КГУ «Кабинет психолого-педагогической
коррекции Мендыкаринского района» Управления образования акимата
Костанайской области
учитель-логопед: Татимбекова Асем
Камбаровна.
Когда обращаться к
логопеду?
В последнее
время идёт активное реформирование системы дошкольного воспитания.
Издаётся очень много новых программ, направленных на воспитание и
образование детей. Но вместе с тем очень мало времени уделяется
речевому воспитанию. Во многих учреждениях стали закрываться
логопедические группы, но, тем не менее, согласно статистике
количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к
увеличению. Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников
с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами (от 45
до 60 %). Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка – одна из
важных задач в общей системе работы дошкольного образовательного
учреждения. Ведь именно правильная речь является одним
из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом
успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на
основе устной, и дети, страдающие её недоразвитием, являются
потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями
письма и чтения). Если вовремя не устранить нарушения
звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических
процессов у детей дошкольного возраста возникнут трудности
общения с окружающими, а в дальнейшем определённые изменения
личности на пути развития «ребёнок – подросток - взрослый»,
когда закомплексованность ребенка будет мешать, ему, учиться, и в
полной мере раскрывать свои природные способности и
интеллектуальные возможности. Многие родители
осознают, что в дошкольном возрасте следует показать ребенка
логопеду и узнать, соответствует ли его речь возрасту. Но часто
откладывают этот визит, полагая, что со временем речь ребенка
станет четче и лучше.
Что является причиной сходить с ребенком к
логопеду? С какого возраста нужно обращаться к
логопеду?
- Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года)
нет гуления и лепета (звуков типа «кххх»,
«гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов «диди»,
«гиги», «тата»).
-
Если у Вашего ребенка расщелина губы-неба , то в любом возрасте
обязательно обращайтесь к логопеду!
- Если у ребенка в
возрасте 2 -х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок
совсем не говорит
-
Если ребенок не произносит к 3 годам большинство звуков (более
10-15)
-
Если Ваш ребенок к 3 годам произносит менее 1000 слов и не умеет
строить фразу.
- Если в
возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он
невнятно говорит, не выговаривает, на ваш взгляд, многие
звуки.
- Ребенок старше 6-ти лет
не произносит правильно какие-то
звуки. К
этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая
система, поэтому проблем быть не должно.
- Ребенок начал говорить с
запинками,
повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.
Не допустите
наслоения школьных проблем на уже существующие. Еще есть время
проконсультироваться с логопедом и исправить
ситуацию.
В
заключение хотелось бы добавить, что в одной статье невозможно
изложить всю информацию о таком «глобальном» периоде в
речевом развитии детей, каким является дошкольный возраст,
и, тем более, дать точные рекомендации в каждом конкретном
случае (это можно сделать только после обследования
ребенка).
Желаем Вам
успехов в развитии вашего ребенка!