
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Тема урока: Хозяйство и быт уйсунов
-
Тема урока: Повторение. «Сложение казахской народности», «Культура Казахстана в XIV – XV вв.»;
Цель урока: проверка степени усвоения знаний, умение применять их на практике.
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные: воспитание любви к истории и культуре своего народа.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, цветные жетоны, дидактический материал.
Правила
игры: 3. Участники оцениваются жетонами.
Ход урока:
Звучит медленная музыка.
Мне нравится когда… (Учащиеся описывают свое состояние, когда им что-то нравится).
Учитель: Мне нравится, когда вы все получаете пятерки, когда вы узнаете что-то новое, когда радуете своими знаниями.
Давайте повернемся друг к другу, улыбнемся, мысленно пожелаем хорошей работы на уроке.
Сегодня у нас с вами урок повторения. А это значит, что мы повторим и обобщим знания, полученные вами на уроке. И, возможно, обогатим свои знания по предмету. - Ребята, напомните мне, о чем мы говорили на предыдущих уроках. Итак, сегодня мы должны еще раз вспомнить о формировании казахской народности и развитии культуры Казахстана в XIV – XV вв. Но урок у нас необычный. Он пройдет в форме игры «Интеллектуальный марафон». Участники марафона – это вы. Главным судьей марафона буду я. Оценивание будет осуществляться с помощью жетонов.
Но прежде чем перейти к повторению, давайте выясним, что обозначает слово МАРАФОН. - Ваши мысли по этому поводу?
Между персами и греками в V в. до н.э. шли кровопролитные войны. В 490 г. до н.э. произошел новый поход персов на греков. Они высадилась в северо-восточной части Аттики, на Марафонской равнине около небольшого городка Марафон, в 42 км от Афин. Численное превосходство было на стороне персов, качественное – на стороне греков. Греками командовали десять стратегов: один из них, Мильтиад. В Марафонской битве греки дали первый отпор персам. В бою греки потеряли 192 человека, персы – 6400 человек. Мильтиад отправил гонца Евкла в Афины с вестью о победе. Пробежав сразу после боя около 40 километров к городу, скороход выкрикнул «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер. Марафон – дисциплина легкой атлетики, представляющая собой забег на дистанцию 42 километра 195 метров.
А начнем мы с разминки.
1. «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»
Перед вами карточки трех цветов. Вам необходимо найти верные варианты ответов, используя цветовые обозначения: красный, желтый, зеленый.
На слайде появляются вопросы с тремя вариантами ответов. По команде учителя учащиеся поднимают карточки по принципу светофора. Затем высвечивается верный ответ.
1. Черты лица представителей какого племени особенно схожи с андроновцами по мнению ученого-антрополога О.Исмагулова? А) саков В) уйсунов С) сарматов 2. Чье нашествие отбросило формирование казахской народности на 150-200 лет? А) гуннов В) огузов С) монголов
3. В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена … А) Ханства Абулхаира В) Золотой Орды С) Белой Орды
4. Появление названия «узбек» связано с именем хана: А) Узбека В) Абулхаира С) Жанибека 5. Историк Рузбихан свидетельствовал, что в Узбекском улусе в XV веке было три народности, из которых самые многочисленные и воинственные – А) мангыты В) казахи С) монголы
6. Роды и племена, населявшие территорию Казахстана в XIV-XV вв., входили в состав различных ханств, но общались на одном языке – А) кыпчакском В) монгольском С) тюркском
7. Слово «алаш», вероятно, появилось в: А) X-XII веках В) XI-XII веках С) IX-X веках
8. В «Арабо-тюркском словаре» слову «казах» придается значение: А) «вольный» В) «прочный» С) «крепкий»
9. Завершение формирования казахской народности приходится на: А) I половина ХIV – нач. ХV вв. В) II половина ХV – нач. ХVI вв. С) II половина ХIV – нач. ХV вв.
10. Сколько народов сформировалось из племен, ушедших с султанами Жаныбеком и Кереем? А) один В) два С) три
На слайде высвечивается цифра 550.
- Ребята, а о чем вам говорит эта цифра? (В 1465 – 1466 гг. султаны Керей и Жанибек образовали Казахское ханство. В этом, 2015 году мы празднуем 550-летие основания Казахского ханства. Надеюсь, вы станете активными участниками всех мероприятий к этой значимой дате).
- А сейчас немного поразмышляем.
2. «КОНВЕРТ РАЗМЫШЛЕНИЙ»
- Назовите тюркоязычные племена, жившие на территории Казахстана в 6-12 веках? (Кыпчаки, уйсуны, кереи, найманы, канлы, карлуки, огузы, аргыны и др.)
- Какие племена появились на территории Казахстана после монгольского завоевания? (Конраты, мангыты, барласы+жалаиры)
- Основное жилище кочевников? (Юрта)
- Как назывались юрты на повозках? (Куйме) -Название оберегов, которые вешали на шею малолетних детей, верблюжат, жеребят, чтобы защитить от сглаза? (Бойтумары) Что такое архитектура? (С латинского языка означает «строительное искусство». Это искусство проектирования и строительства жилых домов и других зданий и сооружений) - Назовите города, в которых археологи обнаружили остатки мечетей, восточных бань (Отрар, Тараз, Туркестан) - Что такое мавзолей? (Монументальное надгробное сооружение) - Какое искусство тесно связано с архитектурой? (Прикладное искусство) - При возведении каких мавзолеев широко применялось прикладное искусство? (Х.А. Йасауи, Кок-Кесене и Алаша хана) - Здания и архитектурные комплексы украшались различными орнаментами и узорами, а оформлялись? (Арками, сводами и куполами)
- О том, что кыпчаки готовят айран, писал? (Вильгельм Рубрук)
3. «ЧИСТАЯ ДОСКА» На доске даны слова, ученики должны дать определение, охарактеризовать понятие. По мере того, как ученики будут отвечать, слова с доски вытираются. Шубат Уйши Тымак «Ер-Тостик» «Аксак кулан» Огонь Тенгри Шокпар тасаттык «Кодекс Куманикус» Асан-Кайгы «Жусуп-Злиха» 4. «ТОРГИ». Учащимся предлагаются «подсказки» и они торгуются за количество строчек из описания архитектурных памятников. Узнав по описанию, учащиеся называют архитектурный памятник. Максимальное количество заработанных баллов – 5. МАВЗОЛЕЙ АРЫСТАН-БАБА Этот мавзолейный комплекс расположен у г. Отрара, на берегу р.Сырдарья. Судя по народной легенде, этот человек, в честь которого построен памятник, жил в VII – VIII вв., был духовным наставником Х.А. Яссауи. Заново был выстроен в XIV в. по приказу по приказу эмира Тимура. Состоит из двух помещений. В середине имеется дализ (коридор – прихожая). МАВЗОЛЕЙ Х.А.ЙАССАУИ Построен в XIV-XV вв. в г. Туркестане по приказу эмира Тимура. Мавзолей лицевой частью обращен на восток. В центральном зале – тайказан (котел), есть библиотека. На южной стороне – большой аксарай и малый аксарай, где захоронены знаменитые люди. Изумительной красотой отличается облицовка северного портала. МАВЗОЛЕЙ КОК-КЕСЕНЕ Расположен близ столицы Белой Орды – г. Сыгнака. Мавзолей был однокупольным. Снаружи был облицован белыми, синими и голубыми кирпичами. Внутри под куполом проходила арабская надпись. Ныне этот архитектурный памятник очень разрушен. МАВЗОЛЕЙ АЛАША-ХАНА Расположен на берегу реки Каракенгир в Центральном Казахстане. Относится к X-XI вв., достроен в XIV-XV вв. Возведен по строительным традициям степного зодчества. Фундамент выложен ступенчато, над мавзолеем возвышается купол. В верхнем ярусе имеется галерея, сложенная по всему кругу купольного барабана. МАВЗОЛЕЙ РАБИГИ СУЛТАН БЕГИМ Мавзолей относится к XV в. Расположился в 60 м восточнее мавзолея Ахмеда Йасауи. Состоит из пяти помещений. Та, в честь кого построен мавзолей, является дочерью султана Улугбека, сына эмира Тимура. Умерла в 1485 г. На слайде – таблица «Кто? Что? Где? Когда?»
Необходимо еще раз, проговаривая, установить соответствие. 5. «ИСТОРИЧЕСКИЙ ВИНЕГРЕТ» В историческом винегрете все перемешалось. Давайте попробуем разобраться с вами, что к чему.
6. «ДВА В ОДНОМ» (Формирование пар) Учитель раздает детям разрезанные предложения, учащиеся находят пару.
Сейчас вы будете работать в парах. Давайте внимательно послушаем старинную легенду.
«Хорошо, что все мы разные»
Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал: — Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что! Лошадь фыркнула и сказала: — Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине! Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к аксакалу, который жил в далеком ауле. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:
Затем мудрец обратился к верблюду: — А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь? — Нет, — ответил верблюд. — Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру! Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.
Много ли, мало ли прошло времени…Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал: — Как ты уродлив, черный! Как будто весь сажей
вымазан! Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой! Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал…
-А теперь продолжите легенду. (Заслушиваются варианты детей) Учитель продолжает: Выслушал их мудрец и сказал…белому: — Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его… Затем мудрец обратился к чернокожему: А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат. Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его — цвета солнца… Черный и белый устыдились своего спора и помирились. А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуют и распевают песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос: Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!
- А теперь озаглавьте легенду. (Учитель озвучивает название легенды «Хорошо, что все мы разные»)
- Выделите основную мысль.
Учитель: Мораль той легенды гласит: как хорошо, что мы разные. Так давайте относиться друг к другу, так как хотели бы, что относились к нам, не зависимо от национальности, ведь мы с вами живем в многонациональном государстве. В нашей стране проживают в дружбе и согласии 140 этносов. - Какое значимое событие отмечает в этом году наша Республика? (20-летие Ассамблеи народов Казахстана. Об этом мы будем говорить подробно на внеклассных мероприятиях, классных часах.)
VI. Обобщение и систематизация знаний. - Легко ли было изучать пройденные темы? - Что для вас было самым интересным?
VII. Рефлексия. - Что понравилось на этом уроке? - Над чем мне еще нужно работать?
VIII. Подведение итогов. Подсчет жетонов. Вручение грамот.
Звучит медленная музыка. Фанфары. IX. Оценки за урок и комментарии учителя.
X. Домашнее задание. Составить коллаж на тему: 1 группа: «Материальная и духовная культура Казахстана в XIV – XV вв.» 2 группа: «Архитектура Казахстана в XIV – XV вв.»
Учитель: Урок окончен, спасибо за работу. |

