А.Н.Островский «Бесприданница»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Тема урока:
А.Н.Островский «Бесприданница »
Учитель русского языка и литературы
Аязбекова Гульвира Мейрхановна Центр модернизации образования г. Нур-Султан
www.astana-modern.kz
1 слайд
Тема урока: А.Н.Островский «Бесприданница » Учитель русского языка и литературы Аязбекова Гульвира Мейрхановна Центр модернизации образования г. Нур-Султан www.astana-modern.kz
2 слайд
Сегодня на уроке вы:
- познакомитесь с творчеством А.И.Островского;
- узнаете о пьесе «Бесприданница».
Вы научитесь:
- бегло просматривать текст ;
- излагать сжато содержание прочитанного текста, сохраняя
основную мысль и выражая личную оценку ;
- находить в тексте отглагольные существительные.
2 слайд
Сегодня на уроке вы: - познакомитесь с творчеством А.И.Островского; - узнаете о пьесе «Бесприданница». Вы научитесь: - бегло просматривать текст ; - излагать сжато содержание прочитанного текста, сохраняя основную мысль и выражая личную оценку ; - находить в тексте отглагольные существительные.
3 слайд
Задание:
Прочитайте название произведения.
Согласны и вы, что с амо заглавие несет в себе важное
идейное содержание ?
Дайте краткий ответ: ДА / НЕТ.
3 слайд
Задание: Прочитайте название произведения. Согласны и вы, что с амо заглавие несет в себе важное идейное содержание ? Дайте краткий ответ: ДА / НЕТ.
4 слайд
Александр Николаевич Островский об одном из наиболее
удачных своих созданий, «Бесприданнице»:
«Пьесу свою я уже читал в Москве
пять раз, в числе слушателей были и
лица, враждебно расположенные ко мне,
и все единодушно признали
«Бесприданницу» лучшим из всех моих
произведений».
4 слайд
Александр Николаевич Островский об одном из наиболее удачных своих созданий, «Бесприданнице»: «Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были и лица, враждебно расположенные ко мне, и все единодушно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений».
5 слайд
5
БЕСПРИДАННИЦА, бесприданницы, жен.
В буржуазно дворянском обществе не обеспеченная приданым девушка или
девушка, которую охотно возьмут замуж за ее достоинства без приданого. Т
олковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …
Толковый словарь Ушакова
БЕСПРИДАННИЦА, ы, жен.
В старое время: бедная девушка, не имеющая приданого. Толковый словарь
Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …
Толковый словарь Ожегова Словарная работа
5 слайд
5 БЕСПРИДАННИЦА, бесприданницы, жен. В буржуазно дворянском обществе не обеспеченная приданым девушка или девушка, которую охотно возьмут замуж за ее достоинства без приданого. Т олковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова БЕСПРИДАННИЦА, ы, жен. В старое время: бедная девушка, не имеющая приданого. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова Словарная работа
6 слайд
ЧТЕНИЕ
Прочитайте статью и выполните задания
https://obrazovaka.ru/sochinenie/bespridannica/analiz-proizvedeniya-ostrovskogo.html
Александр Николаевич Островский – писатель и драматург , родился 31 марта 1823 года в Москве , в
семье судебного чиновника. Отец Островского хотел, чтобы сын пошел по его стопам. После окончания
гимназии Александр поступает на юридический факультет Московского университета. В 1843 году
Островского берут на службу в суд, и он работает в различных московских судах до 1851 года.
Известность драматург получил в 1849 году после публикации пьесы «Свои люди - сочтемся».
В 1856 году А.Островский отправляется в Поволжье для изучения быта и жизни жителей края. После
этой поездки он написал одно из самых ярких своих произведений – пьесу «Гроза».
В 70-х годах 19 столетия Александр Николаевич занимал должность мирового судьи Кинешемского
уезда. По долгу службы он принимал участие в громких судебных заседаниях и был хорошо знаком с
криминальной хроникой того времени. Все это давало Островскому, как писателю, богатый
литературный материал, который он зачастую использовал в своих произведениях.
Предположительно, сюжет «Бесприданницы» был основан на реальной истории, потрясшей весь
Кинешемский уезд, когда местный житель Иван Коновалов убил собственную молодую красавицу-жену.
6 слайд
ЧТЕНИЕ Прочитайте статью и выполните задания https://obrazovaka.ru/sochinenie/bespridannica/analiz-proizvedeniya-ostrovskogo.html Александр Николаевич Островский – писатель и драматург , родился 31 марта 1823 года в Москве , в семье судебного чиновника. Отец Островского хотел, чтобы сын пошел по его стопам. После окончания гимназии Александр поступает на юридический факультет Московского университета. В 1843 году Островского берут на службу в суд, и он работает в различных московских судах до 1851 года. Известность драматург получил в 1849 году после публикации пьесы «Свои люди - сочтемся». В 1856 году А.Островский отправляется в Поволжье для изучения быта и жизни жителей края. После этой поездки он написал одно из самых ярких своих произведений – пьесу «Гроза». В 70-х годах 19 столетия Александр Николаевич занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда. По долгу службы он принимал участие в громких судебных заседаниях и был хорошо знаком с криминальной хроникой того времени. Все это давало Островскому, как писателю, богатый литературный материал, который он зачастую использовал в своих произведениях. Предположительно, сюжет «Бесприданницы» был основан на реальной истории, потрясшей весь Кинешемский уезд, когда местный житель Иван Коновалов убил собственную молодую красавицу-жену.
7 слайд
7Прочитайте статью и выполните задания
Островский приступил к написанию пьесы осенью 1874 года. «Бесприданница» была напечатана в
1879 году в литературном журнале «Отечественные записки».
Первые постановки оказались провальными и вызвали резкую критику. И лишь в 90-х годах 19 века,
спустя почти 10 лет после смерти писателя, к пьесе пришел заслуженный успех.
Суть драмы Островского полностью отражает смысл названия – «Бесприданница». Раньше так
называли бедных девушек, у которых за душой не было ни гроша. Таким образом, автор рисует одну из
серьезных проблем общества, в котором человек предстает товаром, который можно купить или продать.
Лариса Огудалова – тонко чувствующая, добрая и ранимая девушка, настоящая красавица, которая,
все же обладает одним существенным недостатком – отсутствием приданого. Смысл своей жизни она
видит в поиске настоящей любви, и вскоре находит ее в лице Сергея Паратова. Однако вскоре
романтический флер спадает с глаз героини, и она здраво оценивает сложившуюся ситуацию. Люди,
окружающие ее, в том числе и родная мать, видят в ней лишь роскошную забаву, дорогую игрушку,
которой можно похвастать в обществе. Даже в близком окружении никто не стремится заглянуть в ее
душу, проявить к ней искреннее участие.
Лариса приходит к печальному выводу, что она – вещь, которую следует продать подороже.
Столкновение чистой души с порочным материальным миром неизменно приводит к трагической
развязке – гибели главной героини. Однако в своей смерти Лариса находит отраду, поскольку та дарит ей
долгожданную свободу .
7 слайд
7Прочитайте статью и выполните задания Островский приступил к написанию пьесы осенью 1874 года. «Бесприданница» была напечатана в 1879 году в литературном журнале «Отечественные записки». Первые постановки оказались провальными и вызвали резкую критику. И лишь в 90-х годах 19 века, спустя почти 10 лет после смерти писателя, к пьесе пришел заслуженный успех. Суть драмы Островского полностью отражает смысл названия – «Бесприданница». Раньше так называли бедных девушек, у которых за душой не было ни гроша. Таким образом, автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстает товаром, который можно купить или продать. Лариса Огудалова – тонко чувствующая, добрая и ранимая девушка, настоящая красавица, которая, все же обладает одним существенным недостатком – отсутствием приданого. Смысл своей жизни она видит в поиске настоящей любви, и вскоре находит ее в лице Сергея Паратова. Однако вскоре романтический флер спадает с глаз героини, и она здраво оценивает сложившуюся ситуацию. Люди, окружающие ее, в том числе и родная мать, видят в ней лишь роскошную забаву, дорогую игрушку, которой можно похвастать в обществе. Даже в близком окружении никто не стремится заглянуть в ее душу, проявить к ней искреннее участие. Лариса приходит к печальному выводу, что она – вещь, которую следует продать подороже. Столкновение чистой души с порочным материальным миром неизменно приводит к трагической развязке – гибели главной героини. Однако в своей смерти Лариса находит отраду, поскольку та дарит ей долгожданную свободу .
8 слайд
8
ЗАДАНИЕ:
1 . Составьте хронологическую таблицу
Работа с текстом
Хронология События
13 марта 1823 года родился в Москве
8 слайд
8 ЗАДАНИЕ: 1 . Составьте хронологическую таблицу Работа с текстом Хронология События 13 марта 1823 года родился в Москве
9 слайд
9
Работа с текстом
1. Проанализируйте заглавие произведения. Почему А.Островский
назвал пьесу «Бесприданница»?
2. Определите тему и идею пьесы
3. Определите жанр произведения.
Полезный набор(ы) фраз для диалогов и письма:
На мой взгляд , тему можно определить так …
Я считаю , что идея пьесы ...
По моему мнению, она выражена...
9 слайд
9 Работа с текстом 1. Проанализируйте заглавие произведения. Почему А.Островский назвал пьесу «Бесприданница»? 2. Определите тему и идею пьесы 3. Определите жанр произведения. Полезный набор(ы) фраз для диалогов и письма: На мой взгляд , тему можно определить так … Я считаю , что идея пьесы ... По моему мнению, она выражена...
10 слайд
10
Примерный ответ:
На мой взгляд , тему можно определить так:
«Искаженные взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы
«купли-продажи». Любого человека, любой поступок можно купить, вопрос
лишь в цене».
Я считаю , что автор рисует одну из серьезных проблем общества, в
котором человек предстает товаром, который можно купить или продать.
По моему мнению , п ьеса «Бесприданница» полностью соответствует
жанру социально-психологической драмы, поскольку в ней представлена
непростая судьба главной героини, вынужденной жить в постоянном
конфликте своей души и общества.
10 слайд
10 Примерный ответ: На мой взгляд , тему можно определить так: «Искаженные взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи». Любого человека, любой поступок можно купить, вопрос лишь в цене». Я считаю , что автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстает товаром, который можно купить или продать. По моему мнению , п ьеса «Бесприданница» полностью соответствует жанру социально-психологической драмы, поскольку в ней представлена непростая судьба главной героини, вынужденной жить в постоянном конфликте своей души и общества.
11 слайд
11
Грамматическая тема: «Отглагольные существительные».
Консультация
Oтглaгoльныe cyщecтвитeльныe – этo cyщecтвитeльныe, oбpaзoвaнныe oт
глaгoльныx ocнoв и oбoзнaчaющиe oпpeдмeчeннoe дeйcтвиe (cocтoяниe,
пpoцecc), т. e. пpeдcтaвляющиe eгo в oтвлeчeннoм cмыcлe.
Задание 1. Найдите в тексте отглагольные существительные:
ОТВЕТ: участие, изучения, заседаниях , отсутствие .
.
11 слайд
11 Грамматическая тема: «Отглагольные существительные». Консультация Oтглaгoльныe cyщecтвитeльныe – этo cyщecтвитeльныe, oбpaзoвaнныe oт глaгoльныx ocнoв и oбoзнaчaющиe oпpeдмeчeннoe дeйcтвиe (cocтoяниe, пpoцecc), т. e. пpeдcтaвляющиe eгo в oтвлeчeннoм cмыcлe. Задание 1. Найдите в тексте отглагольные существительные: ОТВЕТ: участие, изучения, заседаниях , отсутствие . .
12 слайд
Приём «Одноминутное эссе».
Напишите одноминутное эссе-ответ на вопрос: С уществует ли данная проблема в наши дни?
Консультация
Структура эссе:
1. Вступление (определяется проблема и ваше отношение к ней);
2. Тезис (ваши мысли по проблеме);
3. Аргумент (доказательства мысли), они могут выступать в виде фактов, явлений общественной жизни,
жизненного опыта...
4. Заключение (выводы по проблеме на основе вашего мнения, обобщение ваших раздумий).
12 слайд
Приём «Одноминутное эссе». Напишите одноминутное эссе-ответ на вопрос: С уществует ли данная проблема в наши дни? Консультация Структура эссе: 1. Вступление (определяется проблема и ваше отношение к ней); 2. Тезис (ваши мысли по проблеме); 3. Аргумент (доказательства мысли), они могут выступать в виде фактов, явлений общественной жизни, жизненного опыта... 4. Заключение (выводы по проблеме на основе вашего мнения, обобщение ваших раздумий).
13 слайд
Примерный образец:
Вступление – «Для меня эта пьса является ключом к пониманию…»
Тезис - «Автор обращает наше внимание на то, что…»
Аргумент – «Например,…
во – первых, …
во-вторых, …
в-третьих, ...
Заключение – «Таким образом, могу с уверенностью сказать, что...»
ФО Взаимооценивание по дескрипторам .
13 слайд
Примерный образец: Вступление – «Для меня эта пьса является ключом к пониманию…» Тезис - «Автор обращает наше внимание на то, что…» Аргумент – «Например,… во – первых, … во-вторых, … в-третьих, ... Заключение – «Таким образом, могу с уверенностью сказать, что...» ФО Взаимооценивание по дескрипторам .
14 слайд
14Композиция
РЕФЛЕКСИЯ
Приём «Телеграмма»
1. Напишите себе (или автору пьесы) пожелание .
Примерный ответ:
Желаю себе: в любой ситуации оставаться человеком.
Или однокласснику: всегда помнить о настоящих жизненных
ценностях, построенных на добрых и искренних чувствах
14 слайд
14Композиция РЕФЛЕКСИЯ Приём «Телеграмма» 1. Напишите себе (или автору пьесы) пожелание . Примерный ответ: Желаю себе: в любой ситуации оставаться человеком. Или однокласснику: всегда помнить о настоящих жизненных ценностях, построенных на добрых и искренних чувствах
15 слайд
15Задание 2.
Учебное задание.
Посмотрите фильм «Жестокий романс»
Э.Рязанова, обсудите с одноклассниками образ
Ларисы Огудаловой
Урок окончен. Всего доброго, до встречи!
15 слайд
15Задание 2. Учебное задание. Посмотрите фильм «Жестокий романс» Э.Рязанова, обсудите с одноклассниками образ Ларисы Огудаловой Урок окончен. Всего доброго, до встречи!
16 слайд
16Барша ғ а қ олжетімді,
сапалы білім!
Качественное
образование,
доступное всем!Заманауи
технолог
ия Білімді
бағала
уҚол
жетімд
і Цифрлы
Қ аза қ ст
ан
Дербе
с
оқытуН ә тиже
лі
Тиім
діҮш
тілді
16 слайд
16Барша ғ а қ олжетімді, сапалы білім! Качественное образование, доступное всем!Заманауи технолог ия Білімді бағала уҚол жетімд і Цифрлы Қ аза қ ст ан Дербе с оқытуН ә тиже лі Тиім діҮш тілді