Материалдар / Педагогический совет по теме: «Развитие функциональной грамотности учащихся с применением эффективных педагогических технологий к
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Педагогический совет по теме: «Развитие функциональной грамотности учащихся с применением эффективных педагогических технологий к

Материал туралы қысқаша түсінік
1. Выявить опыт работы учителей по формированию функциональной грамотности. 2. Выработать рекомендации для коррекции деятельности учителя-предметника по формированию функциональной грамотности. 3. Принять управленческие решения по регулированию и коррекции учебных занятий в рамках формирования функциональной грамотности.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
22 Қазан 2018
5328
10 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Педагогический совет по теме:«Развитие функциональной грамотности учащихся с применением эффективных педагогических технологий как путь повышения качества знаний».Дата проведения: 30 марта 2016 год.Цель педсовета:
  • Раскрыть понятие «функциональная грамотность».
  • Рассмотреть вопросы формирования и развития функциональной грамотности учащихся педагогами школы через эффективные педагогические технологии.


Задачи:
  • Выявить опыт работы учителей по формированию функциональной грамотности.
  • Выработать рекомендации для коррекции деятельности учителя-предметника по формированию функциональной грамотности.
  • Принять управленческие решения по регулированию и коррекции учебных занятий в рамках формирования функциональной грамотности.


Эпиграф дня:Мы учим не для школы, а для жизни.Не просто дать знания,а научить учиться  –  вот наша задача.

Программа педсовета.

  • Деление на группы по цветам.
  • Выход на тему педсовета
  • Погружение в тему. Самостоятельная работа в группах.
  • Выступления докладчиков:
  • «Развитие функциональной грамотности в начальных классах с применением педагогических технологий» (Мелихова Л.Б., учитель начальных классов).
  • «Развитие функциональной грамотности учащихся с применением эффективных педагогических технологий как путь повышения качества знаний» (Лаган Н.Д., учитель математики).
  • «Роль предмета «Русский язык» в формировании функциональной грамотности» (учитель русского языка и литературы Саар Е.В.).
  • «Развитие функциональной грамотности школьников на уроках истории» (Аласкар Н.С., учитель истории).
  • Выступления групп: рекомендации по формированию функциональной грамотности.
  • Рефлексия «Незаконченное предложение»
  • Рефлексия педсовета
  • Решение педсовета


Сценарий проведения педагогического совета по теме:«Развитие функциональной грамотности учащихся с применением эффективных педагогических технологий как путь повышения качества знаний».

1. Деление на группы по цветам.

  • Выход на тему педсовета
Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами, – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".(Участникам семинара предлагается распределиться на три группы, выбрав один из предложенных цветов, и на листах выполняют задания.)Задание для 1 группы: Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.(2 мин, высказывают своё мнение)- Любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность, творчествоЗадание для 2 группы: Подберите слова - синонимы к слову "функционировать".- Работать, действовать, внедрять, применять... Задание для 3 группы: Дайте определение слову "грамотность".- Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.Опираясь на наши результаты работы, попробуйте сформулировать понятие "функционально грамотная личность" (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач)Так что же такое функциональная грамотность?Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудреными словами.На Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, сентябрь 1965 года) был предложен термин функциональная грамотность, а в 1978 пересмотрен текст рекомендации о международной стандартизации статистики в области образования, предложенный ЮНЕСКО. Согласно новой редакции этого документа, грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования группы. Для широкой публики функциональную грамотность объясняют это очень просто. Допустим, один человек знает 1000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А, владеющий лишь сотней слов, ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Вот с этими самыми компетенциями у школьников большие проблемы.Ученые Массачусетского университета составили график, где дана оценка востребованности на рынке труда разных способностей человека Начиная с 60-х годов одна кривая упорно идет вниз, забираясь глубоко в отрицательную часть координатной плоскости. Это так называемые рутинные когнитивные операции, грубо говоря — простое запоминание и воспроизведение правил и фактов, вычисления по заданным формулам.Примерно этому учила и учит наша школа. В свое время это было, наверное, оправданно. Только с 60-х годов вверх пошла другая кривая — нерутинные когнитивные операции, то есть умение решать проблемы, не имея готовых шаблонов. Исследования в этой области проводятся ОЭСР с 2000 года. Это PISA и TIMSS. Пока результаты Казахстана неутешительны, несмотря даже на то, что тестирование PISA 2012 года показало лучшие результаты, чем 2009 года, все равно положение школьников Казахстана в этом направлении в 5 десятке из 70 государств. Дефициты умений по результатам PISA.1. Одна из основных причин невысокого результата международных исследований – неумение учащихся работать с предлагаемой информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию и т.д.2. Применение сформированных у школьников предметных умений затруднено тем, что, решая задачи, наши учащиеся некритически воспроизводят привычные, стереотипные способы действий. Сталкиваясь с заданиями типа PISA, школьники, не анализируя самостоятельно всю описанную ситуацию, воспроизводят сложившиеся связи: литературный текст – общие рассуждения, математический – точное, детальное решение.3. Социализация, а точнее ее отсутствие на уроках, где установился только один вид взаимодействий – учитель- ученик.25 июня 2012 года Постановлением правительства Республики Казахстан был утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 – 2016 годы. На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. Важными показателями являются также ключевые компетенции. К ним относятся:- компетентность разрешения проблем;- информационная компетентность;- коммуникативная компетентность. Боксеру ставят удар, певцу – голос. Наша задача – научиться ставить сильное мышление.Психологи различают два типа мышления – конвергентное (закрытое, нетворческое), дивергентное (открытое, творческое)Первый тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», второй тип «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные имеющие технологии решения – так называемые закрытые задачи. Креатив способен сам видеть и ставить задачи, стремиться выйти за рамки узко поставленного условия, на самом деле человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени по мере взросления креативное мышление «затухает», Подавляющее большинство старшеклассников и студентов конформны, боятся самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разложенной по полочкам информации, неопределенность условий и вариативность решений их пугает. Не надо в очередной раз обвинять школу. Богатырей не выращивают на постном винегрете. Творческое, открытое мышление не развивается на закрытых задачах. Поэтому сейчас школу, а также организации образования обязуют повернуться лицом к так называемой функциональной грамотности.Уже сейчас мы видим, как меняются задания ВОУД и ЕНТ, а именно на этих тестированиях активно применяются задания на проверку функциональной грамотности.Что можно рекомендовать для развития функциональной грамотности, какие приемы само и взаимообучения?1 направление: задания на функциональную грамотность, а точнее их разработкаЗаданий на функциональную грамотность в учебнике просто нет. Поэтому их разработка ложится на плечи учителя. Конечно, можно адаптировать тексты заданий ПИЗА. Но, честно говоря, их использование на предметном уроке затруднено. Поэтому лучше такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на классных часах. Тем более, что многие тексты социальны, интересны и поучительны. Поэтому разработку классных часов с использованием заданий на функциональную грамотность – творческих задач, считаю перспективным направлением. Виды творческих задач: изобретательская задача, исследовательская задача, конструкторская задача, прогнозная задача, задача с достраиваемым условием.Главные требования к творческим задачам:1. достаточность условия;2. корректность вопроса;3. наличие противоречия. Например, задача про Змея Горыныча.«Похитил зимой Змей Горыныч детей и посадил в темницу – подрастут мол до весны, тогда и съем. Но дети подняли такой крик и визг, что Горыныч потерял сон и покой, а главное – аппетит. Тогда решил он обхитрить детей. Мол, принесете мне ведро воды из ручья, тогда и отпущу. Но одно условие – воду принести без посуды. Да как же условие Горыныча выполнить – пригорюнились дети. А что бы посоветовал им ты?» (такие задания лучше всего решать в группе).2 направление: самодиагностика, оценивание для обучения. Для этого использую релейные или как их сейчас называют – квазиконтрольные работы. Раньше их называли «задания массивом». То есть ученикам предлагается множество заданий или задач, решить которые он может по своему выбору. Из них составляется итоговая контрольная работа: чем больше задач решил ученик, тем больше вероятность успешного решения им контрольной работы.3 направление: взаимообучение + социализация. Ученики уже привыкли к комментариям учителя и если в начальной школе это действует как поощрение, то в среднем и старшем звене оценивание учителем, особенно творческих, развивающих заданий не несет ценности для ребенка, и не способствует его развитию. Здесь помогает оценивание по критериям работы на основе взаимооценивания.4 направление: работа с дискретным текстом – в географии это прежде всего работа с картой. Анкетирование учащихся показало, что ученики с удовольствием решают именно такие задания.1. Какие задания тебе интересно делать на уроке?А) работать с учебником – 2%Б) решать географические задачи – 45%В) самому придумывать задания или вопрос – 85%Г) делать модели на компьютере – 100%Д) составлять схемы, графики, таблицы – 30%2. Что для тебя важно при выполнении заданий?А) задание должно быть интересным, связанным с жизнью – 100%Б) в задании должны быть представлены критерии оценки – 33%В) консультация учителя – 75%Г) возможность выполнения совместно с одноклассником – 80%Д) не потратить много времени на выполнение заданий – 50%3. Интересно ли тебе выполнять задания на бланках?да – 80%нет – 12%не знаю – 8% Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Компонентами функциональной грамотности являются: 
  • знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
  • умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
  •  готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности: грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность. Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности школьников нам учителям необходимо применять специальные активные, развивающие образовательные технологии, такие как: 
  • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
  •  технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений; 
  • технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.); 
  • обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие; 
  • уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение; 
  • информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.
. Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. При формировании функциональной грамотности важно помнить, что концепция функциональной грамотности основывается на одном из наиболее известных международных оценочных исследований – «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA)», которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях, и TIMSS (оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов). Перспектива участия РК в международных сравнительных оценочных исследованиях закреплена в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы - базовом документе, определяющем политические и концептуальные рамки развития образования страны в долгосрочной перспективе. «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS), сравнение уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах мира). В ходе тестирования оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотностиБазовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают, что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. Выпускники школ в большинстве своем не готовы к свободному использованию в повседневной жизни полученных в школе знаний и умений. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности. 
  • Самостоятельная работа в группах: Послушать выступления докладчиков и составить в группах рекомендации по формированию функциональной грамотности.
  • Выступления докладчиков:
1. «Развитие функциональной грамотности в начальных классах с применением педагогических технологий» (Мелихова Л.Б., учитель начальных классов).2. «Развитие функциональной грамотности учащихся с применением эффективных педагогических технологий как путь повышения качества знаний» (Лаган Н.Д., учитель математики).3. «Роль предмета «Русский язык» в формировании функциональной грамотности» (учитель русского языка и литературы Саар Е.В.).4. «Развитие функциональной грамотности школьников на уроках истории» (Аласкар Н.С., учитель истории).
  • Выступления групп: рекомендации по формированию функциональной грамотности.
  • Рефлексия «Незаконченное предложение»
сегодня я узнал…было интересно…я понял, что…теперь я могу…я научился…я попробую…Педсовет дал мне для работы…мне захотелось…

  • Рефлексия педсовета.
Оцените по 10-бальной шкале:
578тг - Сатып алу
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!