Формирование компетентности учащихся на уроках информатики
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Формирование
компетентности
учащихся на уроках
информатики
1 слайд
Формирование компетентности учащихся на уроках информатики
2 слайд
«Главным ресурсом
развивающегося общества
являются люди,
не столько подготовленные,
сколько развивающиеся
непрерывно»
П.Г. Щедровицкий
2 слайд
«Главным ресурсом развивающегося общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно» П.Г. Щедровицкий
3 слайд
Компетенция – это определенная
область (сфера) окружающей
действительности или
деятельности.
Компетентность – это способность
установить и реализовать связь
между «знанием – умением» и
ситуацией.
3 слайд
Компетенция – это определенная область (сфера) окружающей действительности или деятельности. Компетентность – это способность установить и реализовать связь между «знанием – умением» и ситуацией.
4 слайд
Типология ключевых
компетенций, предложенная
А.В.Хуторским
1. Ценностно-смысловые компетенции.
2. Общекультурные компетенции.
3. Учебно-познавательные компетенции.
4. Информационные компетенции.
5. Коммуникативные компетенции.
6. Социально-трудовые компетенции.
7. Компетенции личностного
самосовершенствования.
4 слайд
Типология ключевых компетенций, предложенная А.В.Хуторским 1. Ценностно-смысловые компетенции. 2. Общекультурные компетенции. 3. Учебно-познавательные компетенции. 4. Информационные компетенции. 5. Коммуникативные компетенции. 6. Социально-трудовые компетенции. 7. Компетенции личностного самосовершенствования.
5 слайд
Чем урок информатики
отличается от других учебных
предметов?
•
наличием специальных технических средств, в первую
очередь – персонального компьютера для каждого
ученика, а также задействованной в учебном процесс
оргтехники, мультимедийных устройств.
•
каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное
рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам;
•
ответы у доски практикуются значительно реже;
•
приветствуются ответы с места;
•
визуальный контакт с соучениками и учителем строится
несколько иначе, чем на других уроках.
•
на уроках информатики активная самостоятельная
деятельность, создание собственного, личностно-
значимого продукта могут быть естественным образом
организованы педагогом.
•
предмет информатики отличает изначальная высокая
мотивация учащихся.
5 слайд
Чем урок информатики отличается от других учебных предметов? • наличием специальных технических средств, в первую очередь – персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процесс оргтехники, мультимедийных устройств. • каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; • ответы у доски практикуются значительно реже; • приветствуются ответы с места; • визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. • на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно- значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. • предмет информатики отличает изначальная высокая мотивация учащихся.
6 слайд
Деятельность, направленная на
развитие ключевых компетенций
Виды деятельности:
Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией,
получение технических навыков по работе с различными устройствами и
приборами ( наушники, колонки, принтер, сканер, web -камера и т.п .)
Владение способами работы с информацией: поиск в каталогах,
поисковых системах, иерархических структурах;
извлечение информации с различных носителей ; систематизация, анализ и отбор
информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование
файловой системы, проектирование баз данных и т.д.); технически навыки
сохранения, удаления, копирования информации и т.п. преобразование
информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и
т.п.)
Владение навыками работы с различными устройствами информации
(мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и
т.п.)
Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять
главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые
мистификации, и т.п.)
Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии
для решения широкого класса учебных задач.
6 слайд
Деятельность, направленная на развитие ключевых компетенций Виды деятельности: Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами ( наушники, колонки, принтер, сканер, web -камера и т.п .) Владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах; извлечение информации с различных носителей ; систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.); технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п. преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.) Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.) Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.) Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.
7 слайд
7 слайд
8 слайд
8 слайд
9 слайд
9 слайд
10 слайд
10 слайд
11 слайд
11 слайд
12 слайд
12 слайд
13 слайд
Коммуникативные
компетенции
Виды деятельности:
Владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение
задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите
проекта и т.п.)
Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов
построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка
параметров среды и т.д.)
Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми
приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет,
создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации
в презентации и т.п.)
Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными
собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций,
нюансов их использования и т.д.)
Понимание факта многообразия языков,
владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных
языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на
соответствующем уровне)
Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над
совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология
клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.)
Толерантность, умение строить общение с представителями других
взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с
удаленными собеседниками и т.п.)
13 слайд
Коммуникативные компетенции Виды деятельности: Владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.) Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.) Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.) Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.) Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне) Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.) Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.)
14 слайд
14 слайд
15 слайд
15 слайд
16 слайд
16 слайд
17 слайд
17 слайд
18 слайд
18 слайд
19 слайд
Ценностно-смысловые
компетенции
Виды деятельности:
Умение формулировать собственные учебные цели (цели
изучения данного предмета вообще, при изучении темы,
при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.)
Умение принимать решение, брать ответственность на
себя (быть лидером группового проекта, принимать
решение в случае нестандартной ситуации (сбой в
работе системы, несанкционированный доступ к сети…))
Осуществлять индивидуальную образовательную траектор
ию
.
19 слайд
Ценностно-смысловые компетенции Виды деятельности: Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.) Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…)) Осуществлять индивидуальную образовательную траектор ию .
20 слайд
20 слайд
21 слайд
Социально-трудовые
компетенции
Осознание наличия определенных требований к
продукту своей деятельности (требования к
программному обеспечению, юзабилити сайта,
функциональность базы данных и т.п.)
Анализ достоинств и недостатков аналогов
собственного продукта (при проектной деятельности
разного типа, при обучении офисным технологиям)
Владение
этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды
лицензирования программного обеспечения,
информационная безопасность, правовая
ответственность за нарушение законодательства,
авторские права и т.д.)
21 слайд
Социально-трудовые компетенции Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности (требования к программному обеспечению, юзабилити сайта, функциональность базы данных и т.п.) Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям) Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права и т.д.)
22 слайд
22 слайд
23 слайд
23 слайд
24 слайд
Общекультурная компетенция
Виды деятельности:
Владение элементами художественно-творческих
компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художник
а и
т.п. (проектирование дизайна сайта и приложения, создание
макетов полиграфической продукции, коллажей произведений
компьютерной графики, музыкальных треков)
Понимание места данной науки в системе других наук, ее и
стории и путей развития
(тенденции развития языков программирования, эволюция
вычислительной техники, адекватная оценка состояния
единиц техники, уровня продукта и т.п.)
24 слайд
Общекультурная компетенция Виды деятельности: Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художник а и т.п. (проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков) Понимание места данной науки в системе других наук, ее и стории и путей развития (тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и т.п.)
25 слайд
25 слайд
26 слайд
26 слайд
27 слайд
27 слайд
28 слайд
28 слайд
29 слайд
Учебно–познавательные
компетенции
Виды деятельности :
Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей
деятельности (планирование собственной деятельности по разработке
приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера,
компьютерным моделированием)
Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и
явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат
(моделирование и формализация, численные методы решения задач,
компьютерный эксперимент, и т.п.)
Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с
новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.)
Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на
современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания
презентаций)
29 слайд
Учебно–познавательные компетенции Виды деятельности : Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием) Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.) Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.) Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций)
30 слайд
30 слайд
31 слайд
31 слайд
32 слайд
32 слайд
33 слайд
33 слайд
34 слайд
Компетенции личностного
самосовершенствования
Виды деятельности:
Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил
техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за
компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и
т.д.)
Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как
средство самопознания - тестирование в режиме on - line , тренажеры, квесты и
т.п.; нахождение новых способов самореализации - создание собственного
сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в
сетевом сообществе и т.п.)
Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки
преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов
поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.)
Наличие способности действовать в собственных интересах, получать
признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и
конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью
уникальных результатов своей деятельности).
34 слайд
Компетенции личностного самосовершенствования Виды деятельности: Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.) Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on - line , тренажеры, квесты и т.п.; нахождение новых способов самореализации - создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.) Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.) Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности).
35 слайд
35 слайд
36 слайд
36 слайд
37 слайд
Литература
1. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-
ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. – № 2. –
С. 58 – 64
2. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. -
М. : Издательский центр «Академия», 2007. – С. 142 – 144.
3. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых
компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос".
4. Переломова Н.А., зав кафедрой ИПКРО, г. Иркутск.
5. Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. //
Интернет-журнал "Эйдос".
6. И.А.Зимняя. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма
результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".
7. Г.В.Пичугина. Статья «Компетентностный подход в технологическом
образовании».
8. Т. В.Василькова Статья «Уроки информатики как среда формирования
ключевых компетенций».
37 слайд
Литература 1. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58 – 64 2. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. – С. 142 – 144. 3. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос". 4. Переломова Н.А., зав кафедрой ИПКРО, г. Иркутск. 5. Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал "Эйдос". 6. И.А.Зимняя. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос". 7. Г.В.Пичугина. Статья «Компетентностный подход в технологическом образовании». 8. Т. В.Василькова Статья «Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций».
38 слайд
38 слайд