Б.Пастернак "Доктор Живаго"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
1 слайд
2 слайд
Роман, в центре которого
должна оказаться
революционная эпоха,
Пастернак начал писать ещё
зимой 1917-1918 годов и не
расставался с этим замыслом
несколько десятилетий.
Судьба «Доктора Живаго»
драматична: роман был
закончен в 1955 году и
отправлен в журнал «Новый
мир», но был отвергнут, т.к. в
нем усмотрели искаженное
изображение революции и
места интеллигенции по
отношению к ней.
2 слайд
Роман, в центре которого должна оказаться революционная эпоха, Пастернак начал писать ещё зимой 1917-1918 годов и не расставался с этим замыслом несколько десятилетий. Судьба «Доктора Живаго» драматична: роман был закончен в 1955 году и отправлен в журнал «Новый мир», но был отвергнут, т.к. в нем усмотрели искаженное изображение революции и места интеллигенции по отношению к ней.
3 слайд
Однако роман был напечатан в 1957 году в Италии,
затем переведён на многие языки мира, а в 1958 году
автору была присуждена Нобелевская премия в
области литературы «за выдающиеся достижения в
современной лирической поэзии и на традиционном
поприще великой русской прозы».
3 слайд
Однако роман был напечатан в 1957 году в Италии, затем переведён на многие языки мира, а в 1958 году автору была присуждена Нобелевская премия в области литературы «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы».
4 слайд
На родине же Пастернака
начали активно травить:
исключили из членов Союза
писателей, организовали в
газетах, журналах, на радио
целый поток оскорблений и
обвинений, заставили
отказаться от Нобелевской
премии, настойчиво
раздавались требования
покинуть родную землю.
«Я связан с Россией
рождением, жизнью,
работой. Я не мыслю своей
судьбы отдельно и вне её», -
решительно заявлял
Пастернак.
4 слайд
На родине же Пастернака начали активно травить: исключили из членов Союза писателей, организовали в газетах, журналах, на радио целый поток оскорблений и обвинений, заставили отказаться от Нобелевской премии, настойчиво раздавались требования покинуть родную землю. «Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне её», - решительно заявлял Пастернак.
5 слайд
Нобелевская премия.
Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне на волю хода нет.
Тёмный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, всё равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придёт пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
1959 г.
5 слайд
Нобелевская премия. Я пропал, как зверь в загоне, Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне на волю хода нет. Тёмный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, всё равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придёт пора – Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. 1959 г.
6 слайд
Вся эта история подкосила
писателя.
30 мая 1960 года Пастернака не
стало. «Доктор Живаго» был
опубликован на родине только
в 1988 году, через 33 года
после написания.
Почему же роман «Доктор Живаго»
вызвал такую реакцию властей ?
6 слайд
Вся эта история подкосила писателя. 30 мая 1960 года Пастернака не стало. «Доктор Живаго» был опубликован на родине только в 1988 году, через 33 года после написания. Почему же роман «Доктор Живаго» вызвал такую реакцию властей ?
7 слайд
Внешне повествование вполне традиционно:
рассказывается о судьбе человека в эпоху
революции. Но события романа даны через
восприятие главного героя, это субъективное
восприятие и составляет сюжет. Роман не
вписывался в схемы социалистического реализма,
предполагающего «активную жизненную позицию».
Судьба человека , по Пастернаку, не связана
напрямую с исторической эпохой, в которую выпало
жить. Главный герой романа Юрий Живаго не
пытается бороться с обстоятельствами, но и не
приспосабливается к ним, оставаясь собой при
любых условиях, сохраняя свою точку зрения.
7 слайд
Внешне повествование вполне традиционно: рассказывается о судьбе человека в эпоху революции. Но события романа даны через восприятие главного героя, это субъективное восприятие и составляет сюжет. Роман не вписывался в схемы социалистического реализма, предполагающего «активную жизненную позицию». Судьба человека , по Пастернаку, не связана напрямую с исторической эпохой, в которую выпало жить. Главный герой романа Юрий Живаго не пытается бороться с обстоятельствами, но и не приспосабливается к ним, оставаясь собой при любых условиях, сохраняя свою точку зрения.
8 слайд
Как исторические события преломляются в
восприятии Юрия Живаго?
Первоначально герой с восторгом принимает
октябрьские события 1917 года. Юрий Живаго по-
мальчишески восторженно говорит Ларисе: «Вы
подумайте, какое сейчас время! И мы с вами живём в эти
дни! Ведь только раз в вечность случается такая
небывальщина. Подумайте: со всей России сорвало
крышу, и мы со всем народом очутились под открытым
небом. И некому за нами подглядывать. Свобода!».
Вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения
человека, обещанного первым революционными
действиями, новая власть поставила человека в жесткие
рамки, навязывая при этом собственное понимание
свободы и счастья. Но насильно сделать людей
счастливым нельзя, единого рецепта не существует.
8 слайд
Как исторические события преломляются в восприятии Юрия Живаго? Первоначально герой с восторгом принимает октябрьские события 1917 года. Юрий Живаго по- мальчишески восторженно говорит Ларисе: «Вы подумайте, какое сейчас время! И мы с вами живём в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумайте: со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода!». Вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения человека, обещанного первым революционными действиями, новая власть поставила человека в жесткие рамки, навязывая при этом собственное понимание свободы и счастья. Но насильно сделать людей счастливым нельзя, единого рецепта не существует.
9 слайд
Что происходит с Живаго в годы Гражданской войны ?
В Гражданскую войну Живаго попадает в
партизанский отряд. Трагизм Пастернаком передается
не через описание жестоких сражений, а через
восприятие событий главным героем. Человеческая
бойня нелепа. Единственное сражение, в котором
принимает участие пленённый партизанами доктор, -
доказательство этой нелепости. Ему приходится
убивать тех, кого он считал своими. После войны
Живаго возвращается в Москву и оказывается не ко
двору новой власти. Он не способен
приспосабливаться, изменять самому себе. Пастернак
видит высшую ценность в человеке, его личности, его
частной жизни. Единственно важная «соль земли» -
бессмертная душа человека.
9 слайд
Что происходит с Живаго в годы Гражданской войны ? В Гражданскую войну Живаго попадает в партизанский отряд. Трагизм Пастернаком передается не через описание жестоких сражений, а через восприятие событий главным героем. Человеческая бойня нелепа. Единственное сражение, в котором принимает участие пленённый партизанами доктор, - доказательство этой нелепости. Ему приходится убивать тех, кого он считал своими. После войны Живаго возвращается в Москву и оказывается не ко двору новой власти. Он не способен приспосабливаться, изменять самому себе. Пастернак видит высшую ценность в человеке, его личности, его частной жизни. Единственно важная «соль земли» - бессмертная душа человека.
10 слайд
Чем привлекает герой романа Юрий Живаго?
Герой Пастернака, Юрий Живаго ,
привлекает открытостью,
умением любить и ценить жизнь,
незащищенностью, которая
является признаком не безволия,
а способностью к размышлению,
сомнению. Герой – выражение
нравственного идеала автора: он
талантлив, умен, добр, он
сохраняет свободу духа, он
видит мир по-своему и не
подстраивается ни под кого, он
личность.
10 слайд
Чем привлекает герой романа Юрий Живаго? Герой Пастернака, Юрий Живаго , привлекает открытостью, умением любить и ценить жизнь, незащищенностью, которая является признаком не безволия, а способностью к размышлению, сомнению. Герой – выражение нравственного идеала автора: он талантлив, умен, добр, он сохраняет свободу духа, он видит мир по-своему и не подстраивается ни под кого, он личность.
11 слайд
Роман «Доктор Живаго» состоит из
2-х частей: прозаической и
поэтической. 16 частей романа
повествуют о людях, событиях,
большой истории, трагических
судьбах Живаго, Тони, Лары и
других героев. Здесь же показан
многоплановый образ России в
предреволюционные и
послереволюционные годы. В
последней , 17-ой части, весь этот
обширный материал как будто
заново повторяется, но на этот раз
уже в поэзии.
Поэзия и проза в романе
Б.Пастернака образуют единство,
являются, по сути дела, новой
жанровой формой.
11 слайд
Роман «Доктор Живаго» состоит из 2-х частей: прозаической и поэтической. 16 частей романа повествуют о людях, событиях, большой истории, трагических судьбах Живаго, Тони, Лары и других героев. Здесь же показан многоплановый образ России в предреволюционные и послереволюционные годы. В последней , 17-ой части, весь этот обширный материал как будто заново повторяется, но на этот раз уже в поэзии. Поэзия и проза в романе Б.Пастернака образуют единство, являются, по сути дела, новой жанровой формой.
12 слайд
Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моём веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронести.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
1946 г.
12 слайд
Гамлет Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далёком отголоске, Что случится на моём веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронести. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти. 1946 г.
13 слайд
С героем трагедии Шекспира
лирического героя одноименного
стихотворения Б.Пастернака
сближает одно и то же стремление
сделать свой жизненный выбор
«в смертельной схватке с целым
миром бед». Он, как и Гамлет,
ощущает разрыв «связующей
нити» времен и свою
ответственность за её
соединение.
Выбор пути совершился в пользу
христианской этики: иду
навстречу страданиям и гибели,
но ни в коем случае – лжи,
неправды, беззакония и безверия.
13 слайд
С героем трагедии Шекспира лирического героя одноименного стихотворения Б.Пастернака сближает одно и то же стремление сделать свой жизненный выбор «в смертельной схватке с целым миром бед». Он, как и Гамлет, ощущает разрыв «связующей нити» времен и свою ответственность за её соединение. Выбор пути совершился в пользу христианской этики: иду навстречу страданиям и гибели, но ни в коем случае – лжи, неправды, беззакония и безверия.
14 слайд
Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе.
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени.
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел. Два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
З и м н я я н о ч ь
14 слайд
Мело, мело по всей земле, Во все пределы. Свеча горела на столе. Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе Свеча горела. На озаренный потолок Ложились тени. Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал. И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел. Два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела. З и м н я я н о ч ь