Материалдар / Радикальный и либеральный феминизм
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Радикальный и либеральный феминизм

Материал туралы қысқаша түсінік
В данной статье рассматриваются две основные ветви современного феминистического исследования: "Радикальный" и "Либеральный" феминизм.
Авторы:
16 Қараша 2024
52
0 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби

Факультет: Философии и политологии

Кафедра: религиоведения и культурологии

Специальность: Культурология

Студент 4 курса культурологии: Баймерден Темирлан Ерланулы

Руководитель: Кудерина Айжан Нурхамитовна

Тема: Радикальный и либеральный феминизм



Феминизм — это идеологическое и политическое движение, имеющее достаточно длинную историю, уходящую корнями в XIX век. К концу XIX века феминистское движение формировалось вокруг суфражизма, то есть борьбы за право голоса для женщин. И уже к тому моменту выделились три направления движения: либеральное (часто называемое умеренным), радикальное и консервативное (еще его можно назвать «феминизм зеро»). Как любое политическое и идеологическое движение феминизм неоднородный, негомогенный, у него нет ­какой-либо единой платформы действий, кроме признания того, что основная цель — достижение равных прав и равных возможностей для реализации этих прав среди женщин и мужчин. На сегодня феминизм включает в себя и повестку дня, связанную с квир-правами, ЛГБТКИА+ сообществом, экологическими проблемами, постгуманизмом и др.

Радикальный феминизм находится в критической оппозиции к другим формам феминизма, призывая к фундаментальному переустройству общества, основанного, по мнению представителей, на мужском доминировании — патриархате, переустройству, которое должно привести к уничтожению данного доминирования во всех сферах и как явления. Радикализация относится ко второй волне феминизма, то есть к 1960-м годам, и связана прежде всего с более глубоким анализом угнетения женщин и признанием патриархата как универсального внеисторического феномена.

Однако сама по себе радикализация меняется, в то время как повестка дня либерального феминизма остается прежней. То есть либеральный феминизм константен в своих требованиях. Это феминизм, считающий, что, поскольку мы не можем изменить патриархат, значит, для того чтобы добиться равных прав женщин в разных сферах, права голоса и т. д., необходимо сотрудничать с теми, кто находится у власти, меняя патриархат изнутри, то есть надо сотрудничать с мужчинами, быть депутатками, добиваться позиций власти, влияния на принятие решений, чтобы продвигать женскую повестку дня (не всегда совпадающую с феминистской), направленную на гендерное равенство, равные права и т. д.

Либеральный (умеренный) феминизм постоянно подвергается критике со стороны радикального феминизма. Радикальные феминистки полагают, что с патриархатом сделать ничего нельзя: что бы мы ни делали, в итоге все равно работаем на него. Невозможно добиться равных прав с мужчинами, так как изначально заданный патриархат все равно эти права нивелирует, мужчины все равно остаются у власти, какое гендерное равенство мы бы ни имели на бумаге. И поэтому, с точки зрения радикального феминизма, патриархат надо разрушить, а на его месте построить систему, которая будет решать женские проблемы, добьется равноправия и, через преодоление социальной несправедливости, освободит не только женщин от угнетения, но и мужчин от статуса угнетателей. На практике радикальный феминизм оказал огромное влияние на признание репродуктивных прав женщин, сделал сексуальное и домашнее насилие публичной проблемой, освободив его от частной сферы и заставив общество и законодателей думать о домашнем и сексуальном насилии как о государственной проблеме.

Как и любая революционная радикальная идеология, радикальный феминизм постоянно подвергается недоверию и критике. Это связано прежде всего с концептуализацией патриархата как универсального феномена, то есть с признанием универсальности женской угнетенности вне зависимости от пространственно-­временных характеристик. А также, конечно, с главной целью радикального феминизма — уничтожением патриархата. То есть вместо сотрудничества — борьба, конфликт, который всегда воспринимается как негативное решение или нерешение вовсе.

Представители радикального направления видят феминизм как идеологию конфликта, как классическую теорию конфликта. Она берет свое начало от марксизма, от идей, связанных с внутренними конфликтами между мужчинами и женщинами (вместо классового конфликта), и с понятием угнетения. Ничего хорошего из этого конфликта не выйдет до тех пор, пока не будет найдено его радикальное разрешение. Поэтому, когда радикальные феминистки двигают свою повестку, она нередко воспринимается как попытка женщин победить или отрицать мужчин, всем стать лесбиянками, поскольку можно и нужно обходиться без мужчин, и так далее.

В то время как либеральный феминизм – это направление феминистской политики, которое ставит основной задачей достижение индивидуальной автономии женщины и равного представительства женщин и мужчин в культуре, экономике, политике и образовании. Сторонники либерального феминизма ведут борьбу за равную репрезентацию женщин и мужчин в органах политической власти и коммерческих компаниях, а также за право на аборт, отмену списка запрещённых профессий для женщин, криминализацию домашнего насилия и сексуального харассмента. Либеральные феминистки расходятся в оценке роли государства в обеспечении идей гендерного равенства и женской автономии. Часть считает государство ключевым агентом продвижения идей гендерного равенства. Другие настаивают на государственном невмешательстве в жизнь женщин.

Представители классического либерального феминизма требуют экономической, политической и сексуальной свободы женщины от мужчины. Согласно феминистским революционным идеям, любая женщина вне зависимости от социального статуса должна обладать возможностью свободно, без опасности социальной стигматизации и дискриминации, выбрать желаемую профессию, образовательную сферу и образ жизни. Иначе говоря, любая женщина должна иметь право на индивидуальную автономию и независимость от мужчины.

Радикальный и либеральный феминизм представляют собой две ключевые ветви феминистской теории и практики, каждая из которых предлагает свои пути решения проблем гендерного неравенства, но различается в подходах и методах. Обе эти течения играют важную роль в феминистском движении, однако они предлагают разные подходы к решению проблемы неравенства. Либеральный феминизм стремится к эволюционным изменениям, в то время как радикальный феминизм нацелен на более глубокие и, возможно, революционные преобразования. В конечном счете, обе формы феминизма помогают расширять горизонты понимания гендерных вопросов и дают разные способы для борьбы с угнетением женщин.



http://www.kaznu.kz

#farabi.university







Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!