«Развитие связной речи через анализ текста, связанное с казахстанскими героями ВОВ»

Тақырып бойынша 11 материал табылды

«Развитие связной речи через анализ текста, связанное с казахстанскими героями ВОВ»

Материал туралы қысқаша түсінік
Программа элективного курса «Развитие связной речи через анализ текста, связанное с казахстанскими героями ВОВ» предназначена для учащихся 7-8 классов в школах с казахским языком обучения 7 класс: всего 34 часа -1 час в неделю. 8 класс: всего 34 часа-1 час в неделю)
Материалдың қысқаша нұсқасы

Программа

Элективного курса

«Развитие связной речи через анализ текста, связанное с казахстанскими героями ВОВ»

для учащихся 7-8 классов в школах с казахским языком обучения

(7 класс: всего 34 часа -1 час в неделю, 8 класс: всего 34 часа-1 час в неделю)


Мукашевой Толкын Еркиновны

учителя русского языка и литературы в школах с казахским языком обучения села Болексаз Кегенского района Алматинской области


Рецензенты:

1) Заведующий кафедрой «Методика и педагогические инновации»

Института профессионального развития АО «Орлеу» БАО в Алматинской области

PhD доктор Бисенбаева Меруерт Кенжегуловна

2) Старший преподаватель кафедры «Менеждмента и инклюзивного образования» ФАО «НЦПК «Өрлеу»РИПР учитель русского языка и литературы Ыбышева А.С.

3) Педагог-мастер, учитель русского языка и литературы КГУ «Шонжынская школа –лицей №1» Государственного учреждения «Отдел образования Алматинской области» Палтаева Халида Зиявдиновна


Пояснительная записка


Программа элективного курса «Развитие связной речи через анализ текста, связанное с казахстанскими героями ВОВ» предназначена для учащихся 7-8 классов в школах с казахским языком обучения

7 класс: всего 34 часа -1 час в неделю. 8 класс: всего 34 часа-1 час в неделю)

Программа составлена на оснований приказа Министра просвещения Республики Казахстан от 16 сентября 2022 года № 399 "Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам и курсам по выбору уровней начального, основного среднего и общего среднего образования"

Цель курса: Развить связную речь учащихся, через анализ текстов, связанные с героями ВОВ.

Основные задачи :

  1. формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме;

  2. понимать прочитанное и анализировать общее содержание текста;

  3. формировать способность к самостоятельному мышлению;

  4. определять стили и типы текстов;

  5. синтезировать прослушанный, прочитанный и аудиовизуальный материал;

  6. делать сравнительный анализ текстов;

  7. формулировать вопросы и ответы;

  8. извлекать информацию из различных ресурсов.

Актуальность. Необходимость выбора данного элективного курса определена следующими факторами: мировая практика показывает, что современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу – одно из самых актуальных вопросов в развитии речемыслительной деятельности учащихся. Таким образом, автор курса обращает внимание коллег на то, что в обучении русскому языку в казахской школе работа с текстом на уроках русского языка позволяет развивать творческий потенциал учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды.

Новизна. Данная авторская работа является целостной и теоретически последовательной работой, свидетельствует о глубине усвоения учебного материала, о хорошем знании литературы по теме работы, о высоком уровне овладения навыками анализа, о понимании и умении использовать лингвистические категории – в целом об овладении формами и навыками научного мышления.

Ожидаемые результаты:

  1. формирует умения связно изложить мысли в устной и письменной форме;

  2. понимает прочитанное и анализирует общее содержание текста;

  3. формирует способность к самостоятельному мышлению;

  4. определяет стили и типы текстов;

  5. синтезирует прослушанный, прочитанный и аудиовизуальный материал;

  6. делает сравнительный анализ текстов;

  7. формулирует вопросы и ответы;

  8. извлекает информацию из различных ресурсов.


















Содержательная часть

(7 класс: всего 34 часа -1 час в неделю)

Данная авторская работа основана на теоретических и практических уроках.

При составлении были учтены: требования Государственного общеобязательного стандарта Республики Казахстан, основные задачи, использование инновационных методов обучения в поиске стимулирования творческой работы.

п/п

Название темы

Цели обучения

Кол-во

часов

Результаты

1

Введение.

Казахстанские герои ВОВ


Понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и\или определяя последовательность

1

Понимает сообщение, извлекая необходимую информацию

2

Биография Бауыржана Момышулы

Понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и\или определяя последовательность

1

Работает с биографией, извлекает необходимую информацию

3

Бауыржан Момышулы

«За нами Москва»

Использовать виды чтения, включая поисковое

2

Использует виды чтения, включая поисковое

4

Бауыржан Момышулы

«Генерал Панфилов»

Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозических), определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства)

2

Анализирует содержание художественных произведений. Составляет анкету героя.

5

Биография

Касым Кайсенова

Понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и\или определяя последовательность

1

Работает с биографией, извлекает необходимую информацию

6

Касым Кайсенов

«Мальчик в тылу врага»

Формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, предположения и отвечать на вопросы, приводя аргументы, связывать информацию текста с другими фактами из реальной жизни

2

Формулирует проблемные вопросы по тексту. Составляет «толстые» и «тонкие» вопросы.

7

Касым Кайсенов

«Партизанской тропой»

Излагать сжато содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала

2

Разделяет текст на микротемы. Пересказ.

8

Алия Молдагулова: подвиг, факты биографии


Излагать сжато содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала

1

Работает с биографией, извлекает необходимую информацию

9

«Зведный час Маншук»

Слово о Маншук Маметовой

Излагать сжато содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала

1

Работает с биографией, извлекает необходимую информацию

10

"Если я буду жив, сам напишу". 11 фронтовых писем солдата из Мангистау

Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических), определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства

2

Анализирует содержание писем, определяя художественно-изобразительные средства

11

Стили речи Разговорный стиль, его особенности.

Создавать аргументированное высказывание (рассуждение с элементами описания и/или повествования) на основе личных впечатлений и наблюдений

2

Составляет личное письмо с опорой и без опоры на образец

12

Хиуаз Доспанова- единственная летчица-казашка

Участвовать в диалоге, обмениваясь мнениями по предложенной теме

1

Участвует в диалоге, обмениваясь мнениями по предложенной теме

13

Подвиг Рахимжана Кошкарбаева

Излагать сжато содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала

1

Пишет изложение по предложенной теме

14

Публицистический стиль, его особенности.

Определять стилистические особенности текстов публицистического стиля (репортаж о событии, заметка, отзыв)

1

Пишет отзыв о героях ВОВ

15

Казахский советский ученый-педагог Малик Габдулин


Понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и\или определяя последовательность

1

Работает с биографией, извлекает необходимую информацию

16

Подвиг Бейсена Онтаева

Определять стилистические особенности текстов публицистического стиля (репортаж о событии, заметка, отзыв)

1

Пишет репортаж о событии

17

Талгат Бегельдинов –двухкратный Герой Советского Союза

Понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и\или определяя последовательность

1

Работает с биографией, извлекает необходимую информацию

18

Жанибек Елеусов- самый молодой герой ВОВ


Участвовать в диалоге, обмениваясь мнениями по предложенной теме

1

Участвует в диалоге, обмениваясь мнениями по предложенной теме

19

Официально-деловой стиль.


Определять стилистические особенности текстов официально-делового стиля (доверенность, заявление, договор, официальное поздравление, деловое письмо); определять принадлежность текста к типу рассуждение на основе характерных признаков

1

Определяет стилистические особенности текстов официально-делового стиля

20

Сагадат

Нурмагамбетов -советско-казахский генерал

Понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и\или определяя последовательность

1

Работает с биографией, извлекает необходимую информацию

21

Стиль художественной литературы, его особенности.

Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических), определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства

2

Анализирует содержание художественных произведений,

определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства

22

Автоматчик – Тохтаров Тулеген

Понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и\или определяя последовательность

1

Работает с биографией, извлекает необходимую информацию

23

Метафора. Олицетворение. Сравнение. Эпитет.


Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических), определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства

1

Анализирует содержание художественных произведений (поэтических, прозаических), определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства

24

Подвиг Султана Баймагамбетова


Определять стилистические особенности текстов публицистического стиля (репортаж о событии, заметка, отзыв)

1

Пишет репортаж о событии

25

Изобразительные возможности лексики.


Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических), определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства

1

Анализирует содержание художественных произведений (поэтических, прозаических), определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства

26

Сергей Луганский – герой-лётчик из Казахстан

Излагать сжато содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала

1

Работает с биографией, извлекает необходимую информацию

27

Итоговое занятие.


1



Итого:


34






Нормативная часть

(7 класс: всего 34 часа -1 час в неделю)

п/п

Название темы

Цели обучения

Количество часов

Результаты

Всего

Лекция


Практика


Всего часов: 34 ,теории -7, практики -29

1

Введение.

Казахстанские герои ВОВ


Понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и\или определяя последовательность

1

1


Понимает сообщение, извлекая необходимую информацию

2

Биография Бауыржана Момышулы

Понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и\или определяя последовательность

1

1


Работает с биографией, извлекает необходимую информацию

3

Бауыржан Момышулы

«За нами Москва»

Использовать виды чтения, включая поисковое

2


2

Использует виды чтения, включая поисковое

4

Бауыржан Момышулы

«Генерал Панфилов»

Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозических), определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства)

2


2

Анализирует содержание художественных произведений. Составляет анкету героя.

5

Биография

Касым Кайсенова

Понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и\или определяя последовательность

1

1


Работает с биографией, извлекает необходимую информацию

6

Касым Кайсенов

«Мальчик в тылу врага»

Формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, предположения и отвечать на вопросы, приводя аргументы, связывать информацию текста с другими фактами из реальной жизни

2


2

Формулирует проблемные вопросы по тексту. Составляет «толстые» и «тонкие» вопросы.

7

Касым Кайсенов

«Партизанской тропой»

Излагать сжато содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала

2


2

Разделяет текст на микротемы. Пересказ.

8

Алия Молдагулова: подвиг, факты биографии


Излагать сжато содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала

1


1

Работает с биографией, извлекает необходимую информацию

9

«Зведный час Маншук»

Слово о Маншук Маметовой

Излагать сжато содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала

1


1

Работает с биографией, извлекает необходимую информацию

10

"Если я буду жив, сам напишу". 11 фронтовых писем солдата из Мангистау

Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических), определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства

2


2

Анализирует содержание писем, определяя художественно-изобразительные средства

11

Стили речи Разговорный стиль, его особенности.

Создавать аргументированное высказывание (рассуждение с элементами описания и/или повествования) на основе личных впечатлений и наблюдений

2


2

Составляет личное письмо с опорой и без опоры на образец

12

Хиуаз Доспанова- единственная летчица-казашка

Участвовать в диалоге, обмениваясь мнениями по предложенной теме

1


1


Участвует в диалоге, обмениваясь мнениями по предложенной теме

13

Подвиг Рахимжана Кошкарбаева

Излагать сжато содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала

1


1

Пишет изложение по предложенной теме

14

Публицистический стиль, его особенности.

Определять стилистические особенности текстов публицистического стиля (репортаж о событии, заметка, отзыв)

1


1

Пишет отзыв о героях ВОВ

15

Казахский советский ученый-педагог Малик Габдулин


Понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и\или определяя последовательность

1

1

Работает с биографией, извлекает необходимую информацию

16

Подвиг Бейсена Онтаева

Определять стилистические особенности текстов публицистического стиля (репортаж о событии, заметка, отзыв)

1


1


Пишет репортаж о событии

17

Талгат Бегельдинов –двухкратный Герой Советского Союза

Понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и\или определяя последовательность

1


1

Работает с биографией, извлекает необходимую информацию

18

Жанибек Елеусов- самый молодой герой ВОВ


Участвовать в диалоге, обмениваясь мнениями по предложенной теме

1


1


Участвует в диалоге, обмениваясь мнениями по предложенной теме

19

Официально-деловой стиль.


Определять стилистические особенности текстов официально-делового стиля (доверенность, заявление, договор, официальное поздравление, деловое письмо); определять принадлежность текста к типу рассуждение на основе характерных признаков

1


1

Определяет стилистические особенности текстов официально-делового стиля

20

Сагадат

Нурмагамбетов -советско-казахский генерал

Понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и\или определяя последовательность

1


1

Работает с биографией, извлекает необходимую информацию

21

Стиль художественной литературы, его особенности.

Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических), определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства

2

1

1

Анализирует содержание художественных произведений,

определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства

22

Автоматчик – Тохтаров Тулеген

Понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и\или определяя последовательность

1


1

Работает с биографией, извлекает необходимую информацию

23

Метафора. Олицетворение. Сравнение. Эпитет.


Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических), определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства

1

1


Анализирует содержание художественных произведений (поэтических, прозаических), определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства

24

Подвиг Султана Баймагамбетова


Определять стилистические особенности текстов публицистического стиля (репортаж о событии, заметка, отзыв)

1


1

Пишет репортаж о событии

25

Изобразительные возможности лексики.


Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических), определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства

1


1

Анализирует содержание художественных произведений (поэтических, прозаических), определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства

26

Сергей Луганский – герой-лётчик из Казахстан

Излагать сжато содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала

1


1

Работает с биографией, извлекает необходимую информацию

27


Итоговое занятие

1

1




Всего:


34

6

28


Содержательная часть

(8 класс: всего 34 часа -1 час в неделю)

Данная авторская работа основана на теоретических и практических уроках.

При составлении были учтены: требования Государственного общеобязательного стандарта Республики Казахстан, основные задачи, использование инновационных методов обучения в поиске стимулирования творческой работы.

п/п

Название темы

Цели обучения

Кол-во

часов

Результаты

1.

Введение.

Герои ВОВ

Понимать основную и детальную информацию сообщения продолжительностью 4-6 минут, объединяя разрозненные факты в общий контекст, определяя причинно-следственные связи и делая выводы;

1

Демонстрирует понимание основной информации на основе вопросов, делает выводы

2

Сергей Луганский «На глубоких виражах»

8.Ч 6. Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических, драматических), определяя структурно композиционные особенности

1

Анализирует

произведение, определяет композиционные особенности

3

«В бой идут одни «старики»» фильм по книге Сергея Луганского

«На глубоких виражах»

Участвовать в диалоге по общественно – значимым проблемам, аргументируя свою точку зрения

1

Участвует в диалоге по общественно – значимым проблемам, аргументируя свою точку зрения

4

«Сашка-казах»- легенда белорусских партизан.

Слово о Ади Шарипове.

Излагать выборочно содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и /или аудиовизуального материала

1

Излагает выборочно содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и /или аудиовизуального материала

5

«Лето 1941 года» Фильм о Ади Шарипове

Формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, интерпретации, предположения и отвечать на разные типы вопросов

1

Просмотр фильма,

выражает своё мнение по просмотренному фильму. Формулирует вопросы и отвечают на разные типы вопросов.

6

Ади Шарипов «История одного полушубка»

Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических, драматических), определяя структурно композиционные особенности

1

Анализирует содержание художественных произведений, определяя структурно композиционные особенности

7

Ади Шарипов «Дочь партизана»

Пересказывать содержание текста с творческими дополнениями

1

Пересказывает содержание текста с творческими дополнениями

8

Ади Шарипов «Пожар в лесу»

Использовать виды чтения, включая аналитическое

1

Использует виды чтения, включая аналитическое

9

Ади Шарипов «Звезды за решеткой»

Писать творческие работы (в том числе на литературные темы), выбирая определенную роль и речевое поведение в соответствии с установкой, с использованием эпитетов, сравнений, фразеологизмов, олицетворений и метафор;

1

Пишет творческие работы с использованием эпитетов, сравнений, фразеологизмов, олицетворений и метафор;

10

Публицистический стиль

Определять стилистические особенности текстов публицистического (статья), официально-делового стиля (характеристика); определять принадлежность текстов к смешанному типу на основе характерных признаков;

1

Пишет статью в газету

11

Публицистический стиль

Создавать тексты публицистического стиля (интервью), официально-делового стиля (автобиография); определять принадлежность текстов к смешанному типу на основе характерных признаков;

1

Составляет репортаж с места событий

12


Официально-деловой стиль

Определять стилистические особенности текстов официально-делового стиля

1

Составляет автобиографию

13

Монолог, диалог

Оценивать высказывание (монолог/диалог), составленное на основе таблиц, схем, диаграмм, графиков;

1

Создаёт высказывания

14

Практикум

Правильно выбирать слитное или раздельное написание НЕ с глаголами и деепричастиями

1

Работа с текстом

15

Практикум

Правильно выбирать слитное или раздельное написание НЕ с глаголами и деепричастиями

1

Работа с текстом

16

«Толстые» и «тонкие» вопросы.

Формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, интерпретации, предположения и отвечать на разные типы вопросов

1

Составляет вопросы к тексту

17

«Несплошной» текст. Основные понятия «несплошного» текста

Представлять информацию в виде презентации, в том числе содержащей таблицу, схему, диаграмму, график



1

Представляет информацию в виде презентации, в том числе содержащей таблицу, схему, диаграмму, график

18

Структурные части текста

Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических, драматических), определяя структурно композиционные особенности

1

Анализирует содержание художественных произведений

19

Вступительная часть текста

Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических, драматических), определяя структурно композиционные особенности

1

Анализирует содержание художественных произведений

20

Выводы, призыв к действию (заключение)

Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических, драматических), определяя структурно композиционные особенности

1

Анализирует содержание художественных произведений

21.

Определение основной мысли с опорой на его структуру

Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических, драматических), определяя структурно композиционные особенности

1

Анализирует содержание художественных произведений

22

Понятие о целевой аудитории.

Извлекать необходимую информацию из различных источников, определяя ее актуальность, достоверность, полезность и ценность

1

Определяет целевую аудиторию

23

Знакомимся с видами эссе. Аргументированное эссе.

Писать эссе (объем 120-140 слов) по предложенной проблеме, выражая свое согласие\несогласие с позицией автора, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования

1

Знакомится с видами эссе

24

Определение цели написания, подбор ключевой лексики.

Писать эссе (объем 120-140 слов) по предложенной проблеме, выражая свое согласие\несогласие с позицией автора, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования

1

Определяет цели, ключевые слова

25

Формулирование проблемы. Аргументы.

Писать эссе (объем 120-140 слов) по предложенной проблеме, выражая свое согласие\несогласие с позицией автора, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования

1

Формулирует проблемы, находят аргументы

26

Собственная позиция к проблеме.

Прямая и косвенная авторская позиция.

Писать эссе (объем 120-140 слов) по предложенной проблеме, выражая свое согласие\несогласие с позицией автора, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования

1

Находит авторскую позицию. Выражает своё мнение.

27

Практикум. Написание эссе.

Писать эссе (объем 120-140 слов) по предложенной проблеме, выражая свое согласие\несогласие с позицией автора, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования

1

Пишет эссе- рассуждение с элементами повествования

28

Практикум. Написание эссе.

Писать эссе (объем 120-140 слов) по предложенной проблеме, выражая свое согласие\несогласие с позицией автора, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования

1

Пишет эссе- рассуждение с элементами повествования

29

Корректирование и редактирование текстов. Анализ текстов с точки зрения лексических норм.

Владеть словарным запасом, достаточным для замены слов общеязыковыми эквивалентами или описательными оборотами (перифразами)

1

Корректирует и редактирует текст.

30

Корректирование и редактирование текстов. Анализ текстов с точки зрения стилистических, синтаксических норм.

Владеть словарным запасом, достаточным для замены слов общеязыковыми эквивалентами или описательными оборотами

Соблюдать синтаксические нормы, включающие правила согласования и управления, употребления причастных и деепричастных оборотов

1

Корректирует и редактирует текст

31

Практическое занятие. Исправление орфографических ошибок текстов с помощью словаря

правильно выбирать слитное или раздельное написание НЕ с наречиями


1

Исправляет орфографические ошибки текстов с помощью словаря

32


Выполнение мини-проекта (проекта) на определённую тему с использованием в том числе информации, извлечённой из несплошных текстов.

Представлять информацию в виде презентации, в том числе содержащей таблицу, схему, диаграмму, график






1

Представляет информацию в виде презентации, в том числе содержащей таблицу, схему, диаграмму, график

33


Выполнение мини-проекта (проекта) на определённую тему с использованием в том числе информации, извлечённой из несплошных текстов.

Представлять информацию в виде презентации, в том числе содержащей таблицу, схему, диаграмму, график






1

Представляет информацию в виде презентации, в том числе содержащей таблицу, схему, диаграмму, график

34

Подведение итогов.


1

Портфолио достижений































Нормативная часть

для 8 класса.


п/п

Название темы

Цели обучения

Количество часов

Образовательный продукт

Всего

Лекция/

Теория

Практика


Всего:34 теории 4, практики-32

1.

Введение.

Герои ВОВ

Понимать основную и детальную информацию сообщения продолжительностью 4-6 минут, объединяя разрозненные факты в общий контекст, определяя причинно-следственные связи и делая выводы;

1

1


Демонстрирует понимание основной информации на основе вопросов, делает выводы

2

Сергей Луганский «На глубоких виражах»

8.Ч 6. Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических, драматических), определяя структурно композиционные особенности

1


1

Анализирует

произведение, определяет композиционные особенности

3

«В бой идут одни «старики»» фильм по книге Сергея Луганского

«На глубоких виражах»

Участвовать в диалоге по общественно – значимым проблемам, аргументируя свою точку зрения

1


1

Участвует в диалоге по общественно – значимым проблемам, аргументируя свою точку зрения

4

«Сашка-казах»- легенда белорусских партизан.

Слово о Ади Шарипове.

Излагать выборочно содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и /или аудиовизуального материала

1


1

Излагает выборочно содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и /или аудиовизуального материала

5

«Лето 1941 года» Фильм о Ади Шарипове

8.Ч 3. Формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, интерпретации, предположения и отвечать на разные типы вопросов

1


1

Просмотр фильма,

выражает своё мнение по просмотренному фильму. Формулирует вопросы и отвечают на разные типы вопросов.

6

Ади Шарипов «История одного полушубка»

8.Ч 6. Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических, драматических), определяя структурно композиционные особенности

1


1

Анализирует содержание художественных произведений, определяя структурно композиционные особенности

7

Ади Шарипов «Дочь партизана»

Пересказывать содержание текста с творческими дополнениниями

1


1

Пересказывает содержание текста с творческими дополнениями

8

Ади Шарипов «Пожар в лесу»

Использовать виды чтения, включая аналитическое

1


1

Использует виды чтения, включая аналитическое

9

Ади Шарипов «Звезды за решеткой»

Писать творческие работы (в том числе на литературные темы), выбирая определенную роль и речевое поведение в соответствии с установкой, с использванием эпитетов, сравнений, фразеологизмов, олицетворений и метафор;

1


1

Пишет творческие работы с использованием эпитетов, сравнений, фразеологизмов, олицетворений и метафор;

10

Публицистический стиль

8.3. Определять стилистические особенности текстов публицистического (статья), официально-делового стиля (характеристика); определять принадлежность текстов к смешанному типу на основе характерных признаков;

1


1

Пишет статью в газету

11

Публицистический стиль

Создавать тексты публицистического стиля (интервью), официально-делового стиля (автобиография); определять принадлежность текстов к смешанному типу на основе характерных признаков;

1


1

Составляет репортаж с места событий

12


Официально-деловой стиль

Определять стилистические особенности текстов официально-делового стиля

1


1

Составляет автобиографию

13

Монолог, диалог

Оценивать высказывание (монолог/диалог), составленное на основе таблиц, схем, диаграмм, графиков;

1


1

Создаёт высказывания

14

Практикум

Правильно выбирать слитное или раздельное написание НЕ с глаголами и деепричастиями

1


1

Работа с текстом

15

Практикум

Правильно выбирать слитное или раздельное написание НЕ с глаголами и деепричастиями

1


1

Работа с текстом

16

«Толстые» и «тонкие» вопросы.

Формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, интерпретации, предположения и отвечать на разные типы вопросов

1


1

Составляет вопросы к тексту

17

Несплошной» текст. Основные понятия «несплошного» текста

8.П 3. Представлять информацию в виде презентации, в том числе содержащей таблицу, схему, диаграмму, график



1


1

Представляет информацию в виде презентации, в том числе содержащей таблицу, схему, диаграмму, график

18

Структурные части текста

Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических, драматических), определяя структурно композиционные особенности

1

1


Анализирует содержание художественных произведений

19

Вступительная часть текста

Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических, драматических), определяя структурно композиционные особенности

1

1


Анализирует содержание художественных произведений

20

Выводы, призыв к действию (заключение)

Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических, драматических), определяя структурно композиционные особенности

1

1


Анализирует содержание художественных произведений

21.

Определение основной мысли с опорой на его структуру

Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических, драматических), определяя структурно композиционные особенности

1

1


Анализирует содержание художественных произведений

22

Понятие о целевой аудитории.

.Ч 7. Извлекать необходимую информацию из различных источников, определяя ее актуальность, достоверность, полезность и ценность

1

1


Определяет целевую аудиторию

23

Знакомимся с видами эссе.

8. П 5. Писать эссе (объем 120-140 слов) по предложенной проблеме, выражая свое согласие\несогласие с позицией автора, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования

1


1

Знакомится с видами эссе

24

Определение цели написания, подбор ключевой лексики.

8. П 5. Писать эссе (объем 120-140 слов) по предложенной проблеме, выражая свое согласие\несогласие с позицией автора, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования

1


1

Определяет цели, ключевые слова

25

Формулирование проблемы. Аргументы.

8. П 5. Писать эссе (объем 120-140 слов) по предложенной проблеме, выражая свое согласие\несогласие с позицией автора, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования

1


1

Формулирует проблемы, находят аргументы

26

Собственная позиция к проблеме. Прямая и косвенная авторская позиция.

8. П 5. Писать эссе (объем 120-140 слов) по предложенной проблеме, выражая свое согласие\несогласие с позицией автора, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования

1


1

Находит авторскую позицию. Выражает своё мнение.

27

Практикум. Написание эссе.

8. П 5. Писать эссе (объем 120-140 слов) по предложенной проблеме, выражая свое согласие\несогласие с позицией автора, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования

1


1

Пишет эссе- рассуждение с элементами повествования

28

Практикум. Написание эссе.

8. П 5. Писать эссе (объем 120-140 слов) по предложенной проблеме, выражая свое согласие\несогласие с позицией автора, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования

1


1

Пишет эссе- рассуждение с элементами повествования

29

Корректирование и редактирование текстов. Анализ текстов с точки зрения лексических норм.

8. Г 1. Владеть словарным запасом, достаточным для замены слов общеязыковыми эквивалентами или описательными оборотами (перифразами)

1


1

Корректирует и редактирует текст.

30

Корректирование и редактирование текстов. Анализ текстов с точки зрения стилистических, синтаксических норм.

8. Г 1. Владеть словарным запасом, достаточным для замены слов общеязыковыми эквивалентами или описательными оборотами

8. Г 3. Соблюдать синтаксические нормы, включающие правила согласования и управления, употребления причастных и деепричастных оборотов

1


1

Корректирует и редактирует текст

31

Практическое занятие. Исправление орфографических ошибок с помощью словаря

8.4.6.1 правильно выбирать слитное или раздельное написание НЕ с наречиями


1


1

Исправляет орфографические ошибки текстов с помощью словаря

32


Выполнение мини-проекта (проекта) на определённую тему с использованием в том числе информации, извлечённой из несплошных текстов.

8.П 3. Представлять информацию в виде презентации, в том числе содержащей таблицу, схему, диаграмму, график






1


1

Представляет информацию в виде презентации, в том числе содержащей таблицу, схему, диаграмму, график

33


Выполнение мини-проекта (проекта) на определённую тему с использованием в том числе информации, извлечённой из несплошных текстов.

8.П 3. Представлять информацию в виде презентации, в том числе содержащей таблицу, схему, диаграмму, график






1


1

Представляет информацию в виде презентации, в том числе содержащей таблицу, схему, диаграмму, график

34

Подведение итогов.


1

1


Портфолио достижений

Итого:


34

6

28








































Информационно-методическая часть


Авторская программа, включающая задания, направленные на повышение развития связной речи на уроках русского языка и литературы через анализ текста, направлена на реализацию целей, задач, как указано в пояснительном письме. А инновационные подходы к освоению данной темы, применяемые в процессе обучения, помогают в полной мере овладеть темами. Задания, творческие работы, представленные инновационными методами, оцениваются формативно. Задания, развивающие уровневые задания, соответствующие тематике, помогают отслеживать рейтинг развития учащихся. К следующим особенностям оценки работы учащегося относятся:

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  • формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

  • определять позицию автора;

  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, оприраясь на жизненный или читательский опыт);

  • уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно.



Критерий оценивания

Критерий

Дескрипторы

балл

Освоение первого этапа уровневого задания

Знает правила грамматики

1

определяет главную проблему, умеет находить ключевые слова.

1

В зависимости от основной проблемы, он может полностью выразить свою точку зрения.

1

Всего:


3 балл

Анализ произведения


воспринимает литературные произведения в целом

1

умеет находить средства художественного изображения

1

Находит основную мысль, даёт полноценный и развёрнутый ответ

1


Всего:


3 балл

Развитие разговорной речи

способность играть роль

1

мобильность, умение эффективно использовать слова во взаимных беседах, дискуссиях

1

Делает выводы с полными, развернутыми ответами, умеет задавать вопросы

1

Всего:


3 балл

реализация видов работ: изложение, размышление и др.

Порядок мыслей сохраняется;

1

Умеет правильно использовать аргументированные слова, примеры, факты;

1

Выполняет в соответствии с языковыми нормами;

1


Сохраняет структуру;

3



6 балл

Всего:


15 балл




Методические компоненты урока


Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);

- коллективная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Формы и методы контроля:

Образовательные результаты учащихся выявляются в рамках следующих форм

контроля:

- текущего (выполнение практических заданий);

- контрольные работы

- итогового


Тема 1. Введение.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть сегодня. Надеюсь, что у вас хорошее настроение и это настроение вы сохраните до конца урока.

На нашем элективном курсе мы с вами познакомимся поближе с нашими казахстанскими героями ВОВ, узнаем их биографию, какие подвиги они совершили, какие произведения написали. А также посмотрим фильмы снятые по произведениям наших героев. Будем работать с текстом, анализировать произведения, работать с биографией автора.

Вопрос: Каких казахстанских героев ВОВ вы знаете? Какие подвиги они совершили во время великой отечественной войны?


Тема 2. Биография Бауыржана Момышулы.

Задание:

1. Найдите в интернете факты биографии Б.Момышулы.

2. Выберите основные этапы жизни и творчества.

3. Создайте по биографии Б. Момышулы денотатный граф , оформите в виде таблицы

Бауыржан Момышулы

Shape9 Shape1 Shape8 Shape7 Shape6 Shape5 Shape4 Shape3 Shape2


Родился Учился Работал Призван в армию Заслуги Награды Семья Книги


Тема 3. Бауыржан Момышулы «За нами Москва».

Задание:

1. Прочитать отрывок из книги «За нами Москва»

2. Метод «Инсерт» чтение с пометками (V — я это знаю; + — это новая информация для меня; - — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.)

3. Характеристика героев произведения


Тема 4.

«Генерал Панфилов».

Задание:

1. Составление анкеты героя произведения. Бауыржан Момышулы . и генерала Панфилова.

Анкета героя книги

Имя__________________________________ Цель в жизни ____________________________________

Возраст_______________________________ Внешность ______________________________________

Характер ___________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

Достоинства ___________________________ Недостатки________________________________________

Его самая большая проблема:

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

Друзья _________________________________ Враги_____________________________________________________



2. Составление анкеты героя произведения. Генерал Панфилов.

3. Найти в интернете биографию генерала Панфилова

4. Оформить в виде таблицы «Денотатный граф».

Тема № 5. Биография Касым Кайсенова.

Задание:

1. Найдите в интернете факты биографии К.Кайсенова.

2. Выберите основные этапы жизни и творчества.

3. Создайте по биографии К.Кайсенова денотатный граф , оформите в виде таблицы

Касым Кайсенов

Shape18 Shape10 Shape17 Shape16 Shape15 Shape14 Shape13 Shape12 Shape11


Родился Учился Работал Призван в армию Заслуги Награды Семья Книги



Тема № 6. Касым Кайсенов «Мальчик в тылу врага». Pandia.ru [5]

Задание:

1. Прочитать повесть К. Кайсенова «Мальчик в тылу врага»

2.Ответить на вопросы.

3. Создать анкету героя.

1.О каком времени идёт речь в повести К. Кайсенова  «Мальчик в тылу врага?». 2.Где происходят события повести?

3.Как вы считаете, кто главный герой повести?

4.Что произошло с мамой Серика, и кто помог мальчику преодолеть трудности и несчастья, выпавшие на его долю?

5.Как сложилась жизнь ребят после нападения фашистских захватчиков?

6.Как встречали захватчиков в оккупированных фашистами сёлах?

7.Как вы считаете, ребята, почему Красная Армия вначале войны отступала?

8. не осталась в своём селе, оккупированном фашистами, вернувшись к родителям? 

9.Что вы можете рассказать о партизанской борьбе на оккупированной врагом территории?

11.Какие поручения выполняли ребята, помогая партизанам?

10. Как в отряде называли Серика, и кем  он хотел стать, когда вырастет?

12.Что произошло с Сериком, и при каких обстоятельствах он получил ранение? 13.Что вы можете рассказать о встрече Серика с отцом?

14.Что в прочитанной повести произвело на вас наибольшее впечатление?




Тема № 7. Касым Кайсенов «Партизанской тропой»

Задание:

1. Прочитать произведение

2. Разделить текст на микротемы.

3. Пересказ.


Тема № 8. Алия Молдагулова: подвиг, факты биографии.

Задание:

1. Найдите в интернете факты биографии А.Молдагуловой.

2. Создайте по биографии А.Молдагуловой денотатный граф , оформите в виде таблицы

Алия Молдагулова

Shape25 Shape19 Shape24 Shape23 Shape22 Shape21 Shape20


Родилась Семья Училась Призвана в армию Заслуги Награды


3. Пересказ


Тема № 8. «Звездный час Маншук

Задание:

1. Найдите в интернете факты биографии М.Маметовой.

2. Создайте по биографии М.Маметовой денотатный граф , оформите в виде таблицы

Маншук Маметова

Shape32 Shape26 Shape31 Shape30 Shape29 Shape28 Shape27


Родилась Семья Училась Призвана в армию Заслуги Награды


3. Пересказ.


Тема № 9. «Если я буду жив, сам напишу». 11 фронтовых писем солдата из Мангистау.

Задание:

1. Найти в интернете, 11 писем солдата

2. Сделать анализ писем, найти художественно-изобразительные средства

3. Найти в письмах собственные имена существительные.

Тема № 10 Стили речи. Разговорный стиль, его особенности.

Стиль — это разновидность литературного языка, которая применяется в какой-либо сфере общественной жизни и имеет характерные для него черты, языковые средства и жанры. В русском литературном языке различают следующие стили речи: научный стиль; публицистический стиль; официально-деловой стиль; художественный стиль; разговорный стиль.

Задание:

1. Рассказать о стилях речи, виды, отличительные черты.

2. Рассказать о разговорной речи, характерные признаки разговорной речи.

3. Написать личное письмо другу или подружке с опорой и без опоры на образец.


Тема № 12. Хиуаз Доспанова-единственная летчица-казашка.

Задание:

1. Рассказать о биографии Хиуаз Доспановой, её подвиги, награды.

2. Участвовать в диалоге на тему «Почему её называли «Ночной ведьмой?»


Тема № 13. Подвиг Рахимжана Кошкарбаева.

Задание:

1. Найти в интернете и рассказать про биографию Рахимжана Кошкарбаева

2. Составить план и написать изложение на тему «Подвиг Рахимжана Кошкарбаева»


Тема № 14. Публицистический стиль , его особенности.

Публицистический стиль — это разновидность литературного языка, которая используется средствами массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы и пр.) с целью сообщения важных сведений в мире политики, народного хозяйства, культуры, а также воздействия на читателей и слушателей с целью формирования у них определенной точки зрения.

Задание:

1. Рассказать о публицистической речи, характерные признаки разговорной речи.

3. Написать отзыв о героях ВОВ.


Тема № 15. Казахский советский ученый-педагог Малик Габдуллин-

Задание:

1. Найдите в интернете факты биографии М.Габдуллина

2. Выберите основные этапы жизни и творчества.

3. Создайте по биографии М.Габдуллина денотатный граф , оформите в виде таблицы

Малик Габдуллин

Shape41 Shape33 Shape40 Shape39 Shape38 Shape37 Shape36 Shape35 Shape34


Родился Учился Работал Призван в армию Заслуги Награды Семья Книги


4. Сделайте анализ одного из произведений М.Габдуллина.


Тема № 16. Подвиг Бейсена Онтаева.

Задание:

1. Рассказать о биографии Бейсен Онтаева, его подвигах, наградах.

2. Участвовать в диалоге на тему «Какой подвиг совершил Бейсен Онтаев?»


Тема № 17. Талгат Бегельдинов-двухкратный герой Советского Союза.


Задание:

1. Найдите в интернете факты биографии Т.Бегельдинова

2. Выберите основные этапы жизни и творчества.

3. Создайте по биографии Т.Бегельдинова денотатный граф , оформите в виде таблицы

Талгат Бегельдинов

Shape49 Shape42 Shape48 Shape47 Shape46 Shape45 Shape44 Shape43


Родился Учился Работал Призван в армию Заслуги Награды Семья



Тема № 18. Жанибек Елеусов –самый молодой герой ВОВ

Задание:

1. Рассказать о биографии Жанибека Елеусова, его подвигах, наградах.

2. Участвовать в диалоге на тему «Заслуги наших солдат перед Родиной»


Тема № 19. Официально-деловой стиль.

Официально-деловой стиль востребован в письменном оформлении различных документов. Основная его задача — сообщить информацию. Этот стиль речи используется при написании законов, указов, приказов, справок, отчетов, заявлений, объявлений, инструкций, протоколов, доверенностей и пр.

Задание:

1. Рассказать об особенностях официально-делового стиля

2. Написать доверенность.


Тема № 20. Сагадат Нурмагамбетов

Задание:

1. Работа с биографией, оформить в виде таблицы. «Денотатный граф»

2. Приём «Статистические данные». Выписать числительные.


Тема № 21. Стиль художественной литературы, его особенности.

Художественный стиль реализуется в творчестве писателей и поэтов. Цель художественного стиля — воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью ярких образов, созданных мастером слова.

Задание:

1. Рассказать об особенностях художественного стиля

2. Анализировать отрывок из художественных произведений.


Тема № 22. Автоматчик – Тохтаров Тулеген.

Задание:

1. Рассказать о биографии Тохтарова Тулегена, его подвигах, наградах.

2. Сформировать вопросы и ответить на них.

Тема № 23. Метафора. Олицетворение. Сравнение. Эпитет.

Метафора. Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.   Например «Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.) Сонное озеро города (А. Блок).Сугробов белые телята (Б. Ахмадулина)

Олицетворение. Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать. О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.)Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин)

Сравнение. Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.) Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский)

Эпитет. Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. Но люблю я, весна золотая, Твой сплошной, чудно смешанный шум… (Н.Некрасов).Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком.

Задание:

1. Повторить выразительные средства языка.

2. Найти в художественном произведений метафору, олицетворение, сравнение, эпитет.


Тема № 24 Подвиг Султана Баймагамбетова.

Задание:

1. Рассказать о биографии Султана Баймагамбетова, его подвигах, наградах.

2. Написать репортаж с места событий.


Тема № 25. Изобразительные возможности лексики.

Антонимы, контекстные антонимы. Слова, противоположные по значению. Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень… (А. Пушкин.)

Синонимы, контекстные синонимы. Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется. Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать, алкать.

Омонимы. Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения. Колено — сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц.

Омографы. Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению. За́мок (дворец) – замо́к (на двери), му́ка (мучение) – мука́ (продукт).

Паронимы. Близкие по звучанию, но различные по значению слова. Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный

Слова в переносном значении. В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное. Меч правосудия, море света

Источник: https://russkiiyazyk.ru/tablitsa/vyirazitelnyie-sredstva-yazyika

Задание:

1. Повторить выразительные средства языка.

2. Найти в художественном произведений изобразительные возможности лексики.

Тема № 26. Сергей Луганский - Герой-лётчик из Казахстана.

Задание:

1. Работа с биографией, оформить в виде таблицы. «Денотатный граф»

2. Приём «Статистические данные». Выписать числительные.

Тема № 27. Итоговое занятие. Проверка уровня знаний учащихся.

Тестовые задания.


ЛЕКСИКОЛОГИЯ

1 Лексическое значение слова 01-02 Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение

  1. Раздел языкознания, который изучает словарный состав, особенности употребления слов, называется

  1. синтаксисом

  2. морфологией

  3. этимологией »

  4. орфографией

  5. лексикологией

  1. Ряд однозначных слов

  1. ёрш, торговец, заложить

  2. известь, ветеран, корень

  3. ноготь, айсберг, табуретка

  4. лента, чистый, тонкий

  5. время, звук, полотно

  1. Однозначное слово

  1. лёгкий

  2. чемодан

  3. разбить

  4. тонкий

  5. плыть

  1. Многозначное слово

  1. поролон

  2. олень

  3. стол

  4. грач

  5. леопард

  1. Словосочетание, в котором слово употреблено в переносном значении

  1. тёплый вечер

  2. тёплая шаль

  3. тёплая осень

  4. тёплый ветер

  5. тёплая встреча

  1. Словосочетание, в котором слово употреблено в прямом значении

  1. светлый путь

  2. светлые волосы

  3. светлые мысли

  4. светлая жизнь

  5. светлые надежды

  1. Слово, в котором слово употреблено в переносном значении

  1. прохладная встреча

  2. прохладное утро

  3. прохладная осень

  4. прохладный день

  5. прохладный ветер

  1. Слово, имеющее омоним

  1. невеста

  2. ведро

  3. вилы

  4. лавка

  5. куртка

  1. Словосочетания с омонимами

  1. шерсть на костюм - дорогая шерсть

  2. красивый капрон - капрон на ленты

  3. платье из шёлка - красивый шёлк

  4. ситец на сарафан - ситцевый сарафан

  5. халат из байки - рассказывать байки

  1. Слова-паронимы

  1. острая - острейший

  2. горячий - горячо

  3. лесной - лесистый

  4. чужой - чужбина

  5. учёный - учение

  1. Ряд синонимов

  1. исчезать, пропадать, теряться

  2. победа, герой, солдат

  3. ковш, башмак, зубило

  4. кристалл, щёлочь, окисел

  5. ротатор, пресс, форма

  1. К синонимам нельзя отнести

  1. огонь, пламя

  2. алфавит, азбука

  3. буран, дождь

  4. бросать, кидать

  5. конница, кавалерия

  1. Синонимы к слову «сверкать»

  1. ослепить, восхитить

  2. блестеть, сиять

  3. удивить, затмить

  4. оглушить, заворожить

  5. очаровать, восхитить

  1. Ряд, в котором нет синонимов

  1. противник, недруг, враг

  2. весна, зима, утро

  3. нелепость, вздор, чепуха

  4. красный, алый, кумачовый

  5. блестеть, сверкать, сиять

  1. Синонимы к слову «надёжный»

  1. терпеливый, дружественный

  2. преданный, верный

  3. талантливый, замечательный

  4. верный, умный

  5. неутомимый, упорный

  1. Ряд, в котором есть антонимы

  1. холод - ветер, зима - стужа

  2. лето - тепло, дождь - зной

  3. холод - жара, стужа — зной

  4. весна - оттепель, дождь - лето

  5. зима - холод, метель - снег

  1. Слова, выражающие противоположные понятия

  1. эпитеты

  2. омонимы

  3. синонимы

  4. антонимы

  5. паронимы

  1. Синоним к слову «амбиция»

  1. депортация

  2. депрессия

  3. самолюбие

  4. мониторинг

  5. пассивность

  1. Ряд антонимов

  1. доверие - доверчивость

  2. континент - контингент

  3. утро - вечер

  4. экономия - экономика

  5. поступок - проступок

  1. Ряд антонимов

  1. факт - фактор

  2. метель - пурга

  3. день - ночь

  4. наследие - наследство

  5. диктант - диктат

  6. водить за нос

КОДЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

Темы

Под

темы

1

2

3

4

5

6

-

7

L. . 1

8

L . 1

9

1

10

I 1

11 I 12 I 13 I 14 I 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |

[ i1 I 1 1 1 1 1 1 1

Лексикология

1

Лекси­

ческое

значение

слова

01-03

Е

С

В

С

Е

В

А

D

Е

С

А

С

В

В

В

С

D

С х

С

С



8 класс.

Тема 1. Введение.

Тема 2. Сергей Луганский «На глубоких виражах». Анализ произведения. //libcat.ru/knigi/dokumentalnye-knigi/biografii-i-memuary/236629-sergej-luganskij-na-glubokih-virazhah.html

Тема 3. Фильм«На глубоких виражах» https://www.youtube.com/watch?v=JFo3Guq-mug&t=4s

Тема 4. Саша-казах. Слово о Ади Шарипове. https://www.youtube.com/watch?v=mVhUe63PAz4&t=9s

Тема 5. «Лето 41-го» https://frontend.vh.yandex.ru/player/5338319101945974085

Темы 6-9. Произведения Ади Шарипова https://readnow.me/k/frontovye-povesti-sharipov#tx

Темы 10-11. Публицистический стиль мы встречаем каждый день, так как основная сфера его использования — журналистика. Современный человек живет в информационном поле. Он постоянно контактирует с различными информационными ресурсами. https://www.nur.kz/family/school/1759973-publicisticeskij-stil-primery-iz-knig/

Тема 12. Официально-деловой стиль речи. https://russkiiyazyk.ru/stilistika/ofitsialno-delovoy-stil-rechi.html#i-2

Тема 13. Монолог и диалог. https://www.youtube.com/watch?v=uacbW0TAWw8&t=24s

Тема 16. Толстые и тонкие вопросы. https://alfaland.siteedu.ru/media/sub/353/documents/%D0%A2%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B.pdf

Тема 17. Работа с несплошным текстом. В несплошных текстах информация передаётся не только словесным способом. Это графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты и карты местности, планы помещения, входные билеты, расписания движения транспорта, сайты, меню, различные инструкции. https://dzen.ru/a/YjWxvHp4kiqw5Z4a

Темы 18-22. Структурные части текста. inlermontov.ru/strukturnaya-cast-teksta-klyucevye-elementy-i-ix-rol-v-strukture/

Тема 23-28. Виды эссе.

Что такое эссе и какие основные виды бывают Что такое эссе? Это литературный жанр, в котором автор рассуждает на любую тему, высказывает свое мнение о социальной, моральной или другой проблеме в индивидуальной авторской манере изложения. Как правило, эссе небольшие по размеру, а жанр не ограничен строгими требованиями. Правильность написания произведения зависит от того, какая у него цель. Какие есть виды эссе? https://www.nur.kz/family/school/1810790-kak-pisat-esse-pravila-i-primery/


Рефлексия и обратная связь

1. Рефлексия «Письмо учителю»

  • Урок прошел

  • 1.Интересно 2. Скучно 3. Безразлично

  • Я на уроке

  • 1. Работал 2. Отдыхал 3. Помогал другим

  • Итог

  • 1. Понял материал 2. Узнал больше, чем знал 3. Не понял

2.Ответить на вопросы:

---Как проходило занятие?

---Что было удачно?

---Что было неудачно?

---Что вы хотите изменить?

---В какой поддержке вы нуждаетесь?

3. Рефлексия «Три М».Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

4. Рефлексия «Свободное письмо» В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по уроку.











































Список использованной литературы (для учителей):


1. Типовая учебная программа по учебному предмету «Русский язык и литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образования;

2. Шанский Н.М. «Актуальные проблемы современной русистики», под ред. Н.М.Шанского. – Л.:Просвещение, Ленингр.отд.-ние, 1991.-207 с.

3. Иванова В.А. и др. «Занимательно о русском языке: Пособие для учителя/ Л.:Просвещение. Ленингр.отд.-ние, 1990.-255 с.

4. Мучник Б.С. «Практическая стилистика» Алматы, Мектеп, 2019.

5. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват. Организаций / И.П. Цыбулько; под ред. Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 2-изд. – М.Просвещение, 2017 – (Работаем по новым стандартам).

6. Никулина М.Ю. «Русский язык в схемах и в таблицах: 5-9 классы», М.-Издательство «Экзамен», 2015.

7. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. «И учёба и игра: русский язык» Популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль. Академия развития: Академия холдинг-2001.

8. Львов М. «Толковый словарь антонимов русского языка», Издательство: Аст-Пресс Книга, 2012.

9. Д. Н. Ушаков «Орфографический словарь» Издательство: Литера, 2017.

10. З. А. Потиха «Школьный словарь строения слов русского языка», 2-е издание, исправленное, Москва "Просвещение" 1999

11. Тихонов А. Н. «Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным». –Москва: АСТ, 2014. – 639, [1] с.


Список использованной литературы (для учащихся):

1. Школьные учебники по русскому языку и литературе 5-8 классы;

2. «К пятерке шаг шагом, или 50 занятий с репетитором» Русский язык – 5 класс/Л.А.Ахременкова/ Пособие для учащихся – 10 издание/ Москва «Просвещение» 2007.

3. «Разбор стихотворений школьной программы по литературе. 8-11 классы/ В.А.Крутецская/ИД Литера – 2014.

4. «Русский язык в схемах и таблицах» 5-9 классы/ Учебно-методический комплект/ М.Ю.Никулина/Издательство «Экзамен» -Москва 2015.

5. «Грамотный человек» /Учебное пособие по русскому языку/ Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова/2-е изд., исправленное и дополненное. – Тул. гос. ун-т. — Тула, 2006. – 160 с.

6. Универсальный справочник школьника/ Под ред. А. А. Кузнецова и М.В.Рыжакова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.-800 с.

7. Бредихина В.П., Глазман М.А. «Словарь-справочник лингвистических терминов».- Алма-Ата: Мектеп, 1988. -136 с.

8. Кульгильдинова Т.А., Шалданова Л.Ж. «Занимательная грамматика» -Алматы: Атамұра, 1999.-128 с.

Содержание:



  1. Пояснительная записка – 1-2 стр.



  1. Содержательная часть 7 класс -3-7 стр.



  1. Нормативная часть 7 класс – 8-13 стр.



  1. Содержательная часть 8 класс – 14-21стр.



  1. Нормативная часть 8 класс -22-31стр.



  1. Информационно- методическая часть – 32-43 стр.



  1. Список использованной литературы -44 стр.



40


Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
24.02.2025
118
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі