Материалдар / Урок "Органы дыхания" 8 класс
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Урок "Органы дыхания" 8 класс

Материал туралы қысқаша түсінік
в помощь учителям
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
18 Желтоқсан 2017
522
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Урок в 8 классе на тему: "Значение дыхания. Органы дыхания"

Цели урока:

  • Образовательные:

    • изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

    • раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

    • выяснить механизмы голосообразования;

  • Развивающие:

    • формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

    • развитие логического мышления, внимания;

    • успешное формирование у учащихся навыков контроля и самооценки;

  • Воспитательные:

    • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

    • провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах, работа в парах, работа с учебником.

Оборудование и материалы: 1.компьютер, проектор; 2.презентация; 3.карточки с заданием (проверка д/з); 4.произведение Н.В. Гоголя «Нос»; 5.диск «Биология. Человек»; 6.учебники; 7.тетради, ручки; 8.плакат «Дыхательная система».

Базовые понятия: Дыхательная система. Дыхательные пути. Лёгкие. Бронхи. Трахеи. Лёгочные пузырьки – альвеолы.

Пока дышу, надеюсь.

ХОД УРОКА

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обуч-ся

Время

1

Организационный момент

Приветствие. Проверка организации рабочих мест. Деление класса на две группы.

Организация рабочих мест, приветствие.

1 мин

2

Проверка знаний обучающихся

1.Работа по карточкам. (одна группа)

Организуется работа в паре.
Выдаются карточки с вопросами.

А) Строение сердца.

Б) Кровеносные сосуды.

В) Большой круг кровообращения.

Г) Малый круг кровообращения.

2.Тестовые задания. (вторая группа) (слайд 2)

Выдаются карточки с номерами вопросов. В группе назначается уч-ся, кто проверит задания у остальных.
Выберите номера с правильными суждениями:

А) Доноры – люди, принимающие кровь.

Б) Люди IV группы крови – универсальные реципиенты.

В) Сердечный цикл это – сокращение предсердий, сокращение желудочков, общая пауза.

Г) Капилляры – крупные сосуды организма.

Д) Вены – сосуды, несущие кровь к сердцу.

Е) Большой круг кровообращения проходит через лёгкие и длится 4 сек.

Ж) Давление крови – сила, с которой кровь давит на стенки сосудов.

З) При артериальном кровотечении кровь спокойно вытекает из раны.

Проверяют работы друг друга, выставляют оценки.








Проверяющий озвучивает результаты тестирования в своей группе.

5 мин

3

Актуализация знаний обучающихся

Без пищи животное и человек может прожить около месяца. Без воды они могут прожить 3 дня. А без воздуха никто не может прожить даже 10 минут. Почему без воздуха, без дыхания человек не может жить?

Итак, дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. (слайды 3, 4).


2 мин

4

Этап изучения нового материала

1.Определение дыхания (слайд 5)

Дыхание

совокупность физиологических процессов,

включающих газообмен между организмом и окружающей средой.

2.Значение дыхания. (слайд 6)

  • обеспечение организма О2

  • образование и удаление из организма СО2

  • окисление органических соединений с высвобождением энергии

  • удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ

3.Внешнее, внутреннее дыхание и транспорт газов кровью.

Существует внешнее и внутреннее дыхание, а также транспорт газов кровью. (слайд 7)

Внешнее дыхание (легочное) -

газообмен между наружным воздухом и воздухом лёгких.

Газообмен между легкими и другими органами осуществляет система кровообращения.

Внутреннее дыхание (тканевое) –

дыхание, протекающее в клетках.

В процессе клеточного дыхания постоянно потребляется кислород. Поэтому он поступает из плазмы крови в межклеточное вещество других тканей и далее - в клетки. Выделяемый клетками CO2 , наоборот, поступает в кровь, где частично связывается гемоглобином, а большей частью - с водой. Артериальная кровь превращается в венозную.

Транспорт газов кровью

В капиллярах легких (малый круг кровообращения) кровь насыщается кислородом и избавляется от углекислого газа, превращаясь из венозной в артериальную. Благодаря работе сердца кровь разносится по всем органам (большой круг кровообращения), в капиллярах которых происходят обратные процессы.

4.Органы дыхания. (слайд 8)

Органы дыхания делятся на 2 группы:

1.Лёгкие.

2.Воздухоносные пути: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи.

А) Нос

Как ни странно, нос из всех воздухоносных путей выделяется больше всего. При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Это украшение лица? У человекообразных обезьян его не было! Даже Н.В. Гоголь писал о носе: «Без носа человек – чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин – просто возьми, да и вышвырни за окошко!..»

При дыхании нос выполняет несколько функций: (слайд 9)

  • защитная (очищает и обеззараживает воздух);

  • согревание воздуха;

  • увлажнение воздуха;

  • обонятельная.

Б) Гортань (слайд 10)

Функции

  1. Обеспечивает прохождение воздуха

  2. Голосовой аппарат

  3. Участвует в акте глотания

Строение гортани

  • Хрящи.

  • Эластичная мембрана, (ее волокна образуют голосовые связки).

  • Поперечно-полосатые мышцы.

  • Слизистая оболочка

В) Трахея (слайды 10-11)

Трахея – трубка (10-12 см), состоящая их хрящевых полуколец.

Трахея делится на два главных бронха – левый и правый

Г) Бронхи (слайды 10- 11)

Входят в лёгкие и там ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Заканчиваются лёгочными пузырьками – альвеолами.

Д) Лёгкие. (слайд 12)

Лёгкие расположены в грудной полости. Левое состоит из двух долей, а правое из трёх. Лёгкие имеют форму конуса:

верхняя - суженная часть - верхушка, а нижняя – более широкая – основание.

Снаружи лёгкое покрыто оболочкой – плеврой, которая состоит из двух листков: наружный срастается с внутренней поверхностью грудной клетки, а внутренний плотно срастается с лёгким. Между листками плевры есть узкая замкнутая щель – плевральная полость, содержащая жидкость, которая уменьшает трение лёгкого при дыхании. Давление в межплевральной полости ниже атмосферного. Ткань лёгких образована ветвящимися бронхами и альвеолами. Альвеолы – это лёгочные пузыри. Плотно прилегают друг к другу и густо оплетены сетью капилляров. У взрослого человека альвеолы занимают поверхность до 150 кв. м.

Определение дыхания дети записывают в тетрадь.


Самостоятельное прочтение слайдов


Функции дыхания дети записывают в тетрадь







Самостоятельное прочтение слайдов

























Самостоятельное чтение слайдов

20 мин

5

Первичное закрепление материала

1.Составить схему строения лёгких.

2.Ответить на тесты.

Эти два задания выполняются выбранным учеником. (Информация на диске «Биология. Человек)

Ответы двух учеников по желанию.


6

Продолжение этапа изучения нового материала

5.Газообмен в лёгких и тканях.

Объяснение материала с использованием диска «Биология. Человек».

Прослушивание материала с компьютера

4 мин

7

Первичное закрепление материала

3.Вопрос: «Газы плохо растворяются в тёплой и солёной воде. Чем же объяснить, что кислород проникает в кровь, несмотря на то, что кровь – тёплая и солёная жидкость?»

4.Проверьте себя (слайды 15, 16)

Работа с учебником




Индивидуальная работа

4 мин

8

Домашнее задание

Слайд 14

Запись д/з в дневник

1 мин

9

Подведение итогов

1.Какую тему рассматривали на уроке?

2.Какие органы относятся к дыхательной системе?

3.Как вы оцениваете свою работу на уроке?

4.Выставление оценок.

Ответы на вопросы учителя

4 мин





Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!