Тема: "Знакомство с буквой П, п, звуками (п),
(п')
Цели:
-
познакомить учащихся с буквой П, п и со звуками,
которые обозначают эти буквы;
-
продолжить работу по
словообразованию;
-
расширять кругозор детей, развивать
наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу
коллектива;
-
воспитывать самокритичность,
активность.
Ход урока
Организационный
момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.
Актуализация опорных
знаний.
На
доске записаны слова, по которым вы догадаетесь, какой у нас
урок.
I
Вариант – осел, барабан, утка, чашка, енот, нитки,
игра, ель.
(Обучение грамоте)
II
Вариант – гусь, ракета, астра, медведь, облако,
тетрадь, ежи.
А
для чего нужен нам этот урок? (чтобы учить звуки и буквы, учиться
писать слова и предложения).
Сегодня мы продолжим учиться на нашем
уроке.
Формирование новых
знаний.
Отгадайте загадки.
Какой одинаковый звук есть в
отгадках?
Жует, а есть, не ест!
(пила).
Всякому мальчику по чуланчику!
(перчатка).
Он
охотно пыль вдыхает, не болеет, но чихает!
(пылесос).
Хвост серпом, голова с гребешком!
(петух).
Что
можете о них сказать? (Согласные, т.к. их нельзя петь, воздух
встречает во рту преграду; глухие, т.к. не чувствуем дрожи в горле,
когда кладем пальцы на горло; [п] – [п‘] – могут быть твердые и
мягкие. Звуки [п] – [п‘] – обозначаются буквой
П).
Очень важно не путать звуки [б] и
[п].
Игра
“Звонкий-глухой”
Если
в слове согласный звук [п] – встают мальчики, если [б] – встают
девочки. (пенал, помидор, петух, плот, Петя, парта, баран, белка,
Буратино, береза).
Физминутка.
Вы,
наверное, устали? Да
И поэтому все встали,
Дружно вытянули шеи
И, как гуси, зашипели: “ш-ш-ш!”
Пошипели, помолчали
И за кустиком пропали.
Работа с учебником
стр.147.[1]
Чтение слогов парами.
Чтение “столбиков” слов (1-2 столб. – чтение "за
диктором"; 3-4 столб. – чтение
“цепочкой”).
Штриховка.
Ребята, а буква П может появиться прямо у вас
сейчас. На парте у вас лежит буква Г. Разверните её. Что заметили?
(получилась буква П). Заштрихуем любым
цветом.
Работа по
карточкам.
У
вас есть листочки, на которых написаны
предложения.
Прочитать предложения. Посчитать сколько слов с
буквой П.
Папа.
У
папы пила.
Папа
пилил.
Он
делал полку.
Сын
помогал папе.
Папа
и сын работали.
Игра
“Превращение слов”.
Физминутка.
Перебираем слова со звуком [п]. “на полу” –
приседаем, а если “на потолке” встаем и поднимаем руки вверх.
(плинтус, лампа, паркет, побелка, палас,
паучок).
Скороговорка.
Разучивание
скороговорки.
Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу
Филипп.
Почему мы взяли эту скороговорку? (Часто
встречается звук [п]).
Формирование
практических умений и навыков.
Творческая
работа.
Придумать предложения, чтобы почти все слова
начинались со звука [п]. (см. Приложение1)
Итог урока.
С
какой новой буквой мы сегодня
познакомились?
Какие она обозначает
звуки?
Какую скороговорку мы
выучили?
Самооценка.
Какое у вас настроение? Давайте сделаем его еще
лучше и украсим наш луг цветами.
Если
считаете, что работали хорошо – красными
цветами.
Если
не достаточно хорошо – желтыми цветами.
Если
что-то не получилось – синими цветами.
Каких цветов больше?
Молодцы.
Урок
окончен.