Материалдар / Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

Материал туралы қысқаша түсінік
Тема урока : Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
09 Қаңтар 2019
428
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады



Раздел долгосрочного плана:8.2А Транспорт веществ

Школа:ГУ Хмельницкая СОШ»

Дата:

ФИО учителя: Шокенова Г.Х

Класс:8 «б»

Участвовали:9

Отсутствовали:0

Тема урока

Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

Учебные цели для достижения на этом уроке

8.1.3.1 описывать состав и функции крови

Цель урока

Создать условия для формирования навыка описания состава и функций крови.

Ожидаемые результаты

Все учащиеся смогут:

Описывать состав и функции крови

Большинство учащихся смогут:

Давать описание форменных элементов крови и их функций, сравнивать их строение

Некоторые учащиеся смогут:

Сравнивать строение форменных элементов крови человека, рыб и лягушки.

Языковые цели

Учащиеся смогут использовать термины урока на трёх языках

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

На русском языке

На казахском языке

На английском языке



кровь

қан

blood

эритроциты

қызыл қан жасушалары

red corpuscles

лейкоциты

ақ қан жасушалары

leucocytes

тромбоциты

тромбоциттер

тhrombocytes

гемоглобин

гемоглобин

hemoglobin

плазма

плазма

Plasma

Полезные выражения для диалогов и письма:

Кровь – жидкая соединительная ткань, в состав которой входят ...

Форменные элементы – это ...

Форменные элементы (лейкоциты, эритроциты и тромбоциты )имеют своё характерное строение…и функции…

Плазма состоит….

Функции крови…., …., ….


Привитие ценностей

Привитие ценности основанные на идее «Мәңгілік Ел»: сотрудничество

Реализуется на операционном этапе при работе в группе

Метод: « Ментальная карта» через групповую работу

Межпредметная связь

Химия: белок, денатурация, железо, вода, гемоглобин.

Физика: движение.

Математика: Количественные показатели форменных элементов

Предшествующие знания

Учащиеся опираются на знания по темам предыдущих уроков раздела: биология 8 класс Раздел 8.2А Транспорт веществ. Тема: Внутренняя среда организма.


Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке


Ресурсы

Мотивационный этап

(5 минут)

Цель: Актуализация имеющихся знаний у учащихся и создание условия, побуждающего учащихся к продуктивной познавательной деятельности по теме урока.




Прием «Улыбка» в парах для создания коллаборативной среды

 

Активный прием «Шаг за шагом»

Цель: Актуализация опорных знаний.

Дети выстраиваются на определенном расстоянии от доски, шагают вперед, называя на каждый шаг термин, понятие или явление, связанное с ранее изучаемой темой.

Дойдя до доски, ученик снимает любой смайлик на обороте, которого номер.(деление на 3 группы) Учащиеся занимают место в соответствии номеру группы

                       

Приём: «Загадка» (1 мин.)

Цель: создание внутренней мотивации к изучаемой теме урока.

Ученикам читают загадку.

В организме есть река

Та река не глубока,

Носит к клеткам кислород,

Кормит ткани круглый год,

Яд из органов уносит,

Этим пользу нам приносит,

Цвета красного она,

Отгадаешь без труда

Учитель спрашивает: Ребята как вы думаете что это? (Кровь) Учитель задает проблемный вопрос «Как вы считаете, что мы будем изучать сегодня?» Обсуждают в группе и определяют тему и цель урока.









Рисунки смайлики с номерами

Операционный этап: (25 мин)

Цель: Создать условия для формирования навыка описания состава и функций крови.


Активный метод «Ментальная карта» (15 мин)

Цель: описывать состав и функции крови.

Группа рисует ментальную карту по технологии Т.Бьюзена по теме на листе большого формата, используя термины на трех языках.

Учащиеся, знакомясь с темой по тексту учебника, а так же интернет ресурсами, оформляют «Ментальную карту». По центру карты ребята должны прописать основной термин «Красное море. Кровь», от основного термина отведены с помощью стрелочек, ветвей фракции крови: - Плазма и (Корабли - форменные элементы крови). От фракций крови отведены стрелочки на состав плазмы и строение клеток крови. Далее ребята должны перейти на рассмотрение и указание функций клеток крови, их места зарождения (Гавани) кроветворные органы – красный костный мозг, селезёнка, печень, лимфоузлы и место разрушения (гибели). Прописывая основные понятия, ребята указывают их на трёх языках.


Прием «Посол» (5мин)

Цель: Активное слушание, публичное выступление и ясность изложения, разделение и создание взаимозависимости в группах идёт обсуждение, корректировка и утверждение карты. Далее спикер представляет работу группы. Группы задают наводящие вопросы другой группе и проводится взаимооценка с применением приёма «Две звезды одно пожелание»



Лист ФО (5 минут)

Цель

8.1.3.1 описывать состав и функции крови

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задание1.

1.Опиши строение клеток крови в соответствии с их функциями.

Клетки крови

Строение

Функции

Эритроциты


Перенос кислорода

Лейкоциты


Защита организма

Тромбоциты


Свертывание крови


Критерии оценивания

Дескрипторы

Баллы

Описыват состав и функции крови

-описывает строение эритроцитов


-описывает строение лейкоцитов


-описывает строение тромбоцитов


Проводится оценка учителя с использованием дескрипторов.


Лист А3, стикеры, маркеры фломастеры.













Приложенин №1

Листы





Приложение №2

Рабочие листы ФО


Рефлексивный этап

10 минут

Цель: Обобщить знания.

Прием «Лови ошибку» (7 -8 минут)

Цель: Совершенствование навыков критического мышления

Ученик получает текст со специально допущенными ошибками

Кровь — это разновидность эпителиальной ткани, в состав которой входит плазма и форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

В организме человека количество крови составляет в среднем 3-4 л или 1/13 массы его тела. Плазма крови по объему составляет 40–45%. а форменные элементы 55–60%, Плазма крови представляет собой полупрозрачную жидкость. В ее состав входит вода (90–92%), минеральные и органические вещества (8–10%), 7% белков. 0,7% жиров, 0.1% — глюкозы, остальная часть плотного остатка плазмы — гормоны, витамины, аминокислоты.

Эритроциты — безъядерные красные кровяные клетки, имеющие форму двояковыгнутых дисков. Такая форма увеличивает поверхность клетки в 1.5 раза. Эритроциты содержит белок гемоглобин — сложное органическое соединение, состоящее из белка глобина и пигмента крови гема, в состав которого входит медь.

Основная функция эритроцитов — свертываемость крови. Эритроциты развиваются из ядерных клеток в красном костном мозге.. В 1 мм3 крови содержится от7 до 9 млн. эритроцитов.

Продолжительность жизни эритроцитов 80–90 дней, затем в печени и селезенке они разрушаются.

Лейкоциты — белые кровяные тельца, содержащие ядра и не имеющие постоянной формы. В 1 мм3 крови человека их содержится 6–8 тысяч.

Лейкоциты образуются в красном костном мозге, селезенке, лимфатических узлах; продолжительность их жизни 120–130 дней. Разрушаются они также в селезенке.

Основная функция лейкоцитов —перенос кислорода и углекислого газа. 

Тромбоциты (кровяные пластинки) — бесцветные, ядерные клетки округлой формы, играющие важную роль в свертывании крови. В 1 л крови находится от 180 до 400 тыс. тромбоцитов. Они легко разрушаются при повреждении кровеносных сосудов. Тромбоциты образуются в красном костном мозге.


Обратная связь взаимопроверка по листам ответов (1 мин)

Домашнее задание(1 мин.)

Задание поясняет учитель, учащиеся записывают задание в дневник.

Цель: Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроке.

«Беспроигрышная лотерея» (2минуты)

На доске домашнее задание по номерам, обучающиеся из мешочка достают листочки с номерами, таким образом, определяется домашнее задание.

1. Составить тест по теме: 5 вопросов, 3 вариантов ответа

2. Составить кроссворд по теме

3.Написать эссе


Рефлексия «Мост» 1 минута



















Приложение №3 Правильные ответы «Лови ошибку»



















Приложение №4

Методы дифференциации

Критериальное оценивание.

Соблюдение СанПин.

1.По роли (активные методы «Ментальная карта»,)

2.По ресурсам (Работа с различными информационными ресурсами)

3.По дозированной поддержке («Составление ментальной карты»)

4.По результату «Лови ошибку» ФО

5.По группированию (Деление на группы)

6.Домашняя работа (Различное домашнее задание.)


1.Взаимооценивание с применением приёма «Посол» (активный метод «Ментальная карта»)

2.Самооценивание с использованием дескрипторов (ФО)

3.Взаимооценивание с применением приёма «Две звезды одно пожелание» активный метод «Ментальная карта» и «Лови ошибку»)

4.Учителем проводится Обратная связь по итогам рефлексии


Соблюдение ТБ и здоровьесберегающих технологий.

  











Приложение №1



1группа

Picture 5



Picture 6

Одно пожелание ( что именно) _____________________________________________-

   


2 группа

Picture 7

Picture 8

Одно пожелание ( что именно) _____________________________________________-

   


3 группа

Picture 9

Picture 10

Одно пожелание ( что именно) _____________________________________________-

   


Приложение №2   Кровь — это разновидность соединительной ткани, сложного состава — плазмы н взвешенных в ней клеток — форменных элементов крови: эритроцитов (красных кровяных клеток), лейкоцитов (белых кровяных клеток) и тромбоцитов (кровяных пластинок)..

В организме человека количество крови составляет в среднем 4,5–5 л или 1/13 массы его тела. Плазма крови по объему составляет 55–60%, а форменные элементы 40–45%. Плазма крови представляет собой желтоватую полупрозрачную жидкость. В ее состав входит вода (90–92%), минеральные и органические вещества (8–10%), 7% белков. 0,7% жиров, 0.1% — глюкозы, остальная часть плотного остатка плазмы — гормоны, витамины, аминокислоты, продукты обмена веществ.

Эритроциты — безъядерные красные кровяные клетки, имеющие форму двояковогнутых дисков. Такая форма увеличивает поверхность клетки в 1.5 раза. Цитоплазма эритроцитов содержит белок гемоглобин — сложное органическое соединение, состоящее из белка глобина и пигмента крови гема, в состав которого входит железо.

Основная функция эритроцитов — транспортировка кислорода и углекислого газа. Эритроциты развиваются из ядерных клеток в красном костном мозге. В процессе созревания они теряют ядро и поступают в кровь. В 1 мм3 крови содержится от 4 до 5 млн. эритроцитов.

Продолжительность жизни эритроцитов 120–130 дней, затем в печени и селезенке они разрушаются.

Лейкоциты — белые кровяные тельца, содержащие ядра и не имеющие постоянной формы. В 1 мм3 крови человека их содержится 6–8 тысяч.

Лейкоциты образуются в красном костном мозге, селезенке, лимфатических узлах; продолжительность их жизни 2–4 дня. Разрушаются они также в селезенке.

Основная функция лейкоцитов — защита организмов от бактерий, чужеродных белков, инородных тел. 

Тромбоциты (кровяные пластинки) — бесцветные, безъядерные клетки округлой формы, играющие важную роль в свертывании крови. В 1 л крови находится от 180 до 400 тыс. тромбоцитов. Они легко разрушаются при повреждении кровеносных сосудов. Тромбоциты образуются в красном костном мозге.




Приложение №3

Лист ФО

Цель

8.1.3.1 описывать состав и функции крови

Уровень мыслительных навыков

Применение

Задание1.

1.Опиши строение клеток крови в соответствии с их функциями.

Клетки крови

Строение

Функции

Эритроциты


Перенос кислорода

Лейкоциты


Защита организма

Тромбоциты


Свертывание крови


Критерии оценивания

Дескрипторы

Баллы

Описыват состав и функции крови

-описывает строение эритроцитов

1

-описывает строение лейкоцитов

1

-описывает строение тромбоцитов

1


Приложение №4

Picture 2 Shape1



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!