Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Воспитание толерантности в моей педагогической деятельности.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Воспитание толерантности в моей педагогической деятельности.
Макаева Ж.А.
учитель казахского языка
КГКП «Ясли сад № 69отдела образования
города Костаная»
Управления образования
акимата Костанайской области.
Түйіндеме:
«Менің педагогикалық қызметім төзімділікке тәрбиелеу» мақаласының авторы төзімділікті адамның мейірімділігінің сапасы маңызды ықпалдастық ретінде қарайды, отбасы және педагогтардың қамқор басшылығымен қалыптасады. Мақаланың мазмұны педагогикалық қызметтер тәжірибесін және оқырмандарға кең көлемде жеткізу.
Summary.
The author of the
article "Education of tolerance in my teaching
career" considers tolerance as the integrated quality
of human virtues, which is formed under the supervision of teachers
and family. The article contains pedagogical background and is
available for the high
readership.
« Живи с людьми так,
чтобы твои друзья не стали недругами,
а недруги стали друзьями».
Пифагор
Глобализация современного мира постоянно
напоминает человеку о том, что мир многообразен и в то же время
един, что различные подходы к одним и тем же процессам неизбежны
ввиду различия культур. Терпимость к другому человеку, нации или
культуре, различающимся по своим ценностям и стилю жизни, является
одной из предпосылок гармонии в современном мире. Толерантность
является необходимым условием мира и социально-экономического
развития всех народов.
Обучение культуре мира означает построение и развитие социальных
отношений, основанных на принципах свободы, справедливости,
демократии, терпимости и солидарности, отказа от любых видов
насилия. Этот тип социальных отношений предусматривает
предотвращение конфликтов на ранней стадии их развития с помощью
ликвидации (либо минимизации) порождающих их причин путем
установления диалога и ведения
переговоров.
Невозможно научиться толерантности, исходя лишь из ее формального
понимания. В каждой культуре и в каждом обществе она должна обрести
свой собственный культурный смысл. Любая культура имеет прецеденты
как нетерпимого, так и толерантного
поведения.
Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие
они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Она
является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности,
имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением
относящейся к позициям и ценностям других людей
[1, ст.
1].
Формирование личности ребёнка, безусловно, включает и вопрос воспитания в ребёнке уважительного отношения к людям разных национальностей. Ребёнок с дошкольного возраста должен видеть в каждом из своих маленьких товарищей друга по взаимопомощи, по духу. На праздниках «День языков», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Наурыз», «День Независимости», «Масленница» (Приложение № 3) дети знакомятся с культурой народов, проживающих на территории РК, поют песни на казахском и русском языках [2], играют игры разных народов.
Многие обычаи и традиции различных народов отличаются только лишь по форме, а по содержанию одинаковы. В связи с этим изучение педагогических обычаев, и традиций какого – то отдельного народа имеет важное значение не только для него, но и для других народов. [3, с. 6] В планировании подготовительной группы включены такие темы как: «Казахские обычаи и традиции», «С другом жить веселее», «Национальная одежда», «Национальные блюда» (Приложение № 2).
При изучении истории общества проблемы семьи всегда обращали на себя внимание. Рассматривая воззрение народа на воспитание и формирование личности человека, очень важно проследить отношение народа и семьи. Именно в семье складывается народные воспитательные традиции, и поддерживались коллективным, общественным мнением. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды, с помощью которых народ воспроизводит себя, духовную культуру, характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. В семейном воспитании выделяется традиция формировать у детей знание своей родословной. Дети вместе с родителями делали древо своей семьи, потом рассказывали о своей семье, о семейных традициях, было очень интересно слушать рассказы детей (Приложение №4). С родителями проводятся беседы, анкетирование. Вся народная этика сводится главным образом к семейной нравственности, основанной на чувстве родства. В этом залог преемственности поколений, сохранения фамильной чести, уважение к предкам.
Самым важным, высоким моральным качеством человека всегда было его трудолюбие. Труд – главное средство воспитания в семье. Глубокое уважение к труду, понимание значения его в жизни человека находят отражение во многих пословицах –Еңбексіз өмір–сөнген көмір. Адамды адам еткен-еңбек [4, с.14] (Приложение №1).
Воспитание в семье детей без труда народ не представляет. В семье дети обучаются, готовятся к жизни, совместному труду с родителями, взрослыми. Трудиться начинают с малых лет. В семье каждому ребёнку с учётом его возраста находится вид труда, и он имеет постоянные трудовые обязанности.
Одной из характерных черт народной педагогики, является культ матери, культ родителей, культ старшего поколения вообще. Детей с малых лет просят убрать за собой игрушки, помыть фрукты и овощи. Дети с гордостью рассказывают как они помогают друг другу.
В народной педагогике возвеличивают женщину – мать, создают культ матери. Мать – единственный человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности: Әкеден ақыл, анадан мейір [3, с.4; 4].
В этнопедагогике выработано правило, устанавливающее, что родители отвечают за то, как воспитывается их ребёнок, каким он готовится к жизни. В пословицах по этому поводу говорится: Балапан ұяда не көрсе, ұшқанда соны іледі.
Культура
толерантности в повседневной жизни возможна только при освобождении
взаимоотношений взрослых и людей от любых форм интолерантных
отношений. Вопрос Л.Н. Толстого: «Как, живя дурно, воспитать
хорошего человека?» - сегодня актуален как никогда, потому что те,
кого мы воспитываем, должны быть лучше нас. В связи с этим одна из
главных задач воспитания толерантной личности, чтобы дети вышли из
стен детских садов, школы, не только с определенным багажом знаний,
умений и навыков, а самостоятельными, обладающими толерантностью
как основой жизненной позиции.
Профессор Г.Д. Дмитриев выделил следующие уровни развития
толерантности в образовании: обучение
толерантности; понимание и принятие другой культуры предполагает
ее изучение и поддержку; уважение
культурных различий; утверждение культурных
различий.
Воспитание толерантности является неотъемлемой частью
воспитательного процесса в условиях детского сада. Под процессом
воспитания толерантности подразумевается целенаправленная
организация позитивного опыта толерантности, т.е. создание
пространства прямого или опосредственного взаимодействия с другими, иными
по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря –
сосуществования разного. Толерантность – это совокупность
положительно влияющих качеств при формировании и развитии
всесторонне и гармонически развитой личности у воспитанников
детского сада.
Толерантность считается признаком высокого духовного и
интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые
ставит перед нами новый век в новом
тысячелетии.
Толерантность может толковаться как готовность человека позволить
другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении
таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и
поступки, компрометирующие общество или угрожающие его
благосостоянию. Толерантность исходит из гуманистических течений,
в которых подчеркивается непреходящая ценность различных достоинств
и добродетелей человека.
Толерантность – интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В этой связи можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Декларация принципов толерантности» ст.1 утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995 г.
2. Закон РК «О языках в Республике Казахстан» от 11.07. 1997
3. «Этнопедагогика народов Казахстана» под ред. Волкова Г.Н. и Кожахметовой К.Ж. Алматы «Алем» 2001
4. «Сөз маржаны» Батибаева С.Г. Алматы «Рауан» 1995
Приложение № 1 Пословицы и поговорки.
Отан, ел туралы.
- Отан оттан да ыстық.
- Отан – отбасынан басталады.
- Тұған жердей жер болмас,
Тұған елдей ел болмас.
- Отанды сүю – отбасынан басталады.
- Отансыз адам – ормансыз бұлбұл.
- Тұған жер алтын бесік.
Адам.
- Адам деген ардақты сөз.
- Адам деген ат – адамға лайық.
- Адам көркі шүберек, ағаш көркі – жапырақ.
- Адам жүрген жер – гүлстан.
- Адамның күні адаммен.
- Адам бір – біріне қонақ.
Отбасы, жанұя, ата – ана.
- Ата – бәйтерек, бала – жапырақ.
- Ананың сүті – бал, баланың тілі – бал.
- Бала – адамның бауыр еті.
- Балалы үй – базар, баласыз үй – мазар.
- Бесіксіз үйде береке жоқ.
Дос.
- Досыңды бір алдасаң,
Өзіңді мың алдағаның.
- Дос бергеніңнің түсіне қарамас.
- Дос – егіз, дұшпан – сегіз.
- Досыңа күлме – басыңа келеді.
- Мың жолдас жақсы,
Мың жолдастан бір жолдас жақсы.
Приложение №2 Технологическая карта «Бесікке салу».
Даярлық тобына арналған оқу жұмыстарын
ұйымдастырудың технологиялық картасы
Білім беру саласы: «Қатынас»
Бөлімдері: Қазақ тілі
Тақырыбы: «Бесікке салу»
Мақсаты: Салт-дәстүр туралы ұғымдарын кеңейту. Балалардың қонақ күту жайлы білімдерін тиянақтап, әдептілікке, адамгершілік қасиеттерге баулу, тілдерін дамыту, еңбек сүйгіштікке тәрбиелеу. Денсаулықтарын сақтап, таза жүруге үйрету.
Сөздік қоры: шұжық, бауырсақ, бесбармақ, қымыз, шубат, ас, дәмді, тәтті, ыстық, суық, ішпе, бесік, қап, шүберек, шапан, қамшы, жеме.
Тәсілдер кезеңдері |
Мұғалімнің іс - әрекеті |
Балалардың іс - әрекеті |
Мотивациялық - қозғаушы |
Ойын «Денсаулық» |
Сәлеметсіз бе! Шеңберде тұрып, бір – біріне жақсы сөздер айтады. - мен саған денсаулық тілеймін |
Іздену - ұйымдастырушы |
Тілдік жаттығулар: Ік – ік – ік – мынау ірімшік Сақ-сақ-сақ – дәмді, сары бауырсақ Қа – қа – қа – көп жұмыртқа Дар-дар-дар – мұның бәрі тағамдар Қонаққа шақыру. Ауылдың суреті. «Азан шақыру», «Шілдехана» туралы әңгіме
Балаларға «Бесікке салу» дәстүрі туралы айту. Әже баланы бесікке салып көрсетеді. Меңгерілетің сөздер. бесік, қап, шүберек, шапан, қамшы, қайшы, тарақ. Бесік жыры айтамын. Әлди, әлди бөпешім, Ұйықтай қойшы көкешім, Еліңді аялар, Адам болар ма екенсің? Жылама, бөпем, жылама Жілік шағып берейін. Байқұтанның құйрығын, Жіпке тағып берейін, Әлди-әлди, әлди-ай. Ойын «Омпы» Балаларды дастарханға шақырамын. Флипчарт «Дастархан» Мақал – мәтелдер Ас атасы – нан. Хлеб – всему голова. Меңгерілетің сөздер. шұжық, бауырсақ, бесбармақ, қымыз, шубат, ас, дәмді, тәтті, ыстық, суық Ойын «Ненің дыбысы?» |
Хормен қайталайды. Қонаққа барады.
Балалар қызығулышығымен тыңдайды. Балалар жекеше, хормен қайталайды. Тыңдайды. Балалар ойнайды. Балар төрлейді. Балалар қайталайды. Балалар жекеше, хормен қайталайды. Дұрыс аспапты көрсетеді. |
Рефлексивті - коррекциялаушы |
Сәбиге сыйлық дайындау. («Бесік жыры») Сыйлық беремін. Қоштасу. |
Сәбиге шалбар, жейде дайындайды. Әжемен қоштасады. |
Күтілетін нәтиже:
Білуге тиіс: «Бесікке салу» дәстүрі туралы білу.
Талапты болу: қойылған сұрақтарға дұрыс жауап беруге, жаттауға.
Қолынан келуі тиіс: дыбыстарды айтуға; ойындарға қатысу.
Приложение №3
Сценарий ко Дню
языков.
«Туған тілі – адам тілі – өз тілім»
Цель: Привитие интереса к знанию государственного
языка, формирование патриотизма через изучение культурного наследия
народа.
Задачи: 1. Формирование стремления к овладению казахского, русского
и английского языков;
2. Изучение традиций и обычаев народов, населяющих территорию
Казахстана;
3. Воспитание уважения и желания изучать, знать
языки.
Реб.:Тілден биік асқар жоқ,
Тілден асқан байлық жоқ.
Тілден терең теңіз жоқ
Ведущий: Қайырлы күн,құрметті қонақтар мен балалар?Бүгін біз «Туған тілі – адам тілі – өз тілім» деген тіл мерекесінде жиналып отырмыз.
Реб.: