Материалдар / Статья НПК. Тема: Опыт применения педагогического подхода исследования урока Lesson Study на уроках естественного цикла.

Статья НПК. Тема: Опыт применения педагогического подхода исследования урока Lesson Study на уроках естественного цикла.

Материал туралы қысқаша түсінік
Статья посвящена педагогическому подходу Lesson Study направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Тема Lesson Study: Возможности развития мыслительных навыков учащихся, как результат исследования серии уроков естественно-математического цикла. Исследовательский вопрос: Какие техники и приемы будут наиболее эффективны для развития навыков высокого порядка у учащихся в рамках урока? Проблема: создание условий для развития навыков высокого порядка у учащихся в рамках урока. Цель проведения Lesson Study: определить и представить техники, приемы и методы для развития навыков высокого порядка.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
16 Мамыр 2024
104
0 рет жүктелген
1170 ₸ 1300 ₸
Бүгін алсаңыз 10% жеңілдік
беріледі
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Шегенова М.К., учитель географии, истории.

Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының

«Сарыкөл ауданы білім бөлімінің Тимирязев жалпы

білім беретін мектебі» КММ

КГУ «Тимирязевская общеобразовательная школа

отдела образования Сарыкольского района»

Управления образования акимата

Костанайской области



ТЕМА: Опыт применения педагогического подхода исследования урока Lesson Study на уроках естественного цикла.


Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

Василий Ключевский


Задача образования не может сводиться только к вооружению учащихся определённой суммой знаний. Необходимо развивать мыслительные навыки, сформировать у них умение оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.

Педагогический подход Lesson Study представляющий собой особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Процесс улучшения качества урока, включающий планирование урока, обсуждение плана урока, исследование проведенного урока, обсуждение, проводимое после урока. Данный педагогический подход помогает педагогическому сообществу школы найти новые пути в решении различных проблем, возникающих в процессе обучения.

В рамках работы сетевой площадки учителей ЕМЦ на 2022-2023 год, была запланирована серия уроков в формате Lesson Study по предметам естественно-математического цикла, которая проводилась с 10 по 17 февраля 2023 года.

Наблюдая за обучающимися 7 класса, фокусная группа, пришла к выводу, что это класс с разным уровнем познавательных возможностей и мыслительных навыков.

В классе обучается 22 ученика. Процент качества знаний по биологии в данном классе по итогам 2 четверти составляет 73% (16 человек имеют оценки «5» и «4»), по географии 73%, по химии 59% (13 человек имеют оценки «5» и «4»). Четко выявлено деление на сильного, среднего и слабого ученика. Сильный и средний имеют повышенную мотивацию к обучению и готовы развивать свои навыки, имея необходимость в личном прогрессе. Эти ученики являются лидерами класса. Слабые, напротив, не испытывают нужды в самосовершенствовании. В данном классе возникла проблема – группа высокомотивированных учащимися, требует особого подхода, но зачастую на уроках задания для сильных учащихся не планируется или не всегда соблюдается дифференцированный подход в обучении, поэтому на уроках сильные дети не получают должного развития. Это стало причиной проведения исследования. Перед учителями ЕМЦ возникла проблема: какие условия необходимы для развития навыков высокого порядка у учащихся в рамках урока?

Тема Lesson Study: Возможности развития мыслительных навыков учащихся, как результат исследования серии уроков естественно-математического цикла.

Исследовательский вопрос: Какие техники и приемы будут наиболее эффективны для развития навыков высокого порядка у учащихся в рамках урока?

Проблема: создание условий для развития навыков высокого порядка у учащихся в рамках урока.

Цель проведения Lesson Study: определить и представить техники, приемы и методы для развития навыков высокого порядка.

Ожидаемый результат: выбор оптимального сочетания форм, техник, методов, приемов и средств для развития мыслительных навыков учащихся.

Приступая к реализации исследования в действии, мы предварительно выработали систему из трех уроков, совместно планируемых, наблюдаемых и анализируемых учителями и представителями администрации:

Шаги:

1. Провели заседание с участниками исследования для определения ожидаемых результатов.

2. Выявили параметры потребностей в 7 классе по первоначальному наблюдению: применение активных форм групповой работы с использованием проблемно-диалогового обучения, заданий, разработанных по таксономии Блума, личностно-ориентированного обучения (сильные ученики в роли консультантов).

3. Определили зону наблюдения: методы, техники, приемы, задания для развития навыков высокого порядка.

4. Обсудили план проведения исследования: урок биологии «Центральная и периферическая части нервной системы», урок географии «Языковые семьи и группы народов мира», урок химии «Структура периодической таблицы».

5. Определили три типа исследуемых учеников по результатам показателей успеваемости по общеучебным дисциплинам (слабый, средний, сильный).

6. Обозначили ожидаемые результаты от каждого ученика по окончании Lesson Study.

7.Закрепили за каждым исследуемым учеником «наблюдателя» и поручили фиксировать ожидаемую реакцию от наблюдаемых учеников в процессе занятий; каждый член группы заполнял листы наблюдений на исследуемых учеников.

8. После каждого урока Lesson Study обязательная рефлексия: учеников и учителей, обсуждение, рекомендации по коррекции плана следующего урока.

Фокус-группа:

Слабый: ученик С (наблюдатель 1).

Средний: ученик В (наблюдатель 2).

Сильный: ученик А (наблюдатель 3).

Как учитель-исследователь, я должна была разработать один урок из трех, который решал бы проблему создания условий для развития навыков высокого порядка у учащихся в рамках урока.

Мною был запланирован и с коллегами разработан урок по географии на тему: «Языковые семьи и группы народов мира».

Цель обучения: 7.4.1.1 - объясняет этнолингвистическую классификацию народов мира.

Цель урока: 1. Сформировать представление о языковых семьях и группах народов мира; 2. Развить навык работы с тематическими картами; 3. Проанализировать причины распространения языков на Земле.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Критерии оценивания: знают и понимают особенности этнографического состава населения; умеют анализировать и определять соответствие языковых семей и этносов.

Внедряемый метод: дифференцированный подход обучения в группах учащихся с заданиями разного уровня по таксономии Блума.

В ходе урока организована работа шести дифференцированных групп с заданиями разного уровня по таксономии Блума. Для каждой группы были разработаны разноуровневые задания. Группы были сформированны по уровню мыслительных навыков. Всего групп было шесть: две группы с высоким уровнем мышления, две группы со средним уровнем мышления и две группы с репродуктивным уровнем мышления.

Соблюдены все структурные компоненты урока.

Начало урока.

Урок был начат с психологического настроя. Так, как в этот день был праздник День Св. Валентина, то детям было со стороны учителя подарена большая «валентинка» с наилучшими пожеланиями. Была дана возможность высказать друг другу положительные пожелания.

Некоторые учащиеся озвучили свои пожелания.

Стадии вызова были предложены вопросы для каждой дифференцированной группы на размышление. За каждый верный ответ группа должна была получить по 1 баллу. Было выделено время для обсуждения в группе 1 мин.

Для группы с репродуктивным уровнем мышления был задан вопрос:

Как вы думаете Казахстан многонациональная страна?

Для группы с средним уровнем мыслительных навыков был задан вопрос:

Как вы думаете Казахстан моноязычная страна?

Для группы с высоким уровнем мыслительных навыков был задан вопрос:

Какой праздник отмечают в РК 22 сентября ежегодно?

После обсуждения и ознакомления с правильными ответами ученики в листах оценивания проведя взаимооценивание ставят заработанный балл.

Оценивание на уроке проходит различными способами: взаимооценивание, самооценивание и через оценку учителя. У каждого ученика есть индивидуальный оценочный лист, в котором указаны этапы и максимальный балл за него.

Заданные вопросы дали возможность совместно выйти на тему урока, совместно поставить цель урока. В качестве наглядности используется электронная презентация PowerPoint, на экран выведена тема урока, цели обучения, цель урока.

Стадии осмысления.

Ученикам было дано время (10 минут) для чтения параграфа 45-46 в рамках проекта «Читающая школа». После глубокого погружения в чтение материала, учитель раздаёт задание группам.

Ученики репродуктивного уровня мышления отвечают на вопросы базового уровня: знание и понимание. Ученики среднего и высокого уровня мышления выполняют задания на уровень анализа, синтеза, сравнения и оценки. Каждая группа работала в течении 10 минут над выполнением своего задания. Ученик группы С. находили ответы в параграфе на поставленные вопросы, ученики группы В. работали над формулой ПОПС, а ученики А работали над формулой SWOT-анализ.

У сильных учащихся появляются единомышленники, они имеют возможность обмениваться мнением, работают в группе все участники, сильным детям очень нравиться такая форма организации работы. Слабые дети поставлены в такие условия, что у них нет возможности надеяться на помощь более сильного одноклассника, приходиться рассчитывать только на свои силы. Такая ситуация заставляет их включаться в процесс обучения, быть более внимательными, находить ответы на вопросы, таким образом, созданы условия для развития мышления слабых учащихся, с низкой мотивацией к обучению.

Задача слабых учеников была найти ответы на вопросы (у каждого ученика 4 вопроса по тексту параграфа) занести их в «валенитнки» (у каждого ученика 4 вопроса и 4 «валентинки»). За тем озвучить ответ перед одноклассниками и оформить совместный флипчарт. При самооцениванн ученики С. поставили каждый себе, тот балл на сколько вопросов они сумели дать верный каждый, всего баллов было 4, как и вопросов по данному заданию.

Ученики В. работали над формулой ПОПС. Работать можно было, как индивидуально, так и сообща. Обучающиеся данной группы выбрали индивидуальную работу, так как в некоторых моментах не нашли единого мнения. Это говорит о том, что ученики данной группы имеют отличные друг от друга взгляды и мыслят критически. Были предложены различные позиции.

Для первой группы учеников В.:

1. Верно ли, что название народа и язык совпадают?

2. Владение тремя языками будет преимуществом для каждого казахстанца?

3.Какой язык в Казахстане может быть лингвафранка?

Для второй группы учеников В.:

1. Знание казахского языка поможет вам при путешествии по некоторым странам.

2. Английский язык самый распространённый в мире?

3. Если языки у разных народов похожи, значит, они имеют генетическое родство или длительные культурные контакты, общность в материальной и духовной культуре. Это укрепляет взаимопонимание между народами?

При защите своих формул ПОПС, каждый ученик сумел обосновать все свои позиции и аргументировано отстаивал свой взгляд. Эта работа показала, что все ученики данной группы обладают высокими навыками мышления.

При самооценке ученики В. поставили каждый себе 4 балла из 4 так как сумели раскрыть все позиции.

Ученики А. совместно работали в группе над формулой SWOT-анализ. При выполнении данной работы нужно было найти консенсус во взглядах и выработать единую позицию. Примерные задания группам сильных учеников звучали так:

1. Переход казахского языка на латиницу с кириллицы;

2. Развитие казахского языка в стране.

Сильные ученики сумели организовать совместное обсуждение и заполнить SWOT-анализ. Затруднений ни организация обсуждения, ни точки зрения не вызвали. Защита SWOT-анализ, каждой группы прошла на высоком уровне, где каждый ученик смог высказаться и доказать свою точку зрения. При самооцениванн ученики А заработали высокий балл за задание.

Ученик А,В,С полностью реализовал себя на данном уроке.

Заключительный этап. Рефлексия урока. После изучения нового материала ученикам было предложено итоговое задание «ДА» или «Нет».

Было дано всего 4 утверждения, на которые практически все дети дали верные ответы. После чего был подведен итоговый балл за урок и выведена итоговая оценка за урок по критериям.

На этапе рефлексии «Валентинки» - детям раздаются бумажные сердечки, где предложено проанализировать работу одноклассников, итоговые оценки. По желанию могли высказаться члены групп и отдельные ученики.

Свое мнение высказали ученик А, В и С. Они удовлетворены своей работой и работой своих одноклассников. Урок оставил у них хорошие впечатление, особенно у учеников группы С и А.

Вывод:

Внедряемый дифференцированный подход обучения в группах учащихся с заданиями разного уровня по таксономии Блума дал положительный результат. Все разноуровневые группы были поставлены в равные условия при выполнении заданий по таксономии Блума. Урок достиг целей обучения. Учащиеся достигли ожидаемых результатов. На уроке были созданы такие условия, что все учащиеся были задействованы в процессе обучения, активно работали на протяжении всего урока. Внедряемый метод организации работы класса в равносильных дифференцированных группах и работа с заданиями по таксономии Блума –эффективны.





Материал жариялап тегін
сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!