Материалдар / Учебник "Русский язык и литература" 8 класс Часть вторая Издательство "Атамұра" 2018 год.
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Учебник "Русский язык и литература" 8 класс Часть вторая Издательство "Атамұра" 2018 год.

Материал туралы қысқаша түсінік
Учебник "Русский язык и литература" 8 класс Часть вторая Издательство "Атамұра" 2018 год.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
12 Мамыр 2020
1111
1 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

У.А. Жанпейс, Н.А. Озекбаева, Р.Д. Даркембаева, Г.А. Атембаева

РУССКИЙ ЯЗЫК
И ЛИТЕРАТУРА
Часть 2
Учебник для 8 класса общеобразовательной школы
с нерусским языком обучения

8

Рекомендовано Министерством образования и науки
Республики Казахстан

Алматы «Атамұра» 2018

1–3528

УДК 373.167.1
ББК 81.2 Рус – 922
Р 88
Учебник подготовлен в соответствии с Типовой учебной
программой обновлённого содержания по предмету
«Русский язык и литература» для 5–9 классов уровня
основного среднего образования (с нерусским языком обучения),
утверждённой Министерством образования и науки РК.

Условные обозначения:
– возьмите на заметку

материал для самостоятельных наблюдений


– задания 1-го уровня (знание, понимание)



– задания 2-го уровня (применение)



– задания 3-го уровня (создание, оценивание)



– специальные и ситуативные задания по развитию связной речи



– работа в парах, группах



– выполните задание самостоятельно



– лингвистический или литературный турнир



– Знаете ли вы?

земля 1 – сделать фонетический разбор слова
землетрясение2 – сделать морфемный разбор слова (разобрать слово по составу)
заповедник 3 – сделать морфологический разбор слова
Дело словом не заменить.4 – сделать синтаксический разбор предложения

Русский язык и литература: Учебник для 8 класса общеобразовательной
Р 88 школы с нерусским языком обучения. В 2 ч. / У. А. Жан­пейс, Н. А. Озекбаева,
Р. Д. Даркемба­ева, Г. А. Атем­баева. – Алматы: «Атамұра», 2018. – 192 с.
ISBN 978-601-331-155-5
Часть 2. – 2018. – 192 с.
ISBN 978-601-331-156-2

ISBN 978-601-331-156-2 (2 часть)
ISBN 978-601-331-155-5

© Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А.,
Даркембаева Р.Д., Атембаева Г.А., 2018
© «Атамұра», 2018

Дорогие восьмиклассники!
Учебник, который вы держите в руках, в доступной форме познакомит вас с основами языкознания – науки о языке; с творчеством известных поэтов и писателей; окажет помощь в овладении нормами русского
литературного языка; расширении вашего словарного запаса; повышении
гра­­мотности и речевой культуры; формировании ваших чи­та­тельских интересов.
Чтение литературных произведений – это труд души. Оце­нивая поступки и отношения героев, вы будете представлять их, вступать в диалог с автором и приобщаться к его мыслям, чувствам и переживаниям.
Чтобы стать грамотным читателем, нужно уметь не только читать, но
и понимать содержание и форму художественного произведения как единое целое. Нельзя понять главную мысль произведения, его идею, не разобравшись в созданных пи­сателем образах, во всех использованных им
деталях, в особенностях языка. В этом вам помогут рубрики «Обсуждаем
произведение», «Определяем тему, идею, композицию», «Ха­рак­теризуем
героев», «Анализируем художественно-изо­бразительные средства».
Литературные произведения не только дают нам знания о жизни героев, о времени, в котором они жили, но и вызывают у нас разные эмоции. Вы будете переживать за волчат из произведения О.О. Сулейменова,
за волчицу Акбару из романа «Плаха» Ч.Т. Айтматова; познакомитесь
с новыми произведениями А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова; будете радоваться или огорчаться, читая роман «Дети капитана Гранта»
Ж. Верна или повесть «Приключения Электроника» Е.С. Велтистова.
Ваша речь будет совершенствоваться, читательские ин­тересы расширяться по мере углубления тех знаний, которые вы, надеемся, получите
из этого учебника.
Желаем вам успехов!
Авторы

3

КОНТЕНТ-ПЛАН

урока

Тема урока

Грамматическая тема/
литературоведческие
понятия

Стр.
учеб­
ника

Раздел V. Мир живой при­ро­ды
45–46 Живая планета

Односоставные предло­жения.
Основные группы од­но­­составных
предло­жений
47
Когда-то они жили на
Односоставные предло­жения с
Земле
главным членом – ска­­зуемым.
Определённо-личные предложения
48
Исчезнувший мир
Неопределённо-лич­ные пред­­ло­жения.
Предложения обобщённо-личные
49
Заповедная территория Безличные предложения
50–51 О. Сулейменов.
Деепричастный оборот как вырази«Волчата»
тельное средство в художественном
тексте
52–53 Ч.Т. Айтматов. «Плаха» Причастие как выразительное средство
(фрагмент об Акбаре)
в художественном тексте
54
К. Мырзалиев. «Красная Экспрессия назывных предложений
книга»

6
10
15
20
24
29
36

Раздел VI. Вода – источник жизни
55

Волшебная власть воды

56

Жемчужины
Казахстана
57   Вода на службе
у человека
58
Уникальные свойства
воды
59
Берегите воду!

Односоставные предло­жения с
главным членом – подлежащим.
Назывные предло­же­ния
Неполные предложения

Как связаны между собой однородные
члены предложения
Обобщающие слова при однородных
членах и знаки препинания при них
Предложения с междо­метиями и
словами да, нет
60–61 Янка Мавр. «Сын воды» Псевдоним
62
П.Н. Васильев.
Интонация
«Иртыш»

42
45
49
53
56
58
68

Раздел VII. Куль­ту­ра пи­та­ния
63–64 Культура питания.

4

Предложения с обособ­ленными
членами. Понятие об обособлении.
Обособ­лен­­ные опре­­деле­­ния и
дополнения

72

65–66 Национальная еда

67

Белое чудо природы

Обо­соб­лен­ные об­сто­я­тельства. Зна­ки
пре­­пина­ния в пред­ло­же­ниях с обо­соб­­
лен­ными чле­нами

78

Предложения с уточ­няю­щими обособ­
лен­ными членами

84

68–69 Н.В. Гоголь. «Старо­
светские помещики»

Рассказчик

70–71 А.П. Чехов. «Сирена»

Концовка

72

Проверяем чита­тель­
скую грамотность

89
96

к

Раздел VIII. Сила ис­кус­ства
73–75 А.С. Пушкин. «Моцарт
и Сальери»

Драма, монолог, ремарка

76–77 К.Г. Паустовский.
«Старый повар»

Интерьер

78–79 Б.П. Екимов. «Музыка
старого дома»

Метафора, олицетворение, эпитет

80–81 И. Жансугуров.
«Кюйши»

Легенда

104
122
132
138

Раздел IX. Науч­ные от­­кры­тия и тех­но­ло­гии
82–83 Е.С. Велтистов. «ПриРазвитие действия
ключения Электроника»

143

84–86 Жюль Верн. «Дети капитана Гранта»

154

Приключенческий роман

87

Открытия, изменившие
мир

Повторение изученного материала

88

Окно в мир

Повторение изученного материала

89

Удивительный мир
НАНО

Повторение изученного материала

90

Закон вечности

Повторение изученного материала

161
166
169
174

91–92 Лингвистический
марафон

178

93–94 Литературная викторина

182

Ваш помощник

187

Краткий словарь литературоведческих понятий

190

Интерактивные задания

191

5

V. Мир живой природы

45–46

Живая планета
Могущество страны не в одном материальном
богатстве, но и в душе народа! Чем шире, сво­
боднее эта душа, тем большего величия и силы
достигает государство. А что воспитывает
широту духа, как не эта удивительная при­
рода! Её нужно беречь, как мы бережём самую
жизнь человека. 
К . Г . П а у с т о в с к и й 

Сегодня на уроке вы:
● будете участвовать в беседе по содержанию художественных текстов;
● научитесь отличать односоставные предложения от двусоставных и
употреблять их в речи.
Прочитайте эпиграф. О какой особой роли природы в жизни человека
и общества в нём говорится?
Слушаем и обсуждаем
1 Послушайте притчу и определите её основную мысль. Выскажите устно
своё отношение к про­чи­танному.

Давным-давно у матери Вселенной родилась дочь – назвали её Земля.
Её отец Космос устроил пир на весь мир и позвал в гости все галактики и
созвездия. Каждый, кто приходил посмотреть на красавицу Землю, приносил ей подарок. Отец подарил ей Солнце, чтобы оно согревало Землю.
Мать подарила ей Луну, чтобы она могла помечтать, глядя на неё. Фея
Аква подарила ей чистую прохладную воду, чтобы её не мучила жажда.
Фея Аэра подарила ей прекрасное покрывало, которое не пропускало ульт­
рафиолетовые лучи. Фея Флора подарила Земле разные виды растений
и животных, и маленькая планета стала называться «живой планетой».  
6

Грамматический тренинг
2 Сравните данные предложения. В каком из них нет одного главного члена?

Планету назвали Землёй. – Солнце согревало Землю. Маленькая планета Земля. – Она была маленькой планетой.
Предложения, грамматическая основа которых состоит
из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными.
Предложения, грамматическая основа которых состоит
из одного главного члена, называются односоставными.
3 Послушайте отрывок из стихотворения К.Д. Бальмонта «Без­гла­гольность».
Чей образ раскрывает поэт в стихотворении? Найдите грамматические основы в предложениях. Выясните, в каких предложениях отсутствует либо
подлежащее, либо ска­зуемое. Как вы думаете, мешает ли пониманию
смысла пред­ло­жения отсутствие одного из главных членов?

Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далёко-далёко.
Во всём утомленье, глухое, немое.
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада, –
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.
В зависимости от способа выражения главного члена односоставные пред­ло­жения делятся на две группы: 1) с глав­
ным членом – подлежащим, 2) с главным членом – сказуемым, т.е. они бывают назывными и глагольными. Сравните:
1) Вечереет. Морозит и 2) Ве­чер. Мороз. Глагольные односоставные предложения делятся на виды в зависимости от
формы сказуемого: определённо-личные, неопределённоличные, обобщённо-личные, безличные.
Как и двусоставные, односоставные предложения могут
быть нераспространёнными и распространёнными. Сравните: Морозит и С утра морозит; Вечер и Тихий летний ве­
чер.
7

4 Спишите, обозначая грамматическую основу предложений. Ука­жите односоставные предложения. Какие это предло­же­ния – распространённые или
нераспространённые? Подле­жа­щим или сказуемым является в них главный член?

Задумчиво дремлют тёмные вербы, на крутом берегу полыхают подожжённые осенью клёны. Прямо у дороги горстями едим ежевику, а
десяток шагов в сторону – спугиваем стаю уток. Утки волнуют алую от
зари воду и падают в камыши. Едем час, другой. Темнеет. Жёлтый свет
фар, жёлтое кружево выхваченных светом ветвей.
(В. Песков)
5 Заполните «Круг знаний». Запишите виды од­но­сос­тавных пред­­ложений в
тетради, пра­вильно располагая их по кругу.

Виды
односоставных
предложений

6 Прочитайте легенду. Как вы думаете, какой в ней заложен смысл?

Человек устал от вечной борьбы с природой: от холода, голода, опасностей. И тогда пришёл Человек к священной горе Олимпу и взмолился:
«О, боги! Неужели всю жизнь мне мучиться? Неужели никогда не смогу спокойно есть, спать и жить в тепле? Неужели вечно воевать с этой
прок­лятой природой?» И услышали его боги, и сказали: «Хорошо, у тебя
будет всё, что ты просишь: ты будешь жить в прекрасном дворце, у тебя
всегда будет еда, питьё, одежда. Но за это ты навсегда должен отказаться от земли, на которой ты родился и вырос, и от природы, которую ты
проклял».
Согласился Человек и получил всё обещанное. Теперь он целыми днями вкусно ел, пел песни и сладко спал. Шло время, и всё более грустными становились песни Человека. И стал замечать Человек, что глаза
его видят предметы, но сердце не видит красоты, уши слышат звуки, но
8

сердце не слышит музыки, язык произносит слова, но они лишены теплоты сердца и поэтому никому не нужны. И понял Человек, что убивает он
свою душу. Ибо как дерево без почвы, так и душа человека без родной
земли засыхает. И тогда ударился он об стену, окружавшую дворец, ставший ему тюрьмой, и превратился в бесплотный ветер. И полетел ветер к
родным полям, лесам и рекам...
Выйди в тихую погоду в лес, поле или к речке. И ты услышишь, как
целует несчастный ветер листочки на деревьях, увидишь, как нежно гладит он полевые цветы…

Работа в группах.
1

2

1. Определите микротему 1-го абзаца.

1. Определите микротему 2-го абзаца.

2. Какой глагол в 1-м аб­заце соответствует пере­воду балшықты жапсы­
рып, тасты шауып мүсін жасау?

2. Какое прилагательное во 2-м абзаце соответствует пе­ре­воду денесіз,
тәнсіз?

3. Выпишите из 1-го аб­заца одно двусоставное пред­ло­жение и подчеркните в нём грамматическую основу.

3. Выпишите из 2-го абзаца одно двусоставное предложение и подчеркните
в нём грамматическую основу.

4. Найдите и выпишите из 1-го абзаца односоставные предложения. Подлежащим или сказуемым является в
них главный член? Обозначьте его.

4. Найдите и выпишите из 3-го абзаца
односоставное предложение. Подлежащим или сказуемым является в нём
главный член? Обозначьте его.

5. Определите, распро­стра­­нёнными
или не­рас­про­стра­нёнными являются
выпи­сан­ные предло­же­ния.

5. Определите, распро­стра­нённым или
нерас­пространённым является выписанное предложение.

Речевой тренинг



¿ Подведите итоги по теме «Живая планета». Обсудите в группах
вопрос: как природа воспитывает человека? Предложите для обсуждения свои вопросы.
¿ Какие иллюстрации вы нарисовали бы к прочитанной легенде?
Дайте их словесное описание.

9

7 Какое утверждение верное?

1) Предложения, в которых имеются два главных члена (и подлежащее, и сказуемое), являются односоставными.
2) Как и двусоставные, односоставные предложения могут быть нераспространёнными и распространёнными.
3) Если в предложении есть только один главный член (подлежащее
или сказуемое), то такое предложение является двусоставным.
4) По смыслу односоставные предложения отличаются от двусоставных тем, что они понятны и при отсутствии второго главного члена.
5) По форме главного члена односоставные предложения делятся на
три основные группы.
1. Подготовьте сообщение на тему «Живая планета», используя
дополнительные источники информации.
2. Разделитесь на группы и выберите одну из тем проекта «Мир
живой природы». Напишите и защитите его в форме презентации.
1) «Все живые существа уникальны и важны для человечества».
2) «Сохранение биоразнообразия – это сохранение важных ре­
сурсов».

47

Когда-то они жили на Земле

Сегодня на уроке вы:
● узнаете, что означает слово динозавр;
● будете изучать определённо-личные предложения и способы выражения
в них сказуемого.
Прочитайте ключевые слова. Предположите, какую информа­цию вы
получите из текстов урока.

Ледник, растения, животные, многолетняя мерзлота, реликты, исчезновение, динозавр.
10

Слушаем и обсуждаем
1 Послушайте текст. О чём в нём говорится? Соответствует ли текст теме
урока? Что нового вы узнали? Найдите сложное числительное.

Древние древности
Шестьсот тысяч лет назад на значительную часть земли со Скандинавии надвинулся огромный ледник. Толщина льда достигала нескольких сотен метров. Под ним погибли растения и животные. Но какими
они были? Об этом учёные узнают по остаткам растений и животных,
которые сохранились в многолетней мерзлоте, в толще полезных ископаемых, пластов земли. В некотоКарточка-информатор
рых местах, где не было ледника,
сохранились такие же растения и
ископfемое – қазбалар
животные, какими были их предрелbкт – жұрнақ; жұрын; қал­
ки в далёкие-далёкие времена. Их
дық; көненің көзі (көне заманнан
сақталып қалған белгі, бұйым)
называют «живыми ископаемыми». Научное их название – реликты.


(Из энциклопедии «Тайны окружающего мира»)

Грамматический тренинг
2 Ознакомьтесь с таблицей. Сравните примеры. Чем они отличаются? Изменился ли смысл в предложениях? Можно ли определить в примерах 2-й
колонки, кто совершает действие?

Утром я встаю в 7 часов. Я делаю
зарядку. Потом я умываюсь и
завтракаю. В 8 часов я выхожу
из дома…

Утром встаю в 7 часов. Делаю
зарядку.
Потом
умываюсь
и
завтракаю. В 8 часов выхожу из
дома…

Определённо-личные предложения – это предло­же­ния
без подлежащего, в которых форма глагола-сказуемого и
смысл предложения подсказывают, что действие совершается определённым лицом, 1-м или 2-м: Люблю музыку (ясно,
что Я люблю музыку). Стремитесь к добру (ясно, что вы
стремитесь к добру).
11

Формы 1-го и 2-го лица употребляются в единственном
и во множественном числе изъявительного и повелительного наклонений: Спешу в школу. – Спешить в школу. –
Спешим в школу. – Спеши(-те) в школу!

3

Прочитайте. Найдите определённо-личные предложения. Докажите, что в
них необязательно употреблять подлежащее. Укажите лицо и число глаголов.

Парк издали не отличишь от степных перелесков.4 Едем3 ещё минут
двадцать. Приглядевшись, различаем стволы деревьев, дорожки. Нето­
роп­­ливо выгружаем магнитофонный ящик, рюкзаки и мотки проволоки –
в парке будем записывать соловьёв. О соловьях можно написать целый
трактат. Но, кажется, рукой шевельни – и распугаешь соловьёв.
(В. Песков)
4 Спишите, заменив, где возможно, с помощью местоимений определённоличные предложения двусоставными, и наоборот. Почему это легко сделать? Изменяйте при необходимости порядок слов.

1) Торопимся в бассейн. 2) Хочу записаться в секцию плавания.
3) Мы радуемся успехам наших спортсменов. 4) Привыкаешь к шуму на
стадионе. 5) Ты с волнением наблюдаешь за борьбой спортсменов. 6) я буду
тоже участвовать в спортивных состязаниях.
В определённо-личных предложениях подлежащее легко восста­навливается путём введения, подстановки личных
местоимений я, ты, мы, вы, а сами предложения нетрудно
преобразовать в двусоставные:
Читаю книгу. – Я читаю книгу.
Определённо-личные предложения характерны для разговорной речи, особенно для диалога.
5 Продолжите запись в виде диалога из шести реплик. Используйте определённо-личные предложения.

Я уже возвращался (возвращалась) из ботанического музея домой,
когда встретил(а) друга (подругу).
12

– Откуда идёшь? – спросил(а) друг (подруга).
– Иду из музея, – ответил(а) я.
–…
6 Прочитайте микротексты. Раскрывают ли они тему урока?

Что означает слово «динозавр»?
Впервые останки динозавров обнаружила врач Мэри Энн Мантелл в
1822 году на юге Англии. Она привезла кусочек бедренной кости и несколько огромных зубов в Оксфордский университет, где их стал изучать
Ричард Оуэн. Он пришёл к выводу, что зверь, которому принадлежали
эти кости и зубы, размером был не меньше половины футбольного поля.
Он назвал животное динозавром, что в переводе с греческого означает
«ужасный ящер».
(«Первая книга знаний для школьника»)

Кто такие рептилии?
Рептилии – это животные с чешуйчатой водонепроницаемой кожей,
например, крокодилы и черепахи. У большинства рептилий есть ноги по
бокам туловища. Однако у динозавров ноги поддерживали тело снизу. Это
означает, что небольшие динозавры могли бегать быстрее, чем иные рептилии. Ноги у динозавров были значительно сильнее, чем у других рептилий.
(Из энциклопедии «Динозавры»)
Работа в группах.

1
1. Что означает слово дино­завр?

2
1. Кто такие рептилии?

2. Выпишите из 1-го тек­ста сло­ва 2. Выпишите из 2-го текста слова и
и словосочетания, которые по­мо­ словосочетания, которые помогают
гают пред­ста­вить динозавров.
представить рептилий.
3. Выпишите из 1-го тек­ста не- 3. Выпишите из 2-го текста нескольсколько глаголов, пос­тавьте их в ко глаголов, пос­тавьте их в 1-м или
1-м или во 2-м ли­це в единствен- во 2-м лице в единственном или во
13

ном или во мно­жественном чис­ле
и сос­тавь­те с ними опре­делённолич­ные пред­ложения.
4. Составьте один «тонкий» вопрос
к 1-му тексту.
5. Составьте один «толстый» во­прос
к 1-му тексту.

множественном чис­ле и сос­тавьте с
ними опре­де­лённо-личные пред­ло­
жения.
4. Составьте один «тонкий» вопрос
ко 2-му тексту.
5. Составьте один «тол­стый» вопрос
ко 2-му тек­сту.

Речевой тренинг
¿ Представьте, что у вас появилась возможность взять интервью у
учё­ного оксфордского университета Ричарда Оуэна. Какие вопросы
вы бы ему задали?


¿ Какие фильмы о динозаврах вы смотрели? Как изображались эти
древ­ние животные?


Лингвистический турнир.

1) Животный или растительный организм, сохранившийся как пережиток древних эпох.
2) Перевод слова ископfемое на родной язык.
3) Животное, название которого в переводе с греческого означает
«ужасный ящер».
4) Животные с чешуйчатой водонепроницаемой кожей.
7 Цифровой диктант. Прочитайте, отметьте номера только определённо-личных предложений.

1) Белеет парус одинокий.
2) Тонкий свист рябчика. Костёр.
3) Берегите друг друга, добротой согревайте.
4) После дела за советом не ходят.
5) На улице было светло и людно.
6) Учи уроки прилежно.
7) Люблю грозу в начале мая.
8) Приятно пахнет черёмуха.
Подготовьте лингвистический рассказ об определённо-личных
предложениях.

14

48

Исчезнувший мир
Как это страшно – умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошённая природа
Уже не в силах сделать ничего…
С. Островой

Сегодня на уроке вы:
● узнаете, кто такие археоптериксы и что означает слово мамонт;
● научитесь различать неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения; употреблять их в устной и письменной речи.



Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Раскрывает ли эпиграф тему урока?

Грамматический тренинг
1 Прочитайте. Найдите односоставные предложения с главным членом –
сказуемым. Укажите, в каких формах употреблены в этих предложениях
глаголы-сказуемые.

1) Кости динозавров за миллионы лет превратились в окаменелости. –
Их находят в разных уголках земного шара. 2) Все динозавры жили на
суше. – Динозаврами называют сухопутных ящеров.

Неопределённо-личные предложения – это односоставные предложения без подлежащего. Глагол-сказуемое в неопределённо-личных предложениях имеет форму 3-го лица
настоящего, прошедшего и будущего времени множественного числа: В новом микрорайоне строят (построили, бу­
дут строить) спортивную школу.
15

2 Прочитайте примеры неопределённо-личных предложений. Можно ли назвать действующее лицо и важно ли это знать? Спишите, подчёркивая
грамматическую основу предложений и указывая форму глаголов.

1) Перелётным птицам одевают на лапки кольца. Потом их отпускают, и они летят, куда положено. Там, где-нибудь в Новой Гвинее, их
ловят и таким образом узнают воздушные пути птиц. (М.М. Пришвин)
2) Теперь зубров не только охраняют, но и разводят. (Г.А. Скребицкий)
3) На берегу разожгли костёр, начали варить уху, затянули песню.
3 Перестройте двусоставные предложения в неопределённо-личные. Изменяется ли при этом и каким образом смысл высказывания? Почему?

1) Продавцы торговали ранними овощами. 2) По вечерам родители
читали нам увлекательные книги. 3) На спортплощадке дети играют в
теннис и бадминтон. 4) За окном громко кричали дети. 5) Строители
быст­ро ликвидировали аварию. 6) В нашей семье все любят читать.

Обобщённо-личные предложения указывают на обобщённое лицо. Им обычно является 2-е лицо. Действие в
этих предложениях может быть отнесено к любому лицу,
к группе лиц, поэтому в форме таких предложений выступают чаще пословицы, например: Что посеешь, то и
пожнёшь.

4 Прочитайте. Укажите, какие это предложения и какой формой глагола
выражены в них сказуемые. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Вспомните и напишите три пословицы со сказуемым –
глаголом в форме 2-го лица.

1) Дело словом (не) заменишь. 2) После драки кулаками (не) машут.
3) Умную голову поч…тают (с) молоду. 4) Кончил дело – гуляй смело.
5) Соловья баснями (не) кормят.
16

5

Составьте диаграмму Венна: в центре пересечения кру­гов отметьте общие
характеристики односоставных предло­жений.

Определённоличные
предложения
Неопределённоличные
предложения

Обобщённоличные
предложения

?

6 Прочитайте и объясните, к одному лицу или ко всем людям обращены данные высказывания? Как вы понимаете их смысл? Спишите и подчеркните
основу предложений. Чем она выражена? Какой формой?

1) Без труда не вынешь и рыбки из пруда. 2) По одёжке встречают, по
уму провожают. 3) С разбором выбирай друзей. (И.А. Крылов) 4) Цыплят
по осени считают. 5) Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри
его. (И.А. Крылов) 6) От добра добра не ищут.
7 Прочитайте. Что нового вы узнали из текста? Выпишите 2-3 дву­составных
предложения и преобразуйте их в неопределённо-личные. Сделайте синтак­
сический разбор полученных пред­ложений.

Древние птицы
Учёные считают археоптериксов самыми
древними птицами. У них были крылья, а тела
покрывали перья. Они, видимо, могли летать,
но не так хорошо, как современные птицы.
Возможно, они просто перелетали с одного
места на другое, спасаясь от хищников или
гоняясь за насекомыми.
Археоптериксы, как многие динозавры,
быстро бегали на длинных задних ногах. Вероятно, они жили на морских побережьях. Кормом им служили насекомые
и мелкие рыбы, которых они ловили своими зубастыми челюстями.
(Из энциклопедии «Динозавры»)
2–3528

17

8 Перед вами таблица «Вопросительные слова». Составьте вопросы к тексту,
используя вопросительные слова в левой графе. Запишите полученные воп­росительные предложения в правую колонку. Устно ответьте на них.

Текст «Древние птицы»
Вопросительные слова

?

Кто?
Какие?
Как?
Где?
Чем?
9 Прочитайте. О чём вы узнали? Выделите в тексте известную и новую информацию.

Среди всех вымерших жи­вот­ных мамонты –
древние млеко­питающие семейства слоно­вых –
на сегодняшний день изучены наиболее подробно. Однако точных сведений о периоде их существования и о том, какие места обитания они осваивали, у палеонтологов нет.
Жители Сибири с древнейших времён откапывали кости этих огромных животных. Вероятно,
благодаря этому мамонты и получили своё название. В некоторых сибирских языках сохранилось слово «мамут», что означает «живущий в
земле». Скорее всего, люди, на основании своих находок, полагали, что
мамонты обитали под толщей промёрзшей земли.
Учёные заинтересовались изучением мамонтов примерно в начале XX
века. Именно тогда были найдены останки, позволившие составить научное представление о внешнем виде, образе жизни и среде обитания
гигантов.
Мамонты вымерли приблизительно 11 тысяч лет назад. Причины их
исчезновения с лица Земли не вполне ясны, но главная и бесспорная причина вымирания рода – глобальное изменение климата.
(Из энциклопедии «Вымершие животные»)

18

Работа в группах.

1

2

1. Переведите слово млекопитаю­ 1. В чём смысловая разница в словах
щие на родной язык.
останки и остатки?
2. Что означают слова па­ле­он­то­ 2. Как по-другому названы в тексте
лог, палеонтология? 
мамонты?
3. Выпишите из 1-го и 2-го абзацев по одному дву­сос­тав­ному
предложению и пре­об­ра­­зуйте их
в не­опре­де­лён­но-личные пред­ло­
же­ния.

3. Выпишите из 3-го и 4-го абзацев
по одному дву­сос­тавному предложению и пре­образуйте их в не­опре­де­
лён­но-личные пре­дло­жения.

4. Составьте 1 «тонкий» и 1 «тол- 4. Составьте 1 «тонкий» и 1 «толстый» вопросы к 1-му и 2-му аб- стый» вопросы к 3-му и 4-му абзазацам текста.
цам текста.
Речевой тренинг
¿ Передайте содержание текста «Древние птицы» одним предло­же­
нием.


¿ Представьте себе, что мамонты выжили. Какой была бы их жизнь
на нашей планете?

1. Подготовьте лингвистический рассказ о неопределённо-личных и
обобщённо-личных предложениях.
2. Составьте синквейн к слову мамонт.

19

49

Заповедная территория
Если будет вода и ни одной
рыбки – я не поверю воде.
И пусть в воздухе кислород,
но не летает в нём ласточка,
я не поверю и воздуху. И лес без
зверей с одними людьми – не лес…
М.М. П р и ш в и н

Сегодня на уроке вы:
● узнаете о заповедных местах Республики Казахстан;
● будете изучать безличные предложения и способы выражения сказуе­
мого в них; научитесь определять и употреблять их в устной и письменной речи.

Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, о какой важной проблеме
говорит М.М. Пришвин?
Читаем и обсуждаем
1 Прочитайте «по цепочке». Объясните смысл высказываний. Какая тема их
объединяет?

1) В природе всё одно с другим связано, и нет в ней
заповtдник
ничего случайного. И если выйдет случайное явление –
заповtдный
ищи в нём руку человека. (М.М. Приш­вин) 2) Природа –
дом, в котором живёт человек. (Д.С. Лихачёв) 3) У человека вполне достаточно объективных причин, чтобы стремиться к сохранению дикой природы. Но, в конечном счёте, природу может спасти только его
любовь.  (Ж. Дорст) 4) Охранять природу – значит охранять Родину. 
(М.М. Пришвин) 5) Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты
находишь, чему учиться. (Леонардо да Винчи) 6) Если каждый человек
на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была
бы земля наша. (А.П. Чехов)
20

2 Прочитайте определение слова заповедник. Что такое генофонд и для чего
он служит?

Заповедник – это территория (акватория), на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность человека (кроме научной),
и весь природный комплекс сохраняется в естественном состоянии. Это
способствует сохранению генофонда растений и животных.
Грамматический тренинг
3

Сравните предложения на русском и казахском языках. В чём их сходство? Есть ли в них подлежащее (бастауыш)?

1. Нам многому ещё надо учиться.
2. Мне хочется поблагодарить вас.
3. У меня нет времени.
4. Теперь можно поговорить.

1. Бізге әлі көп нәрсені үйрену керек.
2. Менің сізге алғыс айтқым келеді.
3. Менің уақытым жоқ.
4. Енді сөйлесуге болады.

Безличные предложения (жақсыз сөйлемдер) – это одно­
составные предложения со сказуемым, при котором нет и не
может быть подлежащего, например: Быстро смеркается.
Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается
безличными глаголами (На дворе темнеет), но нередко в
них используются личные глаголы в значении безличных
(Пахнет свежим хлебом).
В качестве сказуемого могут выступать глаголы в неопределённой форме (Быть дождю), а также наречия на -о и -е
(На улице было темно).

4 Спишите предложения и подчеркните в них грамматическую основу. Определите способ выра­жения главного члена.

1) У въезда в усадьбу всегда многолюдно. 2) У взрослых зубров практически нет врагов. 3) Трудно представить сосновые леса без глухарей.
21

Но глухарей становится всё меньше. 4) Птиц нигде не было. 5) Увидеть
бобра днём невозможно. 6) Можно несколько дней путешествовать по
пуще и не увидеть ни одного зверя. 7) Всё было затоплено вешними водами. Нам пришлось свернуть с шоссе на возвышенность и ехать просёлками.
(Н. Дроздов)
5 Прочитайте, указывая в каждом предложении подлежащее и сказуемое.
Преобразуйте эти предложения в безличные по образцу. Чем они отличаются по значению? Запишите их.

О б р а з е ц : В хорошую летнюю погоду ребята не сидят дома. –
В хорошую летнюю погоду ребятам не сидится дома.
1) Я сегодня всю ночь не спал. 2) Брат не верил в успех нашей поездки. 3) Я хочу научиться хорошо играть в шахматы. 4) Сестра сегодня
нездорова. 5) Мы не хотели уезжать из санатория.
6 Обратите внимание на заголовок. Прочитайте ключевые сло­ва текста. Подумайте и скажите, о чём может быть этот текст. Проверьте свои предположения, прочитав его.

Жемчужина, фламинго, уникальный, редкие, сохранить, ценность.
Коргалжынский заповедник
В Казахстане есть немало уголков, по праву считающихся жемчужинами природы. Это и восхитительные озёра в Кокшетауской и Павлодарской областях, и причудливые хребты Тянь-Шаня, и уникальные
лесные массивы Карка­ралинска, Баянаула, Восточно-Казахстанской области, и множество других замечательных мест, ещё сохранивших свою
природную красоту и доставляющих особую радость. Некоторые из этих
прекрасных уголков природы в силу своей уникальности объявлены заповедными местами.
Коргалжынский заповедник – это один из самых крупных заповедников Казахстана. Он расположен по реке Нуре с её многочисленными
озёрами. Самое большое озеро – Коргалжын.
Этот заповедник знаменит тем, что в нём обитает большое количество
видов водоплавающей и сухопутной птицы.
Лебяжий залив в заповеднике в основном занимают лебеди и уткипесчанки. На островах селятся чайки-хохотуньи и пеликаны.
22

На солёном озере Тениз гнездится редкая экзотическая птица – фламинго. Природа сказочно одарила фламинго. У неё очень красивое оперение ярко-розового цвета. Фламинго в переводе с латинского означает
«пламя». Это сказочная «жарКарточка-информатор
птица».
На всей территории Евразии
жемчeжина – здесь: қазына, көрік
озеро Тениз является единственфламbнго – қоқиқаз
ным местом, где гнездятся флауникfльный – бірден-бір, өте сирек
минго. Здесь их отлавливают для
многих зоопарков мира.
(Из книги «Природа и мы»)
Работа в группах.

1

2

1. Объясните правописание слов:
жем­чужины, причуд­ли­вый, яркорозовый, расположен.

1. Объясните правописание слов:
лесной, экзотический, водоплава­
ющий, гнездятся.

2. О каких жемчужинах природы
идёт речь в тексте? 

2. Почему самые красивые места
в Казахстане объявлены заповедными зонами?

3. Чем знаменит Коргалжынский
заповедник?

3. Кто обитает в Лебяжьем заливе?

4. Найдите односоставные предложения. Преобразуйте, где возможно,
двусоставные предложения в безличные.
Речевой тренинг



¿ Что вы знаете о заповедниках нашей страны? Сколько заповедни­
ков создано в республике и где они расположены? Назовите их.
¿
Выскажите свою позицию! Деятельность человека привела к
слож­­ной экологической обстановке на планете. Почему, зная о необ­
хо­ди­мости сохранения природы, человек продолжает причинять ей
вред?

23

7 Дополните синквейн и составьте по нему рассказ.

1.
2.
3.
4.
5.


экзотический, розовый.
...
...
«Жар-птица».
Подготовьте сообщение на одну из тем: «Как сохранить природу?», «Заповедники Казахстана», используя дополнительные источники информации.

50–51

О. Сулейменов. «Волчата»

Сегодня на уроке вы:
● прочитаете стихотворение «Волчата» О. Сулейменова;
● будете определять тему, сюжет и
композицию произведения; анализировать художественно-изоб­
-разительные средства в стихо­
творении.

Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко

Прочитайте название произведения. Можете ли
вы предположить, о чём это произведение? Проверьте свои предположения, прочитав его.

волк
волчbца
волчjнок
волчfта
волчfтник

Читаем и обсуждаем
1

24

Какие ассоциации вызывает у вас слово в
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!