Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Тема урока: Хозяйство и быт уйсунов
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
-
Тема урока: Повторение. «Сложение казахской народности», «Культура Казахстана в XIV – XV вв.»;
Цель урока: проверка степени усвоения знаний, умение применять их на практике.
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные: воспитание любви к истории и культуре своего народа.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, цветные жетоны, дидактический материал.
Правила
игры: 3. Участники оцениваются жетонами.
Ход урока:
Звучит медленная музыка.
Мне нравится когда… (Учащиеся описывают свое состояние, когда им что-то нравится).
Учитель: Мне нравится, когда вы все получаете пятерки, когда вы узнаете что-то новое, когда радуете своими знаниями.
Давайте повернемся друг к другу, улыбнемся, мысленно пожелаем хорошей работы на уроке.
Сегодня у нас с вами урок повторения. А это значит, что мы повторим и обобщим знания, полученные вами на уроке. И, возможно, обогатим свои знания по предмету. - Ребята, напомните мне, о чем мы говорили на предыдущих уроках. Итак, сегодня мы должны еще раз вспомнить о формировании казахской народности и развитии культуры Казахстана в XIV – XV вв. Но урок у нас необычный. Он пройдет в форме игры «Интеллектуальный марафон». Участники марафона – это вы. Главным судьей марафона буду я. Оценивание будет осуществляться с помощью жетонов.
Но прежде чем перейти к повторению, давайте выясним, что обозначает слово МАРАФОН. - Ваши мысли по этому поводу?
Между персами и греками в V в. до н.э. шли кровопролитные войны. В 490 г. до н.э. произошел новый поход персов на греков. Они высадилась в северо-восточной части Аттики, на Марафонской равнине около небольшого городка Марафон, в 42 км от Афин. Численное превосходство было на стороне персов, качественное – на стороне греков. Греками командовали десять стратегов: один из них, Мильтиад. В Марафонской битве греки дали первый отпор персам. В бою греки потеряли 192 человека, персы – 6400 человек. Мильтиад отправил гонца Евкла в Афины с вестью о победе. Пробежав сразу после боя около 40 километров к городу, скороход выкрикнул «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер. Марафон – дисциплина легкой атлетики, представляющая собой забег на дистанцию 42 километра 195 метров.
А начнем мы с разминки.
1. «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»
Перед вами карточки трех цветов. Вам необходимо найти верные варианты ответов, используя цветовые обозначения: красный, желтый, зеленый.
На слайде появляются вопросы с тремя вариантами ответов. По команде учителя учащиеся поднимают карточки по принципу светофора. Затем высвечивается верный ответ.
1. Черты лица представителей какого племени особенно схожи с андроновцами по мнению ученого-антрополога О.Исмагулова? А) саков В) уйсунов С) сарматов 2. Чье нашествие отбросило формирование казахской народности на 150-200 лет? А) гуннов В) огузов С) монголов
3. В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена … А) Ханства Абулхаира В) Золотой Орды С) Белой Орды
4. Появление названия «узбек» связано с именем хана: А) Узбека В) Абулхаира С) Жанибека 5. Историк Рузбихан свидетельствовал, что в Узбекском улусе в XV веке было три народности, из которых самые многочисленные и воинственные – А) мангыты В) казахи С) монголы
6. Роды и племена, населявшие территорию Казахстана в XIV-XV вв., входили в состав различных ханств, но общались на одном языке – А) кыпчакском В) монгольском С) тюркском
7. Слово «алаш», вероятно, появилось в: А) X-XII веках В) XI-XII веках С) IX-X веках
8. В «Арабо-тюркском словаре» слову «казах» придается значение: А) «вольный» В) «прочный» С) «крепкий»
9. Завершение формирования казахской народности приходится на: А) I половина ХIV – нач. ХV вв. В) II половина ХV – нач. ХVI вв. С) II половина ХIV – нач. ХV вв.
10. Сколько народов сформировалось из племен, ушедших с султанами Жаныбеком и Кереем? А) один В) два С) три
На слайде высвечивается цифра 550.
- Ребята, а о чем вам говорит эта цифра? (В 1465 – 1466 гг. султаны Керей и Жанибек образовали Казахское ханство. В этом, 2015 году мы празднуем 550-летие основания Казахского ханства. Надеюсь, вы станете активными участниками всех мероприятий к этой значимой дате).
- А сейчас немного поразмышляем.
2. «КОНВЕРТ РАЗМЫШЛЕНИЙ»
- Назовите тюркоязычные племена, жившие на территории Казахстана в 6-12 веках? (Кыпчаки, уйсуны, кереи, найманы, канлы, карлуки, огузы, аргыны и др.)
- Какие племена появились на территории Казахстана после монгольского завоевания? (Конраты, мангыты, барласы+жалаиры)
- Основное жилище кочевников? (Юрта)
- Как назывались юрты на повозках? (Куйме) -Название оберегов, которые вешали на шею малолетних детей, верблюжат, жеребят, чтобы защитить от сглаза? (Бойтумары) Что такое архитектура? (С латинского языка означает «строительное искусство». Это искусство проектирования и строительства жилых домов и других зданий и сооружений) - Назовите города, в которых археологи обнаружили остатки мечетей, восточных бань (Отрар, Тараз, Туркестан) - Что такое мавзолей? (Монументальное надгробное сооружение) - Какое искусство тесно связано с архитектурой? (Прикладное искусство) - При возведении каких мавзолеев широко применялось прикладное искусство? (Х.А. Йасауи, Кок-Кесене и Алаша хана) - Здания и архитектурные комплексы украшались различными орнаментами и узорами, а оформлялись? (Арками, сводами и куполами)
- О том, что кыпчаки готовят айран, писал? (Вильгельм Рубрук)
3. «ЧИСТАЯ ДОСКА» На доске даны слова, ученики должны дать определение, охарактеризовать понятие. По мере того, как ученики будут отвечать, слова с доски вытираются. Шубат Уйши Тымак «Ер-Тостик» «Аксак кулан» Огонь Тенгри Шокпар тасаттык «Кодекс Куманикус» Асан-Кайгы «Жусуп-Злиха» 4. «ТОРГИ». Учащимся предлагаются «подсказки» и они торгуются за количество строчек из описания архитектурных памятников. Узнав по описанию, учащиеся называют архитектурный памятник. Максимальное количество заработанных баллов – 5. МАВЗОЛЕЙ АРЫСТАН-БАБА Этот мавзолейный комплекс расположен у г. Отрара, на берегу р.Сырдарья. Судя по народной легенде, этот человек, в честь которого построен памятник, жил в VII – VIII вв., был духовным наставником Х.А. Яссауи. Заново был выстроен в XIV в. по приказу по приказу эмира Тимура. Состоит из двух помещений. В середине имеется дализ (коридор – прихожая). МАВЗОЛЕЙ Х.А.ЙАССАУИ Построен в XIV-XV вв. в г. Туркестане по приказу эмира Тимура. Мавзолей лицевой частью обращен на восток. В центральном зале – тайказан (котел), есть библиотека. На южной стороне – большой аксарай и малый аксарай, где захоронены знаменитые люди. Изумительной красотой отличается облицовка северного портала. МАВЗОЛЕЙ КОК-КЕСЕНЕ Расположен близ столицы Белой Орды – г. Сыгнака. Мавзолей был однокупольным. Снаружи был облицован белыми, синими и голубыми кирпичами. Внутри под куполом проходила арабская надпись. Ныне этот архитектурный памятник очень разрушен. МАВЗОЛЕЙ АЛАША-ХАНА Расположен на берегу реки Каракенгир в Центральном Казахстане. Относится к X-XI вв., достроен в XIV-XV вв. Возведен по строительным традициям степного зодчества. Фундамент выложен ступенчато, над мавзолеем возвышается купол. В верхнем ярусе имеется галерея, сложенная по всему кругу купольного барабана. МАВЗОЛЕЙ РАБИГИ СУЛТАН БЕГИМ Мавзолей относится к XV в. Расположился в 60 м восточнее мавзолея Ахмеда Йасауи. Состоит из пяти помещений. Та, в честь кого построен мавзолей, является дочерью султана Улугбека, сына эмира Тимура. Умерла в 1485 г. На слайде – таблица «Кто? Что? Где? Когда?»
Необходимо еще раз, проговаривая, установить соответствие. 5. «ИСТОРИЧЕСКИЙ ВИНЕГРЕТ» В историческом винегрете все перемешалось. Давайте попробуем разобраться с вами, что к чему.
6. «ДВА В ОДНОМ» (Формирование пар) Учитель раздает детям разрезанные предложения, учащиеся находят пару.
Сейчас вы будете работать в парах. Давайте внимательно послушаем старинную легенду.
«Хорошо, что все мы разные»
Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал: — Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что! Лошадь фыркнула и сказала: — Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине! Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к аксакалу, который жил в далеком ауле. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:
Затем мудрец обратился к верблюду: — А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь? — Нет, — ответил верблюд. — Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру! Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.
Много ли, мало ли прошло времени…Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал: — Как ты уродлив, черный! Как будто весь сажей
вымазан! Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой! Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал…
-А теперь продолжите легенду. (Заслушиваются варианты детей) Учитель продолжает: Выслушал их мудрец и сказал…белому: — Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его… Затем мудрец обратился к чернокожему: А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат. Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его — цвета солнца… Черный и белый устыдились своего спора и помирились. А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуют и распевают песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос: Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!
- А теперь озаглавьте легенду. (Учитель озвучивает название легенды «Хорошо, что все мы разные»)
- Выделите основную мысль.
Учитель: Мораль той легенды гласит: как хорошо, что мы разные. Так давайте относиться друг к другу, так как хотели бы, что относились к нам, не зависимо от национальности, ведь мы с вами живем в многонациональном государстве. В нашей стране проживают в дружбе и согласии 140 этносов. - Какое значимое событие отмечает в этом году наша Республика? (20-летие Ассамблеи народов Казахстана. Об этом мы будем говорить подробно на внеклассных мероприятиях, классных часах.)
VI. Обобщение и систематизация знаний. - Легко ли было изучать пройденные темы? - Что для вас было самым интересным?
VII. Рефлексия. - Что понравилось на этом уроке? - Над чем мне еще нужно работать?
VIII. Подведение итогов. Подсчет жетонов. Вручение грамот.
Звучит медленная музыка. Фанфары. IX. Оценки за урок и комментарии учителя.
X. Домашнее задание. Составить коллаж на тему: 1 группа: «Материальная и духовная культура Казахстана в XIV – XV вв.» 2 группа: «Архитектура Казахстана в XIV – XV вв.»
Учитель: Урок окончен, спасибо за работу. |