РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ
Одна из самых серьезных и трудных задач - это
научить детей думать, умение мыслить творчески, самостоятельно.
Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и
литературы, на своих уроках. "Литература развивает творческое
начало в человеке, в конечном счете искусство направлено на то,
чтобы сформировать воображение". (В.
Давыдов)
На уроках литературы я
стараюсь своих учеников не только ввести в мир прекрасного,
приобщить их к образцам ответственной и мировой художественной
культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать
потребность в чтении, интерес к литературе, научить понимать
художественное слово, но и развивать литератуно-художественные
задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть
богатствами родной речи.
В.А. Сухомлинский ставил
слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной
силой, облагораживающий духовный мир
ребенка.
В своей работе стараюсь
поощрять и развивать литературное творчество школьников, ведь это
проявление активных сил души, формирование интеллекта. Использую
систему индивидуальных творческих работ. От класса к классу
характер заданий усложняется. Если в V -VI классах в качестве
индивидуального задания дается сочинение загадки, сказки,
небольшого рассказа из жизненного опыта, то в старших классах могут
быть предложены такие творческие работы, как самостоятельные
художественные зарисовки, создание литературных портретов, очерки,
репортажи, стихотворения, а также исследовательские работы на
основе литературного краеведения, музейных
материалов.
Воспитывать у школьников
глубоко личное, эмоциональное отношение к художественному
произведению помогают небольшие письменные работы на один урок или
часть урока. Они дают ученику чаще высказать свои мысли о
прочитанном, делиться впечатлениями, эмоционально откликаться на
мысли автора, воспитывают внимание и художественные детали, учат
анализировать и сопоставлять литературные
явления.
Развивают художественное
воображение, творческое начало письменные работы(эссе) по
сопоставлению литературного текста и иллюстрированных материалов к
нему, отдельного эпизода и его
экранизации.
Хорошее знание содержания,
интерес к произведению дают пищу и для таких работ, которые
предполагают как бы продолжение авторской
мысли.
Конечно, сочинение (хотя,
сейчас практикуе6тся написание эссе) - одно из сильнейших средств,
способствующих развитию мысли ученика, росту его сознательного
отношения к жизни, но и немаловажное значение имеет и хорошее
владение устной речью, умение отстаивать свою точку зрения. Этому
способствует внимательное, глубинное проникновение в содержание
художественного произведения. И я согласна с теми, кто утверждает,
что этот практически бесконечный процесс в школе не завершается, а
только начинается и продолжается в течение всей жизни
человека.
Успешно совершенное
постижение художественного произведения протекает, когда в
осмысление созданного писателем включаются чувства и весь опыт
юного читателя, когда художественное восприятие и познание
опираются на эмоциональную, нравственную, общеобразовательную
подготовленность, когда восприятие становятся эстетическим
фактором, в свою очередь активно развивающим культуру чувств,
поэтическую наблюдательность, читательский интеллект. Непрерывно
меняющийся опыт человека приводит к тому, что каждый раз
воображение по-новому воссоздает нарисованные писателем картины, -
отсюда ощущение новизны, углубление впечатлений при повторном и
последующих обращениях к произведению.
Для глубокого понимания
изображенного в искусстве слова необходимо, с одной стороны,
мобилизовать прошлые представления, впечатления, понятия, с другой
- творчески трансформировать их на основе ориентиров, намеченных
писателем, довести до состояния образа, приближающегося к данному в
произведении. Необходима социальная подготовка. Мысль эта звучала
еще в работах В.Г. Белинского: "Для полного, истинного постижения
искусства, а следовательно, и полного, истинного наслаждения им,
необходимо основательное изучение, развитие: эстетическое чувство,
получаемое человеком от природы, должно возвыситься на степень
эстетического вкуса, приобретаемого изучением и развитием. А это
возможно только для тех, кто на искусство смотрит не как на приятно
препровождение времени, веселое занятие от нечего делать или
легкое средство от скуки, но кто видит в искусстве серьезное дело,
требующее размышления, развивающее ум и сердце. Это та же наука, та
же ученость, потому что для истинного постижения искусства нужно
много и много, всегда и всегда учиться, и притом, многому такому,
что, по-видимому, находится совершенно вне сферы
искусства".
Потребность в общении с
искусством, интерес к нему удовлетворяются на основе трех каналов
связи: при помощи непосредственного общения к произведениям,
посредством получения информации об искусстве, в процессе
собственной творческой деятельности.
На уроках в процессе
самостоятельной домашней работы, регламентированной требованиями
программ и направляемой учителем, школьники знакомятся с большим
количеством литературно-художественных текстов, осваивают обширную
информацию о языке искусства слова и закономерностях его развития.
По-другому складывается собственно-творческая деятельность, но не
репродуктивная, какой она преимущественно бывает, когда учащиеся
пишут сочинения на темы, связанные с постижением изучаемых
литературно-художественных произведений, а продуктивная, в основе
которой - создание оригинальных собственных художественных
решений.
Конкретность
художественного образа не терпит абстрактного восприятия. Образ в
этом случае рассыпается, перестает существовать, а стало быть, и не
будет целенаправленно воздействовать на сознание учащихся своими
специфическими свойствами, среди которых наиболее характерно и
сильно эмоциональное воздействие. Вот почему изучение
художественной литературы нельзя обособить от системы формирования
образного мышления, которое является условием и создания, и
постижения искусства.
Умение видеть изображенные
в литературно-художественном произведении предметы, явления,
события, людей, остро воспринимать их чувства - качества,
развиваемые опытом. Увидеть созданную писателем картину, наполнить
ее живыми красками, звуками, запахами, биением жизни может научить
опыт деятелей искусства.
Постановка вопросов
специальных вопросов, упражнений пробуждают мысль и воображение,
увеличивают силу чувственного восприятия: оно приобретает
конкретность, осязаемость, написанное яснее воплощается в звуках,
формах, красках, запахах.
Подготовленное определенным
образом, целенаправленное общение с литературой может стать мощным
средством познания запечатленного в произведении. Выработка
способности самостоятельно проникать в образ, оценивать его
эмоциональное и идейное содержание - на мой взгляд, первоочередная
задача, цель в области литературного развития учащихся. Без
чувственного восприятия не может быть сопереживания, сотворчества,
искусство исчезает, в сознании запечатлевается лишь его перевод на
язык литературотворческих понятий. Успешное решение задачи
неразрывно связано с совершенствованием постижения
литературно-творческих текстов, созданием условий, когда каждая
нарисованная писателем картина заиграет в представлении учащихся
всем богатством красок, когда, не ограничиваясь восприятием
сюжетной канвы, юные читатели волшебством воображения, усиленного
теоретико- и историко-литературной подготовленностью, сумеют
максимально проникнуть в богатство идейно-художественного
содержания.
В моей практике не часто
встречались учащиеся, способные без специальной и упражнений
мгновенно вообразить прочитанное, поэтому я стараюсь пробуждать в
учащихся мыслителей, поэтов, художников, способных постичь мир
чувств, видеть краски, звуки, недоступные неподготовленному
человеку. А это становится возможным при изучении художественных
произведений, все этапы анализа развивают учащихся, вводят в
творческую лабораторию, вдохновляют на собственное творчество. Так
возникает двуединая по своему существу задача - вооружение учащихся
методами самостоятельно постижения произведений искусства слова в
их специфике и пробуждение стойкого интереса к изучаемым текстам,
желания еще и еще раз к ним возвратиться, формирование высокого
художественного вкуса и эстетических потребностей, нравственное
воспитание; формирование духовного богатства и научного
мировоззрения.
Решающим условием развития
литературно-творческих способностей школьников является
повседневная работа учителя с учетом интересов, способностей и
подготовленности учеников. Развивая воображение, образное мышление
школьников, постепенно углубляя их самостоятельность в ходе работы
с текстом художественного произведения, устных и письменных
литературных опытов, учитель учит "мыслить с пером в руках",
формирует творческую личность.