СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ
ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Мы, учителя, можем делать трудные задачи
лёгкими.
Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить
то,
что преподаёшь и любить тех, кому
преподаёшь.
Формирование у школьников 1-4 классов
вычислительных навыков остаётся одной из главных задач начального
обучения математике, поскольку вычислительные навыки необходимы как
в практической жизни человека, так и в учении.
Эти навыки должны формироваться осознанно и прочно, так как на их
базе строится весь начальный курс обучения математике. Умения
производить вычисления выделяют в одну из содержательно-целевых
линий развития ученика средствами математики, так как это умение
реализуется в принятии решений в различных жизненных ситуациях, что
необходимо для формирования функционально грамотной
личности.
Актуальность данного
опыта заключается в том, что решение задач,
поставленных реформой школы в области начального обучения
математике, требует значительного улучшения методико-математической
подготовки учителя начальных классов. В современных условиях курс
математики настоятельно требует обогащения учащихся общими
математическими идеями, методами, существенного повышения
идейно-теоретического уровня математического
образования.
На уроках математики используют: логические
задачи, задачи шутки, загадки, задачи – смекалки.
Проработав большое количество методической
литературы и, основываясь на опыте работы учителей начальных
классов – учителя нашей школы выработали свои приемы отработки
навыков решения задач на основе алгоритма действий и опорных
схем.
Выделили этапы работы, поставили цель,
определили, что мы должны получить в конечном
результате.
Работа над любой задачей проходит по алгоритму,
который вводится с первого класса.
На
первом этапе ставятся цели:
-
подготовка к введению задач, как особого вида математических
упражнений;
-
раскрытие смысла действий сложений и вычитаний;
-
выработка навыков составления задач;
-
определение типа задачи с помощью опорных схем.
На
начальном этапе, т.е. в первом классе, обучение решению задач
начинается с иллюстрации условия. Для этого имеются карточки. По
ним учащиеся составляют задачи.
Объясняют, какое действие нужно выполнять, то
есть доказывают выбор действия: вместе – всего – выполняю сложение.
Остаток находим вычитанием.
Тут
же вводится простейший анализ. Цель: оставить наглядный след
объяснения элементов задачи.
Условие – вопрос – решение –
ответ.
Решение задач сначала происходит с анализа,
рассуждения, доказательства выбора действий.
Затем можно переходить на условные обозначения,
осторожно не навязывая учить обозначать кратко. Тут же вводить
опорные схемы – наборные полотна простых задач. Они очень удобны
для анализа, восприятия главной мысли задачи.
Выработки математической терминологии,
доказательства, выбора действий, вначале простых, а далее в сложных
задачах.
Опора – специальные схемы
задач:
-
нахождение суммы;
-
нахождение остатка;
-
увеличение числа на несколько единиц;
-
на разностное сравнение;
-
уменьшение числа на несколько единиц.
Они появляются по мере изучения по той теме, по
которой идет работа. Это способ внешней организации мыслительной
деятельности детей. «Опора – опора для мысли» - так писал С.
Соловейчик. Дети учатся думать вслух, каждое действие
сопровождается словом. При этом ребенок чувствует: весь класс
подчиняется его воли. Он учитель, от него зависит работа всех, а,
значит, старается говорить громко, четко. Отсюда вырабатывается
хорошая дикция, выразительная речь.
Затем переходим к схемам. На первых порах учитель
помогает ученикам, потом схемы-опоры нужно включать каждый урок. Во
время устного счета показывать схему, а ученики ее
анализируют.
Через некоторое время результат налицо. Задачи
дети решают с огромным удовольствием, после одноразового чтения
задачи ребята говорят, какого вида эта задача.
Поэтапное и постепенное изучение типов задач
помогает ученику более успешно ориентироваться в учебном материале
и открывает путь к беспроблемному решению задач комбинированного
характера.
Прекрасный и яростный мир математических задач
постоянно возобновляется и пополняется, что свидетельствует о том,
что математика живая наука.
Новизна данного опыта состоит в том, что
теоретически обосновано одно из направлений совершенствования
методики формирования вычислительных умений и навыков учащихся 1-4
классов посредством активизации их познавательной деятельности
через систему упражнений, удовлетворяющую определенным принципам и
вытекающим из них требованиям.
И по каким бы программам мы не работали, какую бы
не осваивали технологию, мы должны помнить, что делаем это для
того, чтоб помочь ребёнку, научить его испытывать радость труда –
значит научить его быть по настоящему счастливым и от нас, учителей
зависит, чтобы каждому ребёнку пришёл успех в учении, а его
школьные годы, стали ступеньками становления человека и
гражданина.
Литература
-
Е
Бортникова Чудо – обучайка г. Екатеринбург «Литер» 2006
г.
-
О.В. Узорова «Контрольные и олимпиадные работы по
математике» г.Москва « Астрель» 2000 г.
-
С.Н. Лысенкова «Когда легко учиться» г. Москва
«Педагогика» 1985г.
-
Л.С. Бескоровайнова, О.В. Перекатьева «Методика
современного открытого урока математики 1- 2 классы» Ростов – на –
Дону «Феникс» 2003 г.
-
М.Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по
математике» Москва «Просвещение» 1996 г.
-
Е.А. Ведилина, М.А. Кененбаева «Развитие
математического мышления и способностей на уроках математики
начальной школы» «Начальная школа» №6 2005г.