Материалдар / 5 урок Б.Момышулы За нами-Москва. Способы образования глаголов повелительного наклонения

5 урок Б.Момышулы За нами-Москва. Способы образования глаголов повелительного наклонения

Материал туралы қысқаша түсінік
5 урок Б.Момышулы За нами-Москва. Способы образования глаголов повелительного наклонения презентация к уроку
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
img_page_1
16 Мамыр 2025
80
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Материалдың қысқаша түсінігі
Тема урока: Б. Момышулы «За нами - Москва». Способы образования глаголов повелительного наклонения. Четырнадцатое апреля Класс

1 слайд
Тема урока: Б. Момышулы «За нами - Москва». Способы образования глаголов повелительного наклонения. Четырнадцатое апреля Классная работа

1 слайд

Тема урока: Б. Момышулы «За нами - Москва». Способы образования глаголов повелительного наклонения. Четырнадцатое апреля Классная работа

Сегодня на уроке: - продолжите знакомство с повестью Б. Момышулы «За нами — Москва»; - сформулируете проблемные вопросы по

2 слайд
Сегодня на уроке: - продолжите знакомство с повестью Б. Момышулы «За нами — Москва»; - сформулируете проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи; - ответите на вопросы, приводя аргументы, связывая их с фактами из реальной жизни; - напишете творческую работу, представляя себя в предлагаемой ситуации и описывая собственные ощущения, с использованием эмоционально- окрашенной лексики; -используете соответствующий ситуации общения глагол совершенного и несовершенного вида в повелительном наклонении

2 слайд

Сегодня на уроке: - продолжите знакомство с повестью Б. Момышулы «За нами — Москва»; - сформулируете проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи; - ответите на вопросы, приводя аргументы, связывая их с фактами из реальной жизни; - напишете творческую работу, представляя себя в предлагаемой ситуации и описывая собственные ощущения, с использованием эмоционально- окрашенной лексики; -используете соответствующий ситуации общения глагол совершенного и несовершенного вида в повелительном наклонении

Молодёжь должна быть воспитана на благородных традициях. Традиция – это боевое могучее оружие, выкованное или отточенное в п

3 слайд
Молодёжь должна быть воспитана на благородных традициях. Традиция – это боевое могучее оружие, выкованное или отточенное в прошлом для великих битв настоящего и будущего. Б.Момышулы

3 слайд

Молодёжь должна быть воспитана на благородных традициях. Традиция – это боевое могучее оружие, выкованное или отточенное в прошлом для великих битв настоящего и будущего. Б.Момышулы

«Комментированное чтение» Прочитайте фрагмент повести «За нами - Москва». - Остановись, подожди! – услышал я знаком

4 слайд
«Комментированное чтение» Прочитайте фрагмент повести «За нами - Москва». - Остановись, подожди! – услышал я знакомый голос и, резко натянув поводья, оглянулся. Придерживая рукой кобуру и неуклюже спотыкаясь о мёрзлую колею дороги, ко мне бежал Мухаметкул Исламкулов. Мухаметкул Исламкулов был красивым джигитом с высоким открытым лбом, с бархатными карими глазами. Он был старше меня лет на пять, очень выдержанный и уравновешенный, и мы все его чтили, как старшего брата. Мы не встречались с самого начала боевых действий нашего полка. Я почувствовал, что сильно соскучился по нему. Бросив поводья Николаю, я соскочил с коня и побежал навстречу. Карточка-информатор поводья – кожаные ремни, пристёгнутые к уздечке, служат для управления движениями лошади кобура – кожаный чехол для пистолета чтили – уважали

4 слайд

«Комментированное чтение» Прочитайте фрагмент повести «За нами - Москва». - Остановись, подожди! – услышал я знакомый голос и, резко натянув поводья, оглянулся. Придерживая рукой кобуру и неуклюже спотыкаясь о мёрзлую колею дороги, ко мне бежал Мухаметкул Исламкулов. Мухаметкул Исламкулов был красивым джигитом с высоким открытым лбом, с бархатными карими глазами. Он был старше меня лет на пять, очень выдержанный и уравновешенный, и мы все его чтили, как старшего брата. Мы не встречались с самого начала боевых действий нашего полка. Я почувствовал, что сильно соскучился по нему. Бросив поводья Николаю, я соскочил с коня и побежал навстречу. Карточка-информатор поводья – кожаные ремни, пристёгнутые к уздечке, служат для управления движениями лошади кобура – кожаный чехол для пистолета чтили – уважали

«Комментированное чтение» - Родной мой! – воскликнул Мухаметкул. – Ты всё такой же, не загордился. – Тяжело дыша после бе

5 слайд
«Комментированное чтение» - Родной мой! – воскликнул Мухаметкул. – Ты всё такой же, не загордился. – Тяжело дыша после бега, он крепко обнял меня и прижал к своей груди. – Слава твоему отцу, воин, слышали про ваши дела, гордимся и славим. - Мухаметкул, не обижайся, но я через полчаса должен быть у генерала. - Ну, если такое дело, не задерживайся, садись живо на коня! - И он подсадил меня в седло. - Я вернусь, наверное, часа через полтора. Если не занят, пройди ко мне в штаб, поговори с ребятами и обязательно дождись меня. штаб – основной орган управления личным составом войск не загордился – не стал слишком гордым, не забыл старых друзей

5 слайд

«Комментированное чтение» - Родной мой! – воскликнул Мухаметкул. – Ты всё такой же, не загордился. – Тяжело дыша после бега, он крепко обнял меня и прижал к своей груди. – Слава твоему отцу, воин, слышали про ваши дела, гордимся и славим. - Мухаметкул, не обижайся, но я через полчаса должен быть у генерала. - Ну, если такое дело, не задерживайся, садись живо на коня! - И он подсадил меня в седло. - Я вернусь, наверное, часа через полтора. Если не занят, пройди ко мне в штаб, поговори с ребятами и обязательно дождись меня. штаб – основной орган управления личным составом войск не загордился – не стал слишком гордым, не забыл старых друзей

«Персонаж на стене» чувства действия, движения мысл и Каким проявил себя Б.Момышулы во время встречи с земляком? действия, дви

6 слайд
«Персонаж на стене» чувства действия, движения мысл и Каким проявил себя Б.Момышулы во время встречи с земляком? действия, движения

6 слайд

«Персонаж на стене» чувства действия, движения мысл и Каким проявил себя Б.Момышулы во время встречи с земляком? действия, движения

Проверьте себя сильно соскучился, боится обидеть, приглашает в штаб передал поводья, крепко обнялись он был старше - мы все е

7 слайд
Проверьте себя сильно соскучился, боится обидеть, приглашает в штаб передал поводья, крепко обнялись он был старше - мы все его чтили, как старшего брата Встреча с земляком соскочил с коня, побежал навстречу

7 слайд

Проверьте себя сильно соскучился, боится обидеть, приглашает в штаб передал поводья, крепко обнялись он был старше - мы все его чтили, как старшего брата Встреча с земляком соскочил с коня, побежал навстречу

«Комментированное чтение» Прочитайте фрагмент главы «У генерала Панфилова». - Едва ли я гожусь в советчики вам,

8 слайд
«Комментированное чтение» Прочитайте фрагмент главы «У генерала Панфилова». - Едва ли я гожусь в советчики вам, товарищ генерал. Он выпрямился и, глядя на меня, произнёс дружелюбно: - На деле иногда у вас неплохо получается, наверное, можете кое-что посоветовать. – Он снова склонился над картой и неожиданно спросил: - А как, по-вашему, когда немцы начнут наступление? - Я не полностью знаком с обстановкой, товарищ генерал, надо бы ознакомиться, подумать. - Верно, надо ознакомиться, подумать. Командир всегда должен знать обстановку, думать, рассуждать, предполагать, разгадывать мысли противника, который старается держать их за семью замками. Ну что ж, посмотрите карту, изучите обстановку, подумайте…Теперь мой черёд чаевать, - закончил он улыбаясь. советчик – тот, кто даёт советы за семью замками – под надёжной охраной, недоступно черёд – очередь чаевать – пить чай

8 слайд

«Комментированное чтение» Прочитайте фрагмент главы «У генерала Панфилова». - Едва ли я гожусь в советчики вам, товарищ генерал. Он выпрямился и, глядя на меня, произнёс дружелюбно: - На деле иногда у вас неплохо получается, наверное, можете кое-что посоветовать. – Он снова склонился над картой и неожиданно спросил: - А как, по-вашему, когда немцы начнут наступление? - Я не полностью знаком с обстановкой, товарищ генерал, надо бы ознакомиться, подумать. - Верно, надо ознакомиться, подумать. Командир всегда должен знать обстановку, думать, рассуждать, предполагать, разгадывать мысли противника, который старается держать их за семью замками. Ну что ж, посмотрите карту, изучите обстановку, подумайте…Теперь мой черёд чаевать, - закончил он улыбаясь. советчик – тот, кто даёт советы за семью замками – под надёжной охраной, недоступно черёд – очередь чаевать – пить чай

«Комментированное чтение» - Если есть сомнения, высказывайте, товарищ Момышулы. - Сомневаться не в чем, товарищ генерал, я

9 слайд
«Комментированное чтение» - Если есть сомнения, высказывайте, товарищ Момышулы. - Сомневаться не в чем, товарищ генерал, я понял вас, - и, немного подумав, я добавил: - Если немцы начнут наступление шестнадцатого, наши на переднем крае продержатся до семнадцатого, я же должен действовать восемнадцатого, девятнадцатого, двадцатого и, оставшись даже в тылу врага, не должен покидать шоссе… И пока отступающие наши полки приведут себя в порядок, сосредоточат силы и смогут занять боевые рубежи, я должен оставаться на месте, чем бы это ни кончилось. Всё ясно, товарищ генерал. Генерал проводил меня до самых дверей и, положив руку на плечо, произнёс ласково: - Как говорится, ни пуха ни пера! Предстоят трудные дни. Держаться надо вам до двадцатого. - Понимаю, товарищ генерал. Благодарю вас за доверие. в тылу врага – территория за боевой линии, быть за спиной у врага, на его территории ни пуха ни пера – пожелание удачи

9 слайд

«Комментированное чтение» - Если есть сомнения, высказывайте, товарищ Момышулы. - Сомневаться не в чем, товарищ генерал, я понял вас, - и, немного подумав, я добавил: - Если немцы начнут наступление шестнадцатого, наши на переднем крае продержатся до семнадцатого, я же должен действовать восемнадцатого, девятнадцатого, двадцатого и, оставшись даже в тылу врага, не должен покидать шоссе… И пока отступающие наши полки приведут себя в порядок, сосредоточат силы и смогут занять боевые рубежи, я должен оставаться на месте, чем бы это ни кончилось. Всё ясно, товарищ генерал. Генерал проводил меня до самых дверей и, положив руку на плечо, произнёс ласково: - Как говорится, ни пуха ни пера! Предстоят трудные дни. Держаться надо вам до двадцатого. - Понимаю, товарищ генерал. Благодарю вас за доверие. в тылу врага – территория за боевой линии, быть за спиной у врага, на его территории ни пуха ни пера – пожелание удачи

«Карта эмоций» Какие чувства проявляет Б.Момышулы в ходе обсуждения боевой задачи? В штабе дивизии боевая задача объясн

10 слайд
«Карта эмоций» Какие чувства проявляет Б.Момышулы в ходе обсуждения боевой задачи? В штабе дивизии боевая задача объясняется на военной топографической карте.

10 слайд

«Карта эмоций» Какие чувства проявляет Б.Момышулы в ходе обсуждения боевой задачи? В штабе дивизии боевая задача объясняется на военной топографической карте.

Проверьте себя. Встреча с Панфиловым Изучение карты Позиция Момышулы Пожелание генерала собранны й сосред оточенны й вы сказы ва

11 слайд
Проверьте себя. Встреча с Панфиловым Изучение карты Позиция Момышулы Пожелание генерала собранны й сосред оточенны й вы сказы вае т сом нени я го то в н о сть в ы п о л н и ть п р и к а з

11 слайд

Проверьте себя. Встреча с Панфиловым Изучение карты Позиция Момышулы Пожелание генерала собранны й сосред оточенны й вы сказы вае т сом нени я го то в н о сть в ы п о л н и ть п р и к а з

Выполните задание Мы прочитали два эпизода из повести «Встреча с земляком» и «Встреча с Панфиловым». Составьте 2 проблемных

12 слайд
Выполните задание Мы прочитали два эпизода из повести «Встреча с земляком» и «Встреча с Панфиловым». Составьте 2 проблемных вопроса по данным эпизодам так, чтобы в них прозвучала оценка поведения Б.Момышулы в разных ситуациях. Ответьте на эти вопросы, приведите аргументы, примеры из текста и реальной жизни.

12 слайд

Выполните задание Мы прочитали два эпизода из повести «Встреча с земляком» и «Встреча с Панфиловым». Составьте 2 проблемных вопроса по данным эпизодам так, чтобы в них прозвучала оценка поведения Б.Момышулы в разных ситуациях. Ответьте на эти вопросы, приведите аргументы, примеры из текста и реальной жизни.

Примерный ответ Вопросы Ответы 1.Почему Б. Момышулы так рад встрече с земляком? Момышулы уважает традиции своего народа,

13 слайд
Примерный ответ Вопросы Ответы 1.Почему Б. Момышулы так рад встрече с земляком? Момышулы уважает традиции своего народа, уважает людей. Как бы он ни торопился на встречу с генералом, проявляет почтение к старшему по возрасту земляку. Для него очень важны национальные корни. Он даёт волю своим чувствам: искренне рад встрече, рад услышать родной голос. 2.Насколько эмоционален Б. Момышулы во время беседы с Панфиловым? Бауыржан очень сосредоточен, пытается вникнуть в боевую задачу. Более эмоциональным показан Панфилов, который с теплотой, с лаской обращается к молодому офицеру. Панфилов – старше по возрасту и званию. Бауыржан с готовностью слушает аксакала. Момышулы напряжён, эмоции скрыты, говорит мало и только по делу. Ему важно выполнить приказ.  

13 слайд

Примерный ответ Вопросы Ответы 1.Почему Б. Момышулы так рад встрече с земляком? Момышулы уважает традиции своего народа, уважает людей. Как бы он ни торопился на встречу с генералом, проявляет почтение к старшему по возрасту земляку. Для него очень важны национальные корни. Он даёт волю своим чувствам: искренне рад встрече, рад услышать родной голос. 2.Насколько эмоционален Б. Момышулы во время беседы с Панфиловым? Бауыржан очень сосредоточен, пытается вникнуть в боевую задачу. Более эмоциональным показан Панфилов, который с теплотой, с лаской обращается к молодому офицеру. Панфилов – старше по возрасту и званию. Бауыржан с готовностью слушает аксакала. Момышулы напряжён, эмоции скрыты, говорит мало и только по делу. Ему важно выполнить приказ.  

«Мой комментарий» Советы генерала Комментарий 1. Командир всегда должен знать обстановку, думать, рассуждать, разгадывать мысли

14 слайд
«Мой комментарий» Советы генерала Комментарий 1. Командир всегда должен знать обстановку, думать, рассуждать, разгадывать мысли противника. 2. Руководить, управлять – это значит самому уяснить задачу, оценить обстановку, выработать и принять правильное решение, довести это решение до сознания каждого. 3. Командир не может быть всегда при солдате… Обдумать, приказать, разъяснить, контролировать, управлять, вмешиваться и требовать от всех выполнения приказа! Представьте себя на месте Б.Момышулы, которому генерал Панфилов даёт советы, каким должен быть настоящий командир. Объясните, как вы их понимаете. Передайте собственные ощущения, используйте эмоционально-окрашенные слова, эпитеты, сравнения, фразеологизмы.

14 слайд

«Мой комментарий» Советы генерала Комментарий 1. Командир всегда должен знать обстановку, думать, рассуждать, разгадывать мысли противника. 2. Руководить, управлять – это значит самому уяснить задачу, оценить обстановку, выработать и принять правильное решение, довести это решение до сознания каждого. 3. Командир не может быть всегда при солдате… Обдумать, приказать, разъяснить, контролировать, управлять, вмешиваться и требовать от всех выполнения приказа! Представьте себя на месте Б.Момышулы, которому генерал Панфилов даёт советы, каким должен быть настоящий командир. Объясните, как вы их понимаете. Передайте собственные ощущения, используйте эмоционально-окрашенные слова, эпитеты, сравнения, фразеологизмы.

Примерный ответ. Советы генерала Комментарий 1. Командир всегда должен знать обстановку, думать, рассуждать, разгадывать мысл

15 слайд
Примерный ответ. Советы генерала Комментарий 1. Командир всегда должен знать обстановку, думать, рассуждать, разгадывать мысли противника. Если командир не будет знать, что происходит на участке военных действий, его ждёт поражение. Он должен рассматривать все возможные боевые планы врага. Иначе погибнет сам и погубит солдат. 2. Руководить, управлять – это значит самому уяснить задачу, оценить обстановку, выработать и принять правильное решение, довести это решение до сознания каждого. Командир должен досконально знать боевую задачу, чтобы в ходе боя не возникли неожиданные моменты. Его бойцы должны быть готовы к любому повороту событий. Примером может стать момент, когда бойцы Момышулы не ожидали выстрела из пулемёта и, поддавшись панике, бросились в лес. Каждый солдат должен понимать, что от его действий зависит успех военной операции. 3. Командир не может быть всегда при солдате… Обдумать, приказать, разъяснить, контролировать, управлять, вмешиваться и требовать от всех выполнения приказа! Как говорится, за двумя зайцами не угонишься. Командир не может стоять рядом с каждым бойцом, их у него десятки, сотни и даже тысячи. Он должен грамотно управлять людьми, чтобы все чётко понимали его приказы.

15 слайд

Примерный ответ. Советы генерала Комментарий 1. Командир всегда должен знать обстановку, думать, рассуждать, разгадывать мысли противника. Если командир не будет знать, что происходит на участке военных действий, его ждёт поражение. Он должен рассматривать все возможные боевые планы врага. Иначе погибнет сам и погубит солдат. 2. Руководить, управлять – это значит самому уяснить задачу, оценить обстановку, выработать и принять правильное решение, довести это решение до сознания каждого. Командир должен досконально знать боевую задачу, чтобы в ходе боя не возникли неожиданные моменты. Его бойцы должны быть готовы к любому повороту событий. Примером может стать момент, когда бойцы Момышулы не ожидали выстрела из пулемёта и, поддавшись панике, бросились в лес. Каждый солдат должен понимать, что от его действий зависит успех военной операции. 3. Командир не может быть всегда при солдате… Обдумать, приказать, разъяснить, контролировать, управлять, вмешиваться и требовать от всех выполнения приказа! Как говорится, за двумя зайцами не угонишься. Командир не может стоять рядом с каждым бойцом, их у него десятки, сотни и даже тысячи. Он должен грамотно управлять людьми, чтобы все чётко понимали его приказы.

Выберите из предложенных глагольных пар и вставьте на месте пропусков соответствующий глагол в повелительном наклонении. Выд

16 слайд
Выберите из предложенных глагольных пар и вставьте на месте пропусков соответствующий глагол в повелительном наклонении. Выделите суффиксы. Глагольные пары: начните – начнёте, прикажите – прикажете, выпишите – выпишете. Момышулы, 5 октября 1941 года __________ бой с наступающим врагом. Противник превосходит вас в несколько раз, поэтому может прорвать линию нашей обороны. __________ отвести части дивизии за реку Руза и не допустите перехода реки немцами. За стойкость и мужество ____________ наградные листки бойцам дивизии. Практическая грамматика

16 слайд

Выберите из предложенных глагольных пар и вставьте на месте пропусков соответствующий глагол в повелительном наклонении. Выделите суффиксы. Глагольные пары: начните – начнёте, прикажите – прикажете, выпишите – выпишете. Момышулы, 5 октября 1941 года __________ бой с наступающим врагом. Противник превосходит вас в несколько раз, поэтому может прорвать линию нашей обороны. __________ отвести части дивизии за реку Руза и не допустите перехода реки немцами. За стойкость и мужество ____________ наградные листки бойцам дивизии. Практическая грамматика

Проверьте себя. Момышулы, 5 октября 1941 года начните бой с наступающим врагом. Противник превосходит вас в несколько

17 слайд
Проверьте себя. Момышулы, 5 октября 1941 года начните бой с наступающим врагом. Противник превосходит вас в несколько раз, поэтому может прорвать линию нашей обороны. Прикажите отвести части дивизии за реку Руза и не допустите перехода реки немцами. За стойкость и мужество выпишите наградные листки бойцам дивизии.

17 слайд

Проверьте себя. Момышулы, 5 октября 1941 года начните бой с наступающим врагом. Противник превосходит вас в несколько раз, поэтому может прорвать линию нашей обороны. Прикажите отвести части дивизии за реку Руза и не допустите перехода реки немцами. За стойкость и мужество выпишите наградные листки бойцам дивизии.

Итоги урока: - закончили изучение повести Б.Момышулы «За нами — Москва»; - сформулировали проблемные вопросы по тексту; - отв

18 слайд
Итоги урока: - закончили изучение повести Б.Момышулы «За нами — Москва»; - сформулировали проблемные вопросы по тексту; - ответили на вопросы, приводя аргументы, связывая информацию текста с фактами из реальной жизни; - написали творческую работу, представляя себя в предлагаемой ситуации, с использованием эмоционально- окрашенной лексики; - использовали соответствующий ситуации общения глагол совершенного и несовершенного вида в повелительном наклонении.

18 слайд

Итоги урока: - закончили изучение повести Б.Момышулы «За нами — Москва»; - сформулировали проблемные вопросы по тексту; - ответили на вопросы, приводя аргументы, связывая информацию текста с фактами из реальной жизни; - написали творческую работу, представляя себя в предлагаемой ситуации, с использованием эмоционально- окрашенной лексики; - использовали соответствующий ситуации общения глагол совершенного и несовершенного вида в повелительном наклонении.

Министірлікпен келісілген курстар тізімі