Доклад для педчтения
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Доклад для педагогического чтения
на тему: ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА CASE-STUDY(ИЛИ
МЕТОД А КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ) НА
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И АНАЛИЗ
ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ»
подготовила: преподаватель ПЦМК “СЭД” Тобетова А.С.
Алматы 2020
1 слайд
Доклад для педагогического чтения на тему: ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА CASE-STUDY(ИЛИ МЕТОД А КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ) НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ» подготовила: преподаватель ПЦМК “СЭД” Тобетова А.С. Алматы 2020
2 слайд
Британское исследование «Study UK:DiscoverYou»
сделало вывод, что успех компании лишь на 15 % зависит
от технического потенциала и на 85 % от качества
квалификации рабочей силы. Человек является носителем
знания, в то же время его производителем и потребителем,
а персонал является главным преимуществом компании,
его ключевой компетенцией. Одним из наиболее
эффективных методов инновационного обучения является,
метод case-study, или метод конкретных ситуаций.
Ключевым понятием данного метода является ситуация
как набор обстоятельств или условий, создающих ту или
иную ситуацию, выбор каких-либо из них будет влиять на
конечный результат.
2 слайд
Британское исследование «Study UK:DiscoverYou» сделало вывод, что успех компании лишь на 15 % зависит от технического потенциала и на 85 % от качества квалификации рабочей силы. Человек является носителем знания, в то же время его производителем и потребителем, а персонал является главным преимуществом компании, его ключевой компетенцией. Одним из наиболее эффективных методов инновационного обучения является, метод case-study, или метод конкретных ситуаций. Ключевым понятием данного метода является ситуация как набор обстоятельств или условий, создающих ту или иную ситуацию, выбор каких-либо из них будет влиять на конечный результат.
3 слайд
•
Данный метод представлен двумя классическими
школами, американской и европейской. В рамках
Гарвардской (американской) школы целью метода
является определение единственно верного решения
сложившейся ситуации, а Манчестерская (европейская)
школа предполагает несколько решений. Размер кейса
может варьироваться от одной до множества страниц,
составленных на основе реальных фактов. Например,
американская модель кейса обычно объемная и
составляет 20–30 страниц текста плюс до 10 страниц с
иллюстрациями, т.е. европейские кейсы в 2 раза короче.
Метод case-study, или метод конкретных ситуаций -
эффективный распространенный метод организации
активной познавательной деятельности обучающихся,
который позволяет сформировать у обучающегося
навыки:
3 слайд
• Данный метод представлен двумя классическими школами, американской и европейской. В рамках Гарвардской (американской) школы целью метода является определение единственно верного решения сложившейся ситуации, а Манчестерская (европейская) школа предполагает несколько решений. Размер кейса может варьироваться от одной до множества страниц, составленных на основе реальных фактов. Например, американская модель кейса обычно объемная и составляет 20–30 страниц текста плюс до 10 страниц с иллюстрациями, т.е. европейские кейсы в 2 раза короче. Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - эффективный распространенный метод организации активной познавательной деятельности обучающихся, который позволяет сформировать у обучающегося навыки:
4 слайд
- принятия правильных решений в условиях
неопределённости;
- разработки эффективного плана действий;
- применения полученных знаний на практике;
- учета мнения других специалистов;
- исследования проблемных ситуаций.
Цели метода:
-Вырабатывать самостоятельность и инициативность в
решениях;
-Способствовать правильному использованию
информации;
-Развивать аналитические способности к исследованию
жизненных и производственных задач.
4 слайд
- принятия правильных решений в условиях неопределённости; - разработки эффективного плана действий; - применения полученных знаний на практике; - учета мнения других специалистов; - исследования проблемных ситуаций. Цели метода: -Вырабатывать самостоятельность и инициативность в решениях; -Способствовать правильному использованию информации; -Развивать аналитические способности к исследованию жизненных и производственных задач.
5 слайд
•
Методику работы по анализу конкретных
ситуаций можно выстраивать в двух
направлениях:
•
-ролевое разыгрывание конкретной ситуации:
изучение ситуации участниками происходит
заранее, и занятие по ее анализу переходит в
ролевую игру;
•
-коллективное обсуждение вариантов решения
одной и той же ситуации.
5 слайд
• Методику работы по анализу конкретных ситуаций можно выстраивать в двух направлениях: • -ролевое разыгрывание конкретной ситуации: изучение ситуации участниками происходит заранее, и занятие по ее анализу переходит в ролевую игру; • -коллективное обсуждение вариантов решения одной и той же ситуации.
6 слайд
•
Сегодня метод case-study занимает лидирующие позиции в
обучении, в РК интерес к данному методу появился лишь в
конце двадцатого столетия и стал активно применяться для
корпоративного обучения сотрудников компаний, а также
студентов вузов в области экономических дисциплин,
юриспруденции, медицины и др. Главное преимущество
данного метода обучения состоит в использовании принципов
проблемного обучения, то есть проблема данная в кейсе
имитирует механизм принятия решения в реальной рабочей
ситуации, позволяя применить теоретические знания на
практике и возможность трудового коллектива работать в одном
проблемном поле, совместно заниматься поиском путей
решения проблемы. Кроме того, данный метод дает
возможность развить навыки презентации, умения
аргументировать, работать в команде, отстаивать свое мнение и
видеть ситуацию в целом.
6 слайд
• Сегодня метод case-study занимает лидирующие позиции в обучении, в РК интерес к данному методу появился лишь в конце двадцатого столетия и стал активно применяться для корпоративного обучения сотрудников компаний, а также студентов вузов в области экономических дисциплин, юриспруденции, медицины и др. Главное преимущество данного метода обучения состоит в использовании принципов проблемного обучения, то есть проблема данная в кейсе имитирует механизм принятия решения в реальной рабочей ситуации, позволяя применить теоретические знания на практике и возможность трудового коллектива работать в одном проблемном поле, совместно заниматься поиском путей решения проблемы. Кроме того, данный метод дает возможность развить навыки презентации, умения аргументировать, работать в команде, отстаивать свое мнение и видеть ситуацию в целом.
7 слайд
•
Каждый участник имеет возможность сравнить свое
мнение с другими, а также наблюдаем высокую степень
активности участников. Образование должно быть
ориентированно на конкретный результат, методика
обучения и усвоение информации важно, но должен быть
виден эффект, отдача от обучения и демонстрироваться
актуальность, а актуальность постоянно подкрепляется
новыми знаниями. Большой поток теоретических знаний
должен иначе преподноситься и трансформироваться в
практическое применение, исходя из специфики той или
иной сферы деятельности. Практика показывает, что метод
анализа конкретных ситуаций: стимулирует обращение
обучающихся к научным источникам, к нормативным
правовым актам, усиливает стремление к приобретению
теоретических знаний для получения ответов на
поставленные вопросы.
7 слайд
• Каждый участник имеет возможность сравнить свое мнение с другими, а также наблюдаем высокую степень активности участников. Образование должно быть ориентированно на конкретный результат, методика обучения и усвоение информации важно, но должен быть виден эффект, отдача от обучения и демонстрироваться актуальность, а актуальность постоянно подкрепляется новыми знаниями. Большой поток теоретических знаний должен иначе преподноситься и трансформироваться в практическое применение, исходя из специфики той или иной сферы деятельности. Практика показывает, что метод анализа конкретных ситуаций: стимулирует обращение обучающихся к научным источникам, к нормативным правовым актам, усиливает стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на поставленные вопросы.
8 слайд
•
Идеи метода case-study (метода ситуационного обучения)
достаточно просты:
•
1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам,
истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа
на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые
могут соперничать по степени истинности; задача
преподавания при этом сразу отклоняется от классической
схемы и ориентирована на получение не единственной, а
многих истин и ориентацию в их проблемном поле.
•
2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым
знанием, а на его выработку, на сотворчество обучающегося и
преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-
study от традиционных методик – демократия в процессе
получения знания, когда обучающийся по сути дела
равноправен с другими обучающимися и преподавателем в
процессе обсуждения проблемы.
8 слайд
• Идеи метода case-study (метода ситуационного обучения) достаточно просты: • 1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. • 2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучающегося и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case- study от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда обучающийся по сути дела равноправен с другими обучающимися и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
9 слайд
•
3. Результатом применения метода являются не только знания,
но и навыки профессиональной деятельности.
•
4. Технология метода заключается в следующем: по
определенным правилам разрабатывается модель конкретной
ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот
комплекс знаний и практических навыков, которые
обучающимся нужно получить; при этом преподаватель
выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы,
фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в
роли диспетчера процесса сотворчества.
•
5. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа
является не только получение знаний и формирование
практических навыков, но и развитие системы ценностей
обучающегося, профессиональных позиций, жизненных
установок, своеобразного профессионального мироощущения и
миропреобразования.
9 слайд
• 3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности. • 4. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые обучающимся нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества. • 5. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучающегося, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.
10 слайд
•
6. В методе case-study преодолевается классический
дефект традиционного обучения, связанный с
«сухостью», неэмоциональностью изложения материала
– эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом
методе так много что хорошо организованное
обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.
•
Метод case-study – инструмент, позволяющий применить
теоретические знания к решению практических задач.
Метод способствует развитию у обучающихся
самостоятельного мышления, умения выслушивать и
учитывать альтернативную точку зрения,
аргументированно высказать свою. С помощью этого
метода обучающиеся имеют возможность проявить и
усовершенствовать аналитические и оценочные навыки,
научиться работать в команде, находить наиболее
рациональное решение поставленной проблемы.
10 слайд
• 6. В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль. • Метод case-study – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода обучающиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
11 слайд
•
Приведу элементарный пример из проведенного мною
занятия на тему «Анализ производительности труда
работников предприятия» в группе УиА-302. Проведя
анализ производительности труда работников данного
предприятия за два последних года мы выявили, что
производительность труда на данном предприятии заметно
ухудшилась по сравнению с предыдущим годом. Как мы
знаем, на производительность труда работников влияют
очень много факторов, как внешних, так и внутренних. Я
здесь выступаю в роли ведущего (или генератора) и даю
задание обучающимся выявить причину снижения
производительности труда и дать рекомендации по ее
повышению. Обучающиеся, изучив причины, начинают
предлагать свои варианты повышения производительности
труда. Спорят друг с другом, отстаивая каждый свою точку
зрения.
11 слайд
• Приведу элементарный пример из проведенного мною занятия на тему «Анализ производительности труда работников предприятия» в группе УиА-302. Проведя анализ производительности труда работников данного предприятия за два последних года мы выявили, что производительность труда на данном предприятии заметно ухудшилась по сравнению с предыдущим годом. Как мы знаем, на производительность труда работников влияют очень много факторов, как внешних, так и внутренних. Я здесь выступаю в роли ведущего (или генератора) и даю задание обучающимся выявить причину снижения производительности труда и дать рекомендации по ее повышению. Обучающиеся, изучив причины, начинают предлагать свои варианты повышения производительности труда. Спорят друг с другом, отстаивая каждый свою точку зрения.
12 слайд
•
И в итоге, рассмотрев все альтернативные варианты
решения этой проблемы приходят к единственно
верному решению. В данном случае это
неквалифицированные работники. «Нужно повысить
квалификацию работников данного предприятия:
проводить мастер-классы, направить на курсы
повышения квалификации, прикрепить наставников к
вновь принятым работникам, сходить по обмену опытом
на другие предприятия (если конечно руководство этих
предприятий разрешат) и т.д.» - заключили
обучающиеся.
•
Метод case-study необходимо использовать в
органическом единстве с другими методами обучения, в
том числе традиционными, закладывающими у
обучающихся обязательное нормативное знание.
12 слайд
• И в итоге, рассмотрев все альтернативные варианты решения этой проблемы приходят к единственно верному решению. В данном случае это неквалифицированные работники. «Нужно повысить квалификацию работников данного предприятия: проводить мастер-классы, направить на курсы повышения квалификации, прикрепить наставников к вновь принятым работникам, сходить по обмену опытом на другие предприятия (если конечно руководство этих предприятий разрешат) и т.д.» - заключили обучающиеся. • Метод case-study необходимо использовать в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе традиционными, закладывающими у обучающихся обязательное нормативное знание.
13 слайд
•
Спасибо за внимание!
13 слайд
• Спасибо за внимание!