Развитие связной речи учащихся При функционально-коммуникативном подходе к обучению русскому языку в казахской школе особое место в учебном процессе занимает текст. Текст как единица обучения начинает занимать все большее в курсе русского языка, помогая выполнять не только образовательные, но и воспитательные задачи при формировании духовно-нравственных качеств личности. Художественный текст служит основой для упражнения в развитии связанной речи. Основным методом в совершенствовании умения воспринимать текст является анализ текста. В работе с текстами подобрать такие задания, которые помогли бы ученикам воспитывать вкус к настоящему художественному слову, почувствовать красоту и богатство русского языка.Приведу пример работы с текстом. Весенний мороз Мороз и северная буря этой ночью ворвались в дело солнца и столько напутали: даже голубые фиалки были покрыты кристаллами снега и ломались в руках, и казалось, даже солнцу этим утром было стыдно в таком сраме вставать. Нелегко было все поправить, но солнце весной не может быть посрамлено, и уже в восьмом часу утра на придорожной луже, открытой солнечным лучам, поскакали наездники. М.Пришвин.
После прочтения текста провести беседу по вопросам:1.Какие слова показались вам необычными, незнакомыми?2.Догадались ли вы, что они означают?3.Каково их лексическое значение?4.Почему именно эти глаголы использовал писатель?5.Постарайтесь подобрать синонимы.6.Грустная или весёлая картина представляется вам, когда вы читаете эти строки? Почему?Комплексное использование текста на уроках русского языка дает возможность на одном и том же материале, эффективно используя время, рассмотреть вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и развития речи, что обеспечивает систематическое повторение, связь с изучаемым на уроках литературы произведением. ПРИТЧА О ЦВЕТКЕеРасцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее».Но никто не услышал этого, и по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку.За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы.(О.М. Безымянская, С.А. Лукьянов)
1. Какова основная мысль текста?а) Человек должен уметь восхищаться необыкновенной красотой окружающего мира.б) Люди невнимательны и не замечают вокруг себя красоты.в) Нужно уметь замечать того, кто сделал добро другому.г) Человек должен уметь быть благодарным за доставленное счастье.2. Каковы тип и стиль речи текста?а) Художественный, описание.б) Публицистический, рассуждение.в) Публицистический, повествование с элементами рассуждения.г) Художественный, повествование.3. Что собой представляет последнее предложение текста?а) Тезис б) вывод в) мораль.4. В каком предложении заключена основная мысль текста?а) «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного».б) «Преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее».в) «За именем великим нужно уметь разглядеть тех... без которых не было бы ни имени, ни славы».5. Какие средства выразительности использованы в тексте?а) Эпитеты и гиперболы;б) метафора и эпитеты;в) эпитеты, олицетворение, перифраза;г) инверсия, эпитеты.Анализ текста можно провести в виде тестовых заданий, которые учащиеся смогут выполнить только после вдумчивого прочтения текста и глубокого проникновения в суть заданий.Таким образом, развитие речи- конечная цель обучения русскому языку в казахских классах. Это понятие включает обогащение словарного запаса школьников, овладение нормами русского литературного языка, формирование умений и навыков связано излагать мысль в устной и письменной форме.