Развитие читательской грамотности в современном мире: понимание и анализ текстов

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Развитие читательской грамотности в современном мире: понимание и анализ текстов

Материал туралы қысқаша түсінік
Авторская программа ориентирована на развитие читательской грамотности, а именно на улучшение навыков понимания и анализа текстов у школьников 7-класса. В программу включены задания, направленные на развитие функциональной грамотности, а также упражнения по типу заданий международного исследования PISA, которые помогут учащимся эффективно работать с различными текстами, анализировать информацию и использовать полученные знания в повседневной жизни.
Материалдың қысқаша нұсқасы

Ли Галина Геннадьевна

педагог-исследователь

учитель русского языка и литературы

КГУ « Средняя школа №5 имени А. Жубанова»



Тема: Развитие читательской грамотности в современном мире: понимание и анализ текстов


Ли Галина Геннадьевна

педагог-исследователь

учитель русского языка и литературы

Авторская программа ориентирована на развитие читательской грамотности, а именно на улучшение навыков понимания и анализа текстов у школьников 7-класса. В программу включены задания, направленные на развитие функциональной грамотности, а также упражнения по типу заданий международного исследования PISA, которые помогут учащимся эффективно работать с различными текстами, анализировать информацию и использовать полученные знания в повседневной жизни.

Актуальность программы:

Современный мир требует от человека способности не только читать, но и понимать прочитанное, анализировать информацию и применять её в различных жизненных ситуациях. Развитие читательской грамотности стало одной из важнейших задач образования в Казахстане. В условиях информационного общества способность к эффективному восприятию и анализу текстов важна как для успешной учебы, так и для личностного и профессионального роста.

Модель краткосрочного планирования


Урок №1-2


Фамилия имя педагога 

 

Класс:

Количество участников: 

Количество отсутствующих:


Тема урока:

Разбор и интерпретация художественного текста


Цели обучения согласно программе 

Развить навыки разбора и интерпретации художественного текста, включая выявление основных идей, анализ образов и символов, а также понимание авторского замысла и способности выражать личное восприятие произведения


Цель урока 

Умеют анализировать и интерпретировать художественные тексты. Развиты способности выделять ключевые идеи и темы произведений. Развиты навык формулирования аргументированного собственного мнения о прочитанном.


Ход урока:


Часть/время урока 

Действия учителя 

Действия ученика 

Оценка 

Ресурсы 


Начало урока 5 минут

1. Вступление:
"Друзья, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по страницам произведений. Каждый текст — это как загадка, которую нужно разгадать. А вы любите разгадывать тайны?"

2. Цель урока:
"Сегодня мы научимся не просто читать, а понимать, что автор хотел сказать скрытым смыслом и как каждый образ помогает раскрыть идею произведения."

3. Интерактив:
"Подумайте, как вы можете интерпретировать фразу: 'Туман стелился по земле, как мягкое покрывало.' Что она вам напоминает? Какие чувства вызывает?"

4. Мотивация:
"Чем лучше мы понимаем текст, тем интереснее нам читать, и тем легче понимать окружающих. Ведь все, что мы читаем, – это не просто слова, а целые миры!"


2.Ученики делятся на 2 группы по методу “Колесо”

https://clck.ru/3AbtiK

Ученики приветствуют друг друга и делятся на группы.

Метод оценивания

1)ФО учителя

2)+ шар за каждый правильный ответ

Ссылка





Середина урока 35 минут

1 задание

Анализ основной темы:


  1. Прочитайте отрывок, где рассказывается о жизни Самсона Вырина.

  2. Определите основную тему данного фрагмента. Как автор передает своё отношение к жизни станционного смотрителя?

2 задание

Характеристика персонажей:


  1. Прочитайте отрывок, описывающий встречу смотрителя с дочерью Дуняшей.

  2. Проанализируйте характеры Самсона Вырина и Дуняши. Как их взаимоотношения отражают основные темы произведения?

3 задание

Анализ стиля и языка:


  1. Прочитайте фрагмент, в котором описывается, как смотритель рассказывает о своей работе.

  2. Найдите примеры использования пушкинской иронии и реализма. Как эти средства помогают раскрыть образ главного героя?

4 задание

Интерпретация финала:


  1. Прочитайте заключительный отрывок произведения, где описывается судьба станционного смотрителя.

  2. Как вы думаете, какой урок пытается преподать читателю эта история? Подтвердите своё мнение примерами из текста.

Самостоятельная работа. Ученики читают отрывок и отвечают на вопросы. Проводят анализ и аргументируют ответы



















Дескриптор:

Работа в группе. Ученики используют метод ментальной карты. Используют приложения на основе ИИ. Каждая группа работают с вопросами и проводят анализ. Выступают перед классом.



















Работа в группе. Ученики используют метод синквейна для анализа стиля и языка. Каждая группа защищает свои работы и аргументируют свои ответы





















Дескриптор:

Аудиторная работа. Ученики проводят обсуждение используя вопросы и отрывок из кода. Развивают навыки анализа и аргументации.

Учитель оценивает каждого ученика по навыкам анализа




















Учитель слушает и проверяет работы групп и ставит баллы

+4 шарика


















+5 шариков
























Учитель участвует в обсуждениях и помогает ученикам проводить анализ финала

Отрывок

Интерактивная доска

Вопросы



















Открытый доступ в интернет

Интерактивная доска

Приложения




















Интерактивная доска

Вопросы

Отрывок

Синквейн

























Обсуждение

Вопросы






Конец урока 5 минут

Рефлексия

Ученики анализируют урок. Проходят онлайн рефлексию.

В конце урока учитель оценивает каждого ученика по набранным баллам. Учитываются навыки самостоятельной работы и активность во время занятия.






Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
19.02.2025
233
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі