Материалдар / "Виды ландшафтов" 7 кл
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

"Виды ландшафтов" 7 кл

Материал туралы қысқаша түсінік
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: • формирование лингвистической (осведомлённость школьников о системе языка, его функционировании) и коммуникативной (осведомлённость о функционировании языка в системе устной и письменной речи) компетенций обучающихся, которые связаны также с решением познавательных и практических задач в системе обучения. Эти цели обусловливают следующие задачи:
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
24 Желтоқсан 2018
334
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Открытый урок русского языка в 11 А классе МОУ «Гимназия №6».

Учитель Поливко Ольга Владимировна.



Один из самых живых знаков препинания.


Цели урока: повторить с учащимися случаи постановки тире в предложении,

определить функции этого знака,

познакомить ребят с историей происхождения тире, с тенденциями

увеличения функций данной пунктограммы,

вспомнить условия написания Н – НН в различных частях речи.




Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами поговорим об одном из знаков препинания. Александр Матвеевич Пешковский назвал его одним из самых живых знаков. Почему? Это мы с вами и попробуем определить, а также выяснить, о каком знаке идет речь. А пока вспомните, кто такой Пешковский и чем он знаменит. Каких еще ученых-лингвистов вы знаете? (Учащиеся рассказывают о Пешковском, называют фамилии языковедов: Потебня, Греч, Фортунатов, Виноградов, Шахматов, Бодуэн де Фортуне, Даль, Срезневский и др.)

Как вы думаете, о каком знаке препинания пойдет сегодня речь?

( Объявление целей урока.)

А пока разминка. Вам потребуются знания по фонетике, лексике, орфографии,

морфологии и орфоэпии.

Задание первое. Расставьте ударение в словах, написанных на доске, подчеркните те из них, в которых количество букв и звуков не совпадает, заключите в овал те, в которых все согласные звуки звонкие, а в прямоугольник, в которых все согласные твердые.

Асимметрия, фольга, гофрированный, включим, еретик, ржавея, знамение, феномен, иконопись, облегчить, каталог, завидно, красивее, газопровод, электропровод.

Задание второе. Лексический минимум. Запишите в правый столбик слова, лексическое значение которых вы знаете, а в левый – неизвестные вам слова.( Под диктовку учителя ребята записывают в два столбика слова: катаракт, квилт, килт, таблойд, дефолт, синекура, андеграунд, менеджмент, виртуальный, вотум, делимитация, компиляция, триплекс. Проверяется количество слов в правом столбике. У кого из учащихся больше, тот и дает лексическое значение этих слов. Те, кому эти слова незнакомы, записывает значения рядом со словами в тетрадь. Если остались слова, которые ребята объяснить не могут, то их поясняет сам учитель, по ходу останавливаясь на этимологии слов.)

Задание третье. Графический диктант.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

н н нн н н н нн нн н н нн нн н нн нн н н нн нн н-н

1. смышленый 13.непуганый зверь

2. свежемороженая рыба 14. груженная лесом

3. раненный в плечо 15. старинная книга

4. гостиная 16. картинки раскрашены

5. ветреный человек 17.крученый мяч

6. масленый блин 18. оловянный солдатик

7. дрессированный медведь 19. форменная одежда

8. отчаянно кричал 20. хоженый - перехоженый

9. вкусный вареник

10. свиной окорок ( Диктант обязательно проверяется, ошибки

11. лицо взволнованно анализируются.)

12. торжественно объявить

Основная часть урока.

Знаете ли вы, что первые пунктуационные знаки использовались в рукописных текстах задолго до появления книгопечатания. Это были

В европейской письменности пунктуация как система знаков сложилась в середине 15 века. Может, в этом веке возник и знак тире? Нет, он появился позднее. В правилах М. В. Ломоносова этого знака нет, как нет многоточия, кавычек. А ведь это был уже 18 век.

Данные знаки появились в самом конце 18 века. Закрепление тире («черты») связано с именем Николая Михайловича Карамзина. В 19 веке тире могло быть частью двойного знака. Посмотрите на цитату из письма М.Ю.Лермонтова Бахметевой:

«Мне необходимо путешествовать; - я цыган». (цитата на доске)

Какой знак вы бы поставили, следуя современным правилам?

В конце 19 начале 20 веков часто можно было увидеть следующее написание ,-

особенно на стыке частей сложного предложения, как союзного, так и бессоюзного.

Виноградов предлагал считать данное написание единым знаком препинания.

Посмотрите на предложения, записанные на доске.

  1. Был май, - славный, веселый май. ( М. Горький « О маленькой фее»)

  2. Столпившийся народ безмолвно слушал эти заклинания, - и перед его очами возникали дни изгнаний… ( И.С.Тургенев)

Где мы можем в современных правилах встретить такое написание?

( При оформлении прямой речи, в СПП при особых условиях)

Приведите примеры.

( Ветхие домишки, поленницы, деревья, почерневшие от мороза, - все было покрыто снегом. Наконец вернулся отец, проверив в лесу ловушки, - все были в сборе. И др.)

Давайте вспомним случаи постановки тире в современных правилах. Помогут нам в этом карточки, которые лежат у вас на партах. Расставьте знаки препинания, графиески объясните свой выбор знака.

  1. Всюду: над вами, кругом вас – туман.

  2. « Ну, ладно! – говорит Изюмин. – Все сюда!»

  3. Чай пить – не дрова рубить.(Назовите все случаи, когда тире ставится между подлежащим и сказуемым, и исключения их них.)

  4. Неоднократно наши летчики совершали перелет Москва – Архангельск – Северный полюс.

  5. Выручал его велосипед – единственное богатство, накопленное за последние три года работы.

  6. После проведения новой магистрали все эти «медвежьи углы» ( даже Чудовка – так назывался самый крупный из них – была до этого глухим захолустьем) оказались связанными с районным центром.

  7. Нравится рисовать – рисуй на здоровье. ( Назовите все случаи постановки тире в БСП.)

8. Одни прочитали в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей. В настоящее время выявляется тенденция к вытеснению в ряде случаев двоеточия знаком тире. В современных публикациях часто ставится тире

1. в БСП при обозначении причины, пояснения во второй части.

Долго плавать не приходится – аллигаторы здесь не редкость. ( «Вокруг света»)

2.в БСП с присоединительной частью.

Малинин притронулся рукой – под ватником плечо было теплое.

3.перед перечислением после обобщающего слова.

Они ничем не украсили свой фильм – ни песней, ни гитарой, ни закадровым голосом.

(« Литературная газета»)

Такое расширение употребления тире в настоящее время стало настолько массовым, что свод правил в данном отношении явно не соответствует живому употреблению и нуждается в уточнении.

Определите по указанным на карточке примерам функции тире: а) выделительная

б) отделительная.

Какую функцию имеет тире в следующих примерах. Определите авторов данных предложений. (Предложение и четверостишия записаны на доске.)

а) Над двором узорно:

Вон – крест, вон – гроздь…

И у черной

Лестницы – карта звезд.


б) А там, в кухне, девица сидит, книжку читает и – плачет!

в) Это – выжимки бессониц.

Это – свеч кривых нагар,

Это – сотен белых звонниц

Первый утренний удар…

( Учащиеся называют авторов приведенных отрывков: М. Цветаеву, М. Горького,

А. Ахматову. Они отмечают эмоциональную резкость, внутреннюю энергию слова, расчлененность фразы в четверостишии М. Цветаевой, энергию и резкость стиха в отрывке А. Ахматовой, создание напряженности, разрыв плавности в строчке из пьесы Горького «На дне». Затем ребята делают вывод о функциях тире, добавляя к прежним передачу эмоций, создание динамичности речи.)


Далее проводится работа с упражнением учебника.

Выводы.

Как вы думаете, почему А. Пешковский назвал тире самым живым знаком препинания? ( Ученики, отвечая на вопрос, указывают, что данный знак передает быструю смену событий, является динамичным и эмоциональным, «поглощает»

другие знаки препинания, в частности двоеточие, увеличиваются функции этого

знака.)

Подводятся итоги урока, объявляются оценки за работу, записывается домашнее задание.

Домашнее задание.

  1. Составить предложения с записанными в левый столбик словами из лексического минимума так, так, чтобы в этих предложениях были отражены различные случаи постановки тире.

  2. Повторить правописание предлогов.

  3. Выполнить упражнение из учебника.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!