«С чего начать
планирование учебно-воспитательной работы
школы?»
Заместитель директора по учебно-воспитательной
работе
ГКУ «Средняя школа №5 имени Ахмета Жубанова с
ДМЦ»
г. Капшагай Алматинской обл., Байжанова Макпал
Толеухановна
С чего
начать планирование учебно-воспитательной работы школы? Как
составить эффективный и работающий план работы школы? На что он
должен быть ориентирован? На подобные вопросы ищет ответ каждый
член администрации сначала по завершению учебного года, а потом в
начале учебного года снова возвращается к ним. Что делать, если
только приступили к должности или мало опыта? Попробуем найти
ответы на данные вопросы. Итак, самое главное и важное при
планировании – качественный анализ за прошлый учебный год по всем
направлениям: по учебной, методической и воспитательной работе,
немаловажен анализ материально-технической базы, работы библиотеки
и работы специальных педагогов – педагогов-психологов, социальных
педагогов, дефектологов, логопедов, ассистентов. Ведь работа за
прошлый учебный год по всем звеньям дала нам тот результат и те
плоды, которые мы имеем на начало учебного
года.
Будучи
членом городской комиссии по ведению внутришкольного контроля,
наблюдала различные виды неэффективного анализа. Типичная ошибка
большинства членов администрации в том, что анализ носит чисто
статистический характер, только констатация фактов. Так же
встречаются анализы, где абсолютно нет проблем, всё идеально. И
тогда возникает вопрос – что улучшать дальше в школе? А ведь
проблемы и недостатки бывают даже в самой идеальной школе. Еще одна
особенность тех анализов, которые я встречала при проверке –
отсутствие взаимосвязи между учебным, методическим, воспитательным
и вспомогательными отделами. Такие виды или формы анализа не дают
нам возможность составить эффективный, желаемый, а главное
работающий план работы школы.
А теперь о том, каким я вижу действенный анализ.
Конечно, вы можете возразить, не согласиться, но это мои выводы на
седьмой год работы в должности заместителя директора по
учебно-воспитательной работе.
При
анализе важно отражать по каждому направлению как положительные,
так и отрицательные (проблемные) моменты в работе и ставить
конкретные задачи для решения обозначенных проблем. После каждого
раздела необходимо подводить итоги, делать выводы и рекомендации. В
конце общего анализа необходимо обозначить общие выводы по всем
направлениям и вывести общие рекомендации. Вместе с тем, желательно
сделать SWOT (Сильные стороны / слабые стороны / возможности /
угрозы) анализ по работе школы за прошлый учебный год. Данный вид
анализа позволит получить полную картину дел в школе за прошлый
учебный год и выявить стороны, подлежащие изучению и контролю в
новом учебном году. Таким образом выявленные проблемные участки в
работе будут под контролем в новом учебном
году.
Возвращаясь к вопросам, данным в начале статьи,
хочется сказать, что тщательный анализ – путь к успешному
планированию. А как построить алгоритм правильного планирования в
следующих статьях….