Материалдар / Рабочий лист по русской литературе "В.В.Набоков. Рождество"
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Рабочий лист по русской литературе "В.В.Набоков. Рождество"

Материал туралы қысқаша түсінік
Рабочий лист "В.В.Набоков. Рождество" по русской литературе предназначен для учащихся 7 класса. Он состоит из заданий по каждой главе. По1 главе учащимся необходимо рассмотреть эмоциональное состояние Слепцова, написать продолжение 1 главы, предполагая, что может произойти и объяснить значение непонятных слов. По 2 главе учащеся описывают место, куда вышел Слепцов после ночи, указывают противоречия между красотой окружающей природы и внутренним миром героя, строят маршрут Слепцова. По 3 главе учащиеся пишут эмоции и ассоциации, пишут небольшой рассказ сторожа, читают отрывок и анализируют его. Также работают с темой "Воспоминания из стола", где описывают предмет, найденный Слепцовым в столе и эмоции, вызванные у него. Соотносят картинку и название. По 4 главе учащиеся анализируют текст по вопросам.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
06 Сәуір 2024
206
2 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
450 тг 338 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

В. В. Набоков «РОЖДЕСТВО»
Глава 1. «Уголок во мгле: Возвращение к
тишине и непривычному утешению»
Рассмотрите

эмоциональное

состояние

Слепцова

и

попытайтесь понять, какие факторы могли повлиять на

его уязвимость и чувство одиночества. Напишите.
______________________________________________________________

_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Напишите продолжение отрывка, предполагая, что произошло с Слепцовым после
описанных событий. Какие изменения могут произойти в его жизни?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Объясните значение данных слов:
_____________________________________________________________________
Мыза ____________________________________________
____________________________________________

Флигель ____________________________________________
____________________________________________
Абажур ____________________________________________
____________________________________________

Изразцовые печки ____________________________________________
____________________________________________

Глава 2. «Одинокий среди зимнего молчания»
Опишите место, куда вышел Слепцов после ночи. Используйте
имена прилагательные.
Веранда -

__________________
Сосули __________________

Лавка __________________
Снег __________________

Парк -

Деревья -

__________________

__________________

Струи дыма -

__________________

Подчеркните контрасты между красотой окружающей природы и внутренним миром героя.
Какие противоречия чувствует Слепцов, выходя на веранду после ночи с нелепыми снами?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________

Маршрут Слепцова

_____________________________________________________________________
Вспомни и соедини последовательно маршрут Слепцова по описанным во 2 главе
местам.

Купола
клумб

Веранда
Сугробы

Лавка

Парк
Сосули

Ледок

Река

Глава 3. «Встреча с
возвращение к памяти»

прошлым:

Какие эмоции и ассоциации вызывают у вас эти образы?

Старые сани

Мороз

Могильная ограда

_____________________________________________
_____________________________________________

Как вы думаете, почему
автор включил их в текст?

____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Напишите небольшой рассказ (5-6 предложений) от лица сторожа, который встретил
главного героя у дома. Какие эмоции и впечатления испытывает он, видя прибывшего
героя? Какие детали он замечает и чему уделяет особое внимание?

____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Прочитайте отрывок. Как вы думаете, что чувствует
Слепцов, увидев эту комнату? Что вызывает у него

такую реакцию?
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________

__________________________________________

«...Он сел у голого письменного
стола, строго,
исподлобья,
оглядел бледные в синеватых
розах стены, узкий шкап вроде

конторского,

с

выдвижными

ящиками снизу доверху, диван и
кресла в чехлах,— и вдруг,
уронив голову на стол, страстно
и шумно затрясся, прижимая то

__________________________________________

губы, то мокрую щеку к
холодному пыльному дереву и

__________________________________________

цепляясь руками за крайние

_____________

углы...»

Воспоминания из стола
Напишите, как каждый предмет, найденный в столе,
воспоминания о его сыне и связанные с этим эмоции.

вызывает у Слепцова

Тетради:
___________________________________________________

___________________________________________________
___________________________________________________
_
Расправилки для бабочек:
___________________________________________________
___________________________________________________

___________________________________________________
_
Коробка из-под английских бисквитов:

___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________

_
Порванный сачок:
___________________________________________________
___________________________________________________

___________________________________________________
_
Соотнесите картинку и название бабочки. Попробуйте угадать, как они звучат на латыни.

Тигреник

Papilio machaon

Махаон

Lepidoptera

Мотылёк

Arctia caja

Глава
4.
«Сияние
раскрытие чуда»

во

мраке:

Почему Слепцов попросил Ивана убрать ёлку? Как это
описывает его эмоциональное состояние?
__________________________________________

__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________

__________________________________________
Как вы думаете, кто является объектом писем сына и что символизирует слон на
последней странице? Предложите свои гипотезы.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Объясните метафору: «Слепцов зажмурился, и на мгновение ему показалось, что до конца
понятна, до конца обнажена земная жизнь». Как эта метафора передаёт внутреннее
состояние и мысли персонажа?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

______________________________________________________________________
Представьте, что вы находитесь в комнате вместе с Слепцовым. Напишите от его лица
записку, в которой он описывает свои впечатления от процесса вылупления бабочки и
связывает его с собственной жизненной ситуацией.
______________________________________________________________________

______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

ОТВЕТЫ
Глава 1.
*В первой главе текста мы видим Слепцова в уязвимом и одиноком состоянии. Его
эмоциональное состояние можно охарактеризовать как подавленное и отчаянное.

**После событий в первой главе, жизнь Слепцова может претерпеть ряд изменений:
Принятие потери: Слепцов может начать процесс принятия потери сына и осознания
новой реальности без него. Это может привести к пониманию того, что он должен идти

дальше и искать способы продолжить жизнь.
Поиск смысла: после пережитых эмоциональных трудностей, Слепцов может начать
поиск нового смысла жизни. Он может обратиться к своим увлечениям и интересам,

попытаясь заполнить пустоту, оставленную утратой сына.
Поддержка окружающих: Слепцов может обратиться за поддержкой к друзьям или
специалистам, чтобы помочь ему справиться с горем и одиночеством. Поддержка со
стороны близких может помочь ему восстановиться и двигаться вперед.
Новые отношения: возможно, Слепцов начнет строить новые отношения с окружающими
людьми, которые могут приносить ему радость и поддержку. Это может быть ключом к

постепенному преодолению чувства одиночества.
Новые цели и увлечения: После осознания своих чувств и переживаний, Слепцов
может поставить перед собой новые цели и начать заниматься новыми увлечениями. Это

поможет ему сосредоточиться на положительных аспектах жизни и двигаться вперед.
***Мыза: это старинное слово, которое означает «грязь» или «грязевая смесь». В
современном русском языке его используют редко, обычно в литературном контексте
или для создания атмосферы, характерной для определенного исторического периода.
Флигель: это название для части здания, находящейся в отдалении от центрального
здания или главного корпуса. Флигель может быть отдельным строением или
пристройкой

к

основному

зданию.

Обычно

флигели

использовались

как

дополнительное жилое пространство, служебные помещения или хранилища.

Абажур: Это предмет интерьера, который накрывает лампу или светильник, чтобы
смягчить свет и создать более приятную атмосферу в помещении. Абажур может быть
сделан из различных материалов, таких как ткань, стекло, пластик или металл, и иметь

разные формы и узоры.
Изразцовые печки: Это печи, украшенные керамическими плитками или изразцами.
Такие печи были распространены в домах среди различных культур, особенно в
сельских и пригородных районах. Кроме декоративной функции, изразцы могли
служить для улучшения теплоотдачи и сохранения тепла в помещении.

Глава 2.
*Веранда – холодная; лавка – белёная; сосули – толстые; снег – гладкий; парк – высокий;

деревья – светлые; струи дыма – розоватые.
** Во 2 главе описывается контраст между красотой окружающей природы и внутренним
миром Слепцова. Внешний мир предстает перед ним во всей своей величественной

красоте: сизая лунная ночь, тонкие тучи, светящаяся ледяная луна, черные силуэты
деревьев и сияние сугробов. Эти образы создают впечатление непреодолимой красоты и
таинственности природы.
Однако внутренний мир героя полон угнетающего чувства одиночества, горя и потери.
Слепцов переживает нелепые сны, которые могут указывать на его психологическое

состояние. Он испытывает сильные внутренние противоречия и тоску, что подчеркивается
его реакцией на окружающую красоту. Выходя на веранду, он ощущает несоответствие
между внутренним состоянием и внешним миром, что вызывает еще большее беспокойство
и тревогу.
***Маршрут Слепцова: Веранда- Лавка- Ледок- Сосули- Сугробы- Купола клумб- ПаркРека
Глава 3.
* Образы старых саней, мороза и могильной ограды могут вызывать различные эмоции

и ассоциации:
Старые сани: Этот образ может ассоциироваться с прошлыми временами, ностальгией,
уединением или даже таинственностью. Старые сани могут также символизировать

путешествие, отъезд или возвращение.
Мороз: Мороз обычно ассоциируется с холодом, жёсткостью, но и с красотой природы.
Он может вызывать чувства уединения, ностальгии, таинственности или даже опасности,
особенно если речь идет о глубоком морозе.
Могильная ограда: Этот образ нередко ассоциируется с трауром, печалью, утратой.
Могильная ограда может символизировать границу между жизнью и смертью, а также

напоминать о прошлом, ушедших людях или событиях.
Автор мог включить эти образы в текст, чтобы создать особую атмосферу, вызвать
определенные эмоции у читателя и подчеркнуть тему утраты, прошлого времени или

смерти. Эти образы могут также служить символами для передачи определенных идей
или метафорами, отражающими внутренние состояния персонажей или общее
настроение произведения.
** Когда я услышал приближающийся скрип саней, я вышел из своей сторожки и поднял
взгляд. Меня охватило чувство изумления, когда я увидел главного героя, прибывшего в
нашу усадьбу. Взгляд его был направлен куда-то вдаль, словно его мысли были далеко
отсюда. Я заметил его старые, изодранные сани и высокую спинку сиденья. На его лице
прочитывались усталость и тоска, словно он несли в себе тяжелое бремя.

***Кажется, что Слепцов испытывает сильное эмоциональное потрясение при виде
комнаты. Он сел «строго, исподлобья», что может указывать на его напряжение или

печаль. Описанные детали, такие как бледные стены с розами, узкий шкаф, диван и
кресла в чехлах, могут ассоциироваться с прошлыми временами или утраченными
возможностями, что вызывает у него глубокое чувство утраты или разочарования. Уронив

голову на стол и затрясшись, он, кажется, погружается в эмоциональный кризис,
прижимаясь к дереву и цепляясь за углы, что может указывать на его стремление найти
утешение или опору в этот трудный момент.
****Воспоминания из стола
Тетради: Слепцов видит тетради и вспоминает времена, когда его сын усердно учился в

школе. Это может вызывать у него чувство гордости за достижения сына, но также и
грусть, осознание утраты времени, проведенного вместе.
Расправилки для бабочек: Обнаружение расправилок напоминает Слепцову о хобби его
сына - коллекционировании и изучении бабочек. Это может вызвать у него теплые
воспоминания о совместных прогулках и занятиях, но также и грусть о том, что этого
больше не будет.

Коробка из-под английских бисквитов: Слепцов ассоциирует эту коробку с тем, что его
сын любил. Это может вызывать у него улыбку при воспоминании о моментах, когда
они делили этот деликатес вместе, но также и печаль, осознание того, что сына уже нет

рядом.
Порванный сачок: Обнаружение порванного сачка напоминает Слепцову о детстве его
сына и их совместных прогулках на реку или в лес. Это может вызывать у него

ностальгию по прошлому, гордость за моменты, проведенные вместе, но также и грусть,
осознание утраты и прошедших времен.

Глава 4.
* Просьба Слепцова убрать ёлку накануне сочельника может быть обусловлена его

эмоциональным состоянием и связана с его внутренним миром. Возможно, он
испытывает грусть или печаль, а убирание ёлки на еврейский праздник сочельника
может быть для него способом ухода от привычного, но болезненного для него
воспоминания о Рождестве. Это действие может отражать его стремление к переменам
или желание избежать эмоционального дискомфорта, связанного с определенными
праздниками или событиями.

** Возможно, объектом писем сына является девочка, которую он встретил или о которой
рассказывает своему отцу. Письма могут быть наполнены рассказами о их встречах,
общих приключениях, или даже выражать чувства сына к этой девочке.

Относительно символики слона на последней странице, он может иметь несколько
возможных интерпретаций. Слон как символ мудрости может указывать на то, что сын
учится чему-то новому или проходит через важный жизненный опыт. Также слон может
символизировать силу и надежность, что может относиться к сыну как опоре и поддержке
для отца. В конечном счете, значение слона может зависеть от того, какие ассоциации он
вызывает у Слепцова и какие чувства и мысли он вызывает у него.
*** Эта метафора передает внутреннее состояние и мысли персонажа

через

аллегорическое изображение. Когда Слепцов «зажмурился» или закрыл глаза, это
символизирует его попытку сосредоточиться или отстраниться от внешнего мира, чтобы

внимательно взглянуть на собственное существование и его смысл. Фраза «до конца
понятна, до конца обнажена земная жизнь» указывает на его осознание того, что он в
какой-то момент постигает глубину и истину человеческого существования. Это может

быть моментом осознания своей собственной смертности, смысла жизни, или просто
моментом глубокого самопонимания. Все это передается через метафору закрытых глаз,
которая выражает внутреннее состояние и интроспекцию главного героя.
**** Дорогая [Имя],
Сегодня я наблюдал за удивительным процессом вылупления бабочки. Каждое движение
ее мягких крыльев напомнило мне о недавних переменах в моей собственной жизни.
Когда она выходила из кокона, я чувствовал, что вместе с ней я тоже проходил через
период преображения. В этом маленьком мире бабочки я увидел отражение своих
собственных стремлений и желаний.

Каждый момент этого процесса напомнил мне о цикличности жизни, о том, как мы все
проходим через различные стадии роста и изменений. Я почувствовал, что эти бабочки,
вылупившиеся в окружении моих рук, как будто были символом нового начала и

надежды.
Этот опыт заставил меня задуматься о смысле моего собственного существования и о
том, как я могу найти свою собственную силу и красоту внутри себя, подобно этим

удивительным созданиям природы.
С любовью,
Слепцов
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!