Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Сущность и характеристики основных системообразующих элементов педагогического менеджмента
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Голубева Светлана Николаевна
Директор КГУ «Общеобразовательная школа Достык»
Сущность и характеристики основных системообразующих элементов педагогического менеджмента
Основные понятия: Менеджмент педагогический, образовательный процесс, менеджер учебно-познавательного процесса, менеджер учебно- воспитательного процесса, мониторинг образовательного процесса, информация, управление учебно – воспитательным процессом, структура, организация, системообразующий фактор
Поиск новой философии социального управления, обусловленный происходящими в нашей стране изменениями экономических отношений, государственно-политического устройства, общественного сознания, ценностей и ориентаций, осуществляется как через переосмысление и переоценку своего управленческого опыта, так и через изучение, анализ, оценку и адаптацию к нашим условиям мирового управленческого опыта. Этот мировой опыт управления на уровне организации (завода, фирмы, компании, объединения, школы и др.) выражается в общем понятии «менеджмент».
В книге М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» менеджмент рассматривается в нескольких значениях: как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей», как «управление, функция, вид деятельности по руководству с людьми в самых разнообразных организациях» и как «область человеческого знания, помогающего осуществлять эту функцию». Таким образом, слово «менеджмент» переводимое с английского как «управление», рассматривается и в значении вида деятельности, и в значении в области знания. Для достижения целей организации менеджмент предполагает использование не только кадровых ресурсов (труда, интеллекта и мотивов поведения людей), но и материальных, финансовых. Кроме того, в многочисленных источниках менеджмент рассматривается не только как наука (область знаний) управления, но и как искусство управления, основывающееся на здравом смысле и интуиции менеджера (управленца), проявляющееся в нестандартности и оригинальности его решений, быстрой реакции и импровизаций действий. Таким образом, менеджмент можно определить как науку, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации.
В ведущую составляющую педагогического менеджмента – сущность (определение и характеристику) его основных элементов и системообразующих понятий – входят базовые определения.
Менеджмент педагогический – комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления учебно-
воспитательным и учебно-познавательным процессом, направленных на повышение его эффективности.
Образовательный процесс – целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованного учебно- воспитательного и учебно-познавательного процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.
Менеджер учебно-познавательного процесса – преподаватель, выступающий в качестве субъекта системы управления учебно-познавательной деятельности учащихся.
Менеджер учебно-воспитательного процесса – руководитель учебного заведения (директор, его заместитель), выступающий в качестве субъекта управления учебно-воспитательной деятельностью педагогических работников.
Мониторинг образовательного процесса – непрерывное отслеживание хода, результата и эффективности образовательного процесса с помощью компьютерной технологии сбора и обработки получаемой информации.
Информация (от лат. information – разъяснение, изложение) – предмет и продукт труда менеджера учебно-воспитательного и учебно-познавательного процесса.
Управление учебно – воспитательным процессом (как составляющая часть педагогического менеджмента) – целенаправленное воздействие руководителя на педагогический коллектив и учащихся путём научно обоснованного планирования, организации и контроля их деятельности.
Педагогический менеджмент как деятельностная (в первую очередь) и суммативная система одновременно имеет свою структуру и системообразующие факторы:
• цель деятельности (планируемый, ожидаемый результат);
• субъект деятельности (директор, его заместители, учителя, учащиеся и т.д.);
• объект деятельности – исполнитель распоряжений руководителя (заместители, учителя, учащиеся и т.д.);
• содержание деятельности (учебная, управленческая и иная информация);
• способы деятельности (методы и стиль взаимодействия преподавателя с учащимися, руководителя с учителями и учащимися и т.д.).
Одна из важных проблем в определении системы - выяснение сущности сил, объединяющих множество в одну систему. Действительно, как образуются, существуют, функционируют, развиваются системы? Как они сохраняют свою целостность, структуру, форму, ту особенность, которая позволяет отличить одну систему от другой? Почему неупорядоченность, хаос превращаются в организованное образование? Для объяснения этого применяется специальный термин - "системообразующий фактор". Под ним понимается фактор, который формирует систему.
Структура - упорядоченность отношений, связывающих элементы системы и обеспечивающих ее равновесие, способ организации системы, тип связей.
Организация - не только как свойство всего сущего, а и некоторая упорядоченность содержания.
Системообразующий фактор - признак, который объединяет объекты в систему.
Идея системообразующего фактора волнует философов со времени возникновения философии до наших дней. Она зародилась уже в глубокой древности. Платон (428 или 427-348 до н. э.) представлял мир сотворенным творцом (демиургом), который придал ему душу. Последняя обеспечивает его порядок. При этом бестелесными сущностями всего сущего выступают идеи. У выдающегося энциклопедиста античного мира Аристотеля (384-322 до н. э.) фактором упорядочивания считается форма, которая представляется активным началом по отношению к материи. У Г. Гегеля (1770-1831) системообразующим свойством обладает противоречие, у К. Маркса (1818- 1883) - необходимость, противоречие и т.п. В наше время наука находит все больше подтверждений того, что принцип системности - основополагающее свойство материи и сознания.
Системообразующий фактор, с одной стороны, представляется объективным явлением, ибо характеризует способность материи обретать и проявлять системность. Но, с другой стороны, он выступает средством для вычленения исследователем системы из среды, т.е. он - инструмент проверки того, есть ли то, что определяется им, системой. Таким образом, системообразующий фактор - это одно из проявлений активности материи в аспекте реализации ее способности формировать системы. Вместе с тем поиск системообразующих факторов отражает способность человеческого мозга видеть мир в системном измерении.
Проблема поиска системообразующих факторов является одной из главных проблем науки, поскольку, найдя фактор, мы находим систему. А это приводит к кардинальному росту познавательного эффекта. Достаточно вспомнить, например, о скачке в науке благодаря открытию Д.И. Менделеевым (1834-1907) периодического закона и построения периодической системы элементов. Системообразующим фактором периодической системы элементов выступает зависимость между атомным весом и свойствами элементов. Открытие позволило объединить все элементы в строгую периодическую систему, создало возможности не только описывать свойства имеющихся элементов, но предсказывать появление новых.
В науке просматриваются два направления поисков системообразующих факторов:
первое - естественнонаучное, заключается в том, что исследуются особенности, специфика, характер системообразующих факторов в каждой анализируемой системе. Химики, например, выделяют различные типы связи в веществе: ковалентная, водородная, ионная и др. Потом по этим видам факторов исследуют реальные явления. Каждая наука накопила значительный багаж знания тех факторов, которые образуют системы;
второе - характеризуется попытками выявить за спецификой, уникальностью, единичностью конкретных системообразующих факторов закономерность,
присущую всем системам без исключения, но проявляющаяся по-разному в разноуровневых системах.
Существует несколько идей поиска главных факторов образования системы с философской точки зрения. Так, российский физиолог, основоположник теории функциональных систем Петр Кузьмич Анохин (1898-1974) выдвинул идею: решающий и единственный фактор - результат функционирования системы, который, будучи недостаточным, активно влияет на отбор именно тех степеней свободы из компонентов системы, которые при их интегрировании определяют дальнейшее получение полноценного результата. Согласно функциональной теории систем системообразующим фактором поведенческих актов признается доминирующая мотивация, формирующаяся на основе ведущей потребности организма. Речь идет о такой биологической мотивации, как голод, которая выступает в виде ведущей метаболической потребности.
Встречается мнение, что системообразующим фактором является цель, благодаря которой элементы системы объединяются и функционируют ради ее достижения. Это приемлемо для живой природы и социальной жизни. Здесь целевая системная организация нередко ведущая. В неживой природе, где цель
- движение к состоянию равновесия, это менее четко выражено. Развитие, например кристалла, направленно, ибо он принимает определенную форму, но это происходит не потому, что атомы заранее сориентированы для принятия формы кристалла, а в силу того, что существуют взаимодействия между атомами, выстраивающие их в нужном порядке.
Системообразующим фактором является время, точнее не протяженная его часть, а та, которую мы называем будущее. Будущее может выступать целью объединения. Понятие "ради будущего" применимо к процессам создания любых систем. Будущее лежит и в основе их сохранения. Кроме того, будущее влияет на развитие систем еще и тем, что его зачатки существовали в прошлом. Особенно хорошо применимы эти категории к анализу социальных систем. Достаточно вспомнить, что в последние годы прошлого века и тысячелетия существенно активизировалось развитие многих стран и народов с целью войти в новый век и тысячелетие со значительными экономическими, политическими и социальными успехами. Появление новых целей укрепляет и развивает систему. Неопределенность же с будущим резко ухудшает развитие системы, которая утрачивает динамику, снижает интегрированность, а также эффективность функционирования. Утрата будущего, по всей видимости, есть первейшее условие для аннигиляции системы.
Системообразующим фактором может быть и прошлое. Это хорошо видно на примере поставторитарных стран, в которых в условиях социально-экономического кризиса резко обострилась ностальгия по социалистическому прошлому. Она в немалой степени способствует формированию коммунистического движения, развитию различных форм социального протеста.
Настоящее время также систем о образует объекты, соединяя и кон- солидируя для успешной и быстрой реализации их индивидуальных целей.
Благодаря этому индивидуальное выживание объектов становится более успешным, ибо срабатывает синергетический эффект - эффект умножения результата от их функционирования, который оказывается больше суммы отдельных эффектов от элементов.
В общем, выделение пространства и времени как внешних систе- мообразующих факторов условно (все в мире находится в пространстве и во времени), однако каждая конкретная система имеет свои пространственно- временные характеристики, которые мы можем определить как внутренние, присущие только ей и отличные от пространства и времени другой системы. Здесь наблюдается удивительное многообразие, например, временной детерминации, когда прошлое, настоящее и будущее формируют различные свои соотношения в системообразующих факторах систем. При этом одни систе- мы предопределяются преимущественно прошлым, другие - настоящим, третьи
- будущим, четвертые - всеми видами времени.
В качестве оснований классификации системообразующих факторов выделяем активность, способ проявления, положение по отношению к системе, аспекты системы, соответствие реальности и характер действия.
Если представить данную классификацию в виде дерева, уровнями которого представляются основания классификации, а ветви - конкретные разновидности, то получим детальные описания имеющихся системообразующих факторов.
Системообразующие факторы выполняют вполне определенные функции по отношению к системам:
• выступают источником возникновения систем, ибо возникновение системообразующего фактора означает прекращение существования неупорядоченности, появление обостренной нужды в системе;
• играют важную роль в поддержании равновесия системы. Система, вышедшая из равновесия, побуждает, "включает" системообразующий фактор, который обеспечивает достижения ею состояния гомеостата;
• обеспечивают процесс наследования в системах, память о ее коде. Обратим внимание и на то, что системообразующие факторы далеко не всегда проявляют себя открыто. Это скрытые факторы, что требует специальных и длительных исследований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
М.А. Гончаров. Основы менеджмента в образовании. 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008.
-
Артюхов М.В.Управление образовательными системами: менеджмент, маркетинг, человеческие ресурсы. Новокузнецк, 2004.
-
Белая Г.В.Теоретические основы университетского менеджмента. М., 2001.
-
Дороблюк Т.Б.Менеджмент образования в приоритетах качества. Омск, 2004.
-
Ермаков В.В.Менеджмент организаций: учеб, пособие. Воронеж, 2005.
-
Крымов СМ.Методологические основы менеджмента: учеб, пособие. Томск, 2002.