Тема: Японский подход к
совершенствованию преподавания и обучения
Сегодня основной формой организации учебного
процесса является урок, так как именно на уроке осуществляется
совместная учебная деятельность учителя и учащегося, посредством
учебных ситуаций происходит обучение. Поэтому и результативность, и
качество обучения по тому или иному предмету определяется уровнем
проведения урока, его содержательной и методической наполненностью,
комфортностью. Педагог будет тем увереннее чувствовать себя на
уроке, чем больше осмыслен урок учителем в процессе подготовки к
нему, чем точнее продумана структура, уместно подобрано содержание
учебного материала, целесообразно использованы методические приемы.
Заранее точно продумать урок – означает необходимость определить
(по возможности) все трудности, которые могут возникнуть на уроке,
и установить все соответствующие меры для их
преодоления.
Сегодня мы поговорим о подходе, который
способствует совершенствованию знаний в области преподавания и
обучения. Lesson study
(исследование урока) – педагогический подход, представляющий
собой особую форму исследования урока в действии. Это совместная
рефлексивная школьная практика, направленная на постоянное
совершенствование преподавания и обучения и повышения качества
знаний. Данный подход помогает совершенствоваться как начинающим,
так и опытным учителям. В процессе совместного планирования,
совместного наблюдения, совместного анализа педагоги формируют и
совместное представление об обучении. Аспекты обучения
рассматриваются учителем не только с собственной позиции, но и с
позиции коллег. В результате фактическое обучение, которое
прослеживается в процессе исследования урока, соотносится с
обучением, представленным учителем в процессе его планирования. Это
побуждает обращать внимание на моменты, которым учитель обычно не
придавал значения.
Lesson study предполагает совместное
осуществление планирования, наблюдения, анализа обучения и
преподавания, документирование выводов группой учителей. В ходе
деятельности совершенствуются различные педагогические подходы,
которые обобщаются и транслируются коллегам посредством проведения
открытых уроков, методических публикаций.
Методика подхода Lesson study помогает учителям
более эффективно вести наблюдение за процессом учения детей,
который проявляется в различных действиях и деталях; увидеть
разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во
время обучения детей, и тем, что происходит в реальности;
осмыслить, как проектировать обучение, чтобы оно было максимально
направлено на удовлетворение образовательных запросов учащихся и их
законных представителей.
Возможности Lesson study в учительской практике
успешно используются с целью совершенствования методики
преподавания, повышения уровня знаний учащихся по ключевым
предметам в начальной и средней школе в процессе разработки
концептуальных педагогических подходов.
В
процессе проведения исследования урока
учителя:
-
работают в группах или в
парах.
-
ежедневно используют формируемые ими материалы
периодического оценивания для согласования приоритетов обучения и
развития учащихся;
-
совместно определяют отвечающий установленным
задачам метод преподавания, который подлежит дальнейшему
усовершенствованию;
-
определяют кандидатуры трех «исследуемых»
учащихся, каждый из которых является типичным представителем
определенной группы учащихся в классе: высокого, среднего или ниже
среднего уровня успеваемости;
-
совместно планируют исследование урока, где будут
изучены методы, используемые в процессе проведения урока и их
результативность в контексте наблюдения за тремя «исследуемыми»
учащимися;
-
осуществляют совместное наблюдение хода Lesson
study, акцентируя особое внимание на результативность обучения и
развитие «исследуемых» учащихся. Данные действия могут повторяться
и совершенствоваться на протяжении серии
уроков;
-
опрашивают «исследуемых» учащихся, чтобы узнать
их мнение об уроке;
-
осуществляют обсуждение проведенных уроков с
целью анализа реакции «исследуемых» учащихся на применяемый метод,
достигнутого ими прогресса, демонстрируемых ими результатов
обучения или испытываемых трудностей в обучении, а также
полученного опыта для дальнейшего усовершенствования методики
преподавания;
Результаты использования подхода Lesson study
целесообразно продемонстрировать коллегам. Это может быть
презентация, проведение коучингов.
Подготовила: Смагулова Э.С. учитель
ВШ