Прикладной курс «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ СИНТАКСИС»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на 34 часа. Она построена на углубленном изучении главных членов предложения. Цель- способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуре учащегося.
Программа включает в себя:
✓Теоретический материал
✓Вопросы и задания практического характера
✓ Вопросы и задания занимательного характера.
Вся практическая часть представлена упражнениями и заданиями
повышенной трудности для того, чтобы:
- при изучении главных членов предложения - выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся
редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (выступать в роли существительного);
-при изучении второстепенных членов предложения - усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;
- при изучении односоставных предложений - определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений;
выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные ВИДЫ односоставных предложений;
- при изучении однородных членов предложения -
выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного усиливать характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно;
- при изучении обращений - использовать разновидности обращений, связанные с созданием особо семантических оттенков:
- при изучении вводных конструкций -употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным:
-при изучении обособленных членов предложения - выявлять особую выразительность обособленность второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;
- при изучении сложных предложений - акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснить целесообразность использования каждой из них для выражения высказывания.
Данная система заданий решает следующие задачи:
- обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;
- развитие интонационно выразительной речи;
- активизация всех видов деятельности, связанная с
совершенствованием устной и письменной речи;
- проведение стилистического эксперимента конструирование
стилистических вариантов и установление их
взаимозаменяемости);
- самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;
- развитие логического и абстрактного мышления.
Использование системы упражнений и заданий позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи; предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.
Выполнение заданий предопределяет приемы активного наблюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серьёзными языковыми упражнениями даются шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья.
|
|
Название темы |
Кол- во часов |
Дата |
|
1 |
Введение. Занимательный синтаксис. Практическая работа. Работа со словарем. «Веселая путаница» |
1 |
|
|
2 |
Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов |
1 |
|
|
3 |
Слова. Сочетания слов |
1 |
|
|
4 |
Слова. Словосочетания |
1 |
|
|
5 |
Согласование . Практическая работа «Место зависимого слова. Средства связи при согласовании» |
1 |
|
|
6 |
Управление Практическая работа «Расшифруй запись» |
1 |
|
|
7 |
Примыкание |
1 |
|
|
8 |
Основные виды подчинения |
1 |
|
|
9 |
Практическая работа. Решение лингвистических задач |
1 |
|
|
10 |
Типы предложений. Общие сведения |
1 |
|
|
11 |
Подлежащие и сказуемое |
1 |
|
|
12 |
Согласование сказуемого с подлежащим Практическая работа. Составление предложений. ЭССЕ |
2 |
|
|
13 |
Нераспространенные и распространенные предложения |
1 |
|
|
14 |
Второстепенные члены предложения |
1 |
|
|
15 |
Второстепенные члены предложения. Составление схем |
1 |
|
|
16 |
Односоставные предложения |
1 |
|
|
17 |
Односоставные предложения Практикум « Дополни ответ товарища...», «Своё» предложение», «Кто лучше?». Грамматико-стилистические упражнения |
1 |
|
|
18 |
Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений |
1 |
|
|
19 |
Однородные члены предложения и их добрососедские отношения |
1 |
|
|
20 |
Однородные члены предложения и их добрососедские отношения Практикум «Наблюдение поэтического текста», «Как вы думаете?». Сочинение - миниатюра |
1 |
|
|
21 |
Обособление второстепенных членов предложения |
1 |
|
|
22 |
Обособление второстепенных членов предложения Практикум. Конструирование предложений. Работа с фразеологическим словарем. Игра « По одному примеру» |
1 |
|
|
23 |
Слова, не являющиеся членами предложения. Написание научной статьи |
1 |
|
|
24 |
Слова, не являющимися членами предложения ( вводные слова, предложения и обращения) |
1 |
|
|
25 |
Виды сложных предложений. Своеобразие семантики, структуры и функций |
1 |
|
|
26 |
Практическая работа «Синонимия предложений разного вида» |
1 |
|
|
27 |
Простое предложение. Подготовка карточек к синтаксическому лото |
1 |
|
|
28 |
Простое предложение Практикум «Синтаксическое лото» |
1 |
|
|
29 |
Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации |
1 |
|
|
30 |
Все о предложении... или почти всё? |
1 |
|
|
31 |
Всё о предложении... или почти всё? |
1 |
|
|
32 |
Лингвистический карнавал «Это непростое простое предложение» |
1 |
|
|
33 |
Обобщение знаний |
1 |
|
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Элективный курс по русскому языку «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ СИНТАКСИС» (11 класса национальной школы)
Элективный курс по русскому языку «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ СИНТАКСИС» (11 класса национальной школы)
Прикладной курс «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ СИНТАКСИС»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на 34 часа. Она построена на углубленном изучении главных членов предложения. Цель- способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуре учащегося.
Программа включает в себя:
✓Теоретический материал
✓Вопросы и задания практического характера
✓ Вопросы и задания занимательного характера.
Вся практическая часть представлена упражнениями и заданиями
повышенной трудности для того, чтобы:
- при изучении главных членов предложения - выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся
редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (выступать в роли существительного);
-при изучении второстепенных членов предложения - усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;
- при изучении односоставных предложений - определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений;
выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные ВИДЫ односоставных предложений;
- при изучении однородных членов предложения -
выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного усиливать характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно;
- при изучении обращений - использовать разновидности обращений, связанные с созданием особо семантических оттенков:
- при изучении вводных конструкций -употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным:
-при изучении обособленных членов предложения - выявлять особую выразительность обособленность второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;
- при изучении сложных предложений - акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснить целесообразность использования каждой из них для выражения высказывания.
Данная система заданий решает следующие задачи:
- обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;
- развитие интонационно выразительной речи;
- активизация всех видов деятельности, связанная с
совершенствованием устной и письменной речи;
- проведение стилистического эксперимента конструирование
стилистических вариантов и установление их
взаимозаменяемости);
- самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;
- развитие логического и абстрактного мышления.
Использование системы упражнений и заданий позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи; предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.
Выполнение заданий предопределяет приемы активного наблюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серьёзными языковыми упражнениями даются шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья.
|
|
Название темы |
Кол- во часов |
Дата |
|
1 |
Введение. Занимательный синтаксис. Практическая работа. Работа со словарем. «Веселая путаница» |
1 |
|
|
2 |
Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов |
1 |
|
|
3 |
Слова. Сочетания слов |
1 |
|
|
4 |
Слова. Словосочетания |
1 |
|
|
5 |
Согласование . Практическая работа «Место зависимого слова. Средства связи при согласовании» |
1 |
|
|
6 |
Управление Практическая работа «Расшифруй запись» |
1 |
|
|
7 |
Примыкание |
1 |
|
|
8 |
Основные виды подчинения |
1 |
|
|
9 |
Практическая работа. Решение лингвистических задач |
1 |
|
|
10 |
Типы предложений. Общие сведения |
1 |
|
|
11 |
Подлежащие и сказуемое |
1 |
|
|
12 |
Согласование сказуемого с подлежащим Практическая работа. Составление предложений. ЭССЕ |
2 |
|
|
13 |
Нераспространенные и распространенные предложения |
1 |
|
|
14 |
Второстепенные члены предложения |
1 |
|
|
15 |
Второстепенные члены предложения. Составление схем |
1 |
|
|
16 |
Односоставные предложения |
1 |
|
|
17 |
Односоставные предложения Практикум « Дополни ответ товарища...», «Своё» предложение», «Кто лучше?». Грамматико-стилистические упражнения |
1 |
|
|
18 |
Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений |
1 |
|
|
19 |
Однородные члены предложения и их добрососедские отношения |
1 |
|
|
20 |
Однородные члены предложения и их добрососедские отношения Практикум «Наблюдение поэтического текста», «Как вы думаете?». Сочинение - миниатюра |
1 |
|
|
21 |
Обособление второстепенных членов предложения |
1 |
|
|
22 |
Обособление второстепенных членов предложения Практикум. Конструирование предложений. Работа с фразеологическим словарем. Игра « По одному примеру» |
1 |
|
|
23 |
Слова, не являющиеся членами предложения. Написание научной статьи |
1 |
|
|
24 |
Слова, не являющимися членами предложения ( вводные слова, предложения и обращения) |
1 |
|
|
25 |
Виды сложных предложений. Своеобразие семантики, структуры и функций |
1 |
|
|
26 |
Практическая работа «Синонимия предложений разного вида» |
1 |
|
|
27 |
Простое предложение. Подготовка карточек к синтаксическому лото |
1 |
|
|
28 |
Простое предложение Практикум «Синтаксическое лото» |
1 |
|
|
29 |
Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации |
1 |
|
|
30 |
Все о предложении... или почти всё? |
1 |
|
|
31 |
Всё о предложении... или почти всё? |
1 |
|
|
32 |
Лингвистический карнавал «Это непростое простое предложение» |
1 |
|
|
33 |
Обобщение знаний |
1 |
|
шағым қалдыра аласыз













