Статья "Формирование элементарных математических представлений у детей с интеллектуальными нарушениями"

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Статья "Формирование элементарных математических представлений у детей с интеллектуальными нарушениями"

Материал туралы қысқаша түсінік
Статья посвящена формированию элементарных математических представлений у детей с интеллектуальными нарушениями, раскрывает особенности коррекционной работы и эффективные методы обучения. В ней подчеркивается значение наглядности, практических действий и взаимодействия педагогов с семьёй для успешного развития ребёнка.
Материалдың қысқаша нұсқасы

Автор: Даулеткулова Зульфия Кусайыновна

Средняя школа №17

Формирование элементарных математических представлений у детей с интеллектуальными нарушениями

Формирование элементарных математических представлений (ЭМП) у детей с интеллектуальными нарушениями является одной из приоритетных задач коррекционно-педагогической работы. Данный процесс обеспечивает развитие мыслительных операций, формирует основы познавательной деятельности и способствует социальной адаптации ребёнка. Математические знания — это не только счёт и понимание чисел, но и элементарные представления о пространстве, времени, величине, форме предметов, которые необходимы в повседневной жизни.

У детей с интеллектуальными нарушениями отмечаются особенности восприятия, внимания, памяти и мышления, что приводит к трудностям при усвоении математических знаний. Поэтому коррекционно-развивающая работа должна быть построена на принципах наглядности, систематичности и постепенности. Основой обучения становится использование конкретного практического материала и игровых методов, позволяющих ребёнку активно действовать с предметами.

Важным условием является развитие у детей сенсорных эталонов (цвет, форма, размер), а также формирование представлений о количестве и счёте. В коррекционной практике широко применяются такие приёмы, как манипуляции с предметами (кубики, палочки Кюизенера, счётные палочки), использование карточек с изображениями, наглядных таблиц, мультимедийных технологий. Педагог постепенно переходит от практических действий к словесным инструкциям и абстрактным представлениям.

Особое внимание уделяется формированию пространственных и временных представлений: «вверх – вниз», «право – лево», «вчера – сегодня – завтра», «утро – день – вечер». Это способствует развитию ориентировки в окружающем мире и является необходимым условием дальнейшего обучения.

Эффективность формирования ЭМП во многом зависит от взаимодействия дефектолога, логопеда, воспитателя и семьи ребёнка. Совместная работа обеспечивает закрепление полученных знаний и умений в повседневной жизни. Например, навыки счёта можно отрабатывать во время игр, прогулок или бытовых ситуаций (сервировка стола, раскладывание игрушек).

Таким образом, формирование элементарных математических представлений у детей с интеллектуальными нарушениями является не только средством развития их познавательной деятельности, но и важным этапом подготовки к дальнейшему обучению и социальной адаптации. Коррекционно-развивающая работа должна быть системной, учитывать индивидуальные особенности детей и опираться на активное включение их в практическую деятельность.

Литература:

  1. Лалаева Р. И. Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Речь, 2018.

  2. Малофеев Н. Н. Специальная педагогика. – М.: Владос, 2020.

  3. Певзнер М. С. Основы специальной психологии и педагогики. – М.: Академия, 2019.

  4. Шипицына Л. М. Формирование элементарных математических представлений у детей с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 2017.

  5. Журнал «Дефектология». – №4, 2022.

Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
22.00.2025
56
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі