Программа курса по физике
« Физика в экспериментах»
для учащихся 4 класса
Учитель физики СОШ № 29 г. Павлодара
Хасенова Гульнар Каиржановна
Пояснительная записка
Курс «Физика в экспериментах»
предназначен для учащихся 4-
го класса, рассчитан на 34 часа.
Цель курса – предоставление учащимся возможности
удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических
приложений физики в процессе познавательной и творческой
деятельности при проведении лабораторных работ и выполнении
экспериментальных заданий.
Данный спецкурс призван решить следующие
задачи:
- познакомить учащихся с понятиями: физическая
величина, измерительные приборы, методы измерения, погрешности
измерения, экспериментальное исследование;
- обучить учащихся четкому использованию
измерительных приборов и обеспечить понимание ими того факта, что
ни один прибор не дает абсолютно точных значений измеряемой
величины;
- научить учащихся, анализируя результаты
экспериментального исследования, делать вывод в соответствии со
сформулированной задачей исследования;
- раскрыть роль измерений в технике; показать,
что в науке и технике очень часто одни величины измеряются с
помощью других связанных с ними величин;
- сформировать навык соблюдения правил техники
безопасности.
Содержание спецкурса базируется на ознакомлении
учащихся с различными физическими величинами с рассмотрением их
роли в технике и сведений из истории метрической системы мер,
способов измерения этих величин, прямых и косвенных
измерений.
Методическое обеспечение курса основывается на
системе лабораторных исследований, в процессе выполнения которых
учащиеся приобретают ряд умений по технике эксперимента, в том
числе умений планировать опытное исследование, представлять
результаты в виде таблиц.
Все лабораторные работы и экспериментальные
задания рассчитаны на использование типового оборудования кабинета
физики, а также подручных материалов.
Содержание спецкурса, значительное усиление роли
самостоятельного физического эксперимента в нем должно
способствовать подготовке учащихся к овладению различными методами
измерений в науке и технике, трудовому обучению и в дальнейшем
более глубокому и всестороннему восприятию учебного материала
основного курса физики.
Содержание курса
Правила пользования измерительными приборами,
соблюдение техники безопасности. ( 1 час)
Физические величины. Измерение физических
величин, эталон. ( 3 часа)
Физические приборы. Цена деления шкалы прибора. Точность измерений
и вычислений. Погрешность измерений. Прямые и косвенные измерения.
( 3 часа)
Длина, ее измерение. Измерение размеров тел методом рядов. ( 3
часа)
Способы измерения площади и объема.
Пространственные масштабы в природе и технике (длин, площадей,
объемов). (5 часов)
Масса. Эталон массы. Плотность вещества. Способы
измерения массы тела и плотности твердых тел и жидкостей. Ареометр.
( 7 часов)
Скорость, методы ее измерения. ( 6
часов)
Тематическое планирование курса
№
п/п
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Всего
|
Задание
|
Дата
|
теория
|
практика
|
1
|
Вводное занятие. Инструктаж по
правилам техники безопасности при работе с физическими
приборами.
|
|
|
|
Запомнить правила по ТБ.
|
|
2
|
Физические величины.
|
|
|
|
Знать понятие физической величины,
уметь приводить примеры
|
|
3
|
Измерение физических величин.
Эталон. Метрическая система мер.
|
|
|
|
Запомнить единицы измерения
основных физических величин
|
|
4
|
Перевод единиц в СИ
|
|
|
|
Уметь переводить единицы длины и
скорости в СИ
|
|
5
|
Физические приборы. Цена деления
приборов.
|
|
|
|
Найти цену деления различных
приборов
|
|
6
|
Точность
и погрешность измерений.
|
|
|
|
Запомнить понятие абсолютной
погрешности прибора и погрешности отсчета.
|
|
7
|
Прямые и косвенные измерения
|
|
|
|
Уметь производить прямые и
косвенные измерения
|
|
8
|
Лаб. раб. №1 «Измерение длины с
помощью масштабной линейки».
|
|
|
|
Измерить длину и ширину тетради с
точностью до миллиметра; размеры (длину, ширину, высоту) бруска с
точностью до миллиметра; длину и ширину крышки ученического стола с
точностью до сантиметра; ширину своего шага.
|
|
9-10
|
Лаб. раб. №2 «Измерение размеров
малых тел способом радов».
|
|
|
|
Определить толщину ниток, диаметр
проволоки реостата, толщину листа учебника по физике.
|
|
11
|
Лаб. раб. №3 «Определение площади
тела».
|
|
|
|
Определить площадь тетради, площадь
крышки ученического стола, площадь своей ладони.
|
|
12
|
Лаб. раб. №4 «Определение объема
тела правильной формы».
|
|
|
|
Определить объем бруска, объем
кусочка сахара, объем классной комнаты.
|
|
13
|
Мензурка. Определение цены деления
мензурки
|
|
|
|
|
|
14
|
Лаб. раб. №5 «Определение объема
тела неправильной формы, которое помещается в мензурку».
|
|
|
|
Определить объем тела, не имеющего формы прямоугольного
параллелепипеда (болт, гайка), которое помещается в мензурку
|
|
15
|
Лаб. раб. №5 «Определение объема
тела неправильной формы, которое не помещается в мензурку».
|
|
|
|
Определить объем тела, не имеющего формы прямоугольного
параллелепипеда, которое не помещается в мензурку (камень).
Дом. задание (по желанию):
определить объем собственного тела.
|
|
16
|
Устройство и принцип работы рычажных весов. Основные правила
взвешивания.
|
|
|
|
|
|
17
|
Лаб. раб. №6 «Измерение массы тела
на рычажных весах»
|
|
|
|
Измерить массу бруска, кусочка
сахара, ластика.
|
|
18
|
Плотность вещества.
|
|
|
|
|
|
19
|
Лаб. раб. №8 «Определение плотности
твердого тела».
|
|
|
|
Определить плотность сахара-
рафинада, стального шарика, ластика.
|
|
20
|
Лаб. раб. №9 «Определение плотности
жидкости».
|
|
|
|
Определить плотность воды.
|
|
21
|
Устройство и принцип работы
ареометра.
|
|
|
|
|
|
22
|
Лаб. раб. №10 «Определение
плотности жидкости с помощью ареометра».
|
|
|
|
Уяснить принцип действия ареометра.
Определить плотность раствора соли.
|
|
23
|
Устройство микроскопа
|
|
|
|
|
|
24
|
Лаб. раб. №11 «Наблюдение
броуновского движения».
|
|
|
|
Пронаблюдать броуновское движение
крупинки гуаши в воде, капли жира в молоке, крупинки графита в
воде.
|
|
25
|
Скорость. Определение скорости,
единицы измерения скорости.
|
|
|
|
Перевод единиц измерения скорости в
СИ
|
|
27
|
Скорости в природе.
|
|
|
|
Подготовить сообщения о скоростях
различных представителей животного мира
|
|
28
|
Лаб. раб. №12 «Определение средней
скорости своего движения».
|
|
|
|
Определить среднюю скорость своего
движения спокойным шагом, бегом.
|
|
29
|
Решение задач на определение
скорости
|
|
|
|
Решение типовых задач на
определение скорости
|
|
30
|
Движение навстречу. Определение
скорости
|
|
|
|
Решение типовых задач на
определение скорости
|
|
31
|
Движение вдогонку. Определение
скорости
|
|
|
|
Решение типовых задач на
определение скорости
|
|
32-33
|
Занимательные опыты
|
|
|
|
|
|
34
|
Итоговое занятие.
|
|
|
|
Выполнение заданий в парах:
1.определить вес игрушечного зайца;
2.определить объем камня;
3.определить массу заколки для волос;
4.определить объем красивой баночки;
5.определить плотность пластмассовой елочки;
6.определить толщину одного витка
спиральки для волос.
|
|