Материалдар / "Внешняя торговля в агропромышленном секторе"

"Внешняя торговля в агропромышленном секторе"

Материал туралы қысқаша түсінік
Всемирная торговая организация была учреждена в 1994 году в соответствии с соглашениями, совершенными на конференции в г.Марракеш.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Шілде 2021
340
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Внешняя торговля в агропромышленном секторе


Жарылқасын Нұржан Бахытжанұлы

Студент экономического института Кызылординского университета им. Коркыт Ата

Научный руководитель: Коржынбаева Зарина Жаркынбековна

Кызылординский Университет имени Коркыт Ата, Кызылорда, Казахстан


Всемирная торговая организация (далее – ВТО) была учреждена в 1994 году в соответствии с соглашениями, совершенными на конференции в г.Марракеш. Необходимо отметить, что образование этой организации стало результатом многолетних переговоров между уполномоченными лицами из разных стран, завершившихся только в конце 1993 года. В связи с созданием организации был заключен целый комплекс правовых документов, среди которых базовыми являются Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). На сегодняшний день организация объединяет более 160-ти стран мира, из которых основная часть присоединилась к ней в 90-е годы прошлого столетия.

Казахстан активно торгует продукцией агропромышленного комплекса со странами региона. При этом, из стран, имеющих общие границы с республикой, членами ВТО являются: Российская Федерация, Китай и Кыргызстан. Среди расположенных в географической близости от Казахстана стран членами указанной организации являются Таджикистан, Афганистан и Монголия. Вместе с тем, некоторые продовольственные товары в заметном объеме поставляются на внутренний рынок из стран дальнего зарубежья. В целях анализа текущей ситуации ниже рассмотрены параметры внешней торговли ключевыми товарами растениеводства и животноводства с учетом их категорирования в статистике международной торговли.


Рисунок 1 – Динамика внешней торговли живым крупным рогатым скотом, миллионов долларов США


Источник: Составлено на основе данных Международного торгового центра


Как видно из рисунка 1, за период 2015-2019 годов произошел рост объемов торговли живым крупным рогатым скотом. При этом по итогам 2019 года сумма экспорта впервые превзошла сумму импорта. Разница между показателями составила 7,1 миллионов долларов США. Между тем, в начале периода наблюдалось многократное превышение импорта над экспортом. Изменение ситуации указывает на стремительный рост заинтересованности аграриев в реализации скота зарубежным потребителям.

Анализ распределения экспорта животных свидетельствует о том, что среди стран, в которые осуществляются поставки, с огромным отрывом от всех лидирует Узбекистан.


Рисунок 2 – Распределение экспорта живого крупного рогатого скота по странам за 2019 год, %

Источник: Составлено на основе данных Международного торгового центра


Необходимо отметить, что соседняя республика в последние годы активно развивает производство готовой продовольственной продукции и, соответственно, испытывает высокую потребность в обеспечении его бесперебойного функционирования. Это обстоятельство может быть одной из причин наблюдаемого роста вывоза скота.

В свою очередь, структура импорта животных в разрезе стран выглядит следующим образом.

Рисунок 3 – Распределение импорта живого крупного рогатого скота по странам за 2019 год, %

Источник: Составлено на основе данных Международного торгового центра


Из вышеизложенного рисунка следует, что импорт характеризуется более равномерным распределением потоков. При этом лидирующие позиции занимают Российская Федерация и Австралия, как один из основных поставщиков племенного скота на мировом рынке.

В Республике Казахстан со стороны государства принимаются различные меры поддержки субъектов агропромышленного комплекса, направленные, в том числе на решение их насущных проблем и задач развития. Эти меры могут носить как финансовый, так и нефинансовый характер. Следует отметить, что производители сельскохозяйственной продукции вправе пользоваться различными льготами при налогообложении. В частности, налогооблагаемый доход юридических лиц, которые производят указанную продукцию, либо продукцию аква культуры (рыбоводства), уменьшенный на сумму определенных Налоговым кодексом доходов, расходов и убытков подлежит обложению подоходным налогом по сниженной ставке – 10%. При этом установлено, что льгота может быть применена в том случае, если доход получен от осуществления указанной деятельности. Вместе с тем, аграрии вправе применять специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов. Данный режим предусматривает особый порядок исчисления подоходных налогов (за исключением удерживаемых у источника выплаты), социального налога, налога на имущество, налога на транспортные средства. Налогоплательщики в соответствии с этим режимом могут, при окончательном исчислении сумм, подлежащих уплате в государственный бюджет, уменьшить их значения (по указанным видам налогов) на 70%. Помимо этого, налоговым законодательством предусмотрена возможность применения специального налогового режима для крестьянских или фермерских хозяйств. Однако, необходимо отметить, что обязательным условием для применения данного режима является наличие на территории страны земельных участков на правах частной собственности или землепользования. В этом случае аграрий сможет применять особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога. Ставка единого земельного налога составляет 0,5% и применяется к объекту налогообложения, которым является полученный в течение налогового периода доход от реализации сельскохозяйственной продукции либо продуктовее переработки. При этом плательщики данного налога освобождаются отобязательств по уплате индивидуального подоходного налога с доходовкрестьянского или фермерского хозяйства; земельного налога и (или) платы за пользование земельными участками, налогов на транспортные средства и на имущество по активам, применяемым в деятельности хозяйства; социального налога и платы за эмиссии в окружающую среду с учетом условий, установленных режимом.Кроме того, субъекты агропромышленного комплекса могут применять и прочие льготные режимы налогообложения, а также преференции, предусмотренные налоговым законодательством.

Наряду с предоставлением вышеизложенных льгот, государство активно субсидирует производителей сельскохозяйственной продукции. При этом, учитываются обязательства, принятые республикой в связи с ее вступлением в ВТО. В частности, недопустимо прямое субсидирование экспортных поставок отечественных товаропроизводителей, ограничена возможность субсидирования отрасли, в результате чего могут быть искажены цены реализации среди ее субъектов. Тем не менее, из государственного бюджета на ежегодной основе выделяются существенные объемы финансовых ресурсов для представителей агропромышленного комплекса. К примеру, согласно Отчету о реализации Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы из казны, по итогам 2018 года, были выделены средства по следующим направлениям:

- инвестиционное субсидирование – 53 692 млн. тенге;

- повышение урожайности и качества продукции растениеводства – 10 199 млн. тенге;

- субсидирование стоимости затрат на закладку и выращивание (в том числе восстановление) многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда – 458 млн. тенге;

- субсидирование стоимости минеральных удобрений – 21 858 млн. тенге;

- субсидирование затрат на приобретение пестицидов, биопрепаратов (биоагентов) – 20 754 млн. тенге;

- субсидирование стоимости затрат на экспертизу качества хлопка-волокна, хлопка-сырца – 72 млн. тенге;

- субсидирование поддержки семеноводства – 8 364 млн. тенге;

- субсидирование стоимости затрат на развитие племенного животноводства и повышение продуктивности и качества продукции животноводства – 76 661 млн. тенге;

- субсидирование заготовительным организациям в сфере АПК суммы НДС, уплаченной в бюджет, в пределах исчисленного НДС – 670 млн. тенге;

- субсидирование затрат перерабатывающих предприятий назакуп сырья для производства сухого молока, сливочного масла и сыров – 3 421 млн. тенге;

- субсидирование процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках направления по финансовому оздоровлению субъектов АПК – 12 025 млн. тенге;

- субсидирование ставок вознаграждения при кредитовании субъектов АПК, а также лизинге на приобретение сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования – 16 134 млн. тенге;

- субсидирование затрат ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов – 43,8 млн. тенге.

Наряду этим, сельскохозяйственные товаропроизводители могут получать нефинансовую помощь со стороны государства в виде консультаций по различным интересующим их вопросам и прочих услуг.

Однако в настоящее время особую актуальность приобретает вопрос оценки эффективности принимаемых государством мер по поддержке агропромышленного комплекса. В условиях наблюдаемой нестабильности на внешних рынках, в особенности энергоресурсов, неопределенности перспектив развития экономики, как на глобальном, так и на региональном уровне, возрастает значимость оптимального расходования бюджетных средств. Современные явления могут существенно усиливать убытки страны от допускаемых финансовых нарушений. Между тем, такие нарушения постоянно выявляются контролирующими органами. Так, Счетным комитетом Республики Казахстан в 2018 году были выявлены факты возмещения Управлением сельского хозяйства Атырауской области части расходов субъектов агропромышленного комплекса на сумму свыше 40 млн. тенге с нарушением условий субсидирования. Помимо этого, в 2019 году данный орган выявил неэффективное использование финансовых средств и активов группы компаний вышеуказанного холдинга на общую сумму 392,5 млрд. тенге.

Вышеизложенное обусловливает необходимость рассмотрения вопроса о разработке отдельной методики оценки эффективности мер государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса, позволяющей получать комплексную информацию о результативности данных мер.

В результате внедрения новых методологических подходов к оценке эффективности государственной поддержки агропромышленного комплекса может быть повышено качество получаемой государственными органами и всеми заинтересованными лицами информации о результативности принимаемых мер. Применение в новой методике многоаспектного подхода способно содействовать представлению пользователям комплексной характеристики системы поддержки сельскохозяйственных формирований и перерабатывающих предприятий сектора. При этом, в случае использованияв процессе оценки индикаторов разного уровня, могут быть получены сведения, как об общем состоянии указанной системы, так и по частным направлениям стимулирования развития рассматриваемого комплекса. В целом, на основе получаемых результатов соответствующей оценки в дальнейшем могут корректироваться ключевые параметры государственной экономической политики, внедрение новых методологических подходов способно в итоге содействовать принятию оптимальных управленческих решений, что крайне важно в условиях ограниченности бюджетных ресурсов и усиления кризисных явлений.


Список использованных источников:


  1. https://informburo.kz/novosti/narusheniya-na-summu-okolo-500-mln-tenge-vyyavil-schyotnyy-komitet-v-atyrauskoy-oblasti.html

  2. https://kursiv.kz/news/kompanii/2019-07/mnogomillionnye-narusheniya-v-deyatelnosti-kazagro-vyyavil-schetnyy-komitet

  3. https://www.apk-inform.com/ru/left_menu/statisticsoil/trade


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ