Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГУ СОШ №13 отдела акимата г.Экибастуза
Жакаманов Нурсултан Жанарбекович
Учитель истории
"Мастерство слова: Дебаты и дискуссии"
Экибастуз
2025 год
Пояснительная записка
Дебатный кружок в школе – это внеурочная форма работы, направленная на развитие у учащихся критического мышления, коммуникативных навыков, аргументации и умения работать с информацией. Кружок предоставляет возможность обучающимся научиться выражать свою точку зрения, отстаивать её с помощью логики и фактов, а также уважать мнение оппонентов. Создания дебатного кружка обусловлена необходимостью формирования у школьников навыков публичного выступления, умения анализировать различные точки зрения и принимать взвешенные решения. Современные образовательные стандарты требуют активного вовлечения обучающихся в познавательную деятельность, развитие их самостоятельности и ответственности. Дебаты способствуют воспитанию активной гражданской позиции и социальной адаптации учащихся. Основными задачами кружка являются развитие у школьников аналитического и логического мышления, навыков аргументации, публичной речи, толерантности, умения работать в команде. В рамках кружка ученики изучают основы дебатов, осваивают различные форматы дискуссий, учатся анализировать информацию, выделять главное, формулировать убедительные доводы и контраргументы. Работа кружка строится на основе подготовки и проведения дебатов по актуальным и познавательным темам, организации встреч с экспертами, участия в соревнованиях и турнирах, проведения мастер-классов и тренингов. Деятельность кружка ориентирована на всех учащихся, желающих развивать свои интеллектуальные и риторические способности, независимо от уровня их подготовки. Ожидаемыми результатами работы кружка являются повышение уровня речевой культуры учащихся, развитие их способности к аргументированному отстаиванию своей точки зрения, углубление знаний по различным дисциплинам, а также повышение интереса к общественной жизни. Участие в дебатах помогает школьникам стать более уверенными, эрудированными и подготовленными к дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
Актуальность: программы шахматного кружка заключается в том, что шахматы способствуют развитию логического мышления, внимания и стратегического планирования у учащихся. В условиях современной образовательной среды они помогают формировать важные навыки, такие как анализ, принятие решений и терпение, что положительно влияет на учебную деятельность и личностное развитие школьников.
Научно-методический уровень работы
Модификационный подход предполагает адаптацию существующих методов и техник для повышения их эффективности в рамках дебатов. Это может включать в себя изменения в структуре занятий, добавление новых форматов (например, ролевые игры или симуляции дебатов), внедрение современных образовательных технологий, использование мультимедийных материалов для наглядности. Задача этого подхода — улучшить восприятие и усвоение знаний, а также стимулировать более активное участие каждого школьника.
-
Комбинаторный подход основан на сочетании различных методов и технологий для создания более гибкой и многогранной образовательной среды. Например, в рамках одного занятия могут сочетаться теоретическая часть, аналитическая работа, тренировка ораторских навыков и реальное участие в дебатах. Это позволяет разнообразить форму и содержание занятий, поддерживая интерес участников и обеспечивая комплексный подход к развитию их навыков.
-
Радикальный подход предполагает значительные изменения в традиционных методах преподавания и организации работы кружка. Это может быть введение новых, нестандартных форматов дебатов, например, дебаты на нестандартные темы, работа с экспертами или организация дебатов в форме открытых общественных обсуждений. Этот подход ориентирован на создание инновационной образовательной среды, в которой учащиеся могут развиваться не только в традиционных рамках, но и за их пределами, что позволяет им глубже осознать свои знания и навыки.
Степень новизны работы, наличие или отсутствие согласованности в системе образования (город, район, республика):
Степень новизны работы заключается в интеграции современных методов обучения дебатам, что включает использование инновационных подходов для развития критического мышления, аргументации и публичных выступлений у учащихся. Программа не только обучает основам дебатов, но и развивает у школьников навыки взаимодействия, анализа различных точек зрения и выработки собственных аргументов, что является ключевым в образовательном процессе. Программа может быть включена в образовательные планы как часть внеклассной работы, обеспечивая тем самым гармоничное развитие учащихся.
Цели дебатного кружка:
-
Развитие ораторских и риторических навыков участников посредством активного участия в дебатах, обсуждениях и публичных выступлениях.
-
Формирование критического мышления у детей, умения анализировать различные точки зрения, аргументировать свою позицию и принимать обоснованные решения.
-
Стимулирование умения работать в команде, развитие навыков взаимодействия с партнерами, выслушивания мнений других людей и совместной работы над общей целью.
-
Повышение уверенности в себе и своих силах через регулярные
Задачи дебатного кружка:
-
Обучить участников основам аргументации и контраргументации, научить структурировать свои мысли и идеи для их чёткого и логичного изложения.
-
Развить навыки публичных выступлений, чтобы ученики могли уверенно и четко высказывать свои
-
Внедрить различные методы подготовки к дебатам, включая исследовательскую работу, анализ и обработку информации по заданной теме.
-
Создать условия для развития творческого подхода к решению различных проблем и формулированию вопросов в рамках дебатов.
-
Привить уважение к множеству точек зрения, развить умение слушать и конструктивно воспринимать критику.
Цели и задачи направлены на всестороннее развитие личности посредством вовлечения в процесс дебатов, что способствует формированию не только знаний, но и практических навыков общения, критического восприятия информации и решения спорных ситуаций.
Теоретическая значимость:
Теоретическая значимость дебатного кружка заключается в том, что он способствует развитию ключевых компетенций учащихся, таких как критическое мышление, аргументация, публичные выступления и взаимодействие в группе. Дебаты как образовательный процесс включают в себя элементы теории коммуникации, психологии, логики и риторики, что позволяет углубленно изучать и развивать эти области.
-
Развитие критического мышления и аналитических навыков: дебаты требуют от участников анализа информации, оценки различных точек зрения, выделения фактов и аргументов, что способствует улучшению навыков анализа и принятия решений.
-
Теория риторики и ораторского мастерства: в процессе дебатов учащиеся знакомятся с основами риторики, учатся строить убедительные выступления, аргументировать свою позицию, использовать средства выразительности языка, что повышает их способность к публичным выступлениям.
-
Социальная и коммуникативная теория: дебаты как форма коллективной работы развивают коммуникативные навыки, учат взаимодействию с партнерами и оппонентами, а также позволяют понять динамику социальных процессов, таких как убеждение и воздействие.
Таким образом, теоретическая значимость дебатного кружка заключается в интеграции знаний из различных областей теории коммуникации, психологии и логики, а также в формировании у участников важнейших навыков, которые будут полезны как в учебной, так и в профессиональной деятельности.
Практическая значимость :
Практическая значимость дебатного кружка заключается в том, что он развивает у участников важные навыки, которые могут быть применены в различных сферах жизни. Учащиеся учатся эффективно общаться, аргументировать свою позицию, работать в команде и решать проблемы, что полезно не только в учебной деятельности, но и в будущей профессиональной жизни. Кроме того, навыки, полученные на дебатах, помогают повысить уверенность в себе, улучшить ораторское мастерство и развить способность быстро принимать решения в стрессовых ситуациях. Участие в дебатах формирует у детей умение вести конструктивный диалог, что способствует успешному взаимодействию в любой социальной среде.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Ожидаемые результаты работы дебатного кружка включают улучшение навыков аргументации, повышение уверенности в себе при публичных выступлениях, развитие критического мышления и способности к конструктивному диалогу. Участники должны научиться логически структурировать свои мысли, ясно и убедительно выражать свою точку зрения, а также уважительно выслушивать и оценивать мнения других. Способы проверки этих результатов могут включать регулярные внутренние дебаты, участие в межшкольных турнирах, анализ выступлений участников и их подготовку к дебатным сессиям.
Апробация:
Апробация дебатного кружка заключается в применении разработанных методов и подходов на практике для проверки их эффективности. Это может включать проведение открытых уроков и мероприятий с участием других школьных классов, проведение пробных дебатов в рамках кружка, а также участие в межшкольных и внешкольных турнирах. Важно получить отзывы участников и педагогов, что позволит скорректировать программу работы кружка, улучшить методы обучения и адаптировать их к потребностям учащихся. Также апробация может включать анализ результатов занятий и дебатов, чтобы оценить рост участников и выявить возможные слабые места в методическом подходе.
Мастерство слова: Дебаты и дискуссии"
(всего 34 часа, по 1 часу в неделю)
Введение в дебаты (1
ч.).
Что такое дебаты? История их возникновения и становления. Основные
принципы дебатирования, этические нормы и кодекс игрока. Тренинг
«Яблоко или банан»: Игра, раскрывающая основы выбора и
аргументации.
Дебаты как игра (3
ч.).
Открытие форматов: от Карла Поппера до Американского Парламентского
формата. Разнообразие стилей дебатирования и ключевые навыки.
Тренинг «Игра в фанты»: случайные ситуации, готовность к любым
вопросам.
Резолюция (3
ч.).
Разбираемся в типах и анализируем резолюции. Как правильно
сформулировать и интерпретировать резолюцию? Тренинг «Обозначь
проблему»: как найти суть и проблему в любых
вопросах.
Аргументы (3
ч.).
Искусство аргументации. От разработки до построения тактики
командной работы. Мозговой штурм и флоушиты для грамотной работы с
идеями. Тренинг «Перекрестный допрос»: строим аргументы и учимся
эффективно защищать позицию.
Сбор информации (3
ч.).
Поиск и отбор источников, правила цитирования и использование
фактов. Стратегии предварительного чтения и анализа. Тренинг
«Кандидаты в депутаты»: поиск истины в океане
информации.
Формат Карла Поппера (2
ч.).
Основы формата Карла Поппера. Обязанности спикеров и подготовка
аргументов. Игра «Смертная казнь: оправдана или нет?» — пример
яркой дебатной борьбы.
Формат Карла Поппера с элементами Policy (3
ч.).
Комбинирование форматов и основные трудности в дебатах. Особенности
спикерских обязанностей и стратегия подачи. Тренинг «Эта палата
предлагает ввести обязательную школьную форму».
Политический утверждающий кейс (4
ч.).
Построение линии утверждения, интерпретация резолюции и составление
дефиниций. Искусство презентации речи и выдвижения контраргументов.
Игра «Спикерские дебаты» — от теории к практике.
Программа утверждения (3
ч.).
Как построить логичную программу, избежать ненужных деталей и
разработать необходимую структуру. Тренинг «Необитаемый остров:
программа выживания» — решаем жизненно важные
вопросы.
Политический опровергающий кейс (4
ч.).
Стратегии опровержения, построение политического контраргумента и
работа с конфликтами. Тренинг «Черное - белое»: отстаиваем свою
позицию в условиях жесткой конкуренции.
Перекрестный допрос (2
ч.).
Как правильно формулировать вопросы и строить стратегии для
респондентов. Методы эффективного допроса и поведение интервьюера.
Тренинг «Завал спикера»: искусство задавать правильные
вопросы.
Стиль и презентация (2
ч.).
Как подготовиться к успешному выступлению: от элементарных движений
до продвинутых техник. Стратегии уверенного поведения и
предотвращение ошибок. Тренинг «Телеведущий» — учимся быть яркими и
убедительными.
Заключение (1
ч.).
Итоги работы года. Оценка достигнутых результатов и составление
карты саморазвития: что удалось, а что нужно улучшить для
дальнейших побед.
Использованная литература:
1. Формат американского парламента, 2000 г.
2. Американский парламентский формат —элемент дебатов, 2004 г.
3. Регулярный журнал проекта ТКМ "Голос и видение"
4. Школы и университеты: мозговой штурм, исследования, успех, 74 стр., 2005 г.
5. Международный научно-методический журнал «Перемена» - материалы в журнале, 2008-2010 гг.
6. Журнал «Школа Казахстана», №3, 2012 г., 25 стр., 56 стр. «Толерантная личность», стр. 60;
7. Журнал «Школа Казахстана», №2, 2012 г., 33 стр, «Значение педагогических технологий в выражении национальных ценностей»
8. Толковый словарь казахского языка, 2008 г.
9. Энциклопедический справочник казахской литературы «Аруана» - 2005 г.
10. Национальная энциклопедия Казахстана, Алматы, 1999, №2,3,7,10;
11. «Искусство слова» З. Кабдолов;
12. «Теория литературы», К. Жумагалиев;
13. «Философское наследие казахского народа», 2007 г.;
14. Средства массовой информации (государственные издания).
Учебно -тематический план
2024-2025 год
|
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Вид занятий |
|
|
Теорет. |
Прак. |
|||
|
1 |
Введение |
1 |
Лекция |
|
|
|
Дебаты как игра |
3 |
|
практикум |
|
2 |
Знакомство с форматами |
1 |
Лекция |
|
|
3 |
Навыки, стили дебатирования |
1 |
Лекция |
|
|
4 |
Тренинг: «Игра в фанты» |
1 |
|
практикум |
|
|
Резолюция |
3 |
|
|
|
5 |
Типы резолюций |
1 |
лекция |
|
|
6 |
Определение резолюций |
1 |
лекция |
|
|
7 |
Анализ резолюций |
1 |
|
практикум |
|
|
Аргументы |
3 |
|
|
|
8 |
Создание аргумента |
1 |
лекция |
|
|
9 |
Тактики работы в команде |
1 |
лекция |
|
|
10 |
Заполнение флоушита |
1 |
|
тренинг |
|
|
Сбор информации |
3 |
|
|
|
11 |
Поиск источников |
1 |
лекция |
|
|
12 |
Правила цитирования |
1 |
|
спичи |
|
13 |
Тренинг: «Кандидаты в депутаты» |
1 |
|
игра |
|
|
Формат БПФ |
2 |
|
|
|
14 |
Обязанности спикеров |
1 |
лекция |
|
|
15 |
Игра «Смертная казнь оправдана/не оправдана» |
1 |
|
игра |
|
|
Формат АПФ |
3 |
|
|
|
16 |
Обязанности спикеров |
1 |
лекция |
|
|
17 |
Особенности дебатирования |
1 |
лекция |
|
|
18 |
Игра «Эта палата предлагает ввести обязательную школьную форму» |
1 |
|
Игра |
|
|
Политический утверждающий кейс |
4 |
|
Игра |
|
19 |
Построение линии утверждения |
1 |
лекция |
|
|
20 |
Контраргументы |
1 |
лекция |
|
|
21 |
Презентация речи |
1 |
|
практикум |
|
22 |
Тренинг «Спикерские дебаты» |
1 |
|
тренинг |
|
|
Программа утверждения |
3 |
лекция |
|
|
23 |
Структура программы |
1 |
лекция |
|
|
24 |
Типы программ |
2 |
1 |
лекция |
|
|
Политический опровергающий кейс |
4 |
|
практикум |
|
25 |
Построение кейса |
2 |
лекция |
Игра |
|
26 |
Стратегии опровержения |
1 |
лекция |
|
|
27 |
Тренинг «Черное-белое» |
1 |
|
тренинг |
|
|
Перекрестный допрос |
2 |
|
|
|
28-29 |
Стратегии для респондентов и интервьюеров |
1 |
лекция |
|
|
30 |
Тренинг «Завал спикера» |
1 |
|
игра |
|
31 32 33 34 |
Стиль и презентация Элементы стиля Тренинг «Телеведущий» Заключение |
2 1 1 1 |
лекция лекция |
практикум |
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Программа на тему «Мастерство слова: дебаты и дискуссии»
Программа на тему «Мастерство слова: дебаты и дискуссии»
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГУ СОШ №13 отдела акимата г.Экибастуза
Жакаманов Нурсултан Жанарбекович
Учитель истории
"Мастерство слова: Дебаты и дискуссии"
Экибастуз
2025 год
Пояснительная записка
Дебатный кружок в школе – это внеурочная форма работы, направленная на развитие у учащихся критического мышления, коммуникативных навыков, аргументации и умения работать с информацией. Кружок предоставляет возможность обучающимся научиться выражать свою точку зрения, отстаивать её с помощью логики и фактов, а также уважать мнение оппонентов. Создания дебатного кружка обусловлена необходимостью формирования у школьников навыков публичного выступления, умения анализировать различные точки зрения и принимать взвешенные решения. Современные образовательные стандарты требуют активного вовлечения обучающихся в познавательную деятельность, развитие их самостоятельности и ответственности. Дебаты способствуют воспитанию активной гражданской позиции и социальной адаптации учащихся. Основными задачами кружка являются развитие у школьников аналитического и логического мышления, навыков аргументации, публичной речи, толерантности, умения работать в команде. В рамках кружка ученики изучают основы дебатов, осваивают различные форматы дискуссий, учатся анализировать информацию, выделять главное, формулировать убедительные доводы и контраргументы. Работа кружка строится на основе подготовки и проведения дебатов по актуальным и познавательным темам, организации встреч с экспертами, участия в соревнованиях и турнирах, проведения мастер-классов и тренингов. Деятельность кружка ориентирована на всех учащихся, желающих развивать свои интеллектуальные и риторические способности, независимо от уровня их подготовки. Ожидаемыми результатами работы кружка являются повышение уровня речевой культуры учащихся, развитие их способности к аргументированному отстаиванию своей точки зрения, углубление знаний по различным дисциплинам, а также повышение интереса к общественной жизни. Участие в дебатах помогает школьникам стать более уверенными, эрудированными и подготовленными к дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
Актуальность: программы шахматного кружка заключается в том, что шахматы способствуют развитию логического мышления, внимания и стратегического планирования у учащихся. В условиях современной образовательной среды они помогают формировать важные навыки, такие как анализ, принятие решений и терпение, что положительно влияет на учебную деятельность и личностное развитие школьников.
Научно-методический уровень работы
Модификационный подход предполагает адаптацию существующих методов и техник для повышения их эффективности в рамках дебатов. Это может включать в себя изменения в структуре занятий, добавление новых форматов (например, ролевые игры или симуляции дебатов), внедрение современных образовательных технологий, использование мультимедийных материалов для наглядности. Задача этого подхода — улучшить восприятие и усвоение знаний, а также стимулировать более активное участие каждого школьника.
-
Комбинаторный подход основан на сочетании различных методов и технологий для создания более гибкой и многогранной образовательной среды. Например, в рамках одного занятия могут сочетаться теоретическая часть, аналитическая работа, тренировка ораторских навыков и реальное участие в дебатах. Это позволяет разнообразить форму и содержание занятий, поддерживая интерес участников и обеспечивая комплексный подход к развитию их навыков.
-
Радикальный подход предполагает значительные изменения в традиционных методах преподавания и организации работы кружка. Это может быть введение новых, нестандартных форматов дебатов, например, дебаты на нестандартные темы, работа с экспертами или организация дебатов в форме открытых общественных обсуждений. Этот подход ориентирован на создание инновационной образовательной среды, в которой учащиеся могут развиваться не только в традиционных рамках, но и за их пределами, что позволяет им глубже осознать свои знания и навыки.
Степень новизны работы, наличие или отсутствие согласованности в системе образования (город, район, республика):
Степень новизны работы заключается в интеграции современных методов обучения дебатам, что включает использование инновационных подходов для развития критического мышления, аргументации и публичных выступлений у учащихся. Программа не только обучает основам дебатов, но и развивает у школьников навыки взаимодействия, анализа различных точек зрения и выработки собственных аргументов, что является ключевым в образовательном процессе. Программа может быть включена в образовательные планы как часть внеклассной работы, обеспечивая тем самым гармоничное развитие учащихся.
Цели дебатного кружка:
-
Развитие ораторских и риторических навыков участников посредством активного участия в дебатах, обсуждениях и публичных выступлениях.
-
Формирование критического мышления у детей, умения анализировать различные точки зрения, аргументировать свою позицию и принимать обоснованные решения.
-
Стимулирование умения работать в команде, развитие навыков взаимодействия с партнерами, выслушивания мнений других людей и совместной работы над общей целью.
-
Повышение уверенности в себе и своих силах через регулярные
Задачи дебатного кружка:
-
Обучить участников основам аргументации и контраргументации, научить структурировать свои мысли и идеи для их чёткого и логичного изложения.
-
Развить навыки публичных выступлений, чтобы ученики могли уверенно и четко высказывать свои
-
Внедрить различные методы подготовки к дебатам, включая исследовательскую работу, анализ и обработку информации по заданной теме.
-
Создать условия для развития творческого подхода к решению различных проблем и формулированию вопросов в рамках дебатов.
-
Привить уважение к множеству точек зрения, развить умение слушать и конструктивно воспринимать критику.
Цели и задачи направлены на всестороннее развитие личности посредством вовлечения в процесс дебатов, что способствует формированию не только знаний, но и практических навыков общения, критического восприятия информации и решения спорных ситуаций.
Теоретическая значимость:
Теоретическая значимость дебатного кружка заключается в том, что он способствует развитию ключевых компетенций учащихся, таких как критическое мышление, аргументация, публичные выступления и взаимодействие в группе. Дебаты как образовательный процесс включают в себя элементы теории коммуникации, психологии, логики и риторики, что позволяет углубленно изучать и развивать эти области.
-
Развитие критического мышления и аналитических навыков: дебаты требуют от участников анализа информации, оценки различных точек зрения, выделения фактов и аргументов, что способствует улучшению навыков анализа и принятия решений.
-
Теория риторики и ораторского мастерства: в процессе дебатов учащиеся знакомятся с основами риторики, учатся строить убедительные выступления, аргументировать свою позицию, использовать средства выразительности языка, что повышает их способность к публичным выступлениям.
-
Социальная и коммуникативная теория: дебаты как форма коллективной работы развивают коммуникативные навыки, учат взаимодействию с партнерами и оппонентами, а также позволяют понять динамику социальных процессов, таких как убеждение и воздействие.
Таким образом, теоретическая значимость дебатного кружка заключается в интеграции знаний из различных областей теории коммуникации, психологии и логики, а также в формировании у участников важнейших навыков, которые будут полезны как в учебной, так и в профессиональной деятельности.
Практическая значимость :
Практическая значимость дебатного кружка заключается в том, что он развивает у участников важные навыки, которые могут быть применены в различных сферах жизни. Учащиеся учатся эффективно общаться, аргументировать свою позицию, работать в команде и решать проблемы, что полезно не только в учебной деятельности, но и в будущей профессиональной жизни. Кроме того, навыки, полученные на дебатах, помогают повысить уверенность в себе, улучшить ораторское мастерство и развить способность быстро принимать решения в стрессовых ситуациях. Участие в дебатах формирует у детей умение вести конструктивный диалог, что способствует успешному взаимодействию в любой социальной среде.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Ожидаемые результаты работы дебатного кружка включают улучшение навыков аргументации, повышение уверенности в себе при публичных выступлениях, развитие критического мышления и способности к конструктивному диалогу. Участники должны научиться логически структурировать свои мысли, ясно и убедительно выражать свою точку зрения, а также уважительно выслушивать и оценивать мнения других. Способы проверки этих результатов могут включать регулярные внутренние дебаты, участие в межшкольных турнирах, анализ выступлений участников и их подготовку к дебатным сессиям.
Апробация:
Апробация дебатного кружка заключается в применении разработанных методов и подходов на практике для проверки их эффективности. Это может включать проведение открытых уроков и мероприятий с участием других школьных классов, проведение пробных дебатов в рамках кружка, а также участие в межшкольных и внешкольных турнирах. Важно получить отзывы участников и педагогов, что позволит скорректировать программу работы кружка, улучшить методы обучения и адаптировать их к потребностям учащихся. Также апробация может включать анализ результатов занятий и дебатов, чтобы оценить рост участников и выявить возможные слабые места в методическом подходе.
Мастерство слова: Дебаты и дискуссии"
(всего 34 часа, по 1 часу в неделю)
Введение в дебаты (1
ч.).
Что такое дебаты? История их возникновения и становления. Основные
принципы дебатирования, этические нормы и кодекс игрока. Тренинг
«Яблоко или банан»: Игра, раскрывающая основы выбора и
аргументации.
Дебаты как игра (3
ч.).
Открытие форматов: от Карла Поппера до Американского Парламентского
формата. Разнообразие стилей дебатирования и ключевые навыки.
Тренинг «Игра в фанты»: случайные ситуации, готовность к любым
вопросам.
Резолюция (3
ч.).
Разбираемся в типах и анализируем резолюции. Как правильно
сформулировать и интерпретировать резолюцию? Тренинг «Обозначь
проблему»: как найти суть и проблему в любых
вопросах.
Аргументы (3
ч.).
Искусство аргументации. От разработки до построения тактики
командной работы. Мозговой штурм и флоушиты для грамотной работы с
идеями. Тренинг «Перекрестный допрос»: строим аргументы и учимся
эффективно защищать позицию.
Сбор информации (3
ч.).
Поиск и отбор источников, правила цитирования и использование
фактов. Стратегии предварительного чтения и анализа. Тренинг
«Кандидаты в депутаты»: поиск истины в океане
информации.
Формат Карла Поппера (2
ч.).
Основы формата Карла Поппера. Обязанности спикеров и подготовка
аргументов. Игра «Смертная казнь: оправдана или нет?» — пример
яркой дебатной борьбы.
Формат Карла Поппера с элементами Policy (3
ч.).
Комбинирование форматов и основные трудности в дебатах. Особенности
спикерских обязанностей и стратегия подачи. Тренинг «Эта палата
предлагает ввести обязательную школьную форму».
Политический утверждающий кейс (4
ч.).
Построение линии утверждения, интерпретация резолюции и составление
дефиниций. Искусство презентации речи и выдвижения контраргументов.
Игра «Спикерские дебаты» — от теории к практике.
Программа утверждения (3
ч.).
Как построить логичную программу, избежать ненужных деталей и
разработать необходимую структуру. Тренинг «Необитаемый остров:
программа выживания» — решаем жизненно важные
вопросы.
Политический опровергающий кейс (4
ч.).
Стратегии опровержения, построение политического контраргумента и
работа с конфликтами. Тренинг «Черное - белое»: отстаиваем свою
позицию в условиях жесткой конкуренции.
Перекрестный допрос (2
ч.).
Как правильно формулировать вопросы и строить стратегии для
респондентов. Методы эффективного допроса и поведение интервьюера.
Тренинг «Завал спикера»: искусство задавать правильные
вопросы.
Стиль и презентация (2
ч.).
Как подготовиться к успешному выступлению: от элементарных движений
до продвинутых техник. Стратегии уверенного поведения и
предотвращение ошибок. Тренинг «Телеведущий» — учимся быть яркими и
убедительными.
Заключение (1
ч.).
Итоги работы года. Оценка достигнутых результатов и составление
карты саморазвития: что удалось, а что нужно улучшить для
дальнейших побед.
Использованная литература:
1. Формат американского парламента, 2000 г.
2. Американский парламентский формат —элемент дебатов, 2004 г.
3. Регулярный журнал проекта ТКМ "Голос и видение"
4. Школы и университеты: мозговой штурм, исследования, успех, 74 стр., 2005 г.
5. Международный научно-методический журнал «Перемена» - материалы в журнале, 2008-2010 гг.
6. Журнал «Школа Казахстана», №3, 2012 г., 25 стр., 56 стр. «Толерантная личность», стр. 60;
7. Журнал «Школа Казахстана», №2, 2012 г., 33 стр, «Значение педагогических технологий в выражении национальных ценностей»
8. Толковый словарь казахского языка, 2008 г.
9. Энциклопедический справочник казахской литературы «Аруана» - 2005 г.
10. Национальная энциклопедия Казахстана, Алматы, 1999, №2,3,7,10;
11. «Искусство слова» З. Кабдолов;
12. «Теория литературы», К. Жумагалиев;
13. «Философское наследие казахского народа», 2007 г.;
14. Средства массовой информации (государственные издания).
Учебно -тематический план
2024-2025 год
|
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Вид занятий |
|
|
Теорет. |
Прак. |
|||
|
1 |
Введение |
1 |
Лекция |
|
|
|
Дебаты как игра |
3 |
|
практикум |
|
2 |
Знакомство с форматами |
1 |
Лекция |
|
|
3 |
Навыки, стили дебатирования |
1 |
Лекция |
|
|
4 |
Тренинг: «Игра в фанты» |
1 |
|
практикум |
|
|
Резолюция |
3 |
|
|
|
5 |
Типы резолюций |
1 |
лекция |
|
|
6 |
Определение резолюций |
1 |
лекция |
|
|
7 |
Анализ резолюций |
1 |
|
практикум |
|
|
Аргументы |
3 |
|
|
|
8 |
Создание аргумента |
1 |
лекция |
|
|
9 |
Тактики работы в команде |
1 |
лекция |
|
|
10 |
Заполнение флоушита |
1 |
|
тренинг |
|
|
Сбор информации |
3 |
|
|
|
11 |
Поиск источников |
1 |
лекция |
|
|
12 |
Правила цитирования |
1 |
|
спичи |
|
13 |
Тренинг: «Кандидаты в депутаты» |
1 |
|
игра |
|
|
Формат БПФ |
2 |
|
|
|
14 |
Обязанности спикеров |
1 |
лекция |
|
|
15 |
Игра «Смертная казнь оправдана/не оправдана» |
1 |
|
игра |
|
|
Формат АПФ |
3 |
|
|
|
16 |
Обязанности спикеров |
1 |
лекция |
|
|
17 |
Особенности дебатирования |
1 |
лекция |
|
|
18 |
Игра «Эта палата предлагает ввести обязательную школьную форму» |
1 |
|
Игра |
|
|
Политический утверждающий кейс |
4 |
|
Игра |
|
19 |
Построение линии утверждения |
1 |
лекция |
|
|
20 |
Контраргументы |
1 |
лекция |
|
|
21 |
Презентация речи |
1 |
|
практикум |
|
22 |
Тренинг «Спикерские дебаты» |
1 |
|
тренинг |
|
|
Программа утверждения |
3 |
лекция |
|
|
23 |
Структура программы |
1 |
лекция |
|
|
24 |
Типы программ |
2 |
1 |
лекция |
|
|
Политический опровергающий кейс |
4 |
|
практикум |
|
25 |
Построение кейса |
2 |
лекция |
Игра |
|
26 |
Стратегии опровержения |
1 |
лекция |
|
|
27 |
Тренинг «Черное-белое» |
1 |
|
тренинг |
|
|
Перекрестный допрос |
2 |
|
|
|
28-29 |
Стратегии для респондентов и интервьюеров |
1 |
лекция |
|
|
30 |
Тренинг «Завал спикера» |
1 |
|
игра |
|
31 32 33 34 |
Стиль и презентация Элементы стиля Тренинг «Телеведущий» Заключение |
2 1 1 1 |
лекция лекция |
практикум |
шағым қалдыра аласыз













