Статья, 6 класс

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Статья, 6 класс

Материал туралы қысқаша түсінік
Модифицированное учебное пособие «Физическая культура без границ для освобождённых школьников» направлено на создание равных условий обучения для учащихся, освобождённых от практических занятий по состоянию здоровья. Пособие сочетает глубокую теоретическую базу с интерактивными и игровыми методиками, включая казахские национальные игры, что позволяет развивать аналитическое мышление, интеллектуальные навыки и формировать осознанное отношение к здоровому образу жизни.
Материалдың қысқаша нұсқасы

Интеграция освобождённых школьников в образовательный процесс по физической культуре: опыт разработки модифицированного учебного пособия «Физическая культура без границ»

Сведения об авторах:

Рудовалова Маргарита Сергеевна – Учитель физической культуры, КГУ «Средняя школа №39 им. Ы. Алтынсарина»

Даинов Талғат Тлеубекович – Учитель физической культуры, педагог-модератор, КГУ «Средняя школа №39 им. Ы. Алтынсарина»

Город: Усть-Каменогорск, Казахстан

Год: 2025

Аннотация

В статье представлено описание модифицированного учебного пособия «Физическая культура без границ для освобождённых школьников» для учащихся 6-х классов. Обоснована актуальность разработки в контексте инклюзивного образования и недостатка методических материалов для теоретической подготовки учащихся, освобождённых от практических занятий по состоянию здоровья. Раскрыта новизна пособия, заключающаяся в сочетании глубокой теоретической базы, интерактивных и игровых методик, а также интеграции казахских национальных игр в учебный процесс. Пособие обеспечивает полноценное освоение предмета, развивая интеллектуальные, аналитические навыки и формируя осознанное отношение к здоровому образу жизни.

Ключевые слова

инклюзивное образование, освобождённые школьники, теоретическая подготовка, модифицированное пособие, физическая культура, казахские национальные игры

1. Актуальность проблемы и новизна подхода

1.1. Проблема инклюзии в преподавании физической культуры

Современная образовательная парадигма требует обеспечения равных условий для всех учащихся. Однако в преподавании физической культуры категория школьников, освобождённых от практических занятий по медицинским показаниям, часто исключается из полноценного учебного процесса. Это приводит к пробелам в знаниях, снижению мотивации и формированию неполноценного отношения к предмету. Стандартные программы по физической культуре содержат минимальный объём теоретического материала, который не позволяет этим учащимся получить фундаментальные знания о спорте, технике движений, влиянии физической активности на организм и основах здорового образа жизни.

1.2. Новизна и концепция пособия «Физическая культура без границ»

Модифицированное учебное пособие «Физическая культура без границ для освобождённых школьников» (6 класс) разработано для систематического решения этой проблемы. Новизна пособия заключается в следующем:

• Полноценная теоретическая база: В отличие от традиционных программ, пособие предлагает комплексное, структурированное теоретическое содержание, которое заменяет практическую часть урока.

• Интерактивный и аналитический подход: Применяется сочетание теоретического материала с интерактивными заданиями, рабочими листами, тестами и игровыми методами (викторины, логические задачи), что развивает у учащихся интеллектуальные и аналитические навыки.

• Междисциплинарный синтез и культурный компонент: Методика опирается на принципы междисциплинарного обучения (история, биология, культурология) и включает уникальный Раздел IV: Казахские национальные и интеллектуальные игры, что способствует воспитанию уважения к национальным традициям и культурным ценностям Казахстана.

Цель пособия — создание условий для освоения теоретических знаний и формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни у учащихся, освобождённых от физических нагрузок.

2. Структура и содержание пособия

2.1. Методическая база

Пособие построено на принципах доступности, научности и системности. Для работы с материалом используются следующие методы и формы, учтенные в процессе разработки с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся:

Метод / Форма

Описание и применение

Словесные методы

Рассказ, беседа, объяснение для изложения теоретических основ.

Наглядные методы

Демонстрация картинок, презентаций, видеоматериалов (например, с техникой бега, прыжков, тактикой игр).

Практические методы

Решение рабочих листов, тестирование (как представленный тест по бегу и метанию), выполнение логических и аналитических заданий.

Игровые методы

Викторины, командные задания, связанные с историей и правилами спорта (способствуют развитию коммуникативных навыков).

Формы организации

Индивидуальные задания, групповые обсуждения, направленные на анализ информации.

2.2. Содержательные разделы

Пособие логически структурировано на восемь ключевых разделов:

• Развитие навыков бега, прыжков и метания

• Командные спортивные игры

• Укрепление организма через гимнастику

• Казахские национальные и интеллектуальные игры

• Приключенческие игры

• Улучшение навыков посредством игр

• Улучшение навыков бега, прыжков и метания

• Теоретические основы физической культуры

3. Практическая реализация и ожидаемые результаты

3.1. Практическая ценность

Пособие предоставляет педагогам удобный и разнообразный инструмент для организации уроков физической культуры с освобождёнными учащимися. Использование тестовых заданий (как в примере по легкой атлетике) и рабочих листов обеспечивает объективность оценивания и полноценное включение этих школьников в систему аттестации по предмету.

3.2. Ожидаемые результаты

Применение данного материала направлено на развитие личности учащихся, их интеллектуальных и эмоциональных способностей. Ожидается, что учащиеся:

• Приобретут новые знания о физической культуре, её значении и влиянии на здоровье.

• Развивают аналитическое мышление и навыки работы с информацией.

• Улучшат навыки коммуникации через групповые интерактивные формы работы.

• Сформируют уважение к культурным ценностям Казахстана через изучение национальных игр.

• Повысят интерес и мотивацию к ведению активного и здорового образа жизни.

4. Заключение

Модифицированное учебное пособие «Физическая культура без границ для освобождённых школьников» является значимым и универсальным ресурсом в образовательном процессе, направленным на эффективную поддержку учителей физической культуры в условиях инклюзивного обучения. Благодаря системному теоретическому материалу, интерактивным тестам и рабочим листам, а также интеграции культурно-исторического компонента (казахские национальные игры), пособие позволяет полноценно включить освобождённых учеников в учебный процесс, расширить их кругозор и развить познавательный интерес. Пособие может быть адаптировано в зависимости от уровня подготовки и индивидуальных особенностей школьников, что делает его эффективным средством обучения, направленным на развитие интеллектуальных, аналитических и эмоциональных способностей, и является ключом к формированию осознанного, ценностного отношения к здоровью и спорту.

Список литературы

1. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.

2. Беженцева, Л. М. Основы методики физического воспитания [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. М. Беженцева, Л. И. Беженцева. — Томск : ТГУ, 2009. — 160 с.

3. Архипова Л.А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учебное пособие. — Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2013. — 127 с.

4. Сборник казахских национальных игр и развлечений / М. Гуннер ... — Алма-Ата: Комсомольское изд-во ЦК ЛКСМ Казахстана, 1938. — 37 с.

5. Лебедев И.А. Не только тест, но и средство тренировки. // Физкультура в школе. № 2. 2006. С. 35.

Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
16.10.2025
36
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі