Материалдар / Урок - исследование по литературе в 11 классе «Скажи, какой ты след оставишь?» (По рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»)
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Урок - исследование по литературе в 11 классе «Скажи, какой ты след оставишь?» (По рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»)

Материал туралы қысқаша түсінік
Урок - исследование по литературе в 11 классе «Скажи, какой ты след оставишь?» (По рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»)
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
28 Шілде 2021
299
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Урок - исследование по литературе в 11 классе «Скажи, какой ты след оставишь?» (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

Ход урока

Вступительное слово учителя

То, о чем мы сегодня с вами будем говорить, волновало и будет волновать сердца и умы не одного поколения людей. Я говорю о сущности человеческой личности и смысле жизни. Многие в определенный период своей жизни задавали себе такие вопросы: «Зачем я живу и какой смысл моей жизни?» и

-3-

искали ответы на них. Давайте все вместе постараемся хоть на пару шагов приблизиться к ответам на эти вечные вопросы.

-Как вы думаете, для чего живет человек?

(Оставить после себя какой-то след, память).

Учитель: А вот какой след, какую память может оставить после себя человек, выясним на уроке.

Предметом нашего исследования я выбрала рассказ М.Горького «Старуха Изергиль». И теперь, когда вы знаете проблему урока, знаете произведение, помогите сформулировать тему урока и чуть позже цели нашего исследования.



Совместно с учащимися формулируется тема урока: «Скажи, какой ты след оставишь?»

Учитель:

Эпиграфом к уроку я взяла слова советского писателя Н. Островского , который жил и работал в начале 20 века: «Самое дорогое у человека- это жизнь, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»

- Что хотел сказать этими словами Островский?

- Кто ещё в русской литературе обращался к теме смысла жизни?

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», И.А.Гончаров «Обломов», Л.Н.Толстой «Война и мир»).

Следующий этап урока - совместно формулируются цели урока.

Учитель:

Прежде чем мы перейдем непосредственно к анализу произведения, сначала, как мы и запланировали, вспомним об основных вехах жизни и творчества

писателя, познакомимся с новыми сведениями. Я вас дома просила прочитать статью в учебнике о жизни М.Горького и составить таблицу. (Проверяется 1 колонка таблицы).



-4-

Что знаю о писателе?

Что хочу узнать?

Что узнал?

Жил в доме деда. Детство было тяжелым. Самый близкий человек- бабушка. Рано пошел в люди, сменил много профессий.

Отношение Горького к революции.

Попытка самоубийства, пропагандировал революционные идеи, обо всем пережитом рассказал. Первый рассказ «Макар Чудра».




После проверки таблицы - выступление ученицы: новые сведения о биографии и творчестве писателя. Класс слушает и работает с таблицей (3 колонка).

Учитель:

- Что еще о жизни или творчестве М.Горького хотели бы узнать? (Отношение Горького к революции).

Велико наследие М.Горького, неоценима помощь, которую оказывал писатель многим талантливым людям. Об этом люди будут помнить, помнить будут самого писателя, читая его произведения.

И сегодня мы остановимся на одном из произведений писателя, рассказе «Старуха Изергиль».

Но вначале я хочу обратить ваше внимание на группы:

  1. группа -«Наблюдатели» (учащиеся, по каким-то причинам не подготовившиеся к уроку). Эти ребята в течение урока будут слушать выступления своих одноклассников и работать с таблицей «Мое знакомство с героями рассказа» :

Ларра

Данко

Старуха Изергиль



Итогом их работы будут письменные ответы на вопросы:

«Кто из героев произвел на меня впечатление? Почему?

-5-

Следующие группы- исследователи характеров героев, их поступков.

2 группа- Данко.

3 группа- Ларра.

4 группа- Старуха Изергиль.

Каждая группа анализирует предложенного ей героя, выявляет его жизненные ценности и помогает в составлении кластера:

Ценности человеческой жизни

Учитель.

Рассказ «Старуха Изергиль» одно из ранних произведений писателя. Ранние рассказы М.Горького носят романтический характер. Давайте остановимся на этом направлении и вспомним:

- Что характерно было для романтических произведений?

(Яркость, краски как в описании природы, так и в изображении людей.

Традиционно для романтического произведения характерен культ необыкновенной личности. Романтический портрет, природа, язык произведения. Герой романтического произведения презирает жалкую жизнь обывателей. Для такого произведения характерно деление мира на реальный и идеальный).

Учитель:

Горький в конце 19 в. – романтик, а романтизм предполагает изображение мира не таким, каков он, а таким, каким хотел видеть его автор.

Автор хотел видеть мир героическим, интересным. Об этом говорят строки из его письма к А.П.Чехову: «Настало время нужды в героическом… обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала приукрашивать жизнь и, как только она это начнет, жизнь прикрасится, т.е. люди заживут ярче, быстрее».

Эти слова нам помогают понять, почему раннее творчество писателя связано с романтизмом.



-6-

Какова композиция рассказа?

(Композиция более сложная, чем в других ранних произведениях. Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль», «Легенда о Данко»).

Учитель:

Перед нами три законченных рассказа, три героя, однако все три части объединены общей идеей. Какой?

(Стремлением автора выявить ценности человеческой жизни, которые мы должны будем определить).

Учитель:

Перед нами три героя, три характера.

При помощи каких красок вы бы передали характеры этих героев?

Учащиеся подбирают цветовой ряд разный для всех героев:

для Данко- красный, огненный,

для Ларры - серые, темно-синие тона,

для старухи Изергиль -коричневый, бежевый цвета.

Учитель:

А вот посмотрите, как изобразили героев художники (репродукции картин

Б. Дехтерева, В. Макеева, Д. Бокарева).

Можно ли сказать, что герои похожи?

(Нет, все герои разные, не похожи друг на друга).

Учитель:

Да, напиши вы портреты этих героев, они бы у вас получились очень разными, а вот Горький, говоря о Ларре и Данко, характеризует их одинаковыми эпитетами: все они молодые, гордые, сильные и красивые.

Согласны вы с этим?

(Да, они молоды и красивы. Да, они сильны, но в остальном полная противоположность).



-7-

Учитель:

Мы подошли с вами к характеристике героев. И я вас просила подготовить характеристику, опираясь на схему:

а) портрет;

б) отношение к людям;

в) понимание гордости;

г) поведение в момент суда;

д) судьба героев.

Ребята, не забываем, что наша задача не только охарактеризовать героев, но и определить их ценности в жизни, составить кластер, который, в свою очередь, может помочь вам в выборе своего жизненного пути.

Выступление первой группы: Ларра

А) Красивый, сильный, глаза были холодны и горды, как у царя птиц. Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости…

Б) Любит только себя, не ценит ничью жизнь, считает себя первым на земле.

В) Смелый, гордый, возомнил себя Богом, раз решает, кому жить, а кому умереть. Скорее всего, это уже не гордость, а гордыня. Человеку с таким чувством нет места среди людей.

Г) Не думал извиняться, только мать стояла на коленях, прося пощады. Громко смеялся вслед людям.

Д) Получил имя Ларра. Жил одиноко. Жизни не было, и смерть не улыбается ему. Отсюда долгожданна свобода и бессмертие как наказание. Вот что сделал Бог с человеком за гордость.

Какие ценности человеческой жизни были для него важными? (составление кластера)

Подлинная свобода - делать то, что хочется, идти, куда угодно!

Свое «Я» выше окружающих.

Первый на земле.

Презрение и нелюбовь к людям.

-8-

Выступление второй группы: Данко.

А) Молодой, красивый, бодр, ясен. В его очах светилось много силы и живого огня.

Б) Любил людей, думал о них, согрел любовью тех, кто был слабее его.

В) Это был гордый, смелый человек. Ему было, чем гордиться. Он спас людей.

Г) Когда он понял, что ему ждать пощады не от кого, его сердце вскипело негодованием, и он разорвал грудь и вырвал из нее сердце.

Д) Кинул взор вперед себя на ширь степи, кинул радостный взор на свободную землю, засмеялся гордо и умер.

Какие ценности человеческой жизни важны для Данко? (составление кластера)

Кто ничего не делает, с тем ничего не станется.

Что сделаю я для людей!

Выступление третьей группы: старуха Изергиль.

Учитель:

Наверное, когда вы готовились к анализу, то заметили, что характеристика Изергиль отличается от Ларры и Данко.

Какова функция Старухи Изергиль в рассказе? Как с помощью образа Старухи Изергиль соотносятся между собой образы Данко и Ларры?

(Старуха Изергиль выступает как рассказчик. На уровне содержания в портрете старухи можно обнаружить и черты Данко, и черты Ларры. Фигура Изергиль связывает воедино обе легенды и заставляет задуматься над проблемой выбора человека. Эти две легенды как бы обрамляют повествование жизни самой Изергиль).



А) Черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями. Дрожащая рука с кривыми пальцами. Сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с



-9-

седыми волосами и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. Кожа вся изрезана морщинами.

Б) Стариками родитесь вы. Мрачные все. Кто живет без подвига, кто не находит его, те просто лентяи и трусы, не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. Не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут на это всю жизнь. Всяких людей я сейчас вижу, а сильных нет.

В) Была гордой, не была никогда ничьей рабой..

Г) У нее и теперь еще мятежная душа, хотя «глаза уже потускнели…».

Д) Живет одна.

Учитель:

Почему живет одна, как вы думаете?

(Из ее рассказов о себе самой героиня предстает скорее жестокой: она с легкость забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей, была равнодушна к ним. Одиночество Изергиль – наказание за ее эгоизм).

Как старуха Изергиль формулирует свои жизненные ценности? (составление кластера).

В жизни всегда есть место подвигу!

Каждый сам себе судьба.

Учитель:

Спасибо, ребята, за выступления, а теперь подведем итоги.

Итак, мы проанализировали характеры и поступки героев, составили кластер.

Перед нами несколько человеческих судеб - выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь, но остаться одной, как Старуха Изергиль? Задумайтесь над этим, Выбирайте сейчас, пока вы еще юные, пока еще вся жизнь впереди.

-10-

А ты, входя в дома любые,

В квартиры светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи, какой ты след оставишь:

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели хмуро вслед,

Или незримый, прочный след

В душе людей на много лет ?

Работа на сегодняшнем уроке позволит вам дома написать сочинение- рассуждение.

Запишите домашнее задание:

  1. Написать сочинение – рассуждение на одну из тем:

Каким должен быть человек и как ему жить среди людей? »

Какое впечатление произвел рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».

  1. Индивидуальное сообщение «Отношение М.Горького к революции».

  2. Прочитать: М.Горький «Макар Чудра», «Челкаш»







Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!