Материалдар / Қайырымдылық көкжиектері
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Қайырымдылық көкжиектері

Материал туралы қысқаша түсінік
Қайырымдылық көкжиектері
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
06 Маусым 2019
177
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Методические рекомендации
по суммативному оцениванию
Химия
8 класс

ПРОЕКТ

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Химия» для обучающихся 8
классов. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного
плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень
достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения
суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания,
критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные
уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами
носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей основной школы,
администрации школ, методистов отделов образования, региональных и школьных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, тексты,
видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернетсайтах.

2

ПРОЕКТ

Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ .................................... 4
Суммативное оценивание за раздел 8.1А «Движение электронов в атомах» ...................... 4
Суммативное оценивание за раздел 8.1В «Формулы веществ и уравнения химических
реакций» ...................................................................................................................................... 8
Суммативное оценивание за раздел 8.1С «Сравнение активности металлов» ..................... 12
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ................................ 17
Суммативное оценивание за разделы 8.2А «Количество вещества» 8.2В
«Стехиометрические расчёты» ............................................................................................... 17
Суммативное оценивание за раздел 8.2С «Знакомство с энергией в химических реакциях»
.................................................................................................................................................................. 21

Суммативное оценивание за раздел 8.2D «Водород. Кислород и озон»................................ 26
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ .................................. 31
Суммативное оценивание за раздел 8.3А «Периодическая система химических элементов»
.................................................................................................................................................... 31
Суммативное оценивание за раздел 8.3В «Виды химических связей» ............................... 35
Суммативное оценивание за раздел 8.3С «Растворы и растворимость» ............................ 39
ЗАДАНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ............................................ 43
Суммативное оценивание за раздел 8.4А «Основные классы неорганических соединений.
Генетическая связь» ................................................................................................................. 43
Суммативное оценивание за раздел 8.4В «Углерод и его соединения» ................................ 47
Суммативное оценивание за раздел 8.4С «Вода» ........................................................................ 51

3

ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел 8.1А «Движение электронов в атомах»
Цель обучения

8.1.3.2 Понимать, что число электронов на каждом
энергетическом уровне не превышает определённого
максимального значения
8.1.3.3 Знать форму s и p орбиталей
8.1.3.4 Уметь писать электронные конфигурации и
электронно-графические формулы первых 20
химических элементов
8.1.3.5 Понимать, что атомы могут принимать или терять
электроны, что приводит к образованию ионов
8.1.3.6 Составлять формулы соединений методом «нулевой
суммы»

Критерий оценивания

Обучающийся
• Записывает формулу расчёта ёмкости электронного
слоя и подсчитывает число электронов на первом,
третьем, четвёртом и седьмом слое
• Записывает названия формы орбиталей, согласно 3-х
положений вдоль осей координат пространства x, y и z
• Записывает электронные конфигурации и электроннографические формулы первых 20 химических
элементов
• Записывает электронные конфигурации ионов,
образующиеся из атомов, при принятии или потери
электронов
• Составляет формулы соединений методом «нулевой
суммы»

Уровень мыслительных
навыков

Знание и понимание
Применение

Время выполнения

20 минут

Задания
1. Электроны в атоме образуют электронные слои (или энергетические уровни).
(а) Запишите формулу расчёта ёмкости каждого слоя.
______________________________________________________________________________
(b) Подсчитайте, сколько электронов может находиться
на первом слое ________________________________________________________________
на третьем слое _______________________________________________________________
на четвёртом слое _____________________________________________________________

4

ПРОЕКТ

2. Напишите названия электронных орбиталей.

… - орбиталь

… - орбиталь

… - орбиталь

… - орбиталь

3. Запишите электронную конфигурацию и электронно-графическую формулу атома, ядро
которого имеет заряд +17.
электронная конфигурация: _____________________________________________________
электронно-графическая формула:

4. Напишите электронные конфигурации ионов, в которые превращаются
(а) атомы кислорода при присоединении двух электронов;

(b) атомы бериллия при отдаче двух электронов.

5. Составьте формулы хлорида натрия и оксида лития методом «нулевой суммы».
(а) хлорид натрия ____________________________________________________
(b) оксид лития ______________________________________________________

5

ПРОЕКТ

Критерий
оценивания
Записывает формулу
расчёта ёмкости
электронного слоя и
подсчитывает число
электронов на
первом, третьем,
четвёртом и седьмом
слое
Записывает названия
формы орбиталей,
согласно 3-х
положений вдоль
осей координат
пространства x, y и z
Записывает
электронные
конфигурации
и
электроннографические
формулы первых 20
химических
элементов
Записывает
электронные
конфигурации
ионов,
образующиеся из
атомов при принятии
или потери
электронов
Составляет формулы
соединений методом
«нулевой суммы»


задания
1

2

3

4

5

Дескриптор
Обучающийся
записывает формулу расчёта ёмкости каждого
слоя;
подсчитывает количество электронов на первом
слое;
подсчитывает количество электронов на третьем
слое;
подсчитывает количество электронов на
четвёртом слое;
записывает название s-орбитали;
записывает название рх-орбитали;
записывает название рy-орбитали;
записывает название рz-орбитали;

Балл
1
1
1
1
1
1
1
1

записывает электронную конфигурацию
элемента;
записывает электронно-графическую формулу;

1

записывает электронную конфигурацию иона
кислорода;
записывает электронную конфигурацию иона
бериллия;

1

составляет формулу хлорида натрия методом
«нулевой суммы»;
составляет формулу оксида лития методом
«нулевой суммы».

1

Всего баллов

1

1

1

14

6

ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 8.1А «Движение электронов в атомах»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания

Уровень учебных достижений
Низкий

Средний

Высокий

Записывает формулу расчёта
ёмкости электронного слоя и
подсчитывает число электронов
на первом, третьем, четвёртом и
седьмом слое

Затрудняется при записи
формулы расчёта ёмкости
электронного слоя

Допускает ошибки при
подсчёте числа электронов на
первом/ третьем/ четвёртом
электронном слое

Рассчитывает число
электронов на электронных
слоях

Записывает названия формы
орбиталей, согласно 3-х
положений вдоль осей
координат пространства x, y и z

Затрудняется при
определении формы s и p орбиталей

Допускает ошибки при записи
названий s- / рх-/рy-/рzорбиталей

Записывает названия и формы
орбиталей

Записывает
электронные
конфигурации и электроннографические формулы первых
20 химических элементов

Затрудняется при записи
электронной конфигурации
и электронно-графической
формулы

Допускает ошибки при записи
символа / электронной
конфигурации / электроннографической формулы
химического элемента

Записывает электронную
конфигурацию и электроннографическую формулу
химического элемента

Записывает электронные
конфигурации ионов,
образующиеся из атомов, при
принятии или потери электронов

Затрудняется при записи
электронной конфигурации
ионов кислорода и бериллия

Допускает ошибки при записи
электронной конфигурации
ионов кислорода/ бериллия

Записывает электронную
конфигурацию ионов
кислорода и бериллия

Составляет формулы соединений
методом «нулевой суммы»

Затрудняется при
составлении формулы
соединений методом
«нулевой суммы»

Допускает ошибки при
составлении формул
соединений хлорида натрия /
оксида лития методом
«нулевой суммы»

Составляет формулы
соединений методом «нулевой
суммы»

7

ПРОЕКТ

Суммативное оценивание за раздел
8.1В «Формулы веществ и уравнения химических реакций»
Цель обучения

8.2.3.1 Вычислять массовые доли элементов в составе
вещества, выводить формулы веществ по массовым
долям элементов
8.2.3.3 Составлять уравнения химических реакций, записывая
формулы реагентов и продуктов реакции
8.2.3.4 Знать закон сохранения массы веществ
8.2.2.1 Классифицировать химические реакции по числу и
составу исходных и образующихся веществ

Критерий оценивания

Обучающийся
• Рассчитывает массовую долю углерода в монооксиде и
диоксиде углерода и сравнивает данные
• Выводит формулу соединения по известной массовой
доле химического элемента и массе молекулы
• Составляет уравнение химической реакции с помощью
химических формул и математических знаков
• Записывает формулировку «Закона сохранения массы
веществ» на основе экспериментальных данных
• Определяет химические реакции по числу и составу
исходных и образующихся веществ

Уровень мыслительных
навыков

Знание и понимание

Время выполнения
Задания

20 минут

1. Даны следующие вещества: монооксид углерода-СО и диоксид углерода-СО2.
(а) Рассчитайте массовую долю углерода С в монооксиде углерода.
_________________________________________________________________________________
(b) Рассчитайте массовую долю углерода С в диоксиде углерода.
_________________________________________________________________________________
(c) Сделайте вывод, в каком соединении СО или СО2 массовая доля углерода больше.
__________________________________________________________________________________
2. Выведите химическую формулу соединения, если известно, что массовая доля серы
составляет 40%, а остальное – кислород, масса молекулы равна 80 а.е.м.

8

ПРОЕКТ

3. Дано словесное уравнение реакции:
оксид железа (II) + алюминий → оксид алюминия + железо
Запишите уравнение химической реакции с помощью химических формул и математических
знаков.
__________________________________________________________________________________
4. На рисунке показана демонстрация закона, который применяют при составлении уравнений
химических реакций.

(а) Запишите название закона, используемого при составлении уравнений химических
реакций.
_________________________________________________________________________________
(b) Запишите формулировку этого закона.
_________________________________________________________________________________
5. Определите типы химических реакций по уравнениям реакции.
Уравнения реакции
А. 2Mg + О2 → 2МgO
B. 2Al + 6HCl → 2AlCl3 + 3H2
C. 2Au2O3 → 4Au + 3O2
D. Fe2O3 + 6HCl → 2FeCl3 + 3H2O

Тип химической реакции

9

ПРОЕКТ

Критерий оценивания
Рассчитывает массовую
долю углерода в монооксиде
и диоксиде углерода и
сравнивает данные
Выводит формулу
соединения по известной
массовой доле химического
элемента и массе молекулы
Составляет уравнение
химической реакции с
помощью химических
формул и математических
знаков
Записывает формулировку
«Закона сохранения массы
веществ», на основе
экспериментальных данных
Определяет химические
реакции по числу и составу
исходных и образующихся
веществ


задания
1

2

3

Дескриптор
Обучающиеся
рассчитывает массовую долю углерода
в монооксиде углерода;
рассчитывает массовую долю углерода
в диоксиде углерода;
делает вывод, в каком соединении
углерода больше;
рассчитывает массовую долю
неизвестного химического элемента;
рассчитывает соотношение масс
химических элементов в соединении;
выводит формулу соединения;
записывает формулы реагентов;
записывает формулы продуктов;
расставляет коэффициенты;

Балл
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4

записывает название закона;

1
1

5

формулирует закон сохранения массы
веществ;
определяет тип химических реакции А;
определяет тип химических реакции B;
определяет тип химических реакции C;
определяет тип химических реакции D.

1

Всего баллов

1
1
1

15

10

ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 81В «Формулы веществ и уравнения химических реакций»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания

Уровень учебных достижений
Низкий

Средний

Высокий

Рассчитывает массовую долю
углерода в монооксиде и
диоксиде углерода и
сравнивает данные

Затрудняется при расчёте
массовой доли углерода в
монооксиде и диоксиде
углерода

Допускает ошибки при расчете
массовой доли углерода в
монооксиде углерода / в диоксиде
углерода / при сравнении

Рассчитывает массовую
долю углерода в монооксиде
и диоксиде углерода,
сравнивает данные

Выводит формулу
соединения по известной
массовой доле химического
элемента и массе молекулы

Затрудняется при
определении формулы
неизвестного соединения

Допускает ошибки при вычислении
массовой доли неизвестного
химического элемента / при расчете
соотношения масс элементов в
соединении/при выводе формулы
соединения

Выводит формулу
соединения по известной
массовой доли химического
элемента и массе молекулы

Cоставляет уравнение
химической реакции с
помощью химических
формул и математических
знаков

Затрудняется составить
уравнение химической
реакции

Допускает ошибки при записи
формул реагентов / продуктов /
расстановке коэффициентов

Составляет уравнение
химической реакции с
помощью химических
формул

Записывает формулировку
«Закона сохранения массы
веществ», на основе
экспериментальных данных

Затруднятся дать название и
записать формулировку
закона сохранения массы
веществ

Допускает ошибки при записи
названия закона сохранения массы
веществ / его формулировки

На основе
экспериментальных данных
называет «Закон сохранения
массы веществ» и
записывает его
формулировку

Определяет химические
реакции по числу и составу
исходных и образующихся
веществ.

Затрудняется определить
типы химических реакций по
числу и составу исходных и
образующихся веществ

Допускает ошибки при определении
типа химической реакции А/ B/ C/ D
по числу и составу исходных и
образующихся веществ.

Определяет типы
химических реакций по
числу и составу исходных и
образующихся веществ

11

ПРОЕКТ

Суммативное оценивание за раздел 8.1С «Сравнение активности металлов»
Цель обучения

8.2.4.2 Описывать реакции взаимодействия активных металлов
с холодной водой, горячей водой или паром
8.2.4.3 Исследовать факторы, влияющие на возникновение
коррозии металлов
8.2.2.5 Составлять уравнения реакций металлов с кислотами
8.2.4.6 Разработать план и провести реакции металлов с
растворами солей
8.2.4.8 Прогнозировать возможность протекания незнакомых
реакций замещения металлов, используя ряд активности
металлов

Критерий оценивания

Обучающийся
• Записывает уравнения химических реакций магния с
холодной водой и водяным паром.
• Определяет факторы, влияющие на возникновение
коррозии
металлов,
анализируя
результаты
исследования.
• Составляет уравнения возможных реакций между
раствором кислоты и металлами.
• Заполняет
таблицу,
используя
символы,
для
прогнозирования возможности протекания реакции
• Записывает уравнения возможных реакции замещения
металлов с растворами солей.

Уровень мыслительных
навыков

Знание и понимание
Навыки высокого порядка

Время выполнения

20 минут

Задания
1. Магний медленно реагирует с холодной водой, немного быстрее с горячей водой. В
атмосфере водяного пара магний горит ярким пламенем.
Запишите уравнения реакций
(а) вода(ж) + магний (тв) →
_______________________________________________________________________________
(b) вода (пар) + магний (тв) →
_______________________________________________________________________________

12

ПРОЕКТ

2. В четырёх пробирках показаны результаты исследования факторов, влияющих на
возникновение коррозии металлов. В каждой из четырёх пробирок содержится железный
гвоздь и указанны реагенты.

(а) Предскажите порядок появления ржавчины в пробирках.
_______________________________________________________________________________
(b) Объясните свой прогноз.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
3. В четыре одинаковые пробирки налили равные
объёмы раствора соляной кислоты и поместили в них
разные металлы.
Запишите уравнения протекающих реакций.

(а) кальций + соляная кислота →
______________________________________________________________________________
(b) магний + соляная кислота →
______________________________________________________________________________
(c) цинк + соляная кислота →
______________________________________________________________________________
(d) медь + соляная кислота →
______________________________________________________________________________

13

ПРОЕКТ

4. (а) Заполните таблицу знаками «+» или «-» для прогнозирования возможности реакции.
соль \металл

железо

магний

медь

цинк

хлорид железа (II)
хлорид магния
хлорид меди (II)
хлорид цинка
число возможных реакций
(b) Выведите ряд активности металлов, на основе вашего прогноза.
______________________________________________________________________________
(c) Запишите два уравнения протекающих реакций.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

14

ПРОЕКТ

Критерий
оценивания
Записывает
уравнения
химических реакций
магния с холодной
водой и водяным
паром.
Определяет факторы,
влияющие на
возникновение
коррозии металлов,
анализируя
результаты
исследования.
Составляет
уравнения
возможных реакций
между раствором
кислоты и
металлами.
Заполняет таблицу,
используя символы,
для прогнозирования
возможности
протекания реакции
Записывает
уравнения
возможных реакции
замещения металлов
с растворами солей
Всего баллов


задания
1

2

3

4(а)

4(b)
4(с)

Дескриптор
Обучающийся
записывает уравнение химической реакции
магния с холодной водой;
записывает уравнение химической реакции
магния с водяным паром;

Балл
1
1

определяет последовательность появления
ржавчины в пробирках;
объясняет предложенную последовательность
появления ржавчины в пробирках;

1

записывает уравнение реакции между
раствором соляной кислоты и кальцием;
записывает уравнение реакции между
раствором соляной кислоты и магнием;
записывает уравнение реакции между
раствором кислоты и цинком;
определяет невозможность протекания реакции
между раствором соляной кислоты и медью;
заполняет таблицу, используя символы «+» или
«-» для прогнозирования возможности
протекания реакции

1

выводит ряд активности металлов, на основе
своего прогноза;
записывает первое уравнение реакции;
записывает второе уравнение реакции;

1

1
1
1
4 (по 1
баллу
для
каждого
металла)
1
1
1
15

15

ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 8 1С «Сравнение активности металлов»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий
оценивания

Уровень учебных достижений
Низкий

Средний

Высокий

Записывает
уравнения
химических
реакций
магния с холодной водой и
водяным паром.

Затрудняется
при
записи
уравнений химических реакций
магния с холодной водой и
водяным паром

Допускает ошибки при записи
уравнений химических реакций
магния с холодной водой / с
водяным паром

Записывает
уравнения
химических реакций магния с
холодной водой и водяным
паром.

Определяет
факторы,
влияющие
на
возникновение коррозии
металлов,
анализируя
результаты исследования.

Затрудняется
определить
факторы,
влияющие
на
возникновение
коррозии
металлов.

Допускает
ошибки
при
определении порядка появления
ржавчины в пробирках/ объяснении
выбранного порядка

Определяет
факторы,
влияющие
на
появление
ржавчины в пробирках

Составляет
уравнения
возможных
реакций
между раствором кислоты
и металлами.

Затрудняется при составлении
возможных уравнений реакций
между раствором кислоты и
металлами.

Допускает ошибки при записи
уравнения
реакции
между
раствором соляной кислоты и
кальцием/ магнием/ цинком/ медью

Записывает
уравнения
возможных
химических
реакций между раствором
соляной кислоты и металлами

прогнозировать
протекания

Допускает
ошибки
при
прогнозировании
протекания
реакции железа /магния/меди /
цинка с растворами солей/ при
составлении
ряда
активности
металлов

Прогнозирует
возможности
протекания реакции

Записывает
уравнения Затрудняется в записи
возможных
реакции возможных реакций замещения
замещения металлов с металлов с растворами солей
растворами солей.

Допускает ошибки в записи
первого / второго уравнения
реакции

Записывает
уравнения
реакций замещения металлов
с растворами солей

Заполняет
таблицу, Затрудняется
используя символы, для возможности
прогнозирования
реакции
возможности протекания
реакции

16

ПРОЕКТ

Задания по суммативному оцениванию за 2 четверть
Суммативное оценивание за разделы
8.2А «Количество вещества», 8.2В «Стехиометрические расчёты»
Цель обучения

8.1.1.2 Вычислять массу, количество вещества и число
структурных частиц
8.2.3.5 Вычислять массу, количество вещества по
уравнениям химических реакций
8.2.3.6 Знать закон Авогадро и использовать молярный
объем для расчета объема газов при нормальных и
стандартных условиях

Критерий оценивания

Обучающийся
• Сопоставляет число структурных частиц в
определённой массе и количестве вещества (n) и
обосновывает ответ
• Вычисляет массу вещества по известному
количеству вещества (n) по уравнениям химических
реакций
• Применяет закон Авогадро для расчёта объёма газа
при нормальных условиях по уравнению реакции

Уровень мыслительных
навыков

Знание и понимание
Применение

Время выполнения

20 минут

Задания
1. Определите, где содержится больше атомов. Ответ обоснуйте.
[Впишите в прямоугольник нужный знак: больше (>), меньше (<) или равно (=).]
(а) в 1 моль железа
в 1 моль натрия, так как ________________________________
______________________________________________________________________________
(b) в 1 г железа
в 1 г натрия, так как ______________________________________
______________________________________________________________________________
(c) в 64 г меди
в 0.5 моль кислорода, так как ________________________________
______________________________________________________________________________
2. Определите, одинаковые ли массы кислорода можно получить при разложении 1 моль
оксида серебра (I) и 1 моль оксида ртути (II).
Уравнение химической реакции разложения оксида серебра (I): 2Ag2O → 4Ag + O2
Уравнение химической реакции разложения оксида ртути (II): 2HgO → 2Hg + O2

17

ПРОЕКТ

(а) Вычислите количество вещества кислорода при:
разложении оксида серебра (I): __________________________________________________
разложении оксида ртути (II): ___________________________________________________
(b) Вычислите массу кислорода, полученного при:
разложении оксида серебра (I): __________________________________________________
разложении оксида ртути (II): ___________________________________________________
(c) Ответ _____________________________________________________________________
3. Хватит ли 2,8 л кислорода для полного сжигания 8 г серы, если в результате образуется
оксид серы (IV)? Если кислорода недостаточно, рассчитайте необходимый объем.
(Условия нормальные).
(а) Уравнение химической реакции горения серы в кислороде: S + O2 → SO2
(i) Вычислите количество вещества серы:

(ii) Вычислите количество вещества кислорода:

(iii)

Вычислите объём (н.у.) кислорода, применяя Закон Авогадро.

(b) Ответ: _____________________________________________________________________

18

ПРОЕКТ

Критерий
оценивания
Сопоставляет число
структурных частиц
в
определённой
массе и количестве
вещества
(n)
и
обосновывает ответ.

Вычисляет
массу
вещества
по
известному
количеству вещества
(n) по уравнениям
химических реакций.
Применяет закон
Авогадро для расчёта
объёма газа при
нормальных
условиях по
уравнению реакции.


задания
1

2

3

Дескриптор
Обучающийся
определяет число атомов в первой паре
веществ, сопоставляет полученные значения
и обосновывает ответ;
определяет число атомов во второй паре
веществ, сопоставляет полученные значения
и обосновывает ответ;
определяет число атомов в третьей паре
веществ, сопоставляет полученные значения
и обосновывает ответ;
вычисляет количество вещества оксида
серебра (I) и оксида ртути (II);
вычисляет массу кислорода, полученного
при разложении оксида серебра (I) и оксида
ртути (II);
записывает ответ;
вычисляет количество вещества серы;

Балл
1

1

1

1
1

1
1

вычисляет количество вещества кислорода;

1

вычисляет объём (н.у.) кислорода, применяя
Закон Авогадро;
записывает ответ;

1

Всего баллов

1
10

19

ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 8.2А «Количество вещества» 8.2В «Стехиометрические расчёты»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания

Низкий

Средний

Высокий

Сопоставляет число
структурных частиц в
определённой массе и
количестве вещества (n) и
обосновывает ответ.

Затрудняется определить и
сопоставить число атомов
веществ и обосновать свой
ответ

Допускает ошибки при определении
числа атомов в первой паре / второй
/ третьей паре веществ,
сопоставляет полученные значения
и обосновывает ответ

Определяет число
атомов в определённой
массе и количестве
вещества (n) и
обосновывает ответ

Вычисляет
массу
вещества по известному
количеству вещества (n)
по
уравнениям
химических реакций.

Затрудняется вычислить массу
вещества по известному
количеству вещества (n) по
уравнениям химических
реакций

Допускает ошибки при вычислении
количества вещества оксида серебра
(I) и оксида ртути (II)/ массы
кислорода, полученного при
разложении оксида серебра (I) и
разложении оксида ртути (II)/при
записи ответа

Определяет массы
кислорода при
разложении
одинакового количества
оксида серебра (I) и
оксида ртути (II)

Применяет закон
Авогадро для расчёта
объёма газа при
нормальных условиях по
уравнению реакции.

Затрудняется рассчитать
объём газа при нормальных
условиях по уравнению
реакции, используя закон
Авогадро

Допускает ошибки при вычислении
количества вещества серы/
кислорода/ объёма (н.у.) кислорода,
применяя Закон Авогадро/ при
записи ответа

Вычисляет объём газа
по уравнению реакции
при нормальных
условиях, применяя
закон Авогадро

20

ПРОЕКТ

Суммативное оценивание за раздел
8.2С «Знакомство с энергией в химических реакциях»
Цель обучения

8.3.1.1 Понимать, что продуктами реакций горения
являются оксиды, и что при горении
углеродсодержащего горючего в кислороде могут
образовываться углекислый газ, угарный газ или
углерод
8.3.1.2 Объяснять причины парникового эффекта и
предлагать пути решения
8.3.1.3 Знать, что экзотермические реакции идут с
выделением теплоты, а эндотермические реакции с
поглощением теплоты

Критерий оценивания

Обучающийся
• Определяет, что для реакции горения необходим
кислород и продуктами реакций горения являются
оксиды
• Называет причину образования углерода при
горении бензина и составляет сбалансированное
уравнение реакции
• Объясняет причины парникового эффекта и
предлагает меры по сокращению выбросов
углекислого газа
• Сравнивает количество энергии, потребляемой и
выделяющейся во время реакции

Уровень мыслительных
навыков

Знание и понимание
Применение

Время выполнения

20 минут

Задания
1. Провели реакцию А с участием металла и неметалла.
На рисунке показана реакция А.
Белое
твёрдое
вещество

Магний
Высокая
темпера
тура

Реакция А является примером реакции окисления.

21

ПРОЕКТ

(а) Назовите вещество, реагирующее с магнием в реакции A.
_____________________________________________________________________________
(b) Назовите белое твердое вещество, полученное в реакции А.
_____________________________________________________________________________
(c) Запишите уравнение реакции А.
_____________________________________________________________________________
2. Бензин - жидкое углеводородное топливо.
При избытке воздуха многие углеводороды сгорают почти невидимым пламенем.
(а) Предположите, почему при горении бензина образовалось облако черного дыма.
_____________________________________________________________________________
Сбалансированное уравнение на рисунке показывает полное сгорание углеводорода
(этена).
Вещества, участвующие в уравнении реакции изображены структурными формулами.

(b) Запишите, сбалансированное уравнение реакции полного сгорания этена, используя
молекулярные формулы.
С2Н4 + ……. → …….. + ……..
3. На рисунке показано количество углекислого газа, выброшенного в атмосферу крупным
промышленным предприятием в период с 2000 по 2005 год.

Выбросы
углекислого газа/
тысячи тонн
Год
(а) Опишите, как выбросы углекислого газа компании изменились между 2000 и 2005.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

22

ПРОЕКТ

(b) Промышленное предприятие заявило, что выбросы углекислого газа связаны с
использованием электрической энергии. Объясните, как использование электроэнергии
может влиять на выбросы углекислого газа.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(c) Помимо уменьшения использования электроэнергии, предложите другой способ, с
помощью которого промышленное предприятие могло бы сократить выбросы углекислого
газа.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(d) В 1997 году, на встрече в городе Киото в Японии, многие страны мира подписали
соглашение о сокращении выбросов углекислого газа. Соглашение вступило в законную
силу в 2005 году.
Объясните, почему нам необходимо сокращать выбросы углекислого газа.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. (а) Рассмотрите типичную химическую реакцию: сгорание природного газа (метана) в
кислороде воздуха.

Определите тип химической реакции по тепловому эффекту.
______________________________________________________________________________
(b) Рассмотрим другую реакцию – превращение гидроксида кальция (гашеная известь) в
оксид кальция СаО (негашёная известь) и воду.

Определите тип химической реакции по тепловому эффекту.
______________________________________________________________________________

23

ПРОЕКТ

Критерий оценивания
Определяет, что для
реакции
горения
необходим кислород и
продуктами
реакций
горения
являются
оксиды
Называет причину
образования углерода
при горении бензина и
составляет
сбалансированное
уравнение реакции.
Объясняет причины
парникового эффекта и
предлагает меры по
сокращению выбросов
углекислого газа

Сравнивает количество
энергии, используемой
и высвобождаемой во
время реакции


задания
1

2

3

4

Дескриптор
Обучающийся
называет вещество необходимое для
реакции горения;
называет
белое
твёрдое
вещество,
полученное в реакции;
записывает сбалансированное уравнение
реакции;
предсказывает причину образования
углерода при горении бензина;
записывает сбалансированное уравнение
реакции;

Балл
1
1
1
1
1

описывает изменения выбросов, как
выбросы углекислого газа, используя
график;
объяснят влияние электроэнергии на
выбросы углекислого газа;

1

предлагает способ, с помощью которого
можно сократить выбросы углекислого газа;

1

объясняет необходимость сокращения
выбросов углекислого газа;

1

рисует одну стрелку на стороне реагента, а
другую на стороне продукта доказывая, что
реакция экзотермическая;
рисует одну стрелку на стороне реагента, а
другую на стороне продукта доказывая, что
реакция эндотермическая;

1

Всего баллов

1

1

11

24

ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 8.2С «Знакомство с энергией в химических реакциях»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания

Низкий

Средний

Высокий

Определяет, что для
реакции горения
необходим кислород и
продуктами реакций
горения являются оксиды

Затрудняется определить,
что для реакции горения
необходим кислород и
продуктами реакции горения
являются оксиды

Допускает ошибки при
определении кислорода,
необходимого для реакции горения
/ вещества, полученного в реакции/
при записи сбалансированного
уравнения реакции

Определяет наличие кислорода
для реакции горения и
продукты реакции горения –
оксиды

Называет
причину
образования углерода при
горении
бензина
и
составляет
сбалансированное
уравнение реакции.

Затруд
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!