Материалдар / § 35 Как употреблять в речи имена существительные общего рода.
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

§ 35 Как употреблять в речи имена существительные общего рода.

Материал туралы қысқаша түсінік
Данный КСП предназначен для учащихся 7 класса с казахским языком обучения. Учителя могут использовать этот материал при изучении темы "§ 35 Как употреблять в речи имена существительные общего рода". Ученики усвоят данную тему очень легко, благодаря богатству содержания урока.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
11 Мамыр 2020
468
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
img_page_1
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Материалдың қысқаша түсінігі
Как употреблять в речи имена существительные общего рода.

1 слайд
Как употреблять в речи имена существительные общего рода.

1 слайд

Как употреблять в речи имена существительные общего рода.

ЦЕЛИ УРОКА: дать понятие о существительных общего рода; развитие умений в определении рода и употреблении их в речи; разви

2 слайд
ЦЕЛИ УРОКА: дать понятие о существительных общего рода; развитие умений в определении рода и употреблении их в речи; развитие речи учащихся и воспитание любви к русскому языку. ЗАДАЧИ УРОКА: Образовательная:  изучить тему «Существительные общего рода»; Развивающая:  развивать творческое мышление, память учащихся; Воспитывающая:  воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, сотрудничества на уроке.

2 слайд

ЦЕЛИ УРОКА: дать понятие о существительных общего рода; развитие умений в определении рода и употреблении их в речи; развитие речи учащихся и воспитание любви к русскому языку. ЗАДАЧИ УРОКА: Образовательная:  изучить тему «Существительные общего рода»; Развивающая:  развивать творческое мышление, память учащихся; Воспитывающая:  воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, сотрудничества на уроке.

Распределите существительные по родам: стол, окно, солнце, дерево, яблоко, мышь, лампа, стул, тетрадь, ландыш, девочка, каран

3 слайд
Распределите существительные по родам: стол, окно, солнце, дерево, яблоко, мышь, лампа, стул, тетрадь, ландыш, девочка, карандаш, сумка, шарф, море.

3 слайд

Распределите существительные по родам: стол, окно, солнце, дерево, яблоко, мышь, лампа, стул, тетрадь, ландыш, девочка, карандаш, сумка, шарф, море.

О ком идёт речь? «Умница!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка. «Ну и соня же ты!» – не выдержал пап

4 слайд
О ком идёт речь? «Умница!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка. «Ну и соня же ты!» – не выдержал папа. Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях? Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему? Сравните: «Умница, дочка!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка. «Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа. А сейчас вы можете определить о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных? Запишите существительные умница, непоседа, соня и определите род. А так можно? «Умница, сынок!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка. «Сестра, ну ты и соня!» - не выдержал папа. Запишите те же существительные и определите род.

4 слайд

О ком идёт речь? «Умница!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка. «Ну и соня же ты!» – не выдержал папа. Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях? Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему? Сравните: «Умница, дочка!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка. «Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа. А сейчас вы можете определить о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных? Запишите существительные умница, непоседа, соня и определите род. А так можно? «Умница, сынок!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка. «Сестра, ну ты и соня!» - не выдержал папа. Запишите те же существительные и определите род.

В русском языке есть имена существительные с окончанием –а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому р

5 слайд
В русском языке есть имена существительные с окончанием –а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Такие имена существительные называются СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ОБЩЕГО РОДА. Род имён существительных общего рода мы можем узнать по контексту в зависимости от того, лиц какого пола они обозначают. Имена существительные общего рода могут быть эмоционально нейтральны, либо иметь эмоциональную оценку или окраску (положительную или отрицательную)

5 слайд

В русском языке есть имена существительные с окончанием –а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Такие имена существительные называются СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ОБЩЕГО РОДА. Род имён существительных общего рода мы можем узнать по контексту в зависимости от того, лиц какого пола они обозначают. Имена существительные общего рода могут быть эмоционально нейтральны, либо иметь эмоциональную оценку или окраску (положительную или отрицательную)

Существительные общего рода окончания - а, -я положительная окраска трудяга, чистюля, молодчина, умница, всезнайка,

6 слайд
Существительные общего рода окончания - а, -я положительная окраска трудяга, чистюля, молодчина, умница, всезнайка, скромняга, самоучка, душенька, зубрила… отрицательная окраска неряха, грязнуля, невежа, невежда, забияка, проныра, задира, торопыга, каналья, ябеда, жадина, белоручка, пьяница, лежебока, тупица…

6 слайд

Существительные общего рода окончания - а, -я положительная окраска трудяга, чистюля, молодчина, умница, всезнайка, скромняга, самоучка, душенька, зубрила… отрицательная окраска неряха, грязнуля, невежа, невежда, забияка, проныра, задира, торопыга, каналья, ябеда, жадина, белоручка, пьяница, лежебока, тупица…

Словарная работа (страница 114, упражнение 198) Ябеда – 1) мелкий донос, клевета; 2) то же, что ябедник; Тихоня – тихий, смирн

7 слайд
Словарная работа (страница 114, упражнение 198) Ябеда  – 1) мелкий донос, клевета; 2) то же, что ябедник; Тихоня  – тихий, смирный человек; Соня   – любящий много спать человек; Плакса  – тот, кто много и часто плачет; Лежебока  – лентяй, бездельник; Непоседа   – очень подвижный, беспокойный, суетливый ребёнок; Забияка  – тот, кто любит затевать драки, ссоры; Неряха  – неряшливый человек; Белоручка  – тот или та, кто боится трудной, грубой работы; Сирота   – ребёнок, у которого умерли один или два родителя; Копуша  – тот, кто долго что-то делает, долго возится.

7 слайд

Словарная работа (страница 114, упражнение 198) Ябеда  – 1) мелкий донос, клевета; 2) то же, что ябедник; Тихоня  – тихий, смирный человек; Соня   – любящий много спать человек; Плакса  – тот, кто много и часто плачет; Лежебока  – лентяй, бездельник; Непоседа   – очень подвижный, беспокойный, суетливый ребёнок; Забияка  – тот, кто любит затевать драки, ссоры; Неряха  – неряшливый человек; Белоручка  – тот или та, кто боится трудной, грубой работы; Сирота   – ребёнок, у которого умерли один или два родителя; Копуша  – тот, кто долго что-то делает, долго возится.

Запомни: Существительные общего рода - это одушевлённые существительные первого склонения с окончанием –а, -я, которы

8 слайд
Запомни: Существительные общего рода - это одушевлённые существительные первого склонения с окончанием –а, -я, которые обозначают лицо женского или мужского пола в зависимости от смысла речи. Чтобы понять, что такое существительные общего рода, вспомним, что в русском языке все слова имеют постоянный грамматический признак - род. Имена существительные, употребляющиеся в форме единственного числа, имеют один из трёх родов: человек, город, лебедь (он, мой)- мужской род; книга, земля, повесть (она, моя) - женский род; войско, стремление, имя (оно, моё) - средний род.

8 слайд

Запомни: Существительные общего рода - это одушевлённые существительные первого склонения с окончанием –а, -я, которые обозначают лицо женского или мужского пола в зависимости от смысла речи. Чтобы понять, что такое существительные общего рода, вспомним, что в русском языке все слова имеют постоянный грамматический признак - род. Имена существительные, употребляющиеся в форме единственного числа, имеют один из трёх родов: человек, город, лебедь (он, мой)- мужской род; книга, земля, повесть (она, моя) - женский род; войско, стремление, имя (оно, моё) - средний род.

9 слайд

9 слайд

Существительные общего рода образуются от слов разных частей речи с помощью суффиксов -ак-, -як-, -енк-, -ин-, -к-

10 слайд
Существительные общего рода образуются от слов разных частей речи с помощью суффиксов -ак-, -як-, -енк-, -ин-, -к-,  -л-, -ук-, юл-, -яг-  и др.: зевать → зевака трудолюбивый → трудяга запевать → запевала нежный → неженка лакомиться → лакомка чистый → чистюля жадный → жадина чистоплотный → чистюля работать → работяга.

10 слайд

Существительные общего рода образуются от слов разных частей речи с помощью суффиксов -ак-, -як-, -енк-, -ин-, -к-,  -л-, -ук-, юл-, -яг-  и др.: зевать → зевака трудолюбивый → трудяга запевать → запевала нежный → неженка лакомиться → лакомка чистый → чистюля жадный → жадина чистоплотный → чистюля работать → работяга.

11 слайд

11 слайд

бедняга, бедняжка, бедолага, белоручка, бука, бродяга, брюзга; воображала, вояка, всезнайка, верзила, вышибала, выскочка; горемы

12 слайд
бедняга, бедняжка, бедолага, белоручка, бука, бродяга, брюзга; воображала, вояка, всезнайка, верзила, вышибала, выскочка; горемыка, грязнуля, гуляка; душенька, дылда, детина; егоза, ехидна; жадина, жадюга; забияка, задира, зазнайка, заика, зануда, замарашка, заводила, запевала, зевака, злюка, зубрила; калека, каналья, коллега, коротышка, кривляка, кровопийца, кроха; лакомка, левша, лежебока; молодец, молодчина, мямля; невежа, невежда, невеличка, недотёпа, недотрога, недоучка, неженка, незнайка, непоседа, неровня, неряха, неумеха; обжора, одиночка; писака, плакса, подлиза, подпевала, попрошайка, почемучка, привереда, придира, пройдоха, проныра, простофиля, пустомеля, пьяница; работяга, разиня, растеряха, растяпа, рёва, ровня; самоучка, сквалыга, скромняга, сладкоежка, сластёна, соня, сутяга; тараторка, тёзка, тихоня, трещотка, трудяга, тупица; умница; ханжа, хапуга, хвастунишка, хитрюга, худышка; чистюля; шельма; юла; ябеда.

12 слайд

бедняга, бедняжка, бедолага, белоручка, бука, бродяга, брюзга; воображала, вояка, всезнайка, верзила, вышибала, выскочка; горемыка, грязнуля, гуляка; душенька, дылда, детина; егоза, ехидна; жадина, жадюга; забияка, задира, зазнайка, заика, зануда, замарашка, заводила, запевала, зевака, злюка, зубрила; калека, каналья, коллега, коротышка, кривляка, кровопийца, кроха; лакомка, левша, лежебока; молодец, молодчина, мямля; невежа, невежда, невеличка, недотёпа, недотрога, недоучка, неженка, незнайка, непоседа, неровня, неряха, неумеха; обжора, одиночка; писака, плакса, подлиза, подпевала, попрошайка, почемучка, привереда, придира, пройдоха, проныра, простофиля, пустомеля, пьяница; работяга, разиня, растеряха, растяпа, рёва, ровня; самоучка, сквалыга, скромняга, сладкоежка, сластёна, соня, сутяга; тараторка, тёзка, тихоня, трещотка, трудяга, тупица; умница; ханжа, хапуга, хвастунишка, хитрюга, худышка; чистюля; шельма; юла; ябеда.

В основном эти слова используются в разговорной речи. А в художественной литературе с их помощью характеризуют персона

13 слайд
В основном эти слова используются в разговорной речи. А в художественной литературе с их помощью характеризуют персонажей произведения. Очень редки они в публицистическом стиле. Их не применяют в научном или официально-деловом стиле речи.

13 слайд

В основном эти слова используются в разговорной речи. А в художественной литературе с их помощью характеризуют персонажей произведения. Очень редки они в публицистическом стиле. Их не применяют в научном или официально-деловом стиле речи.

Василий Петрович — это мой коллега. Мария Васильевна — это моя коллега. Слово «коллега»

14 слайд
Василий Петрович — это мой коллега. Мария Васильевна — это моя коллега. Слово «коллега» обозначает лицо и отвечает на вопрос кто? Оно грамматически оформлено как существительное первого склонения с окончанием -а и соответственно изменяется по падежам и числам: единственное число множественное число И. п. есть (кто?) коллега коллеги Р. п. нет (кого?) коллеги коллег Д. п. идём (к кому?) к коллеге к коллегам В. п. спросим (кого?) коллегу коллег Т. п. восхищён (кем?) коллегой коллегами П. п. думаю (о ком?) о коллеге о коллегах

14 слайд

Василий Петрович — это мой коллега. Мария Васильевна — это моя коллега. Слово «коллега» обозначает лицо и отвечает на вопрос кто? Оно грамматически оформлено как существительное первого склонения с окончанием -а и соответственно изменяется по падежам и числам: единственное число множественное число И. п. есть (кто?) коллега коллеги Р. п. нет (кого?) коллеги коллег Д. п. идём (к кому?) к коллеге к коллегам В. п. спросим (кого?) коллегу коллег Т. п. восхищён (кем?) коллегой коллегами П. п. думаю (о ком?) о коллеге о коллегах

Задание классу. Допишите окончания местоимений и прилагательных  Мо_ брат Витя – настоящ_ забияка.  Мо_ сестрёнка Оля – всем и

15 слайд
Задание классу. Допишите окончания местоимений и прилагательных  Мо_ брат Витя – настоящ_ забияка.  Мо_ сестрёнка Оля – всем известн_ тихоня.

15 слайд

Задание классу. Допишите окончания местоимений и прилагательных  Мо_ брат Витя – настоящ_ забияка.  Мо_ сестрёнка Оля – всем известн_ тихоня.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Наречия»  Медленно встаньте,  резко поднимите руки,  плавно их опустите,  высоко подпрыгните,  низк

16 слайд
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Наречия»  Медленно   встаньте,  резко поднимите руки,  плавно их опустите,  высоко подпрыгните,  низко присядьте,  тихо сядьте за парту.

16 слайд

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Наречия»  Медленно   встаньте,  резко поднимите руки,  плавно их опустите,  высоко подпрыгните,  низко присядьте,  тихо сядьте за парту.

Игра «Кто быстрее?»  Драчун, зачинщик ссор и драк - забияка, задира  Тот, кто любит сладости - сладкоежка, сластёна  Кто в

17 слайд
Игра «Кто быстрее?»  Драчун, зачинщик ссор и драк - забияка, задира  Тот, кто любит сладости - сладкоежка, сластёна  Кто владеет левой рукой лучше, чем правой?- левша  Безобидный, тихий человек - тихоня  Неаккуратный человек - растпяпа  Ненасытный, прожорливый человек – обжора  Кто владеет правой рукой лучше, чем левой?- правша  Праздный, глазеющий по сторонам - разиня

17 слайд

Игра «Кто быстрее?»  Драчун, зачинщик ссор и драк - забияка, задира  Тот, кто любит сладости - сладкоежка, сластёна  Кто владеет левой рукой лучше, чем правой?- левша  Безобидный, тихий человек - тихоня  Неаккуратный человек - растпяпа  Ненасытный, прожорливый человек – обжора  Кто владеет правой рукой лучше, чем левой?- правша  Праздный, глазеющий по сторонам - разиня

скупой жадина много ест обжора драчун

18 слайд
скупой жадина много ест обжора драчун забияка

18 слайд

скупой жадина много ест обжора драчун забияка

кто жалуется ябеда шустрый проныра хвастунишка

19 слайд
кто жалуется ябеда шустрый проныра хвастунишка воображала малыш кроха

19 слайд

кто жалуется ябеда шустрый проныра хвастунишка воображала малыш кроха

Сущ. общ. рода Какие имеют окончания?О т ч его зав и си т р од эт и х сл ов ? П р и в еди п р и м ер ы … От каких частей

20 слайд
Сущ. общ. рода Какие имеют окончания?О т ч его зав и си т р од эт и х сл ов ? П р и в еди п р и м ер ы … От каких частей речи могут образовываться?Изменяются ли по падежам? По числам?

20 слайд

Сущ. общ. рода Какие имеют окончания?О т ч его зав и си т р од эт и х сл ов ? П р и в еди п р и м ер ы … От каких частей речи могут образовываться?Изменяются ли по падежам? По числам?

1) §35. Как употреблять в речи имена существительные общего рода. Выучить правила на странице 113, 114; 2) Упражнение 202 и

21 слайд
1) §35. Как употреблять в речи имена существительные общего рода. Выучить правила на странице 113, 114; 2) Упражнение 202 и 204 на странице 115.Домашнее задание:

21 слайд

1) §35. Как употреблять в речи имена существительные общего рода. Выучить правила на странице 113, 114; 2) Упражнение 202 и 204 на странице 115.Домашнее задание:

22 слайд

22 слайд