Материалдар / СОЧ _Информатика 11 класс ЕМН_рус 1-2-3-4 тоқсан орыс сыныптарына ТЖБ БЖБ ҚГБ
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

СОЧ _Информатика 11 класс ЕМН_рус 1-2-3-4 тоқсан орыс сыныптарына ТЖБ БЖБ ҚГБ

Материал туралы қысқаша түсінік
СОЧ _Информатика 11 класс ЕМН_рус
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
15 Наурыз 2024
134
1 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
450 тг 338 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету
«Информатика»
11 класс
(естественно-математическое направление)

1

Содержание
1. Цель суммативного оценивания за четверть .................................................................................... 3
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть .......................... 3
3. Ожидаемые результаты по предмету «Информатика», 11 класс ................................................... 3
4. Уровни мыслительных навыков ....................................................................................................... 4
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей .. 5
6. Правила проведения суммативного оценивания ............................................................................. 6
6. Модерация и выставление баллов ..................................................................................................... 6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ................................... 7
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ................................. 14
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ................................. 23
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ................................. 32

2

1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и
навыков, приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и
запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по предмету «Информатика» для 10-11 классов уровня
основного среднего образования по обновленному содержанию.
3. Ожидаемые результаты по предмету «Информатика», 11 класс
Знает:
- области применения метода «обучения с учителем» при разработке искусственного
интеллекта;
- назначение виртуальной и дополнительной реальностей;
- этапы создания 3 D-панораму (виртуальный тур) с видом от первого лица;
- принципы работы «интернет вещей»;
- порядок устанавки мобильного приложения;
- о понятие Startup (стартап);
- принципы работы Crowdfunding (краудфандинг);
- пути продвижения и реализация продукта;
- назначение электронной цифровой подписи;
- функции портала электронного правительства;
- принципы машинного обучения, нейронных сетей (нейронов, синапсов);
- сферы применения искусственного интеллекта в промышленности, образовании,
игровой индустрии, обществе;
- назначение виртуальных машин.
Понимает:
- терминологию, связанную с методом «обучения с учителем» нейронной сети при
разработке искусственного интеллекта;
- назначение виртуальной и дополнительной реальностей;
- основные термины «интернет вещей»;
- порядок установки мобильного приложения;
- влияние Startup (стартап) и Crowdfunding (краудфандинг);
- пути продвижения и реализация продукта;
- принцип работы с электронной цифровой подписи;
- структуру и функции портала электронного правительства.
Применяет:
- принципы машинного обучения, нейронных сетей (нейронов, синапсов);
- описывать сферы применения искусственного интеллекта в промышленности,
образовании, игровой индустрии, обществе;
- проектировать нейронную сеть в электронных таблицах/программах математического
моделирования по готовому алгоритму
- приводить примеры, описывающие закономерности развития аппаратного и
программного обеспечения;
- создавать 3D-панораму (виртуальный тур) с видом от первого лица;
3

-

-

разрабатывать мобильное приложение в конструкторе, используя блоки кода с
условием и цикла;
разрабатывать программу для вывода данных, полученных с датчиков умного дома
создавать маркетинговую рекламу (инфографика, видео);
обосновывать необходимость защиты информации и интеллектуальной собственности
(Законы РК «Об авторском праве и смежных правах» от июня года, «О доступе к
информации» от ноября года, «Об электронном документе и электронной цифровой
подписи» от января года);
описывать алгоритм использования электронной цифровой подписи.

Навыки высокого порядка:
Анализирует:
- современные тенденции процесса цифровизации в Казахстане;
- машинное обучение, нейронные сети.
Синтезирует:
- объяснять принципы машинного обучения, нейронных сетей (нейронов, синапсов);
- информацию о перспективах «интернет вещей»;
- решение проблемы, связанной с информационными технологиями.
Оценивает:
- влияние виртуальной и дополнительной реальностей на психическое и физическое
здоровье человека;
- характеристики основных составляющих мобильных устройств: планшеты, телефоны.
4. Уровни мыслительных навыков
Уровень
Описание
мыслительных
навыков
Знание и
- описывать
области
применения
метода
понимание
«обучения с учителем» при разработке
искусственного интеллекта;
- объяснять
назначение
виртуальной
и
дополнительной реальностей;
- создавать 3D-панораму (виртуальный тур) с
видом от первого лица;
- описывать принципы работы «интернет вещей»;
- объяснять, как устанавливать мобильное
приложение;
- описывать понятие Startup (стартап);
- описывать принципы работы Crowdfunding
(краудфандинг);
- описывать пути продвижения и реализация
продукта;
- описывать назначение электронной цифровой
подписи;
- описывать функции портала электронного
правительства.

4

Рекомендуемый
тип заданий
Для проверки уровня
рекомендуется
использовать
задания
с
множественным
выбором
ответов
(МВО)
и/или
задания, требующие
краткого
ответа
(КО).

Применение

Навыки
высокого
порядка

- объяснять принципы машинного обучения,
нейронных сетей (нейронов, синапсов);
- описывать сферы применения искусственного
интеллекта в промышленности, образовании,
игровой индустрии, обществе;
- проектировать нейронную сеть в электронных
таблицах/программах
математического
моделирования по готовому алгоритму;
- описывать назначение виртуальных машин
- приводить
примеры,
описывающие
закономерности развития аппаратного и
программного обеспечения;
- создавать 3D-панораму (виртуальный тур) с
видом от первого лица;
- разрабатывать
мобильное приложение в
конструкторе, используя блоки кода с условием
и цикла;
- разрабатывать программу для вывода данных,
полученных с датчиков умного дома;
- создавать
маркетинговую
рекламу
(инфографика, видео);
- обосновывать
необходимость
защиты
информации и интеллектуальной собственности
(Законы РК «Об авторском праве и смежных
правах» от июня года, «О доступе к
информации» от ноября года, «Об электронном
документе и электронной цифровой подписи» от
января года);
- описывать алгоритм использования электронной
цифровой подписи.
- рассуждать о влиянии виртуальной и
дополнительной реальностей на психическое и
физическое здоровье человека;
- сравнивать
характеристики
основных
составляющих мобильных устройств: планшеты,
телефоны;
- рассуждать о перспективах «интернет вещей»;
- Анализировать
современные
тенденции
процесса цифровизации в Казахстане;
- объяснять принципы машинного обучения,
нейронных сетей (нейронов, синапсов);

Для проверки уровня
рекомендуется
использовать
задания, требующие
краткого ответа (КО)
и/или
задания,
требующие
развернутого ответа
(РО).

Для проверки уровня
рекомендуется
использовать
задания, требующие
краткого ответа (КО)
и/или
задания,
требующие
развернутого ответа
(РО).

5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей
Четверть
Знание и понимание
Применение
Навыки высокого
уровня
I
23%
47%
20%
II
30%
60%
10%
III
44%
45%
11%
IV
34%
46%
20%
34%
51%
13%
Итого
5

6. Правила проведения суммативного оценивания
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые
наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя
разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать
вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во
время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к
дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной
литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте учащимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать
их ластиком или корректирующим средством.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и
времени выполнения. Вы не должны читать слова за учащихся, помогать с правописанием,
перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может
предоставить преимущество отдельным учащимся.
Записи решений должны быть выполнены аккуратно. Учащимся рекомендуется
зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны
вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать
отклонения от единой схемы выставления баллов.

6

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность - 40 минут
Количество баллов – 25 баллов
Типы заданий:
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 10 заданий, включающих задания с кратким и развернутым
ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей/подвопросов.

7

Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Раздел
11.1А
Искусствен
ный
интеллект

Тема

Проверяемая цель

Уровень
Время на
Кол.

Тип
Балл за
мыслительных
выполнение, Балл*
заданий* задания*задания*
раздел
навыков
мин*

Искусствен 11.3.4.1 объяснять принципы
ный
машинного обучения, нейронных
интеллект сетей (нейронов, синапсов);
11.3.4.2
описывать
сферы
применения
искусственного
интеллекта в промышленности,
образовании, игровой индустрии,
обществе;
Проектиро 11.3.4.3
проектировать
вание
нейронную сеть в электронных
искусствен таблицах/программах
ного
математического моделирования
интеллекта по готовому алгоритму
11.3.4.4
описывать
области
применения метода «обучения с
учителем»
при
разработке
искусственного интеллекта

Знание и
понимание

3

1,2,3

РО/КО

8

7

Знание и
понимание

4

4,5,6,7

КО

5

4

25
Навыки
высокого
порядка

1

8

КО/РО

24

12

Знание и
понимание

2

9,10

РО

3

2

40 минут

25

ИТОГО:
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения

10

8

25

Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 1 четверть по предмету «Информатика»
1. Впишите по порядку
Принцип машинного обучения.

Варианты ответа: извлечение признаков, исходные данные, результат, выбор алгоритма
[1]
2. Для решения проблемы построили нейронную сеть (Рисунок 1). Опишите составляющие
элементы этой нейронных сетей.

X1

W1

N1

X2

W2

N2

X3

W3

W4

N4

Y1

N3
Рисунок 1

2.1 Выпишите обозначение нейрона на рисунке 1 и опишите его назначение.
Обозначение: ____________________________________________________________
Назначение: _____________________________________________________________
________________________________________________________________________
2.2 Выпишите обозначение синапса на рисунке 1 и опишите его назначение.
Обозначение: ____________________________________________________________
Назначение: _____________________________________________________________
________________________________________________________________________
[4]
3. Отметьте выражения, относящиеся к принципу работы нейронной сети:
Принцип работы нейронных сетей
В процессе прохода по сети величина сигнала может изменяться.
Связь нейронов осуществляют синапсы, которые усиливают или
ослабляют сигнал.
Нейронная сеть может работать без входного сигнала
Во время работы нейронной сети, веса расставляются в случайном
порядке.

Да/Нет

[2]

9

4. Приведите по одному примеру применения искусственного интеллекта.
в образовании: __________________________________________________________
[1]
5. Группа ученых создает нейронную сеть, которая из предложенных фотографии способна
определить эмоции по выражению лица: ложь, страх, злобу и другие эмоции. Напишите к
какой сфере применения будет относиться эта нейронная сеть.
_______________________________________________________________
[1]
6. Напишите к какой сфере применения будут относиться нейронная сеть для управление
манипуляторами и робототехникой
_______________________________________________________________
[1]
7. Приведите пример применения нейронной сети в игровой индустрии.
_______________________________________________________________
[1]
8. Учащийся построил нейронную сеть. На рисунке 2 изображена её часть.

X1

W1

N1
N3

X2

W2

Y1

N2

Рисунок 2

8.1 Напишите обозначение входного слоя и его назначение.
Обозначение____________________________________________________________
Назначение: ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
[2]
8.2 Напишите обозначение скрытого слоя и его назначение.
Обозначение____________________________________________________________
Назначение: ____________________________________________________________
[2]
8.3 Напишите обозначение выходного слоя и его назначение.
Обозначение____________________________________________________________
Назначение: ____________________________________________________________
[2]
8.4 Закончите построение модели работы части нейронной сети на рисунке 3, которая
покажет значение Y1= ?(?), если:
0,
? < 0,5
?(?) = {
1,
? ≥ 0,5
Напишите формулы в ячейках N1, N2, N3, Y1 на рисунке 3, которые применяются в
процессе построения модели
10

Рисунок 3
Формула для N1 ______________________________________________________
Формула для N2______________________________________________________
Формула для N3______________________________________________________
Формула для Y1______________________________________________________
[5]
8.5 Вычислите значение Y1, если известно, что Х1=0, Х2=1, W1=0,2, W2=0,6, W4=0,5,
W5=1
Место для вычислений:

[1]
9. Опишите принцип работы нейронной сети с применением метода «обучения с учителем»
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[1]
10. Опишите области применения метода «обучения с учителем» при разработке
искусственного интеллекта
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[1]

11

Схема выставления баллов

Ответ
Балл Дополнительная
задания
информация
1
1. исходные данные,
1
2. извлечение признаков,
3. выбор алгоритма,
4. результат
2
2.1 Например, N1, N2, N3 (1 балл)
4
Нейрон – базовая единица нейронной сети, которая
принимает сигналы от других нейронов, обрабатывает и
предает результат.
(1 балл)
2.2 Например, W4, W6, W8 (1 балл)
Синапс – связь между нейронами, по которой передаются
сигналы. (1 балл)
3
2
1 балл за все
Принцип работы нейронных сетей
Да/Нет
правильные
В процессе прохода по сети величина Да
ответы «Да» и 1
сигнала может изменяться.
балл за
Связь нейронов осуществляют синапсы, Да
правильный
которые усиливают или ослабляют
ответ «Нет»
сигнал.
Нейронная сеть может работать без нет
входного сигнала
Во время работы нейронной сети, веса Да
расставляются в случайном порядке.
4
Распознавание голоса, преобразование голоса в
1
Варианты ответа
цифровой формат
могут отличаться
5
Общество (криминалистика, при прохождении границы,
1
подтверждение банковских операций, для анализа
реакции публики и т.д.)
6
промышленность
1
7
Например, Акинатор.
1
Варианты ответа
Название любой игры с искусственным анализатором
могут отличаться
8
8.1 входной слой: Входные сигналы Х1, Х2 (1 балл)
12
1 балл за
Предназначен для ввода сигналов в сеть. (1 балл)
правильный
8.2 Скрытый слой: Синаптические веса, блок
ответ
суммирования (1 балл)
Предназначен для проведения вычислений /для
Возможно
обработки информации. (1 балл)
построение
8.3 выходной сигнал Y1 (1 балл)
табличной
Предназначен для вывода результата работы нейронной
модели с
сети (1 балл)
использованием
данных примера.
8.4

Формулы для N1, N2 (2 балла)
Формула для N3 (1 балл)
12

Формула для Y1: правильно указал функцию Если (1
балл); правильно указал аргументы (1 балл)
8.5 Нахождение значения Y1 для примера (1 балла)

9

10

Включает в себя «учителя», который подает в сеть
обучающую выборку заданий, на которые «учитель»
знает ответы. Сеть сравнивает свои результаты с ответами
«учителя» и корректирует свои весовые коэффициенты.
Распознавание образов:
1. буквы из текста;
2. лицо;
3. части тела;
4. животные и т.д.

Итого

1

1

25

13

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 25 баллов
Типы заданий:
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 10 заданий, включающих задания с кратким и развернутым
ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей/подвопросов.

14

Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Уровень
Время на
Балл
Кол.

Тип
мыслительных
выполнение, Балл* за
заданий* задания* задания*
навыков
мин*
раздел
11.2.А.
Виртуальная и 11.4.1.1 объяснять назначение
Знание и
Раздел «3D- дополнительная виртуальной
и
понимание
2
1, 2
РО, КО
5
4
моделирован реальностей
дополнительной реальностей
ие»
Раздел

Тема

Проверяемые цели

Человек
виртуальной
реальности

11.2В
Аппаратное
обеспечение

в 11.4.1.2 рассуждать о влиянии
виртуальной
и
дополнительной реальностей
на психическое и физическое
здоровье человека
3D-панорама и 11.4.1.3
создавать
3Dвиртуальный тур панораму (виртуальный тур)
с видом от первого лица
Виртуальные
11.1.2.1
описывать
машины
назначение
виртуальных
машин
Характеристики 11.1.1.1
сравнивать
мобильных
характеристики
основных
устройств
составляющих
мобильных
устройств:
планшеты,
телефоны;
11.1.2.2 приводить примеры,
описывающие
закономерности развития
аппаратного и программного
обеспечения

Навыки
высокого
порядка

2

3,4

РО

5

4

3

5

КО

4

2

Знание и
понимание

1

6

РО

6

3

Навыки
высокого
порядка

7

7

РО, КО

15

6

Знание и
понимание

3

10

Применение

Итого:
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения

15

10

15

8,9,10

КО

5

6

40 минут

25

25

Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 2 четверть по предмету «Информатика»
1. Приведите пример виртуальной реальности и опишите его назначение.
Пример: ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Назначение:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[2]
2. Приведите пример дополнительной реальности и опишите его назначение.
Пример: ________________________________________________________________________
Назначение:
________________________________________________________________________________
[2]
3. Опишите 2 негативных последствия на психику человека, который злоупотребляет
нахождением в виртуальной реальности.
1: ______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2: ______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[2]
4. Учащиеся 11 класса рисуют постер о правилах, которые надо соблюдать во время
нахождения в виртуальной реальности, чтобы сохранить физическое здоровье (Рисунок 1).
Опишите 2 правила, которые могут быть размещены на постере.
Правила нахождения в виртуальной реальности

Рисунок 1

1.
VR

2.

________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[2]

16

5. Запишите по-порядку действия, которые выполняют в программе, предназначенной для
создание 3d-панорамы цилиндрического типа из фотографий:
5.1

Склейка фотографий
1. Загрузить все фотографии в
программу

2. Create panorama
Склейка фотографий:
3. Выделить все фотографии

4. Align images (обработка
фотографий )

Ответ: _______________
5.2

Создание 3D - панорамы с расширением «.swf».

1. Экспортировать в swf- файл
2. Выбрать тип панорамы
Цилиндрическая

Создание 3D - панорамы :

3. Загрузить подготовленный файл
панорамы

Ответ : _______________
[2]
6. Приведите три примера назначения виртуальных машин.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[3]

17

7. В таблице 1 представлены основные характеристики Телефона Nokia 8110 и Планшета
Lenovo Yoga Pro YT3-X90F
МОДЕЛЬ
ОБЩИЕ ДАННЫЕ:
Диагональ экрана, см
Разрешение дисплея, пкс
Операционная система
Тактовая частота
Количество ядер процессора
Поддержка GPS
КАМЕРА:
Основная камера
Фронтальная камера
Встроенная вспышка
Поддержка SIM
Оперативная память
Встроенная память
Стандарт Wi-Fi
ПИТАНИЕ:
Аккумулятор, мА⋅ч
Время работы в режиме
разговора
Время работы в режиме
ожидания
ГАБАРИТЫ и ВЕС:
Высота, мм
Ширина, мм
Вес, гр

Телефон Nokia 8110

Планшет Lenovo Yoga Pro
YT3-X90F

7.11
240х320
Qualcomm
Snapdragon 205
2000 MHz
2
GPS

25.6
2560х1600
Android 6.0 (Marshmallow)

2 Mpx
Да
Да
Да
512 Мб
64Гб
4G (LTE)

13 Mpx
5 Mpx
Нет
Нет
4Гб
64Гб
802.11 a/b/g/n/ac 3G (LTE)

1500

10200
18

7

2240 MHz
4
GPS, GLONASS

408
133.45
49.3
117

179
247
665
Таблица 1

7.1 Запишите тип устройства (телефон или планшет), у которого экран больше.
Обоснуйте, с какой целью увеличили экран.
Ответ:
__________________________________________________________________________
Обоснование:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
7.2 Планшет в таблице 1 не поддерживает SIM-карту. Объясните, на что это может
повлиять и почему производители не выпускают телефоны без поддержки SIM-карт.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
7.3 В последнее время мощность процессоров на сотовых телефонах и планшетах
становится приблизительно равной. Объясните причины.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
[6]

18

8. Устройство смартфон постоянно улучшается. Перчислите 3 элемента аппаратного
обеспечения, улучшение которых приводит к увеличению быстродействия смартфона.
1. __________________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________________
[3]
9. В 2000 году был выпущен первый сотовый телефон, имеющий GPS-приёмник. Опишите
одну из новых возможностей, которые приобрел этот телефон.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
[1]
10. Программное обеспечение смартфонов постоянно совершенствуется. Сравните два
изображения на рисунке 2 и опишите два изменения, которые произошли с операционной
системой телефонов.
11.

Экран сотового
телефона 2000 г.

Современный вид экрана

Рисунок 2
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
[2]

19

Схема выставления баллов


Ответ

Балл

1

Примеры:
Игровые симуляторов;
авиасимуляторы;
автосимуляторы:
спортивные симуляторы и т.д.
Назначение:
Моделирует важные для данной ситуации
среду, создавая приближенную к реальности
модель.
Примеры:
Данные движения на лобовом стекле
автомобиля;
нахождение ближайшего полевого игрока к
воротам
при
телевизионном
показе
футбольных матчей;
«нарисованная» траектория полета шайбы во
время хоккейного матча;
Дополнительные
надписи
на
экране
смартфона, появляющиеся после его наведения
на какой-либо объект и т.д.
Назначение:
Добавить отдельные искусственные элементы
в восприятие реального мира.
Неправильное
представление
о
своих
возможностях
(завышенные/заниженные
параметры своих физических и психических
способностей).
У игроков в ролевые компьютерные игры
возможна идентификация с виртуальными
персонажами
(приравнивание
себя
к
виртуальному персонажу)
В отношениях с окружающими может
наблюдаться повышенная доминантность и
эгоцентризм.
Нервозность.
Чувство
неудовлетворенности
реальной
действительностью.
и т.д.
При ходьбе в очках находиться далеко от
колюще-режущих
предметов,
лестницы,
открытого окна и т.д.
Не превышать время, указанное в инструкции
по использованию устройства виртуальной
реальности.
Делать перерывы и т.д.
Склейка фотографий:
1. Загрузить все фотографии в программу
3. Выделить все фотографии

2

2

3

4

5

20

Дополнительная
информация
1 балл за пример, 1
балл за описание
назначения

2

1 балл за пример, 1
балл за описание
назначения

2

1 балл за каждый
правильный вариант
ответа

2

1 балл за каждый
правильный вариант
ответа

2

Ответ может
отличаться в
зависимости от

6

7

8

9

4. Align images (обработка фотографий)
2. Create panorama
(1 балл)
Создание 3D - панорамы:
3.Загрузить подготовленный файл панорамы
2. Выбрать тип панорамы Цилиндрическая
1. Экспортировать в swf- файл
(1 балл)
Для эмуляции различных компьютерных
архитектур (например, эмулятор игровой
приставки).
Для безопасной проверки программ на
содержание вредоносного ПО.
Для организации защиты информации и
ограничения возможностей программ (в
изолированной среде на диске или в памяти
размещается жёстко контролируемый набор
ресурсов).
При исследовании производительности ПО
или новой компьютерной архитектуры.
Для оптимизации использования ресурсов
мощных компьютеров.
При моделирование информационных систем
(эмуляция компьютерной сети с помощью
нескольких виртуальных машин).
Для улучшения процесса тестирования и
отладки
системного
программного
обеспечения.
Ответ: Планшет. Обоснование: планшет
применяется в основном для развлечений (игр,
серфинг в сети Интернет), реже для работы
(набора текстов, рисования графиков). Эти
виды деятельности требуют большой экран.
Планшет без поддержки SIM-карты может
осуществлять связь только Wi-Fi.
В
функции
процессоров
добавились
дополнительные
требования
(работа
с
офисными
программами,
почтовыми
сервисами и т.д.), усложнилась графика игр.
Например,
Процессор
Графические модули
Память
Определение:
 местоположения,
 скорости движения
 расстояния;
 направления;
 времени.
Географическая информационная система
Передача текущих координат по SMS
21

изучаемой
программы создания
3d-панорамы

3

Максимально 3
балла за любые три
правильных ответа

6

1 балл за каждый
правильный ответ за
каждый пункт

3

Указал
устройства

1

1 балл за любой из
правильных
вариантов ответа

два

10

Функция "Найди друга" (Friend Find):
Определяет положение объекта с другим
телефоном Benefon Esc! и показывает на карте
как добраться до него.
Функция SOS.
Посылается сообщение с координатами и
происходит
дозвон
по
заранее
запрограммированному номеру.
 Схожесть
с
настольной
версией
(пиктограммы папки, кнопки т.д.).
 Удобная
синхронизация
(постоянное
изменение
данных
о
файлах,
местоположение, обновлении программ и
т.д.)
 Многозадачность (выполнение нескольких
задач одновременно) и т.д.

Итого:

2

25

22

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
Продолжительность - 40 минут
Количество баллов – 25 баллов
Типы заданий:
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 13 заданий, включающих задания с кратким и развернутым
ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание может содержать несколько структурных частей/подвопросов.

23

Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Уровень
Время на
Балл
Кол.

Тип
Раздел
Тема
Проверяемая цель
мыслительных
выполнение, Балл* за
заданий* задания* задания*
навыков
мин*
раздел
11.3А Что
такое 11.3.4.8 описывать принципы работы
Знание и
2
1,2
КО/РО
4
4
Интернет «интернет
«интернет вещей»
понимание
вещей вещей»
11.3.4.9 рассуждать о перспективах
Знания
«интернет вещей»
высокого
1
3
КО/РО
6
3
порядка
Создание
11.5.2.2 разрабатывать мобильное
Применение
мобильного
приложение, используя блоки кода с
2
4,5
РО
5
2
приложения
условием и цикла
19
11.5.2.3 объяснять, как устанавливать
Знание и
1
6
КО/РО
2
2
мобильное приложение
понимание
Умный дом
11.5.2.5 разрабатывать программу для
Применение
вывода данных, полученных с датчиков
2
7,8
РО
6
7
умного дома
Разработка
11.5.2.6 разрабатывать программу для
Применение
проекта
управления устройствами умного дома
1
9
РО
2
1
умного дома
Как запустить 11.5.3.1 описывать понятие Startup
Знание и
РО
1
10
2
2
свой Startup (стартап)
понимание
(стартап)
11.5.3.2 описывать принципы работы
Знание и
РО
1
11
2
1
Crowdfunding (краудфандинг)
понимание
11.3В
ITStartup Продвижение 11.5.3.3 описывать пути продвижения и
Знание и
РО
1
12
2
2
6
(айти - проекта
реализация продукта
понимание
стартап) ITStartup
11.5.3.4 создавать маркетинговую
Применение
(айти
- рекламу (инфографика, видео)
1
13
РО
2
1
стартап)
и
реклама
Итого:
13
40 минут
25
25
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
24

Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 3 четверть по предмету «Информатика»
1. На рисунке 1 показан экран сайта сети проката велосипедов в городах Нур-Султан и
Алматы. Опишите какие устройства должны иметь велосипеды и пользователь для получения
права на проезд.

Рисунок 1

Устройство у пользователя: __________________________________________________
Устройство на велосипеде: ___________________________________________________
[2]
2. Напишите, что включается в понятие «интернет вещей» IoT (Internet of Things) и опишите
принцип ее работы
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Описание принципа работы:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
[2]
3. Рассуждая о перспективах развития системы «интернет вещей», учащийся выписал
направления улучшения IoT-устройств и Интернет - сети (таблица 1).
3.1 Отметьте пункты в таблицы 1, которые относятся к данной проблеме.
Направления
улучшения
1. Энергия
2. Время ожидания

Пути решения проблемы
Уменьшение энергопотребления IoTустройствами
Уменьшение времени при передаче и
обработке данных
25

Да/Нет

3. Производительность Увеличение объема данных, предаваемых
и обрабатываемых IoT-устройствами
4. Экономика
Увеличение производительности
сельского хозяйства за счет
совершенствования производительности
труда
5. Топология
Улучшить взаимодействие между IoTустройствами
6. Масштабируемость Увеличить количество устройств,
поддерживаемых системой
7. Надежность и
Улучшение надежности и безопасности
безопасность
устройств и сохранения данных
Таблица 1
3.2 Напишите пример улучшения для пункта 7:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3.3 Приведите один пример улучшения взаимодействия между IoT-устройствами:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[3]
4. Приведите пример условия задачи, в которой нужно использовать блоки ветвления для
управления IoT-устройством с помощью мобильного приложения
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
[1]
5. Приведите пример условия задачи, в которой нужно использовать блоки цикла для
управления IoT-устройством с помощью мобильного приложения
________________________________________________________________
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!