Дескрипторы:
- составляет все возможные
трехзначные числа;
- находит простые
числа;
- находит составные
числа.
ФО Самооценивание по
эталону
Простые: 103, 107, 137, 173,
307, 317, 701
|
Составные: 130, 170, 301, 310,
370, 371, 703, 710, 713, 730, 731
|
Работа по
учебнику.
№194
Средневековый казахский ученый
Абу Насыр аль-Фараби родился в Отраре, жил в период между 870-950
гг. Сколько простых чисел содержится в числовом промежутке,
указывающим на годы жизни ученого? (11 простых чисел: 877, 881,
883, 887, 907, 911, 919, 929, 937, 941,
947)
ФО: Взаимопроверка
|
Слайд
6.
Слайд
7.
Слайд
8.
Слайд
9.
Слайд
10.
Слайд
11.
|